Сегодня проходит ежегодная Всероссийская встреча психологов в Санкт-Петербурге. Последующих два дня будут посвящены заседаниям в секциях и мастер-классам. Что бросилось в глаза?
Сама тема саммита удивляет редкостным упадничеством. Заголовком явились следующие реляции: «Что случилось? Что дальше? Что делать?»
Странно, что такие девизы себе избрали те, кто призван профессионально утешать других. Но теперь они обеспокоены одним. Кто утешит их? И не просто утешит, а даст готовый рецепт. Наверное, настало время определить чёткие параметры данной специальности. Какой статус определить для тех, кто очень не дешево обходится обществу? Для чего, вообще, человек может обратиться к психологу? За помощью? Но они и сами не знают, как и чем заниматься. Получить совет в жизненной ситуации? Но знакомы ли они с проблемами, чтобы дать хороший совет? Возьмём самую типичную ситуацию, например, у какой-то семьи проблемы с получением нового жилья. Социальная очередь не двигается. Что предложит психолог? Ускорить очередь? Вряд ли! Забыть о квартире и уехать в деревню? Но как бросить работу, учёбу детей и т.д.?
Рассмотрим другой злободневный вопрос. Нужно кардинальное лечение для улучшения здоровья. Для этого нужно и лишнее время и хорошие специалисты. Но обследование психолог обеспечить не может! А что может? Если психологи, а было заявлено, что это саммит практических психологов, могут решать практические вопросы, то им и надо решать сугубо практические вопросы…
Что сегодня утомляет в городском транспорте? Нескончаемые вереницы транспортных торговцев, бродячих музыкантов, попрошаек. Вот где фронт для работы психологов. Эта категория нуждается в утешении, осмыслении своей жизни, социализации.
Наверное, психологам, если они мечтают о том, чтобы приносить реальную пользу обществу, нужно чаще бывать в отделениях полиции. Беседовать с теми, кто нарушает закон, а также с пострадавшими. По телевидению обычно звучит при крупных ДТП информация такого рода о том, что с родственниками погибших «работают психологи». Вряд ли «утешительная» беседа с психологом поможет в таком случае. Очевидно, это напрасная трата бюджетных средств. Целесообразнее, если бы психологи работали на опережение ЧП. Например, внушали бы водителям, чтобы они не выезжали на встречную полосу, особенно если пассажирами являются дети. Психологическое разъяснение не помешало бы и организаторам таких поездок. Чтобы перемещение не осуществлялось в ночное время, когда водитель засыпает за рулём.
Задача психологов – формировать правильное поведение, хотя бы при исполнении своих обязанностей. Постоянно в СМИ обсуждаются возникшие проблемы собаководов в связи с участившимися отравлениями животных разбросанной на улицах отравой. Ни разу не удалось услышать разъяснительной беседы психолога с обеими сторонами конфликта. Если у кого-то присутствует немотивированная жестокость, то кому, как ни психологу методом убеждения устранить эту проблему? Или не существует методики убеждения? Тогда что существует? Неутешным владельцам собак можно предложить тоже предельно простой совет, заключающийся в следующем:
- Выводить собаку на прогулку исключительно на поводке.
- Надевать собаке намордник, тогда она не сможет «попробовать» отравленное лакомство.
- Воспитывать собак, чтобы они были приучены получать корм только из рук хозяина.
Прозвучавшие же на саммите доклады, очевидно, были подготовлены для инопланетян, настолько они были далеки от насущных задач. В обществе есть потребности избавления от вредных привычек – табакокурения, алкоголизации, наркомании. Об этом не было сказано и полслова. Зато, в качестве компенсации было проанализировано эпическое полотно «Три богатыря» художника Васнецова. Хотя искусствовед это сделал бы гораздо профессиональнее и интереснее. Вспоминался на саммите исторический период развития российско-украинских отношений в период царствования Алексея Михайловича, хотя о Киеве можно было бы говорить с периода Правления Княгини Ольги. Историк эти вопросы представил бы гораздо подробнее и правдивее.
Украинский вопрос обсуждать психологами было бы оправданно только в том случае, если бы они связались со своими украинскими коллегами, и те убедили бы участников конфликта сложить оружие и приложить усилия к мирным переговорам? Но этого не происходит! Пока это остаётся головной болью и материальными затратами для россиян. Российские психологи оказали бы России неоценимую услугу, если бы по телефону, через интернет смогли вести грамотный психологический диалог с украинцами. Один гость из Москвы заявил, что его знакомому периодически звонит дочь из Киева, называя и отца и всех в России дураками. Вот где случай для психолога связаться с девушкой в Киеве, переубедить её.
Другой докладчик пошёл ещё «дальше». Он наперебой приводил «бесценные» цитаты того западного психолога, который увлекался наркотиками и художественным творчеством предводителя немецкого фашизма.
Сотрудники газеты «Поддержка Президентских реформ», присутствовавшие на данном совещании, вопросами бомбардировали таких докладчиков, доказывая, что фашизм не может быть оправдан, даже по прошествии десятков лет!
Профессор из Тулы горестно подытожила, что её студенты не хотят её слушать. Трудно было бы поверить в обратное, исходя из темы её доклада о «взрослости», которой молодёжь не может достигнуть. Эта же докладчица заверила, что молодёжь категорически отказывается от памяти отцов.
И снова сотрудникам «ППР» пришлось прорываться к микрофонам в зале, чтобы напомнить о шествии Бессмертного полка по Невскому проспекту! Поведать коллегам, что Секцию психологов в Доме учёных РАН возглавляет Зимичёв Анатолий Михайлович, начавший свой образовательный процесс с Суворовского училища! Многие годы деканом факультета психологии университета Города на Неве был Альберт Александрович Крылов, в арсенале которого была Военная Морская Академия, а поэтому прозвучало приглашение почаще бывать в Питере, чтобы иметь боевой дух, свойственный обитателям Морской Столицы.
Если сказать, что доклады были «не о чём»? Правильнее сказать, что они изобиловали рукоплесканиями в адрес зарубежных коллег, причём столетней давности… Современные психологи-практики хватались за такие обветшалые сентенции, которые давно уже отброшены реалиями современной жизни. Было много недовольства и объективного дилетантизма. Что рассчитывали услышать мы? Если доклады готовили «практики», то следовало бы услышать следующее:
- Ко мне для беседы пришло столько-то посетителей.
- Было дано каждому по два десятка советов.
- Восемнадцать советов из каждых двадцати, которые были даны КАЖДОМУ посетителю, были претворены в жизнь в такое-то время.
- Ко мне пришло по 100 человек от каждого, кому я помог.
- Таким образом, за год охват моей аудитории, только на приёме, достиг не менее 6000 человек (по 20 человек с учётом 300 дней в году).
- На моей страничке в интернете со мной общается в виде просмотров моей информации в год 100 тысяч человек.
Таких отчётов можно было ожидать. Если психология – это наука, а не жалкие перепевы из других дисциплин.
Единственно убедительным выглядел ролик организаторов – учебного заведения «Эматон». В красочном ролике прозвучали цифры о том, сколько было подготовлено выпускников, выпушено сборников методической литературы, проведено семинаров и т.д..
Эта конкретика порадовала. Модератор – Константин Витальевич Павлов, который вёл Пленарное заседание, тоже обладал и заметным чувством юмора и осведомлённостью психологических проблем. Докладчики были на порядок слабее. Многие лекторы заявляли, что современным психологам могут помочь только «волонтёры». По-моему, это слабое звено должно взять на себя ОНФ. Сегодня здесь получило достойное распространение движение «За честные закупки».
Будем считать, что общество является потребителем психологических услуг. Каково качество этих услуг, должно сегодня взыскательно определять само общество. Психологи обратились к обществу с вопросом – «Что случилось?» и «Что делать?». ОНФ вправе дать ответ. Сегодня психологи должны работать, засучив рукава, разъясняя, что нужно стремиться к взаимопониманию, ответственному труду, охране окружающей среды. И, конечно, в школе психологи должны не констатировать, что нет понимания среди молодёжи и подростков, а нацеливать их на уважение Памяти в год 70-летия Великой Победы! А это означает, что нужно стремиться к лучшим результатам в учёбе, помогать родителям, стремиться походить на своих славных сверстников в годы Великой Отечественной войны. Психологи переживали, что в стране будет один учебник истории. Да у каждого психолога должно быть практических историй на десятки учебников истории. И психологи обязаны нести позитив, а не сетовать на свои проблемки, которые являются весьма надуманными. Несколько докладчиц с ожесточением заметили, как им не понравилось то или иное заявление представителя Министерства Образования, прозвучавшее в СМИ. Но никто из психологов не обратился с письмом в СМИ, в Минобрнауки… Почему? Потому что настал момент, чтобы активисты ОНФ направили психологов в нужном направлении, которое они давно для себя потеряли.
Томановская Надежда Яковлевна
|