Понедельник, 23.12.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [186]
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ТАЙНЫ КРЫЛАТЫХ ЛЬВОВ (Глава Вторая)

автор: Николай Принцев

 

«Море – не суша, оно не прощает ошибок. Здесь не спасёт  ни парашют, ни удачная вынужденная посадка. Только боевое мастерство! Только победа!»

Василий Адонкин

 

ТАЙНЫ КРЫЛАТЫХ ЛЬВОВ (Глава Вторая)

(продолжение, начало в мартовском номере газеты)

Эпиграфом взяты слова лётчика – Героя Советского Союза. Если говорить о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны, то можно с уверенностью сказать, что самый решающий вклад в Победу внесли лётчики. Потому что, когда мы стали хозяевами неба, мы стали диктовать свои условия безоговорочной капитуляции. Но что известно о беспримерном героизме лётчиков Морской авиации? Практически ничего! Один-единственный фильм по роману Каверина «Два капитана», да и то рассказывается очень косвенно. Эпизод фильма, где изображено ранение главного героя, занимает несколько секунд экранного времени, да и то по сюжету бой происходил во время помощи Морской авиации сухопутным войскам. А морской бой – это специфика поэтической виртуозности владения самолётом, собственным характером, когда стремление к Победе становится доминантным! Мне приходилось читать много серьёзных, остроумных, интересных книг, но ничто не может сравниться с рассказом лётчика о судьбе своих боевых товарищей, когда концентрация мужества, интеллекта, благородства завязаны крепким морским узлом фронтовой дружбы. Чтобы это понять, нужно познакомиться с этими незабываемыми строками. «Адонкин каждый день подтверждает их в бою. При этом ему приходится следить не только  за маневрами «личного» своего врага,  с которым он в данный момент дерётся, но и за машиной подчинённых, руководя всем боем. Линии, которые он прочёркивал во фронтовом небе над Баренцевым морем, не были ни элементарно прямыми, ни беспорядочно путаными. Это были следы хладнокровных, мгновенно принимаемых и, однако, безошибочно рассчитанных решений.

фото

Спокойно и уверенно сражался он однажды против трёх «мессершмиттов». И для всех, кто видел этот бой, он послужил образцовым уроком тактики. Вражеские истребители - в разные стороны. Казалось, в этот момент каждый из них является лёгкой добычей для советского аса. Но Адонкин не поддался на удочку. Понял: два «мессершмитта» стараются отвлечь его внимание, чтобы дать третьему возможность внезапно напасть на него с задней полусферы. Адонкин первым открыл по нему пулемётный огонь. «мессеры» моментально поменялись ролями: один отвлекал, двое заходили сзади. Адонкин на это и рассчитывал. Основательно отпугнув одного, круто развернулся и устремился навстречу остальным. Те снизились, разошлись в разные стороны.  И хотя у советского лётчика оказался запас высоты, он и тут удержался от решительной атаки. Лишь когда третий «мессер», совершая маневр, потерял высоту и скорость, Адонкин молнией устремился на него. Спикировав почти отвесно, с короткой дистанции поразил растерявшегося противника. Затем умело вышел из боя: горючее и боеприпасы были на исходе.

На другой день получил новое задание: сопровождать на бомбёжку вражеского аэродрома наши пикирующие бомбардировщики. Ещё на подходе к цели обнаружил два «мессера», они летели мимо, не замечая наших самолётов. Такая беспечность противника заставила Адонкина насторожиться.

И вскоре он обнаружил группу вражеских истребителей, заходящих бомбардировщикам в хвост. Расчёт гитлеровцев был прост: советские истребители, заметив в стороне два «мессершмитта», погонятся за ними, оставив тяжёлые машины неприкрытыми.

Вдвоём со своим ведомым Адонкин отогнал эту новую группу, но отвлекаться преследованием и тут не стал: ясно, что в небе есть ещё «мессеры». Поспешил запастись высотой. Предосторожность оказалась нелишней: над вражеским аэродромом барражировали ещё четыре пары истребителей.

Адонкин предупредил своих ведомых: ни одного не выпускать из поля зрения! Преимущество было налицо: и высота и то, что они обнаружили врага раньше, чем он их заметил. Внезапность и определила исход боя».

Так пишет об Адонкине Герой Советского союза – лётчик Захар Артёмович Сорокин, ознакомимся ещё со строками его книги.

«Обычно  группе Адонкина поручалось прикрытие транспортов, наземных войск и аэродромов базирования, сопровождение бомбардировщиков. Не позволить врагу причинить нашим войскам урон, отогнать его от цели, при случае – уничтожить. И ПОЧТИ КАЖДЫЙ ИЗ БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ БЫЛ ОБРАЗЦОМ ТВОРЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ». Как гениально сказано о творческом Гении лётчика! Ведь армейскую службу некоторые недалёкие писатели привыкли связывать с муштрой, стандартным мышлением, а лётчиков называют – «воздушные извозчики». Песни, которые считаются лучшими, содержат такие слова – «воздушные рабочие войны», или в той же песне говорится «мы к земле прикованы туманом». Но ведь лётчики Морской авиации совершали боевые полёты в любую погоду, несмотря на штормовой ветер, снежную пургу, дождь. Например, тот же лётчик Захар Сорокин был ранен, приземлился среди торосов, но там же (из-за пурги не было видно) приземлился фашистский самолёт, в котором было двое лётчиков и мощный дог. Ему пришлось отбиваться и от громадного пса, ринувшегося к пострадавшему самолёту, и от двух гитлеровцев. Рукопашная схватка оказалась тяжёлой. И вот в таком состоянии, в холодную стужу 1941 года он стал пробираться к своим, в дороге его преследовал голодный волк, от которого избавился при помощи ракетницы, патроны были истрачены ранее в бою… Около недели он добирался до наших войск, ориентируясь только по звёздам… А потом молодому лейтенанту Сорокину ампутировали обе ступни, но он вернулся в строй, в свой родной полк, продолжая сбивать фашистские самолёты. И ещё он стал собирать бесценные материалы – рассказы о своих боевых товарищах. Этих рассказов много, они все неповторимы, потому что у каждого лётчика свой неповторимый почерк. Но вернёмся к рассказу об Адонкине.

фото
«Адонкин никогда не удовлетворялся накопленным опытом, никогда не решал задач стандартно. Каждый новый бой для него был по-своему первым, требовал своих тактических приёмов. Однажды он с несколькими парами истребителей сопровождал группу бомбардировщиков, совершавших налёт на аэродром. Удар был нанесён неожиданно, зенитки не успели открыть огонь. Истребители возвращались с неизрасходованным боезапасом. Это было непривычно и даже немного досадно, хоть боевая задача и была выполнена безукоризненно. В порту Петсамо у причала стоял неприятельский торпедный катер. Адонкин со своим ведомым спикировал и несколькими длинными пулемётными очередями поджёг на нём горючее и боеприпасы. В тот же день он слетал ещё и в разведку. Небо было ясное, золотой солнечный диск висел над чуть затуманенным горизонтом. В районе Варде Адонкин сделал разворот и пошёл курсом на северо-запад. В открытом море обнаружил гитлеровский конвой, направлявшийся в сторону Киркенеса. Сумев остаться незамеченным, он вернулся на аэродром и немедленно сообщил командованию результат разведки. Группа торпедоносцев вылетела в указанный квадрат…»

Почему я так подробно останавливаюсь на рассказе о тех же торпедоносцах? Недавно участвовал в научной конференции, где рассматривались аспекты современной оборонной доктрины. Молодые отечественные учёные, к сожалению, не имеют ни малейшего понятия о математических задачах, которые с универсальной изобретательностью решались нашими героическими лётчиками. В качестве примера для подражания они приводят заслуги … американцев, предлагая полностью перейти на закупку военной техники из США. И очень жаль, что им не довелось прочитать:

«За годы войны Герой Советского Союза капитан Адонкин провёл СОТНИ успешных боёв.  Под его командованием истребители выполнили множество операций по уничтожению вражеских транспортов, аэродромов, по обеспечению прохода морским путём наших караванов с военным снаряжением. Василий Адонкин лично уничтожил в воздушных боях пятнадцать самолётов противника».

А теперь мне хочется привести несколько слов о нашей технике, которая тогда превосходила все аналогичные зарубежные образцы. Вот, что писал конструктору С.В. Ильюшину лётчик: «Хочу от всего сердца поблагодарить Вас за Ваш замечательный самолёт Ил-2, на котором я совершил 160 боевых вылетов и налетал 190 часов. За все эти вылеты самолёт НИ РАЗУ не отказывал. За это время на нём после выработки ресурса сменили первый мотор, и сейчас почти выработан ресурс второго мотора. За время боевых действий этот самолёт получил более 200 пробоин от зенитной артиллерии противника. После повреждений восстанавливался силами полевых армейских мастерских, и, несмотря на огромное количество «заплат», самолёт не изменил своих качеств». Это мнение Г.Гофмана – Героя Советского Союза. А вот мнение о самолёте лётчика Г.Ф. Байдукова – Героя Советского Союза: «Штурмовик! На фронте все были влюблены в этот замечательный самолёт – творение советских авиаконструкторов и авиастроителей. Живучесть машины изумляла всех: плоскости пробиты, «одни лохмотья», и всё-таки летит и садится на своей территории. Нет половины стабилизатора – летит! По исключительной прочности брони и надёжности мотора, по простоте конструкции никакой другой самолёт не мог с ним сравниться».

Как не хватает сегодняшней молодёжи влюблённости в отечественную технику. Сколько восторженных реплик можно услышать и прочитать в СМИ о западных моделях!

Несколько лет изучаю сводки ДТП на дорогах, какая-нибудь незначительная «ссадина» на автомобиле, и выносится вердикт «восстановлению не подлежит», а ведь это свидетельствует о нежизнеспособности модели.

Как же относились к повреждениям самолётов в Морской авиации? Вернёмся к рассказу Захара Сорокина о том, чьи слова я взял эпиграфом. «Мой «миг» садится рядом с машиной капитана Адонкина. Ещё в воздухе я узнал об очередной победе славного североморского аса: за время боя над морем он сбил два «мессершмитта»! Спешу поздравить товарища, но Адонкин отвечает нехотя.

- Что хмуришься, Василий?

Он молча кивает на свою машину: три свежих, словно нарисованных пробоины. И я вспоминаю: недавно на этом же месте Василий беседовал с молодым лётчиком. Тот только что получил «боевое крещение» и с гордостью показывал пробоины на фюзеляже своей машины.

- Нашёл, чем хвастаться,- без стеснения прервал его Адонкин,- Ты же истребитель, а не мишень для врага. Конечно, в бою без потерь не всегда удаётся. Но тогда огорчаться надо, а то и стыдиться.

фотоДолжно быть, теперь вспоминает тот разговор. Чудак! За три пробоины гитлеровцы заплатили ему двумя самолётами. Но себе он и их не прощает. Такой уж Адонкин. Таким его знают и любят». Прошло не так много времени с тех пор. По меркам истории – сущий пустяк, но многие ли «его знают и любят» сегодня? Вопрос отнюдь не праздный! На одной математической конференции я делал доклад о вкладе Льва Николаевича Толстого в развитие преподавания математики в России. Что об этом известно массовому читателю? Практически ничего! В СМИ ведутся нескончаемые споры о том, нужно ли читать в полном объёме «Войну и мир», «Воскресение», «Анну Каренину», «Севастопольские рассказы» и т.д., но мало кому известно, что целью своих произведений писатель считал привить россиянам любовь к математике! Иван Сергеевич Тургенев считал, что «Война и мир» грешит историческими погрешностями, это и понятно, ведь он начал писать роман, когда уже прошли десятки лет со времени Отечественной войны 1812 года, но Лев Толстой хотел наглядно показать и в «Севастопольских рассказах» и в произведении «После бала» о систематических математических просчётах, допускаемых Царским руководством и чиновничеством. Отсутствие чётко выверенной математической парадигмы критикуемых им деятелей стало  их психологическим кредо, с чем он никак не смог смириться. Лев Толстой в 16 лет поступил в Казанский Университет, когда ректором был Николай Иванович Лобачевский. Будущий писатель и учитель (себя он считал, прежде всего, учителем) получил на вступительных экзаменах двойку по математике, ему достался сложный билет – доказательство Бинома Ньютона, что он и представил в неполном виде. Двойка тогда считалась переходным баллом, знания оценивались по 12-бальной системе от 0 до 12, но проходной балл существенно снизился, в приёме в университет ему было отказано. Следует пояснить, что поступал Толстой на факультет, связанный с изучением лингвистики – на Восточный факультет. Но тогда считалось, что именно математика поможет лучшему освоению языка. Кстати, в знании языков – французского, немецкого, греческого на экзаменах Толстой проявил блестящие результаты, кроме того он в этом возрасте имел изрядные знания персидского и древнееврейского, которые очень любил. Писатель написал прошение на имя ректора, но, как это часто бывает, за ректора ответил отказом один из чиновников. Тогда шестнадцатилетний граф добился личного приёма у Лобачевского и тот решает принять талантливого юношу, заметив ему: «У Вас есть талант преподавателя математики, который определит Вашу дальнейшую судьбу!» Тогда эти слова показались юному Толстому незначительными, но впоследствии определили всю его жизнь. В России тогда существовали три школы преподавания математики: польская, немецкая и французская. Начинала набирать обороты популярности английская методика. В своих произведениях, если читатель проявит хотя бы элементарную наблюдательность, то заметит, что французскую математическую школу писатель сводит к нулю, показывая крах Наполеона при походе на Россию, англичанам достаётся «лёгкая ирония», когда Вронский на своей чистокровной лошади Фру-Фру терпит «досадное» поражение в скачках, как и в жизни, при этом писатель постоянно подчёркивает, как старательно себе на обед Вронский заказывает «английский биф-стейк». А вот немецкая математическая школа критикуется через действующую царскую систему муштры, которая нашла своё яркое воплощение в преподавании математики в гимназиях и школах в России. Почему, по мнению Толстого, следовало сделать математику самым увлекательным предметом в школе? Потому что без увлечённости математикой невозможно было решить огромных задач, стоящих перед громадной страной. 

фото

Если мы познакомимся с тем, сколько сил Лев Толстой тратил на преобразование школ в России, то мы узнаем его совсем с другой стороны. Его теоретическое математическое наследие было внедрено в первые годы Советской власти, и принесло ощутимые результаты. Методика Льва Толстого – строгий подсчёт нюансировки ситуации с «пространственной геометрией» Лобачевского дали поразительные результаты. Победа в Великой Отечественной войне – это, в немалой степени, заслуга отечественной математики и преподавательского мастерства. Любой успешный полёт Морской авиации – это блестяще решённая математическая задача, где применены знания начертательной, аналитической геометрии, алгебры и тригонометрии, которые становятся позитивным активом и используются уже «автоматом», на подсознательном уровне. Приведу беседу с одним молодым учёным, которая состоялась на одной из закрытых конференций. После моего доклада он подошёл ко мне и, не скрывая удивления, спросил: «Вы действительно считаете, что наша техника имеет сегодня перспективы развития?» На что я ему привёл ряд данных, что многие наши технические показатели ещё остаются со времён Отечественной войны на недосягаемой высоте для абсолютного большинства зарубежных специалистов. И от него последовал вопрос:

- А разве мы победили не одним героизмом, ведь технически мы были гораздо слабее!

Пришлось приводить цифры, факты. Грустно было сознавать, что этот молодой учёный закончил ВУЗ, где готовят будущих преподавателей. Мы обменялись телефонами. Меня удручал тот факт, что, если бы не состоялся этот короткий разговор в перерыве конференции, он так бы и продолжал публиковать статьи, восхищаясь отсталостью технической мысли, запечатлённой в военных образцах наших противников и «союзников». Ведь Второй фронт был открыт лишь тогда и потому, что наша авиация, в том числе АДД – Авиация Дальнего Действия и Морская авиация достигли той мощи и того уровня развития, что для нас не существовало «отдалённых уголков земли». Это был страх наших «союзников».             

Приведу некоторые цифры из энциклопедии в 12 томах «История Второй Мировой войны 1939-1945 годов». В 1939 году в армии насчитывалось 2500 библиотек с книжным фондом 25 млн. томов, на флоте – 400 библиотек с количеством книг свыше 3 миллионов. Чтобы судить о темпах развития страны в предвоенные годы достаточно внимательно осмыслить скупые цифры: в середине 1937 года японцы, захватив Маньчжурию, создали на границе с Советским Союзом 11 укреплённых районов. Из Балтики для укрепления Тихоокеанского флота были направлены два эсминца, которые прошли во Владивосток Северным морским путём за два месяца – крайне короткий срок. Инженеры с берегов Невы тоже оказали существенную помощь: к концу 1937 года уже было введено в строй 120 оборонительных районов. Кроме того, начала действовать 2-я Воздушная армия, в которую вошло немало лётчиков из нашего города. Для снабжения армейских частей был создан Особый колхозный корпус в Хабаровске. Сейчас некоторые «деятели» цинично предлагают отдать Японии то, что якобы «им принадлежало». Есть отряд историков, утверждающих, что японцы «могли бы напасть одновременно с Гитлером». Но не учитывают следующих фактов. Вот, что записывали японцы в своих дневниках, попавшие в плен в сражении под Хасаном, запись майора Хирабури: «Огонь советских танков был ужасен и очень меток», а майор Накана недоумевал: «Раньше нам говорили, что это не сильная армия, но когда мы столкнулись на фронте, то я вижу, что это было заблуждение», поручик Кофуэндо с горечью замечал: «Красные хорошо используют … и винтовки, и ручные гранаты и станковые пулемёты». Для эвакуации раненых впервые стала применяться у нас санитарная авиация. Поражение японских милитаристов вызвало громадный резонанс в мире. Японцы через год повторили попытку уже на Халкин-Голе, и снова сокрушительное поражение. Готовясь к сражению на реке Халкин-Гол, японцы перебазировали в этот район 225 самолётов. Получили отпор, в том числе в лице прославленных лётчиков – В.Ф. Скобарихина, А.Ф. Мошина, применивших воздушный таран. Тогда японцы сформировали 6-ую армию под командованием генерала Огиссу Риппо, который потребовал в своё распоряжение ещё 300 самолётов, что всё равно его не спасло! Приведу документальные строки: «Большое внимание уделялось завоеванию господства в воздухе. Этому способствовали, в частности, обновление авиационного парка истребителями И-16 (на пяти из них впервые было применено ракетное вооружение) и И-53 («Чайка»), а также пополнение лётного состава высококвалифицированными кадрами во главе с комкором Я.В. Смушкевичем, получившими опыт ведения боевых действий в небе Испании и Китая». Чтобы судить об уровне инженерных работ, то следует сказать, что за несколько месяцев была построена сеть дорог, построено около 60 глубоких колодцев, возведено 28 мостов и оборудовано 63 аэродрома, было задействовано свыше 6 тысяч автомашин. Предоставим слово документалистам: «Наступление началось согласно плану в воскресенье 20 августа. В 5 часов 45 минут 153 бомбардировщика, сопровождаемые истребителями, нанесли массированный бомбовый удар по переднему краю обороны, артиллерийским позициям и резервам японцев. В 6 часов 15 минут началась артиллерийская подготовка, продолжавшаяся 2 часа 45 минут». Расчёт делается по минутам. Далее указывается, что в 9 часов авиация уже добавила «огоньку» и по тылам. Впечатляет такая фраза: «Противник, ошеломлённый внезапным мощным наступлением, в течение полутора часов не произвёл ни одного артиллерийского выстрела, а его авиация не сделала ни одного вылета». В сражениях за Халкин-Гол около двадцати тысяч наших воинов получили ордена и медали, потери японцев - свыше 61 тысячи убитыми и пленными, много техники, в том числе 600 самолётов. Не могу не привести цитату тех времён: «Большую помощь наземным войскам оказывала авиация. Прочно удерживая господство в воздухе, она надёжно прикрывала войска от ударов японских самолётов, преграждала подход к полю боя резервов врага, воспрещала ведение противником воздушной разведки.» Много ли россиянам известно о тех героических страницах Крылатых Львов? Некоторые режиссёры, считающие себя сегодня «великими друзьями» Японии, не удосужились не только снять достойного правдивого фильма на эту тему, но хотя бы заглянуть в исторические хроники, чтобы не искажать историю в очередном интервью модного СМИ. А хроника гласит следующее: «Халкингольский котёл до основания потряс Квантунскую армию. Её командование вынуждено было уйти в отставку в полном составе». Провокации на озере Хасан и на реке Халкин-Гол не удались, но ведь в плане японских милитаристов было захватить нашу страну от Тихого океана до Урала, как договорились с фашистской Германией. Сегодня этим режиссёром им (японцам) предлагается отдать в собственность стратегически важные острова, где они будут создавать новые плацдармы для очередного нападения. А не нападали они на нашу страну в 1941 году только потому, что ждали поражения, потому что японцы поняли, что в открытом бою им победы не дождаться!   

Когда говорится о том, что мы были технически отсталыми, то это дезинформация, это и есть применение информационного оружия, о чём мы  поговорим в другой статье. Вернёмся к анализу цифр. Что же происходило на реке Халкин-Гол, благодаря стараниям японских милитаристов? Вот строгое цитирование энциклопедии: «Создав значительный перевес сил (по пехоте и артиллерии – в 3 раза, кавалерии – в 4,5 раза), японцы были уверены в скорой и решительной победе. Их командование даже пригласило в район боёв корреспондентов и военных атташе иностранных государств, в том числе Германии и Италии.». Но «победного марша» не получилось, приведём вновь документальные строки энциклопедии: «В течение месяца японское командование спешно перебросило в район боёв новые части и соединения, из которых сформировало 6-ю армию во главе с генералом Огису Риппо. По мощности эта армия значительно превосходила прежнюю группировку войск и насчитывала 75 тысяч человек, 500 орудий, 182 танка, более 300 самолётов». Обратим внимание на количество дополнительно резерва японских самолётов. Сегодня многие зачарованно смотрят на японскую технику, включая автомобили. Но, чтобы «восхищаться», нужно знать подлинную историю, а не верить зарубежным сказочникам. Вернёмся к документальным данным: «БОЛЬШУЮ ПОМОЩЬ наземным войскам оказывала авиация». Объективно, до начала Великой Отечественной войны наша авиация была на порядок сильнее того, чем обладал вражеский блок. Поездки специалистов из Германии были отнюдь не случайными, они изучали опыт сражений, в том числе воздушных боёв в Японии. Но, как говорится: «Умный учится на ошибках других, дурак – на собственных!» До сих пор нет обстоятельных исследований о том, что и тактически, и стратегически враги нам проигрывали. Каков был итог Халкин-Гола для милитаристов Японии: «31 августа последние очаги сопротивления японцев были ликвидированы, группировка войск Квантунской армии перестала существовать. Советско-монгольские войска захватили 12 тыс. винтовок, 200 орудий, около 400 пулемётов, более 100 автомашин». В этом перечне меня удивило только то, что энциклопедия была издана в 1975 году, а определяющая роль авиации ещё не доминировала даже в научных работах. Продолжим цитирование: «Общие потери советско-монгольских войск с мая по сентябрь 1939 г. составили более 18,5 тыс. человек ранеными и убитыми. Усилия советских врачей и слаженная система медико-санитарного обслуживания позволили в короткие сроки возвратить в строй 76% раненых». Это интересная цифра – более 2/3 раненых не просто выживали, восстанавливая трудоспособность, но были пригодными к строевой службе. Такой важный показатель затем сказался в годы Великой Отечественной войны, когда израненные, обгоревшие лётчики  снова возвращались в свои боевые лётные эскадрильи. Теперь сравним потери японцев: «Японские потери составили около 61 тыс. убитыми, ранеными и пленными, 660 самолётов, значительное количество военного имущества; потери Японии в людях и технике здесь были больше, чем за первый год войны в Китае». Во-первых, хочется сделать комментарии, что в научной литературе требуется точность. Недопустимо, когда убитые, раненые и пленные указываются одной общей цифрой. Например, интересно, какое же число было пленных? Как это сочетается с мифом о самурайской традиции не сдаваться в плен, что сегодня назойливо муссируется в СМИ?

фото

Наконец, почему о потерях у противника самолётов не говорится тогда, когда перечисляется количество трофейных винтовок? Всё это свидетельствует только об одном: подвигу авиации до сих пор не дана настоящая оценка! Я специально привёл тот порядок перечисления, который присутствует в тексте энциклопедии. Но если здесь мы наблюдаем «опредёлённые неточности» в расстановке аргументации, то в исторических очерках о Великой Отечественной войне их неизмеримо больше! Например, сколько издано книг, показано фильмов о боях на Чёрном море в первые дни войны! Обратимся к тексту энциклопедии: «На чёрном море немецких кораблей к началу войны НЕ БЫЛО». То есть были корабли сателлитов, в данном случае – Румынии. Но настрой румын на конечный результат победы и немцев был далеко неравнозначным. Что же выставили румыны: «Для содействия сухопутным войскам привлекалась румынская Дунайская РЕЧНАЯ флотилия». Но речная флотилия – это гражданский флот, далее мы поговорим о военном румынском флоте, привлечённом на Чёрное море, но для начала посмотрим, как складывалась обстановка около Города на Неве. «На Балтике для действий против Балтийского флота и обеспечения боевой деятельности группы армий «Север» гитлеровцы имели около 100 боевых кораблей, в том числе 5 подводных лодок, 10 минных заградителей, 28 торпедных катеров, сторожевые корабли, тральщики». Казалось бы, если это текст энциклопедии, то здесь помимо перечисления класса судна следовало бы упомянуть и о таких показателях морского военного корабля, как водоизмещение судна, количество зенитных орудий и т.д.. Посмотрим на количество румынского военно-морского флота в Чёрном море: «Румынский военно-морской флот имел 7 эсминцев и миноносцев, подводную лодку, 2 вспомогательных крейсера, а также 19 кораблей других классов (канонерские лодки, сторожевые и минные катера)». То есть было около двух десятков разнокалиберных морских судов без опыта боевых действий. Зачем я делаю на этом акцент? А вот для чего! Сегодня как-то не принято вспоминать о следующем: «На территории Норвегии и в Северной Финляндии – от Варангер-фьорда до Суомуссалми – была развёрнута армия вермахта «Норвегия»… В северных портах Норвегии были сосредоточены 5 эскадренных миноносцев, 6 подводных лодок». Кроме этого использовались около двух десятков военных кораблей Норвегии, да и Финляндия, где россияне сегодня охотно расстаются со своими сбережениями, отдыхая в тихой и «безмятежной» стране, основательно подготовилась к завоевательным действиям, выставив 5 подводных лодок и ещё свыше 60 военных кораблей. Следует напомнить, что, если с Румынией на протяжении долгого периода истории у нашей страны не было острых военных конфликтов, то финны в 1941 году горели желанием взять реванш за проигранную войну 1939 года. Таким образом, на подступах к территории современного Северо-Западного округа было сконцентрировано свыше 200 неприятельских кораблей. Тем более, как будет отмечено в газетной статье об Альгаротти, перед началом В.О.в., словно послушавшись советов лукавого итальянца, основной морской базой в тот период считался  Талин, а не Кронштадт. Нашим кораблям пришлось с боями прорываться к Кронштадту. КБФ – Краснознамённый Балтийский флот и Северный флот должны были противостоять этому свирепому фашистскому натиску, потратив колоссальные силы на то, чтобы защищать Прибалтику, о чём сегодня тоже как-то  стало «не модно» вспоминать.

Посмотрим, какие авиационные силы были выдвинуты на наш регион? В группу «Север» только на начальном этапе входило 760 немецких самолётов и 307 самолётов выставили ВВС Финляндии. Сравним с арсеналом группы «Юг» это были румынские самолёты в количестве 600 единиц и около 50 самолётов венгерской армии. На момент войны у нас три флота – Черноморский, Северный и КБФ имели 182 корабля, из них 127 подводных лодок. То есть в подводных лодках мы имели решающий перевес, в каком соотношении распределялись эти силы по трём флотам? Такая информация отсутствует. Приведём строки из энциклопедии: «… агрессоры создали почти двойное общее численное превосходство в людях и значительное в артиллерии. Советские же войска имели несколько больше танков и самолётов». Фильмы же нам демонстрируют колонны вражеских танков и противостояние пехоты.  Но даже в академическом издании присутствует фальшь: «Танковая и авиационная отрасли промышленности СССР ещё только набирали темпы выпуска новой боевой техники, и поэтому не было возможности быстро перевооружить бронетанковые войска и авиацию». В то  же время указывается, что в первый день войны на аэродромах было уничтожено при налётах 1200 самолётов, причём новых моделей. Вопрос, почему самые новые модели оказались у тех, кто не сумел их замаскировать, ведь накануне нападения была  разослана соответствующая депеша? Но меня в данном случае интересует другое, почему нигде не говорится о том, что в первый день войны, в воздушных боях было уничтожено 200 вражеских самолётов!        

Наши лётчики совершили 6 тысяч самолетовылетов в первый день войны! Основной удар приходился на авиацию Северного флота и КБФ. Что отметили энциклопедисты: «На северном крыле советско-германского фронта в период с 29 июня по 1 июля перешли в наступление финские войска и немецкая армия «Норвегия». Они нанесли удары на мурманском, ухтинском и кандалакшском направлениях». Но при этом ни слова не говорится, как авиация топила транспортные суда, доставлявшие в Германию руду из Швеции. Во многих «исторических» исследованиях приводятся рассуждения о том, что «обстановка на Северном фронте застабилизировалась». Но абсолютно не упоминается о том, что эта «стабилизация» достигалась исключительно тем, что лётчики КБФ в начале августа нанесли удары по Берлину и продолжали эти дерзкие налёты. Когда температура в кабине была минус 40 градусов! Лётчики теряли сознание от усталости, потому что полёт длился свыше 12 часов, но они проявляли чудеса мужества! Вспомним знаменитый фильм «В бой идут одни старики», конечно, фильм хороший, но, по сравнению с тем, что приходилось выносить лётчикам нашего региона, этот фильм может показаться историей отдыха на курорте, где находится время и для игры в футбол, создания струнного оркестра… А у нас лётчикам приходилось совершать 5-6 вылетов ежедневно, а зачастую и 10-12 вылетов! Как известно, по инициативе великого любителя кукурузных полей – Никиты Сергеевича Хрущёва была ликвидирована Морская авиация в стране. Ему, видимо, было неизвестно, как сетовали гитлеровцы, что не имели в своём распоряжении Морской авиации, им это казалось ни к чему в период подготовки ко Второй Мировой войне. Именно с наличием у нас Морской авиации они связывают основную причину поражения фашистов. И это имеет свои основания: лётчики Гатчинского Гвардейского полка наряду с балтийцами морской пехоты сражались и под Сталинградом и на других ответственных фронтовых участках. «С 23 июня дальнебомбардировочная авиация и военно-воздушные силы Военно-Морского Флота совершали ночные налёты на морские порты и военные заводы Кёнигсберга, Данцига, нефтеперерабатывающие заводы Бухареста, Турку, Клайпеды и других городов». Наши лётчики помимо выполнения военных заданий, в свободное время любили вылетать «на свободную охоту», когда встречая в небе вражеский самолёт, морской корабль, скопление техники, живой силы, производили прицельные удары. Чем отличалась «свободная охота» от задания?  Выполняя военную операцию, лётчик-истребитель не имел права гоняться за «мессерами», он должен был сопровождать бомбардировщиков, которые несли боевой заряд на конкретный объект. Бомбардировщики были лакомой добычей для врага, особенно, когда растратив боевой комплект, они, уже безоружные, возвращались на свой аэродром. Каждый обязан запомнить, что за первые 18 дней войны было уничтожено 838 вражеских самолётов. То есть, если в первый день войны у нас было потеряно 1200 самолётов, то уже через две с половиной недели фашисты потеряли три четверти от наших потерь! Печально слушать, когда некоторые писатели сегодня, претендующие, на объективность заявляют: «Что мы имели к началу войны? Фанерные самолёты и плохие танки? Мы говорим о своих потерях, но нужно и к немцам отнестись с уважением, у них тоже было много «жертв»». Вряд ли можно считать «жертвой» того, кто расстреливает детей. На мой взгляд, мы тратили неоправданные усилия для защиты Прибалтики. Во всяком случае, странам Балтии отнюдь не лишне сегодня напоминать следующее: «Немецко-фашистские войска, наносившие удар вдоль побережья Балтики 22 июня блокировали с суши передовую базу Краснознамённого Балтийского флота, Лиепая, а к концу июня подошли к Риге. Командование КБФ привлекло к обороне баз с суши надводные корабли, береговую артиллерию и почти ВСЮ МОРСКУЮ АВИАЦИЮ. В боях за побережье вместе с армейскими частями сражались отряды военных моряков». Когда сегодня в Риге и других городах проходят марши бывших нацистов, то почему-то со стороны так называемого русскоязычного населения нет рассказов о подвиге Морской авиации? Нет ничего глупее, чем разделения людей по национальному признаку. Когда я знакомился с материалами о героических сражениях лётчиков, то они все становились для меня родными. Сердце сжималось от боли, когда узнавал, что погиб Борис Сафонов, Василий Адонкин, слова которого я взял эпиграфом к статье, дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян, лётчик из Республики Балкария – Алим Юсуфович Байсултанов погиб около острова Сескар в Финском заливе в 1943 году. Алим был Героем Советского Союза, а прожил всего 23 года, но каждый его полёт – это увлекательное путешествие по воздушным дорогам Мужества… Их всех отличало высочайшее Благородство! Их жизнь рано оборвалась, но это тот случай, когда их биографии состоят не из лет жизни, и даже ни месяцев и дней, а из минут и секунд боя! И мы обязаны помнить об этих секундах, сверяя с их Высокой чистотой каждый свой поступок.

(продолжение следует)

читать далее Первую Главу

газета "Поддержка Президентских реформ"



Источник: http://yadi.sk/d/RRdF2fDK6QB18
Категория: Мои статьи | Добавил: Лозовский (04.05.2013) | Автор: Принцев Н.В., E W
Просмотров: 373 | Теги: газета ППР, история, война, Принцев Н.В. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика