Ярослав Юрьевич Томановский
Николай Владимирович Принцев
УМЕЛЫЕ ТРУЖЕНИКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Встречая профессиональный праздник, сегодняшние труженики железных дорог, не могут не вспомнить трудовой и ратный подвиг своих предшественников, совершённый тоже в августе месяце, но теперь уже далёкого 1945 года.
Об этом много сказано, но лучше всего о заслугах железнодорожников того ответственного для страны периода подметил маршал Василевский. «Пришлось много поработать над планом перевозок, который по своим вырисововавшимся показателям был ПОИСТИНЕ ГРАНДИОЗНЫМ». В чём же состояли задачи? «Оба Дальневосточных фронта не имели достаточных сил для разгрома японских войск и скорейшего окончания войны. Поэтому в срочном порядке была проведена стратегическая перегруппировка сил и средств с западного театра военных действий на Дальний Восток».
Но одно дело – поставить задачи, а совсем другое – осуществить их. Причём в кратчайшие сроки, и, главное, в условиях абсолютной секретности. Приграничные территории были не застрахованы от проникновения разведчиков с японской стороны, которые по малейшим косвенным признакам – разговорам местных жителей могли догадаться о том, что происходит колоссальное перемещение войск и вооружения.
«Предстояло осуществить эти перевозки по однопутной железнодорожной магистрали в крайне сжатые сроки и на огромные расстояния – от 9 тыс. до 12 тыс. км. В этом отношении они НЕ ИМЕЛИ СЕБЕ РАВНЫХ в истории второй мировой войны и являлись ПОУЧИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИЕЙ».
Именно, поучительной. Поэтому-то сегодня Министр Железнодорожного транспорта – Владимир Иванович Якунин регулярно проводит показательные лекции по Начертательной геометрии в ГУПС-е. Государственный Университет Путей Сообщения – это крупнейший международный образовательный центр, бережно сохраняющий лучшие традиции.
Математически чёткий расчёт позволил с точностью до секунды разработать график движения с учётом того, что местом разгрузки в целях конспирации были выбраны не узловые станции, а хорошо замаскированные площадки в лесу.
«Только в составе трёх общевойсковых и одной танковой армий, переброшенных с запада на Дальний Восток, насчитывалось 12 корпусов, или 39 дивизий и бригад».
Сегодня в пассажирских поездах дальнего следования пассажирам предлагается масса «развлекательной» литературы, но о ратном и трудовом подвиге железнодорожников пассажиров не знакомят, а почему? Ведь это могли быть увлекательные радиопередачи, видеофильмы, журналы, брошюры. Поездка в поезде должна стать незабываемым событием! Почему сейчас ушли в прошлое туристические маршруты, организованные посредством сотрудников железных дорог?
Да, погоня за скоростью – это хорошо, но надо ли соперничать с авиацией и автомобильным транспортом? Мелькание за окном – это не способ получить достоверную информацию. Сейчас принято говорить о том, что грузовые перевозки – это выгодно, а пассажирские перевозки – нет. Но нужно активнее привлекать средства социальных фондов, министерств образования, культуры. Почему-то никого не удивляет, даже происходит субсидирование спортивными клубами и Комитетами спорта Субъектов Федерации, когда приезжают целые железнодорожные составы «фанатов». Но фанатизм редко приводит к позитивным результатам, что и наблюдается частенько на стадионах. А если бы те же болельщики во время переезда узнали, что проходил матч в Блокадном городе? Что команды железнодорожников занимали призовые места на чемпионатах страны, то уже не были бы испорчены железнодорожные вагоны всевозможными граффити в низкопробном зарубежном стиле.
Отечественная железная дорога имеет свою уникальную историю, которая должна стать достоянием каждого жителя нашей страны и зарубежных гостей. А о самой масштабной железнодорожной операции нужно напоминать не только в августе, а ежедневно! Это должно стать Нравственным императивом, основным стержнем самосознания!
Обратимся к книге Маршала Василевского:
«Осуществление операции по перегруппировке было сопряжено с большими трудностями. Она проводилась в условиях строгой оперативной маскировки при мобилизации всех сил и средств Наркомата путей сообщения, и прежде всего на дорогах Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Только за четыре весенне-летних месяца (май-август) на Дальний Восток и Забайкалье поступило около 136 тыс. вагонов с войсками и грузами, а за период с апреля по сентябрь 1945 года включительно – 1692 эшелона. Из них: стрелковых объединений, соединений и частей – 502 эшелона, артиллерийских – 261, бронетанковых войск – 250 и инженерных и других частей и соединений – 679».
Почему мы столь скрупулёзно приводим эти цифры? Потому что они должны стать точкой отсчёта в формировании мировоззрения, особенно молодёжи. Во время школьных каникул, сколько детей перемещается из одного города в другой? К сожалению, стали отнюдь не редкими такие «перемещения» на автобусном транспорте, причём в ночное время, что порой заканчивается авариями. Наверное, Министерству Путей Сообщения нужно более плотно работать с учебными учреждениями. Мы проводили опрос, куда стремятся вывезти родители детей на отдых. Большей частью это авиатранспорт или автобусный. Цель посещения – парки, карнавалы, «диснейленды», увеселения, но тогда мы получим в будущем общество, состоящее из любителей развлечений и агрессивного фанатизма. А ведь пребывание на железнодорожном транспорте можно было бы сделать дидактическим мероприятием. Нами было произведено обследование пригородных электричек. Это самое низкопробное «песенное» творчество, назойливое предлагание залежалых продуктов питания или предметов ширпотреба, газетно-журнальная продукция, книги и «диски» очень ограниченного содержания, но об истории железной дороги мы не обнаружили даже ни одной листовки! А это недопустимо! Сколько предлагается наиглупейших кроссвордов, чайнвордов, а вот о решении тех головоломных задач, которые приходилось решать в период подготовки в разгрому японского милитаризма, невозможно услышать и прочитать ни единого слова! А здесь есть, над чем подумать и сегодня, задуматься, распространить этот непревзойдённый опыт! НЕПРЕВЗОЙДЁННЫЙ! Прошло столько лет, а масштабнее задач ещё столь успешно никому не довелось решить! Почему не проводить конкурсы на эту тематику? Когда включаем телевизор и видим, какие «конкурсы» предлагают для подростков, то только диву даёшься. Показывают родителей, как они переживают за своих чад. Не называем этих конкурсов, чтобы не создавать излишней рекламы его устроителям. В жюри присутствуют «известные» кинорежиссёры, артисты, а почему бы не проводить конкурсы, где в состав жюри входили бы Заслуженные работники железнодорожного ведомства? Отборочный тур проводился бы под руководством ГУПС-а? А критериями бы оценки являлось не умение кривляться, жеманиться, выполнять пошлые движения, принимать кощунственные позы, навыки в макияже и т.д., а копилка полезных дел – краеведческие исследования, техническое творчество, возрождение народных традиций.
Почему сегодня те, кто несёт повседневную ответственную службу на железных дорогах, не занимают своего достойного места в общественной жизни? Часто приходится общаться с представителями различных служб железной дороги. Машинисты, обходчики обладают значительным потенциалом знаний, которыми могли бы поделиться с соотечественниками, тем более юными гражданами. Вместо этого юным предлагается посетить концерты таких заморских чудищ, у которых не видно лица из-за париков и жуткого слоя косметики. В качестве досуга предлагается посещение Ночного клуба, где в душном, накуренном помещении гремит нечто, претендующее на музыку, хотя работа сверлильного станка или перфоратора представляет более гармоничное музыкальное сопровождение. А ведь то время, которое молодёжью тратится, даже скорее убивается в ночных клубах, можно было провести в железнодорожной экскурсии, полюбовавшись романтическим вечерним закатом, поэтическим восходом, узнать об истории Родины.
А разве не интересно узнать сегодня, в условиях жесточайшей информационной войны, узнать, что раньше предпринималось для обеспечения успеха во время борьбы с японским милитаризмом?
«Для обеспечения скрытности массовых железнодорожных воинских перевозок служба ВОСО проводила следующие меры: было крайне ограничено количество лиц, допущенных к выполнению централизованных военных перевозок, а также к разработке документов, связанных с ними, станции выгрузки и обслуживания эшелонов занумеровывались; передача сводок о движении эшелонов строго контролировалась офицерами ВОСО, а телефонные переговоры по этим вопросам запрещались; на приграничных участках Дальнего Востока отдельные группы воинских эшелонов пропускались в тёмное время, а на Приморской железной дороге, близко расположенной к границе, ночью проводилась и разгрузка эшелонов».
Но не только в этом заключались особенности напряжённой работы:
«…ряд эшелонов пропускался через узловые станции с ходу; техническое обслуживание некоторой части эшелонов осуществлялось на промежуточных станциях».
Математическая парадигма этой операции заключалась в том, что были просчитаны все возможные вариации: совмещение железнодорожного транспорта с морским, речным сообщением. Когда произвести незаметно разгрузку, совместив с расположением лесных дорог, по которым танки, бронетехника, автомобильный транспорт, конные подразделения могли передвигаться собственным ходом. Повторяем, в целях строжайшей скрытности воинские подразделения преодолевали значительные расстояния маршем, чтобы оказаться в расположении противника неожиданно.
Сегодня многие привыкли утверждать, что при передвижении по железной дороге «напрасно» тратится много времени. Но сколько было раньше фильмов, когда во время путешествия в поезде происходили интересные встречи, знакомства? Этих сюжетов было с избытком, но достойного фильма о подвиге железнодорожников – нет. Сколько надоевших кадров о том, что начинается бомбёжка, и пассажиры разбегаются врассыпную, а о том, что производилась маскировка поездов, что, сколько проявлялось смекалки, мужества, подлинного героизма, об этом – нет ни одного фильма, который смог бы стать национальной гордостью.
Есть один «известный» фильм, который можно считать апофеозом бездарной клеветы на работу сотрудников железной дороги. Причём главным действующим лицом там становится не сама железнодорожная система, а вокзал, вернее, ресторан при вокзале. Проводники там показаны хамоватыми спекулянтами, а железная дорога как окончательно разбалансированная система.
И даже сериалы прошлых лет создают впечатление о железной дороге, как о рутине. А ведь здесь можно создавать полный комфорт, причём НРАВСТВЕННЫЙ комфорт. Отмечая профессиональный праздник, железнодорожники должны не только гордиться результатами собственного труда, но чтобы любой, столкнувшийся хоть один раз с железнодорожным отечественным транспортом, мечтал снова и снова отправиться путешествовать по необъятным просторам нашей Родины. Для этого имеются все данные – ГУПС имеет превосходный музей, директор которого – Николай Александрович Елисеев всегда готов предоставить самую обширную и интересную информацию обо всём, что связано с историей железной дороги в нашей стране!
Кто из горожан и гостей Северной Столицы знает о существовании такого музея в нашем городе? Нужно стремиться к тому, чтобы каждый, кто хоть раз совершил путешествие на простой пригородной электричке в любой части нашей громадной страны, захотел побывать в этом замечательном музее. А, посетив этот музей, каждый непременно сможет научиться уважать труд железнодорожников и всех, кто оснащает железную дорогу всем необходимым для надёжного и незабываемого путешествия по стальным магистралям!
газета "Поддержка Президентских реформ"