О творчестве Вячеслава Павловича Чеботаря нужно говорить в контексте его Жизненного Подвига. Неслучайно слова Подвижник и Подвиг являются однокоренными! Так в чём же заключается Подвижничество этого замечательного Мастера?
Давайте посмотрим на его работы. Вот портреты священников, которые служат в Иерусалиме. Поэт Светлов о своей «Гранаде» говорил: «Я написал это за полчаса и за всю жизнь…» Как гениально сказано! Чтобы что-то выразить, может быть нужно и не так много времени, но идти к этому выводу нужно всю жизнь! Вот и эти портреты, они созданы мастером во время недавней творческой поездки в Храм Гроба Господня, но в них сконцентрирована мудрость столетий…
Когда я впервые познакомился с Вячеславом Павловичем, то он попросил меня написать о его работах, высказав такое предположение: «Николай, у Вас незамыленный взгляд как у многих, претендующих на статус искусствоведа, поэтому мне очень важно Ваше мнение». Нужно отметить, что своим уважительным отношением, даже к тем, кто значительно моложе Великого художника, Вячеслав Чеботарь напоминает мне мыслителей Древности. В то время я готовил фотоальбом о творчестве Чеботаря – «Надежда вечная Эллады», потому что один из самых мною почитаемых и любимых историков современной России – Зоя Фёдоровна Ершова постоянно внушала мне: «В творчестве Чеботаря – Возрождение наследия прошлого Величия человечества».
Этот альбом я планировал посвятить Памяти Зои Фёдоровны, которая привила мне необычайный интерес к истории. Она часто любила повторять слова Николая Гавриловича Чернышевского «Можно не знать физики, химии, но не знать истории – значит быть невеждой!» И вот я погрузился в творчество Чеботаря, а это около тысячи картин, более сотни скульптур, архитектурные проекты.
И мне стало понятно, почему эрудиция историка и краеведа Ершовой находила свое отдохновение в работах мастера. Прежде, чем начать работать над своей статьёй, я спросил у Вячеслава Павловича: «А что о Вас писали раньше?» И он мне ответил: «Нет, Вы напишите сами, мне интересно Ваше мнение, а потом я познакомлю с материалами из своего архива!» Я подготовил статью, сделав искусствоведческий анализ нескольких картин мастера, которые он специально для меня отобрал, со словами: «Чтобы рассказать о тысяче картин, может быть, понадобится тысяча лет, поэтому вот Вам двенадцать работ, и жду Вашего мнения через двенадцать дней!» В процессе работы над статьёй передо мной раскрылся широчайший ассоциативный ряд: это была ироничность Сезанна в одних работах, проникновенность Делакруа – в других, трагичность Эль Греко – в-третьих, выразительность Франсиско Гойи – в-четвёртых, монументальность Васнецова и транспорентность Кустодиева, Коровина. Это не было слепое подражание какому-то художнику прошлого, это было воплощение духа Величайших мастеров истории…
Об этом я написал в своей статье и ещё о моем восприятии Древней Валахии, из которой Чеботарь был родом. И тогда Вячеслав Павлович познакомил меня с тем, что о нём уже писали другие мастера слова раньше…
Меня постигло такое же разочарование, как и Рене Декарта. В детстве он самостоятельно доказал теорему Пифагора, «открыл» другие математические истины, познакомив с этим своего отца (великому математику тогда ещё не было десяти лет), и как он был расстроен, что всё это было уже в учебниках! Мальчик с детства проявлял интерес к математике, а отец мечтал его видеть юристом, чтобы отбить у ребёнка интерес к математике, отец не давал ему никаких книг по данной теме, но, как утверждал Вольтер: «Гений сумеет просочиться даже в самую незначительную щель двери, приоткрытую для него человечеством!»
Итак, я узнал, что Евгений Евтушенко уже сравнивал серию картин «Покаяние и Единение» с полотнами Эль Греко, что Майя Плисецкая была очарована скульптурами «Балерина» и «Танцовщица», а в Ватикане размещается Портрет Папы Римского, созданный мастером. До меня ему уже рукоплескали на Родине автора «Божественной Комедии», где Чеботарь был награждён золотой медалью за лучшую скульптуру, посвящённую Данте, в Германии восхищались его моделью памятника Андрею Первозванному…
И всё-таки… Одной из моих любимых песен в исполнении Олега Борисова является песня из кинофильма «По главной улице с оркестром», которая заканчивается словами – «И всё-таки, и всё-таки, и всё-таки мы победили!» Песня посвящена Великой Победе 1945 года…И всё-таки я высказал Вячеславу Павловичу мысль о том, что нужно не только по-особенному писать о его творчестве, но нужно и совершенно по-новому снимать его работы! В споре с мастером я привёл слова его тёзки известного поэта Города на Неве – Вячеслава Кузнецова, которые поэт любил повторять в беседе:
Пусть он гениально играет на скрипке,
Ещё гениальнее слушали Вы!
Однажды, когда я на одном вечере произнёс эти строки, некоторые слушатели возмутились, но ведь это стихи … (и назвали автора), на что я ответил, что данная фраза стала творческим девизом поэта Кузнецова, поэтому я их цитирую в качестве ЕГО жизненного аргумента. И вот стоит важная дилемма, конечно, одно дело увидеть подлинную картину, выбрать нужную позицию для осмотра и попытаться понять замысел автора! А если подойти к этому вопросу по-другому? Попытаться самому разгадать, хотя бы частично, замысел автора и уже зрителю, то есть фотозрителю донести замысел Мастера! И тут я, как все самонадеянные люди, работающие рядом с Гением, стал спорить с Вячеславом Павловичем, убедив его в том, что для широкой публики сейчас надо больше раскрыть его грани дарования как скульптора. И я начал делать снимки скульптур, вступая в самые ожесточённые дискуссии с Мастером о том, как я вижу его работы. В альбом «Надежда вечная Эллады» вошли только пять фотографий картин и около ста фотографий скульптур. И вот произошло маленькое чудо, к возникновению которого я считаю причастным и себя. На Выставке, которая проходила в 2011 году в Совете Федерации РФ, и сенаторы и другие посетители отметили, что Вячеслав Чеботарь, это Гениальный скульптор! Этому открытию способствовали и фотоальбом и плакаты, где изображались скульптуры. Очень важно, когда зрителю делаются смысловые акценты, подмеченные фотографом. Скажу честно, когда я показал Вячеславу Павловичу, как подготовил макет обложки, он раскритиковал меня в пух и прах. «Беседа» на повышенных тонах длилась около двух часов, но я после всех аргументов Мастера сказал ему: «Вы – Гений, и видите свои произведения изнутри! Учёные доказали, что человек собственный голос воспринимает иначе, не как это слышат другие. Да, Вам может не нравиться ни то, как я снимаю, ни то, какие получаются фотографии, но я ведь делаю это не для Вас, а для зрителей, я хочу научить их видеть Ваше творчество более глубоко!» Выставка в Совете Федерации пользовалась ошеломляющим успехом. А потом Вячеславу Павловичу предстояла творческая поездка в Грецию. Там экспонировалась скульптура бронзовая Андрея Первозванного, т.к., согласно переговорам с Посольством Греции в Москве, именно такой памятник планировалось установить в Элладе. Вячеслав Павлович взял с собой и фотоальбом «Надежда вечная Эллады», где были фотографии его другой модели памятника Андрею Первозванному, вынесенного мною на обложку. Кстати, это моя любимая скульптурная работа Мастера. И так уж получилось, что греческие зрители, увидев фотографии Андрея Первозванного, решили, что в городе Лутраки должен быть именно такой памятник! Ещё до отъезда в Грецию я посоветовал Вячеславу Павловичу, чтобы он возложил на себя миссию художника, отражающего Христианские Святыни. Проживание в Ватопедском монастыре на Афоне стало событием в мировой истории: Чеботарь создал портрет Настоятеля Ватопедского Монастыря, а вскоре его, по надуманным предлогам поместили в тюрьму.
Вячеславу Павловичу пришлось привлекать общественные силы, обращаться в самые высочайшие инстанции, чтобы Настоятеля вернуть в Обитель. И вот в таких кульминационных обстоятельствах создавался очередной шедевр Мастера – «Вечеря в Ватопедском монастыре». Вообще, Великому Мастеру удаётся создавать свои уникальные произведения не благодаря, а вопреки обстоятельствам, отсюда такая гениальная трогательная пронзительность. Не считаю нужным упоминать врагов Чеботаря, чтобы не обеспечивать их дополнительной рекламой. Только скажу о том, что мне доводилось видеть, как к нему врываются в мастерскую, хватают картины, разрушают скульптуры, занимаются разграблением и во время его отсутствия. Мне приходилось общаться с такими «деятелями», которые с «гордостью» утверждали: «За время его поездки в Иерусалим мы трижды ломали замки в его мастерской, наводили «свой» порядок». К сожалению, есть СМИ, которые о таких «героях» пишут восторженные реляции, не считаю нужным упоминать и эти СМИ. Ведь говорить о них, равносильно тому, что рассказывать о мухах, отметившихся своим посещением на произведениях искусства. Помещаю в статье фотографии эскизов Чеботаря, посвященные Александро-Невской Лавре, где ему предложили сделать роспись в Музее.
Это уже совершенно новое направление в творчестве Мастера! Изображён Дух Александра Невского, который поднимается над телом усопшего…Когда во время Великой Отечественной войны расстреливали наших защитников, они смело бросали в лицо врагам: «Всех нас не убьёте, за нас отомстят тысячи!» Картина Чеботаря состоит из нескольких частей. Это сложные многофигурные композиции, которые объединены общим замыслом, но как удивительно прописаны лица, представляющие весь многокомпонентный спектр эмоций. Как всякому Гению, Великому Мастеру постоянно досаждают завистники, невежды, просто «деятели», нечистые на руку, и их «исполнительные» пособники. Например, похищен был фотоаппарат, где были запечатлены материалы поездок в Грецию и Иерусалим… Хорошо ещё, что архивы мастера хранятся у его надёжных друзей. Наверное, разговор о Вячеславе Чеботаре можно будет продолжить в следующих номерах. Порой он мне напоминает одного из моих любимых литературных героев полковника Этьена Жерара с той лишь разницей, что в распоряжении гусара – лучшей шпаги Французской Армии - был ещё и верный конь, а Чеботарь стремительно завоёвывает мир при помощи своих легкокрылых мыслей, держа в руке кисть художника или резец скульптора…
Николай Принцев
Источник: http://yadi.sk/d/EYR3U4qw3bjha |