Посещая свыше сотни всевозможных семинаров, сотрудники «ППР», постоянно общаясь с участниками этих форумов, пришли к выводу, что популярность «медийная» и фактическая имеют целый ряд принципиальных отличий. Например?
На первый взгляд, те, кто связан с многочисленными НКО, Общественными палатами и Общественными советами, по определению должны были быть известными в своих регионах. А что мы обнаружили на самом деле? Вначале мы изучали сложившуюся обстановку в Северо-Западном регионе. Порой выяснялись просто комические ситуации. Куратор от Мурманского региона на одном таком мероприятии главного редактора самого «популярного» в Мурманске издания просто в глаза не видел. Во всяком случае, именно в Питере состоялось «трогательное знакомство» этого редактора и куратора, претендующего на знание не только всех Мурманских СМИ, но и общественников.
Были выявлены и аналогичные коллизии по Ленинградской области. Один тележурналист, он же общественник, он же, по его словам, Председатель всех общественных организаций Ленобласти, он же завсегдатай всех мало-мальски значимых совещаний, проходящих в Ленинградской области, при опросе тех, кто десятки лет трудится в самых известных общественных организациях, что называется, ни сном, ни духом не знали о таком «общественнике».
Мы заинтересовались таким явлением - ситуационной индифферентностью, пытаясь выявить истоки этого психологического явления. Ведь такие личности мелькают постоянно на телеэкранах, заполоняют собой радио эфир, присутствуют на всевозможных мероприятиях, а запомниться никак не могут. Например, мы обратились к одному известному учёному-историку, который является специалистом по политикам Древней Греции, давая всем нынешним политическим деятелям те или иные ассоциативные имена. В этом году он участвовал в Праймериз «Единой России» и называл нам десятки фамилий общественных деятелей. Мы спросили его, а что он думает об одном из активистов Общественной палаты, назвав фамилию этого активиста. Олег Петрович Мироненко переспросил нас с явным удивлением:
- Кто это? Впервые слышу эту фамилию!
Так случилось, что об отдельных таких «активистах» и «активистках» мы спрашивали чиновников, которые занимаются исследованием социальных процессов, а эффект был тем же самым. Это явление когда-то было рассмотрено в кинофильме советских времён – «Чёрт с портфелем». Вроде бы у кого-то имеется должностной портфель, кабинет, постоянно присутствие в медийном пространстве, участие в телевизионных марафонах, а узнаваемость отсутствует.
И вот в этой связи мы столкнулись с совершенно другим феноменом! Это феномен узнаваемости журналиста Арины Ефимовой… Недавно мы обратились с вопросом на Международном конгрессе «Агрорусь» к участникам, известно ли им имя журналистки Арины Ефимовой? В ответ мы услышали целый град самых трогательных отзывов. Говорили об её стихах, очерках, телепередачах, устраиваемых Праздниках.
Нам вспомнились задушевные разговоры с Ариной, когда она приезжала в Северную Столицу. А у этой настойчивой, но предельно скромной журналистки явно занижена собственная социальная оценка. Мы спросили Арину, планирует ли она баллотироваться в Государственную Думу РФ? Арина всплеснула руками:
- Что Вы, ну о чём Вы говорите? Ведь у меня нет юридического образования! Да и здоровья тоже нет! Ведь я же – инвалид!
Мы стали убеждать Арину, что депутату не важно иметь специальное образование, всегда можно найти помощника с определённой компетенцией, а, главное, уметь СЛУШАТЬ людей. Понимать чужую боль… Арина решительно отказалась от дальнейшей политической карьеры. А, наверное, зря, что она отказалась. Арина Ефимова имеет тот феномен узнаваемости, которого, увы, не могут добиться те политики, которые многие годы стремятся запечатлеть себя на телеэкранах, побывать на многолюдных мероприятиях, так и оставшись бесцветной тенью.
Когда мы пытались выяснить феномен социальной популярности, обсуждая эту ситуацию с известным психологом и режиссёром – Анатолием Прохоровым (автором знаменитых «Смешариков»), то он назвал это «явлением предсмертного дня». То есть очень немногим дано прожить КАЖДЫЙ день так, словно это предпоследний день твоей жизни, и ты должен максимально раскрыться перед людьми. Работа в Организации инвалидов сделала Арину Ефимову предельно чуткой, внимательной, ответственной и, конечно, запоминающейся для тех, с кем она общается.
Вот и мы старались развить, по мере сил, в себе способность этой чуткости. И так сложилось, что мы познакомились с одной вдумчивой читательницей –Лидией Кухаревой, которая является инвалидом по зрению, и были удивлены её способностью публицистическим взором оценивать современную политическую ситуацию.
О чём можно говорить? Сегодня принято использовать такую формулировку – «люди с ограниченными возможностями», когда говорится об инвалидах. Но ведь сегодня миллионы инвалидов в России – это Алмазный фонд нашей страны, где сосредоточено столько наблюдательности, искренности, великолепных предложений по реформированию социальной сферы.
И вот так сложилось, что Праздники, которые проводит Арина Ефимова, становятся достоянием республики Адыгея. Здесь важно не число участников конкретного Праздника, а та социальная аура, которая распространяется вокруг этого события.
Сегодня ежедневно в Москве и Северной Столице проходят десятки семинаров, где обсуждается возможность медийной популярности, но при этом многочисленные ораторы, которые произносят заученные монологи, так и не понимают, что феномен узнаваемости возникает только тогда, когда присутствуют Искренность, Бескорыстие, Соучастие. У Арины Ефимовой эти черты есть, а многочисленных «мелькателей» в СМИ это отсутствует. Но при этом?
Но при этом, с упорством Мефистофеля, многие визитёры предпочитают заниматься явным искажением действительности. По итогам поездки Премьер-министра РФ в Псковскую область опять в СМИ замелькали «фразки», ничего общего с действительностью не имеющие. Для чего это делается? На политической популярности Дмитрия Анатольевича Медведева целый отряд бесцветных словобредов пытаются войти в историю. А такого прыжка так и не происходит.
В переписке с той же Лидией мы обратились к ней с вопросом, можем ли мы использовать её мысли в наших статьях? И она искренне ответила:
- Конечно, можно! Только не сможет ли это повредить Владимиру Владимировичу? А вдруг опять завистники скажут, что его только инвалиды и поддерживают?
Прочитав её подробные рассуждения на данную тему, мы невольно подумали о том, насколько трепетно чуткими могут быть такие, как Арина Ефимова, Лидия Кухарева. Они умеют чувствовать чужую боль, даже боль такого мощного руководителя, как Президент РФ – Владимир Путин. А что же основная масса журналистов? Они-то стремятся, дорвавшись до микрофона на пресс-конференции, задать вопрос поострее и побольнее. А потом хвастаться «остротой» поставленной темы. Тот же злобный сарказм ипросматривается и в пристальном наблюдении за Дмитрием Медведевым. Найти фразу, раздробить, вывернуть наизнанку, передать в искажённом виде. То есть журналисты, занимающиеся социальными темами, предпочитают приносить максимальную боль! И политику, о котором пишут, и читателям, чтобы «убить наповал». Никто не думает, чтобы смягчить боль, оказать поддержку. Вот поэтому-то Арину Ефимову с её желанием принести людям подлинную радость запоминают сразу и навсегда, а очень многие её коллеги так и остаются тушканчиками, подпрыгивающими, чтобы схватить кусочек славы и известности, которые от них постоянно безнадёжно ускользают.
Павел Ершов,
Валентина Томановская |