Недавно на телевидении прошёл фильм советских времён на милицейскую тематику. Умышленно не называем этот фильм, чтобы не создавать излишнюю рекламу тому произведению киноискусства, которое отнюдь шедевром не является.
Там есть несколько моментов, которые можно рассмотреть, как неправильно поставленные условия математической задачи.
Первое, по условиям задачи, которая предлагалась зрителю, а любой детектив – это алгебраическая задача со многими неизвестными, давались следующие данные.
Вечером сотрудник уголовного розыска предлагает довести девушку, останавливая легковую автомашину. Девушка, очевидно, благоразумием не отличается, сев в машину, она закуривает. Юрий Соломин, исполняющий главную роль, услужливо предлагает ей зажигалку.
Они едут не спеша. Он интересуется, почему, она не боится сесть вечером к незнакомому спутнику. Пассажирка отвечает, что она заканчивает работу так поздно, что «автобусы уже не ходят, а такси не поймать в «это» время трудно».
Ошибка номер один, чисто математическая.
В советское время автобусы работали до двух часов ночи! Пассажирка, как выяснилось позже, работала манекенщицей.
Ошибка номер два.
Все «официальные» показы в советское время заканчивались в 20 часов. Так что времени, чтобы добраться домой на общественном транспорте было более, чем достаточно!
Кстати, потом Юрий Соломин посещает один такой показ, который проходил в дневное время.
Итак, мы обнаружили две математические «неточности».
1. Неправильно указано время трудовой занятости манекенщицы.
2.Абсолютно неверно интерпретируется возможность пользования общественным транспортом.
Третья чисто математическая несоразмерность.
Зарплата манекенщицы была очень незначительной. Максимум 90 рублей в месяц! Это совсем не та зарплата, которая могла позволить разъезды на такси. Всё это совершенно очевидно для зрителя, но для Юрия Соломина было не ясно, раз он согласился играть в таком фильме! Понятно, что если нет хотя бы приблизительной математической точности, то фальшивый посыл будет распространяться не только на весь фильм, но и на последующие годы и поколения.
Четвёртая математическая ошибка.
Пассажирка повелительно предлагает: «А нельзя ли поехать побыстрее?» Из сюжета фильма вовсе не известно, куда торопилась манекенщица, зрителю не объясняется, какова была изначальная скорость, насколько герой увеличил скорость. Этот вопрос зрителю предлагается решить самостоятельно. На дороге автомобиль закономерно останавливает инспектор ГАИ. Соломин предъявляет служебное удостоверение. Инспектор видит удостоверение сотрудника МВД, предупреждает, чтобы он, по возможности, не нарушал скоростной режим. Дальше зрителю не удаётся понять, на какой скорости автомобиль продолжает движение? Манекенщица уже, кажется, не так торопится. Теперь ей интересно узнать, почему инспектор ГАИ не оштрафовал «лихача». Он отшучивается, но пассажирка успела разглядеть в ночное время, когда уже не ходит общественный транспорт, что Соломин показывал «какое-то удостоверение». Тогда он в раскрытом виде показывает манекенщице своё служебное удостоверение!
Блестящий ход! Сделаем пояснение. Оперативный работник может нарушать скоростной режим, когда этого требует оперативная обстановка! Нарушать правила в угоду пассажирки, которую он видит впервые, вряд ли уместно! Какое математическое недоразумение допустили авторы фильма? В вечернее время проверку на дорогах всегда осуществлял ни один сотрудник ГАИ, а двое!
Пятая математическая ошибка.
Нарушены законы элементарные - основы начертательной геометрии! Нужно было умудриться в тёмное время суток выбрать такой ракурс, чтобы манекенщица увидела, как предъявляется «какое-то удостоверение». В тот период водительские права тоже имели вид «книжечки», поэтому определить, что предъявлялось инспектору, можно было бы только в том случае, если у манекенщицы было бы зрение, как у изобретателя в рассказе Лескова «Левша».
Шестая математическая ошибка.
В данной сцене присутствовала и ещё одна чисто геометрическая ошибка. Диалог инспектора и Соломина идёт перед капотом автомобиля. Тогда как инспектор всегда стоит рядом с машиной, чтобы избежать наезда, тем более в ночное время суток! Показ удостоверения ни о чём не свидетельствовал бы в то время! По рации на милицейских частотах тут же связывались с Главком, чтобы установить, была ли оперативная необходимость превышать скорость.
Оставим эти фантазии на совести постановщиков фильма. На этом математические ошибки не заканчиваются! Ещё один поклонник навестил незадачливую манекенщицу накануне ограбления сберкассы, предупредив её, что уезжает навсегда и на Север. Он беседует с ней на лестничной площадке перед её квартирой. Его запомнила вахтёрша, причём она поняла, что он именно к манекенщице приходил!
Седьмая математическая ошибка.
Надо понимать, что вахтёрша великолепно решала задачи по коэффициентам вероятносности! Потому что именно вероятность тут отсутствовала как таковая.
Восьмая математическая ошибка.
Следующий математический парадокс зритель смог обнаружить, когда манекенщица на допросе у следователя, вместо того, чтобы ответить о грабителе, обозначим его как Х, вела себя оригинально. Ни слова о нём не рассказала, зато поинтересовалась, работает ли у них тот незадачливый сотрудник, которого она знает, которого она обозначает, как У. В результате расследования, об Х, которого нужно ещё поймать, известно очень мало, зато о руководителе следственной группы удаётся узнать пикантные подробности. Он знаком с сомнительной манекенщицей. Начальник закономерно отстраняет следователя, чью роль исполняет Юрий Соломин.
Девятая математическая ошибка.
Но здесь Юрий Соломин посещает дома манекенщицу, от которой узнал, что грабителя она видела всего «несколько раз». Именно поэтому, после такого шапочного знакомства, накануне ограбления, преступник приходит с ней попрощаться. Здесь явный математический просчёт о частоте и продолжительности проходивших встреч.
Десятая математическая ошибка.
Но здесь появляется новый фигурант – художник, который написал портрет манекенщицы, но зачем-то знакомит её с рецидивистом. Вернуться в руководству Следственной группы помогла манекенщица, которая смело пришла на приём к высокому начальству. Ура, Соломин опять руководит Оперативным расследованием. Манекенщице поверили на слово! То есть о математической логике в этой части фильма постановщики напрочь забывают.
Какие последствия этих математических казусов мы наблюдаем сегодня?
Первое, общественный транспорт стал теперь заканчивать свою работу значительно раньше!
Второе, манекенщицы теперь из Дома моделей, стали называться Моделями. Оклады их неизмеримо возросли.
Третье, инспекторов ГИБДД теперь стали игнорировать куда значительнее, чем тогда. Появились даже целые организации, которые по ночам терроризируют сотрудников полиции, прикрутив к крыше своих автомашин пластмассовые ведёрки в перевернутом виде. Как говорится, игнорирование стало развиваться в геометрической прогрессии.
Четвёртое. Количество «общественников» в лице «советчиков» и «советчиц», кого назначать руководителем Следственной бригады неизмеримо возросло, что вряд ли способствует качеству расследования. Более того, есть такие Общественные Советы, которые, вообще, предлагают упразднить МВД. Если выразить графически последствия только нескольких эпизодов одного самого рядового фильма, то мы увидим параболу, которая располагается в отрицательных сегментах.
Многие уверяют о том, что советские фильмы были хорошо продуманы. К сожалению, очень многим кинокартинам не хватает МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ. А игнорирование математических параметров приводит к печальным результатам не только в развитии кинематографа, но и тормозит социальные процессы.
В сентябрьском номере в статье «Итоги сентябрьского Саммита в Санкт-Петербурге и неизменный талант Генерала Умнова» рассказывалось о том, каких успехов удаётся добиваться сотрудникам полиции в нашем регионе.
Отрадно отметить, что 25 ноября наш ОМОН праздновал своё 25-летие! Генерал-лейтенант Сергей Павлович Умнов, поздравляя прославленных бойцов, сказал, что в последние годы, удаётся, к счастью, обходится без потерь в командировках в горячих точках! Ещё в одном материале «Гений Бескорыстия» говорилось о Культурном Центре МВД в Санкт-Петербурге! Как нужен правдивый фильм о сотрудниках полиции, и, конечно, о нашем Знаменитом ОМОНе! Какая здесь заметна математическая гармония в повседневных подвигах, что трудно обнаружить в фильмах! Кинематограф – это математика, если это профессиональный фильм. Если математические параметры отсутствуют, то смотреть такую кинокартину так же «полезно», как «читать» книги, не освоив грамоты.