Крылатая фраза Шекспира о том, что весь мир – театр, более образно характеризует прекрасную библиотеку, расположенную в бывшем здании Священного Синода. Вообще-то, если быть более точными, то следует напомнить, что 25 февраля 1721 года стал действовать Святейший Правительствующий Синод. И хотя дата в 2019 году будет далеко не круглая, но поговорить об этом необходимо.
Атмосфера Президентской библиотеки сегодня полностью соответствует той торжественной театральности, если мы его Величество Театр воспринимаем исключительно как Храм искусства. Что изменилось в последнее время? Сегодня всевозможные тренинги, лекции, выступления любых ораторов разного уровня уже немыслимы без компьютерных презентаций, что подразумевает стилизованный выход на сцену, занавес, смену декораций, публику, овации и т.д.., включая и знаменитые театральные разъезды, о чём столь остроумно когда-то подметил Н.В. Гоголь.
Итак? Любое театральное действо предполагает хоть элементарный сценарий. И вот эту-то сценарность и требуется сегодня обсуждать, привлекая самые широкие круги научной общественности. Вовсе неслучайно, если мы не забываем о дате действия Святейшего Синода, 31 января в здании Президентской библиотеки откроется Научная конференция, посвящённая Архитектуре Российского образования. Понятно, что Образование – это создание определённого Образа, где инструментарии театральности имеют превалирующее значение. Но КАКИМ будет сегодня театр? Вот этим-то процессом реформирования современного театра и должна озаботиться Президентская библиотека, которая не зря называют Библиотекой Третьего тысячелетия.
Достаточно пройти по галереям Президентской библиотеки, заглянуть в Выставочные пространства, погрузиться в сосредоточенную тишину Читальных залов, чтобы ощутить торжественное величие Эпохи познаний, раздумий, принятия решений. Отличительной чертой этой уникальной библиотеки является то, что до тридцати страниц текста можно переслать на собственный компьютер, а с учётом того, что здесь можно работать в электронном виде с самыми редкими историческими документами, то Библиотека, то есть Библиотека с заглавной буквы, становится для нас Исторической ареной.
Хочу поделиться собственными впечатлениями. Недавно удалось, благодаря замечательным фондам этой ЛУЧШЕЙ Библиотеки в мире, узнать о том, как проходила так называемая земельная реформа в рамках одной, отдельно взятой семьи помещиков Томановских. Мне посчастливилось, прикоснувшись к подлинным документам, как метко подметил Президент РФ, ощутить, как «глотали пыль в судебных коридорах». Дело по Земельным спорам началось с 1864 года и продолжалось по 1869 год. За каждой строкой дела словно слышался и скрипучий ход штангенциркуля по канцелярским реликвиям и поступь лесного обходчика, отметившего с точностью до полу сажени зарослей лиственного кустарника. Вот и чисто математические расчёты, указывающие на тригонометрические измерения песчанок - горок, высота, угол наклона, с примечанием, что использованию в сельскохозяйственных целях не подлежит…
Межевание… В памяти при этом вставал недавно поставленный спектакль в ТЮЗ-е «Бедная Лиза». Вникая в эти уникальные документы, невольно подумала о том, что сегодняшние театральщики ищут какие-то немыслимые сюжеты, а не находя их, начинают с непозволительной пошлостью уродовать классику. Зачем? Фонды Президентской библиотеки – вот тот неисчерпаемый багаж для сегодняшнего театрального творчества. Оценка десятины земли? Три рубля за приобретение в вечное пользование приблизительно гектара земли. Приобретение разрешалось на одну душу полторы десятины минимум и четыре с половиной – максимум. Сегодня некоторые фермеры имеют в собственности сотни гектаров… Правильно ли это?
Сегодня люди стремятся в город, схватив себе кусок железобетонного жилья? Жалуясь на тесноту и отсутствие рабочего места? Некоторые мнимые «стратеги» абсурдно предлагают всем россиянам перебраться в 10-15 городов с максимальной концентрацией населения.
Или осваивать просторы? Но как? Изучая историю одного из имений Томановских, которое было пожаловано в 1820 году, можно заметить, что из пустошей и полной не заселённости, так как помещики привезли своих людей из других имений, возникло за 44 года, к моменту судебных разбирательств, уже около двадцати деревень…
О Земельной реформе и так называемом «освобождении крестьян», увы, мы пока мало знаем, так как и в царское и, тем более в советское время, правда оставалась за семью печатями, потому что с подлинными документами работали только единицы.
Поэтому-то Президентская библиотека, открывая доступ к широкому спектру исторических документов, даёт возможность изменить и Театр, как в России, так и в мире, и образование. Недавно удалось побывать на совершенно великолепном Вечере, организованным Герценовским вузом.
Читайте также: «Николай Цискарилзе, Олег Виноградов, Александр Клюев и Светлана Лебедева спасут музыкальную культуру в мире»
Наверное, говоря о назревшей реформе театра, нужно опираться на имеющийся непревзойдённый опыт наших мэтров театра, указанных в этой статье. Будем объективны? Но ни Алла Пугачёва, ни галерея её супругов не смогли снискать себе зарубежной популярности, хотя покупают себе недвижимость за пределами нашей необъятной Родины, куда они не собираются вкладывать дивиденды, полученные в РФ. Театральная постановка Киркорова в США провалилась, грозя ему превратиться в банкрота. И возникает закономерный вопрос? Почему же мы у себя на ТВ, радио, на просторах интернета должны терпеть это третьесортное или даже пятисортное «искусство»? Тогда как есть невостребованный ныне у нас в стране тот же талант Олега Михайловича Виноградова? Хотя в Вашингтоне его балетная Академия пользуется неизменным спросом! Ему предлагают выгодные контракты в Китае, Японии, но он-то хочет возродить здесь подлинное балетное искусство. К этому же стремится и Николай Цискаридзе. Почему сегодня наши мнимые театральные «критики» захлёбываются от восторга, когда произведения Петра Ильича Чайковского превращаются в дикий фарс, где лебедем становятся мужчины в фривольных костюмах и позах. Знаменитый танец маленьких лебедей превращается в бой молодых и заносчивых петушков.
Театр должен подвергаться скрупулёзному анализу. В этой связи необходимо подробно остановиться и на аналитических лекциях современного разлива, если можно так сказать. Сейчас, как поганки после дождя, выросли всевозможные «общественные пространства», где тематика лекций далеко не интеллектуальная. Если сказать, что 99% таких лекторов находится за чертой обывательской серости, то это означает – ничего не сказать. Приведу несколько примеров. Один москвич два часа рассказывал о робототехнике, т.к. только что приехал из Японии, но НИКОГДА ничего не слышал о кибернетике… Другое научное светило, имея статус доктора физико-математических наук, впервые услышал об Алфёровском центре в Санкт-Петербурге, понятия не имея, кто такой Жорес Иванович Алфёров – лауреат Нобелевской премии по физике. Более того на такой вопрос он раздражённо ответил:
- Я, что ОБЯЗАН помнить ВСЕХ Нобелевских лауреатов?
На недавней лекции одного «специалиста» в области аналитики в математической сфере, он не только не знал, что по соседству с ним (лекция проходила в нескольких шагах от института имени Стеклова) находится всемирно известный Математический институт, но он не знал и о том, что в Городе на Неве трудился Леонид Канторович – лауреат Нобелевской премии по Математической экономике. Он раздражённо ответил так:
- Кто такой этот Канторович? Мне НАДО его знать? Ну и что, что он лауреат Нобелевской премии? Меня не интересуют какие-то там премии! Фирма, в которой я работаю, крутятся десятки миллиардов!
Напрашивается закономерный вопрос (такие представления можно назвать не иначе, как спектаклями из серии – «Беспредельность невежества»), не надо ли Президентскую библиотеку обозначить Куратором по контролю таких программ?
Более того, сейчас такие «лекторы» стали оккупировать районные библиотеки. Вот пассаж, с которым я столкнулась на одной из таких лекций. Лекторша вопрошает слушателей:
- Правильно ли у нас в метро объявляют о том, что НУЖНО уступать место пожилым людям? Разве они заслуживают уважения?
И вот полтора часа молодая дама доказывала, что уступать место – значит быть лузером. А молодёжь должна быть независимой. Таких театров одного или нескольких актёров сегодня можно встретить повсеместно.
Что можно предложить в качестве резюме данной статьи? Впереди предстоит внушительная Конференция по Архитектуре образования, в рамках которой и можно выработать критерии создания Экспертного сообщества, которое бы определяло и уровень публичных лекций, и элементарное тестирование самих лекторов. Мы не можем сегодня плодить тех, кто уровнем своей необразованности многократно бы превосходил Митрофанушку из «Недоросля». Тот хоть объяснял, что ему не нужно учить географию, потому что есть кучер, который его довезёт, куда угодно. Сегодняшние грошовые «театралы» общественного влияния убеждены, что и кучеры не нужны! Они пытаются подменить собой всё, не имея даже начальных понятий.
Президентская библиотека сегодня призвана стать Штурманом театральных тенденций, опираясь на методики таких маэстро, как Цискаридзе, Виноградов, Клюев, Лебедева. Говоря о театре, мы сегодня начисто забыли о таком явлении, как театр в произведениях А.Ф. Писемского, где откровенно говорится, что Фёдор Достоевский необыкновенно скучен! Современники считали Достоевского скучным, но учитывая его тюремный опыт, его делали знаменем протестного электората. Сегодня Пулковский аэропорт будет носить имя Достоевского, за что уцепились мнимые поклонники театрализованности, говоря о том, что помещения аэропорта должны наполнять персонажи его книг. Однако? Перечисления названий его произведений вряд ли создаст нужное впечатление у авиапассажиров. Напомним названия основных шедевров Достоевского – «Идиот», «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Бесы», «Игрок», «Преступление и наказание». Проститутка Сонечка Мармеладова, идеализированная писателем, студент-убийца с символической фамилией Раскольников… Вряд ли костюмированное шествие таких «героев» по вестибюлям аэропорта улучшит мнение иностранцев о нашей стране.
Мы выступали с предложением назвать Пулковский аэропорт имени Мариуса Петипа.
Читайте также: «Вдоль по улице Метелица метёт» или почему в Северной Столице нужен аэропорт Имени Мариуса Петипа?
Однако наше предложение не было учтено. Хотя? Если бы посетители Пулковского аэропорта погружались бы в атмосферу бессмертных творений Мариуса Петипа, то мир бы стал лучше и более возвышенным…
Но всё ещё можно изменить, и изменить, безусловно, в лучшую сторону. За присвоение имени Ф.М. Достоевского аэропорту проголосовало всего около 60 тысячей пользователей в интернете. Судьба Достоевского, конечно, урок, но весьма печальный. Который не требует подражания. Получив по делу Петрашевцев помилование вместо смертной казни, пробыв на каторге, а потом, вернувшись в Северную Столицу, писатель увлёк революционной деятельностью Анну Корвин-Круковскую, которая отказалась выходить за него замуж, но отправилась во Францию, возглавив женское крыло Парижской Коммуны...
На одном из медиа-форумов, проходившем в Санкт-Петербурге, Президент РФ, обращаясь к журналистам сказал:
- Питер – город трёх революций! Давайте постараемся обойтись без четвёртой революции…
Да, сегодня мы имеем бесподобный кладезь знаний, сконцентрированный в Президентской библиотеке, черпая из которого вдохновение, мы можем добиваться действенного реформирования. Созданы все условия, чтобы реформировать и театр, который должен иметь образовательный фундамент, и само Образование, которое подарит нам общение с подлинными талантами, доступ к широкой аудитории сегодня для них заслоняется агрессивной серостью. Нужно поставить образовательный заслон этой серости.
Томановская Валентина Владимировна
|