Понедельник, 23.12.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Октябрь » 17 » ТЕНЬ ЦАРЕВНЫ ЛЯГУШКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
11:12
ТЕНЬ ЦАРЕВНЫ ЛЯГУШКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

фото

Сегодня много говорится о воспитании патриотизма, особенно среди журналистов. А начинать, по-моему, нужно с внимательного прочтения сказок.

В комментариях одному блогеру, который был недоволен одним из высказываний активистов ОНФ, наш спецкор спросил блогера об уровне его образования. И вопрос этот прозвучал абсолютно не праздно, потому что Архип Каштелян поинтересовался у блогера, знаком ли он со сказкой «Курочка Ряба», сделав попутное пояснение, что значение этой сказки обсуждалось на Международном Симпозиуме психологов в течение двух часов. (см. ст. в «ППР» о Симпозиуме психологов в Северной Столице). Изначально в сказке яйцо было не золотым, а более ценным, потому что оно было – «пестро, востро, костяно, мудрено»).

Наверное, мы сегодня не до оцениваем роль Народных сказок. Немецкие, китайские, польские, эстонские, русские они лучше всего смогут воспитать в ребёнке и необходимый патриотизм и интернационализм. Сегодня многие говорят о том, что в мире стали мало читать. Возросла роль видеоряда. Даже в Конкурсе, который организует ОНФ по журналистике, указывается, что отдельно будут рассматриваться работы фотокорреспондентов. Даже сделано пояснение, что порой одна фотография даёт информации больше, чем целая статья. Но любой фотоснимок может быть сделан под тем ракурсом, который может искажать существующую действительность. В дискуссиях археологов и палеонтологов существуют нескончаемые споры о том, что было первично в передаче информации – наскальный рисунок или письменность?

Но до письменности и изображений в глубокой древности уже появился язык жестов, мимики, эмоций. Сегодня журналистика, к сожалению, уходит от своего взлёта интеллектуальности, характерного для второй половины 19 века, когда острая тирада, крылатые выражения, софизмы древних авторов, уместно приведённые к конкретному сюжету, становились предметом обсуждений в Аристократических салонах, а затем через институциональные возможности общества тех времён посредством штата горничных, лакеев, денщиков, кучеров, извозчиков, трактирных слуг, портовых грузчиков всё это разносилось по всему свету. Век телеграфа необыкновенно ускорил и усилил распространение журналистских перлов.

Что мы имеем сегодня? Вернёмся к аналогии с известной сказкой о Царевне Лягушке. Чем, вообще, интересен для нас мир сказки? Когда, минуя строгую царскую цензуру, помещичий гнёт и прочие надзорные инстанции, распространялись, сохраняя глубочайшую традиционную мудрость, всевозможные притчи. Сегодня, увы, в журналистике присутствует закоснелая кастовость, разделяя СМИ на федеральные, корпоративные, региональные, субсидиарные и т.д.. О чём это свидетельствует? Что журналисты, очевидно, не столь внимательно читали в детстве известную сказку. Позволю себе напомнить, как развивался сюжет. Трём сыновьям некий властитель предлагает выбрать себе спутниц жизни, посредством стрельбы из лука. История напоминает сегодняшнюю ловлю букета невесты на современной свадьбе. Одна стрела залетела на Боярский двор, и подняла её Боярская дочь. Вторая стрела была отправлена на Купеческий двор, оказавшись в руках купеческой дочери. И вот третья стрела полетела, неведомо куда.

О чём нам хотел сказать автор? Конечно, сказочный жанр всегда имеет условный характер. Ведь, по обычаям тех времён, женская часть семьи располагалась на Женской, а девицы – Девичьей части. Почему именно дочь подняла стрелу, а не служанки? На чьей стороне симпатии сказочника? С первых строк симпатии оказываются на стороне загадочной лягушки. Она становится победительницей всех конкурсов, которые предлагал разборчивый родитель. Выткать полотенце, приготовить пирог. Сказочник иронично отзывается и о боярышне, и о купчихе, которые были необыкновенно кичливы, но не отличались изобретательностью. Они безнадёжно пытались копировать супругу младшего брата. Какое это имеет отношение к журналистике? Самое прямое! Ведь шедевром любого журналистского материала является умело проведённое журналистское расследование! А для этого нужно быть неприметным, как лягушка (интеллектуальный камуфляж), суметь дезориентировать своих оппонентов, имитация выбранного решения (ведь изначально мука выбрасывалась в огонь, а подлинный шедевр изготавливался позже) и, наконец, завершающая фаза – демонстрация высочайшего уровня профессиональной виртуозности. Мы помним, что из одного рукава у Царевны Лягушки появляются поток чистейшей водной глади, из другого рукава он извлекает то, что на глазах изумлённых гостей превращается в грациозных лебедей…

Откуда пошло выражение – «журналистская утка»? Историк Зоя Фёдоровна Ершова много лет посвятила изучению связи фольклористики и журналистики. Сегодня, если мы посмотрим интернет, печатные СМИ, то с грустью обнаружим, что новостной портал напоминает озвученную выше сказку. Горелые факты, которые были для отвода глаз предложены в качестве приготовления будущего каравая героиней указанной сказки, воспринимаются многими нынешними журналистами в качестве основной инструкции по применению. Что можно наблюдать? Например, о Вадиме Бойко, как его окрестили в СМИ – Жемчужный прапорщик было свыше 200 тысяч статей. Но все они напоминали инкубаторских цыплят по своему внешнему виду и содержанию. Нигде не было даже намёка на правду! Потому что был подсмотрен процесс «кулинарного» искусства до того, как этот процесс начинался. Анализ многих «раскрученных» сюжетов уводит, как правило, к зарубежному путеводителю, где на указательном столбе помещена табличка – «полицейских следует критиковать».

Правильно ли это? Сейчас модно критиковать государственных чиновников. Предположим, если полицейский по причине служебного несоответствия был уволен. Далее он отправился в ЧОП (Частное Охранное Предприятие), выполняя роль охранника в бюджетном учреждении, как оценивать его функциональные обязанности на новом месте службы? Если он делает всё возможное, чтобы на приём к этому чиновнику было не попасть? Нам приходилось сталкиваться с такой комичной ситуацией. Запись к чиновнику осуществляется по электронной почте. Записываемся по электронной почте, приходим в означенное время на приём. Охранник утверждает, что в списке Приёма наши фамилии не указаны. Нам предлагают позвонить по местному телефону в приёмную. Телефон не отвечает. Городской телефон – тоже. Направляем письмо к Начальнику Ведомства в Москву. Почта автоматически фиксируется при отправке письма через интернет. Начальство Московское предпочитает затаиться. Тогда копии всех писем направляем в Генеральную Прокуратуру РФ, оттуда приходит ответ от Начальника Ведомства, который заверяет руководство Генеральной Прокуратуры, что никаких посещений его подчинённых не было, а к письму приложены видео разговоров с охранником. Охранника увольняют, а на приём так и не удалось попасть, потому что ЧОП – система не государственная, но получающая зарплату в бюджетном учреждении. Для чего нам так хотелось прийти на личный приём к этой Начальнице? Мы хотели ей задать один-единственный вопрос, почему она в часы официального приёма граждан ПОСТОЯННО присутствует на телевизионных передачах, выступая от лица горожан, что необходимо легализовать проституцию или что больше одного ребёнка (у дамы единственный сын приблизительно тридцатилетнего возраста) иметь не надо. Поэтому-то газета «Поддержка Президентских реформ» постоянно ставит вопрос о том, что когда-то из структуры МВД РФ было выведено одно подразделение, которое и возглавляет теперь эта дама, и что это подразделение нужно снова вернуть в лоно МВД РФ.

Удалось выяснить, почему эта дама с маниакальным упорством посещает все мало-мальски интересные телепередачи, общественные конференции в качестве активного участника. Она, по её словам, своими выступлениями заполняет журналистский вакуум… Мол, мнение журналистов не внятно, а она отличается яркостью и образностью речи! Когда-то, наверное, ведь по образованию она учитель литературы, эта чиновница усвоила сказку о Царевне Лягушке и считает, что ей следует подражать всем горожанам, горожанкам, жителям страны, потому что она предпочитает выступать на федеральных каналах, не забывая, впрочем, и Питерские телеканалы.

Давайте задумаемся о том, что, вероятно, доля логика в словах этой чиновницы присутствует? Ведь многие журналисты вместо своей яркой интерпретации событий предлагают не исследовательский стиль той же Царевны Лягушки, а только внешнее подобие. Получается не сказочный персонаж, а только тень этой героини, а отсюда и снижение интереса читателей. Многое стало заменяться визуализацией, картинкой. Словесная характеристика какого-то сюжета заставляет читателя формировать воображение, выстраивать цепочку когнитивных связей. Мелькающая картинка значительно упрощает восприятие. Чем отличается штампованная продукция от художественной ручной работы? Временем выполнения и наличием вдохновения мастера. Так, может быть, сегодня журналистам не надо гнаться за скоростью, чтобы успеть квакнуть в общем хоре? Наверное, в идеале, каждый журналист должен иметь своё неповторимое лицо. Вспомним цитируемую не раз сказку: боярская дочь и купеческая, утратив свою индивидуальность, сразу утрачивают и интерес многочисленных гостей, присутствовавших на этом пиршестве…Индивидуальный поиск собственных нестандартных решений заставляет задуматься нас о стилистике поведения в течение многих столетий. Нужно пытаться сохранять собственное лицо, не копируя чью-то тень. В век теневой экономики, хотя бы журналистика должна стремиться оставаться не теневой.

 

Томановская Валентина Владимировна

Просмотров: 454 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика