Вторник, 19.02.2019, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Декабрь » 25 » Николай Цискарилзе, Олег Виноградов, Александр Клюев и Светлана Лебедева спасут музыкальную культуру в мире
10:40
Николай Цискарилзе, Олег Виноградов, Александр Клюев и Светлана Лебедева спасут музыкальную культуру в мире

https://pp.userapi.com/c849232/v849232253/ed3c1/mebFFxywRKI.jpgНедавно мне посчастливилось окунуться в атмосферу научных исследований профессора Институт Музыки, Театра и Хореографии Педагогического университета имени А.И. Герцена. Этот учёный многие годы занимается музыкальной психологией…

Зная Светлану Соломоновну Лебедеву – доктора педагогических наук, её энергичных и талантливых внучек, мне давно хотелось разгадать феномен её неиссякаемого жизнелюбия и внутренней красоты. Оказывается, она в юности в экспедициях собирала фольклор, в том числе и анализировала творчество «лагерных умельцев». Тогда она ещё столкнулась с феноменом, что самые заскорузлые в грубости и невежестве человеческие судьбы могут диаметрально меняться при столкновении с классикой.

Обо всём этом подумалось на великолепном Юбилейном вечере, который проходил вчера в известном ресторане Цинь на Васильевском острове. Так получилось, что сидя на балконе этого уютного ресторана, расположившегося у самой кромки Финского залива, я мысленно не прекращала общаться и с Олегом Михайловичем Виноградовым – величайшим балетмейстером нашей эпохи, который проживает на Васильевском острове и, конечно, со Светланой Соломоновной, квартира которой находится в буквальной близости от Шестого корпуса Ленэкспо. Ведь именно в Корпусе №6, где собирались многие годы участники Научных конференций, и обосновался сегодня ресторан Цинь.

Наука и мастерство рестораторов? В этом году Цинь триумфально провёл Первый в мире Международный Чемпионат Ресторанного спорта. Награда победителей досталась заслуженно Команде из Израиля. Тогда, во время проведения Чемпионата было много балетных номеров, искромётных танцев, замечательного вокала, и? Безусловно, острых научных дискуссий, потому что Жюри Чемпионата Ресторанного спорта – это маэстро, наделённые соответствующими компетенциями.

Летом этого года удалось побеседовать в кулуарах не только с Александром Рабиновичем, Станиславом Королёвым, но и с Олимпиадой и Даниилом Фридлянд – Блокадными детьми, проживающими более двадцати лет в Хайфе.

Музыка? И Музыкальные традиции? Как нередко случается у журналистов, что редакционный день заполнен был до предела. Изначально мы предполагали, что, с учётом, что Юбилей в Цине начинается в 18 часов, а в 19 часов тридцать минут нас пригласили наши коллеги из Эстонии на Праздник, который проходил на Театральной площади, то мы прикинули, что на редакционной автомашине успеем подскочить и туда. И вот?

Магия атмосферы Праздника? Которую смог создавать и Чэнь Чжиган, который уже более двадцати лет в нашем Городе на Неве, а теперь ещё и стал академиком РАН. Музыка и наука?

Тут выяснилось, что Праздничный концерт начнётся в 19 часов. Мнение коллег разделилось. Ехать на Театральную площадь или оставаться здесь? А в этот момент? На сцене уже расположился струнный оркестр, поэтому я КАТЕГОРИЧЕСКИ заявила, что я с места не сдвинусь.

Как говорил Радий Погодин, «все мы родом из детства». Моим первым музыкальным инструментом была домра… Помню, как мы принимали участие в Праздничных концертах.

Народный оркестр «Серебряные струны», несомненно зацепил струны моей души. Я понимала, художественный руководитель «Серебряных струн» -Александр Афанасьев, возможно, и не является двойником моего первого дирижёра – Чарли Борисовича Свердлова, но мне показалось, что у него те же задушевность и теплота…

Шли последние приготовления к концерту. А в это время на экране мелькали слайды, повествующие об истории Института – юбиляра. И мелькнуло столь знакомое лицо Николая Максимовича Цискаридзе, который посетил педагогов этого чудесного вуза. Институт, где создаются чудеса перевоплощения…

А в этот момент я услышала приятный тембр голоса Александра Сергеевича Клюева. К нему многие подходили, приветствовали его, а выступающие словно желали получить нужное напутствие перед ответственным выходом на сцену.

И мне вспомнилась моя первая статья о балете «Золотая рыбка», которую я написала в семь лет, потому что тогда уже, занимаясь несколько лет освоением навыков игры на домре, музыка открыла мне своё удивительное очарование. Балет? Моя бабушка занималась в Балетной школе, которая существовала до войны при Академии имени Вагановой. Бабушке в детстве доводилось принимать участие в спектаклях тогдашнего Кировского театра…

Слушая интересные и остроумнейшие реплики профессора Клюева, я вся была поглощена ожиданием предстоящего концерта, поэтому-то на советы коллег поехать на встречу с эстонскими друзьями, я отказалась:

 

- Не уговаривайте! Я остаюсь здесь! Потому что классика для меня – это всё!

 

Следует сказать, что вчера удалось и увидеть Давида Голощёкина и Альберта Асадуллина, которые заражают своим юношеским азартом.

Но хореографические номера меня поразили своей экспрессивностью, высокой техничностью и невыразимой эмоциональностью. И подумалось о том, что сегодня Первый канал становится чуть ли банкротом? А почему так происходит? Да, правильно отметил Сергей Лисовский на Большой пресс-конференции 20 декабря, что телепередачи становятся тусклыми и нацеленными на немыслимую пошловатость.

Частенько прослушиваю концерты на Авторадио, особенно четырёхчасовые ретро марафоны. Делаю это с блокнотом в руках, отмечая наиболее запомнившееся на слух. Потом просматриваю в записи через интернет. На чём я ловлю себя? Вот Валерий Леонтьев, которого слушать, хоть с трудом, но ещё можно, а смотреть? Лицо, которое стало ареной состязаний для пластических хирургов?

Сколько молодого задора было у Альберта Асадуллина. Когда-то он покорил моё сердце песней «Дорога без конца» из телевизионного фильма про Николу Паганини. Ничего не изменилось!    

Он блестяще исполнил «Бэса мэ, бэса мэ муче», но как? Вместе с ним выступали непревзойдённые маэстро хореографического совершенства. Да, талантливый профессор дал возможность своим молодым коллегам раскрыть всю красоту классического бального танца.

С ужасом подумала о том, а что нас ждёт на очередной Новогодний огонёк? Застарелые кривляния тех артистов, о которых когда-то сказал сатирик Сергей Смирнов:

 

Ни голоса, ни творческого я,

А пожинают лавры соловья!

 

После окончания Незабываемого (!!!) концерта мы ещё долго беседовали с профессором Клюевым за чашкой чая о его научных монографиях. Вообще, Вечер был великолепно организован тем, что, несмотря на то, что Юбилей проходил в зале обширного ресторана, но чаепитие началось только после завершения Концерта. Ведь Эдуард Хиль, выступавший в ресторанах Парижа, жаловался, что его песни воспринимались в качестве дополнения к стуку вилок, тарелок, ножей…

Почему я несколько слов хочу сказать и о роскошном столе? Так случилось, что в годы Блокады моей бабушке пришлось сменить Балетную школу в пятнадцать лет на работу в госпитале, всё-таки хлебная рабочая карточка была больше ученической, а у неё ещё была трёхлетняя сестрёнка, которую хотелось уберечь от голодной смерти… Алёнка скончалась Блокадной зимой, а бабушка стала изучать органическую химию, защитив потом и кандидатскую диссертацию. Так сложилось, что и мне потом довелось получить профессию диетолога, но бабушка на всю жизнь сохранила любовь к балету, а я к классическому музыкальному образованию.

Совершенно фантастическое ощущение вызвал Полонез Чайковского в исполнении оркестра «Серебряные струны». Танец был исполнен превосходно! Непревзойдённые костюмы и такая удивительная пластика, что я впервые для себя постигла смысл этого Польского старинного танца. Ведь это стилизация хороводных традиций!

Мне посчастливилось 1 декабря этого года, кстати, тоже на Васильевском острове, в Особняке Брюллова, побывать на «Доброфоруме», который организовал Алексей Кравченко. Там участников Форума ознакомили с превосходными традициями истории хороводов. Полонез и ручеёк? Сколько в этом общего! И как нужны сегодня на Дворцовой площади и, несомненно, на Празднике «Алые паруса» и традиции Хороводов от активистов Алексея Кравченко и музыкальное великолепие от РГПИ имени Герцена.

И не только в Северной Столице нужно развивать наследие Цискаридце, Виноградова, Клюева, Лебедевой. Программу Ялтинского и Владивостокского Экономических форумов могли бы украсить те бриллианты, которые сегодня сформировались в Санкт-Петербурге и Ленинградской Области.

Одиннадцать студентов из Китая исполнили «Катюшу». Японцы сегодня хотят получить Курилы? Но пусть научатся петь ту же «Катюшу», как студенты из Китая. Японцам не хватает хороших песен, добротных плясок. Китайские студенты в Питере осваивают наши плясовые, разучивают коленца.

Музыка ОБЪЕДИНЯЕТ! Но музыка, по мудрому замечанию профессора Клюева, ещё и лечит. Японии сегодня нужно лечиться от милитаристских замыслов, некоторым в России нужно лечиться от стяжательства. Музыка в этом может помочь.

Когда-то японцы были покорены песней Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз»? Председатель Общественной палаты – Валерий Фадеев недоумевал, приехав на один из форумов в Северную Столицу, который проходил в Президентской библиотеке, почему «Белые розы» Юрия Шатунова пользуются столь оглушительным успехом? Наверное, надо удивляться другому. Не посчастливилось в своё время встретиться Алле Борисовне со Светланой Соломоновной Лебедевой, которая многие годы занимается образованием для инвалидов и взрослых. О чём я хочу сказать? Понятно, что Юрий Шатунов, будучи воспитанником Детского дома, так и не освоил элементарных уроков ритмики, но Пугачёва-то, проживая в Москве, приезжая частенько в Питер, могла бы посещать не питейные заведения, а спектакли тогдашнего Кировского театра, где творил Великий Олег Виноградов.

Помнится, сколько сил пришлось потратить моим друзьям, чтобы противостоять устройству театра под знаком «П», который хотела на Васильевском острове открыть эстрадная дива, так и не освоившая ни вокала, ни хореографии.  

Когда закончился концерт, не удержалась, подошла к Тигрию Бажакину, которого впервые услышала на одном из Литературных вечеров в Российской Национальной библиотеке, и вот – новая встреча. Да, такие, как Михаил Гаврилов и Тигрий должны быть на Огоньках.

Пора расставаться с серостью во всех её проявлениях. Хриплый, прокуренный голос, как и суррогатные дети свидетельствуют о нравственной деградации.

Лечение музыкой? Лечением классической хореографией? За этим – будущее России. Мы ещё непременно вернёмся к обсуждению этой темы.

 

Томановская Валентина Владимировна

Просмотров: 304 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика