О роли Василия Николаевича Кичеджи в формировании культуры в Культурной Столице беседует спецкор газеты «Поддержка Президентских реформ» Архип Каштелян с известным учёным – Михаилом Алексеевичем Старовойтовым
Вопрос: Михаил Алексеевич, почему Вы решили поделиться с читателями «ППР» о Вашем мнении о Василии Николаевиче Кичеджи?
Ответ: Являясь постоянным читателем Вашей газеты, стал коллекционировать всё, что связано с упоминанием о Василии Николаевиче Кичеджи.
В.: Почему?
О.: Может быть, мой ответ Вам покажется нескромным, но мне он показался чем-то похожим на меня…
В.: Многообещающее начало беседы, а дальше?
О.: А дальше, больше. Захотелось лично познакомиться с Василием Николаевичем!
В.: Вам это удалось?
О.: Да, и здесь не обошлось без одной Прекрасной незнакомки…
В.: Можно поинтересоваться её именем?
О.: Ей посвящено несколько статей в Вашей газете.
В.: А всё же?
О.: Давайте посмотрим, насколько читатели внимательно читают Ваши беседы.
В.: Согласен, так где же состоялось это знакомство?
О.: Главное, что оно состоялось!
В.: И какое сложилось у Вас впечатление?
О.: Что о Василии Николаевиче пока, к сожалению, очень мало публикуется материалов в СМИ и по ним трудно составить его психологический портрет!
В.: А рубрика «Победа Фракийского Льва»?
О.: Вам, Архип, возможно, Вы обидитесь не хватает поэтичности в Ваших беседах!
В.: И вы решили восполнить этот пробел?
О.: Я решил взглянуть на Василия Николаевича с точки зрения не только поэта, но и художника…
В.: Какого художника Вы выбрали себе в качестве ориентира?
О.: Самого талантливого художника Северной Столицы!
В.: Кто же это?
О.: Конечно, Вячеслав Павлович Чеботарь!
В.: Вы знакомы с его творчеством?
О.: Давно и основательно!
В.: А какой же поэт более всего соответствует характеру Кичеджи?
О.: Давно интересуюсь историей дружбы Михаила Григорьевича Талалая и Чеботаря…
В.: Но Михаил Талалай – автор серьёзных научных книг, а не сборников стихов, не так ли?
О.: Однако в статье «Таорминовый букет Талалая» рассказывается о том, как в молодости он увлекался созданием песен на стихи моего любимого поэта…
В.: Значит, Вы дорожите мнением Игоря Северянина?
О.: Несомненно… Может показаться странно, что я сравниваю поэта, которого назвали Королём поэзии в начале ХХ века и современного художника, но…
В.: В чём заключается «но»?
О.: «Но» заключается в том, что Игорь Северянин был настоящим Пророком! Его стихи поражают своей актуальностью и сегодня. И это – первый мой аргумент.
В.: А второй?
О.: В монографиях и статьях Н.В. Принцева, посвящённых В.П. Чеботарю, справедливо отмечается, что произведения этого удивительного художника вмещают в себя внушительность станковой живописи, лёгкую ироничность импрессионистов, экспрессивность Франсиско Гойи, пронзительную боль Эль Греко и трогательную наблюдательность отечественных передвижников… Но у меня ещё есть и третий аргумент!
В.: Какой же?
О.: Всё это в равной степени относится к Василию Николаевичу Кичеджи!
В.: Какими же красками оперирует Кичеджи?
О.: Он – Художник и Поэт современной экономики!
В.: Как Вы это можете доказать?
О.: Повторяю, об экономике мы поговорим в следующий раз, а сейчас позвольте мне познакомить Вас и читателей с подборками стихов Игоря Северянина, вернее, позвольте мне рассказать о том удивительном вечере, который я провёл в Мастерской Великого художника, где мне удалось послушать стихи Игоря Северянина в исполнении…
В.: Кто же был чтецом?
О.: Не чтецом, а чтицами!
В.: Это становится очень увлекательно! А подробнее?
О.: Две почитательницы творчества Чеботаря, пришедшие на эту встречу, были Прекрасными Музами, но об этом, вернее, о них – тоже в следующий раз, ведь впереди – Экономический Форум.
В.: Итак, приступим?
О.: Гас скучный день. И было скучно,
Как всё, что только не во сне.
В.: Что это означает?
О.: Эмоциональная настроенность и Кичеджи и Игоря Северянина, посвятившего немало превосходных стихов своей очаровательной супруге, вступает в острое противоречие с «любителями» снов. Прошло почти 100 лет и сегодняшние «специалисты» начинают снова поднимать на щит того, кто вступил в тесное сотрудничество с фашизмом. А Игорь Северянин это смог высмеять в присущей ему изящной манере.
В.: Что еще Вас натолкнуло на выстраивание параметрического ряда сравнений?
О.: Живой душистый шёлк кос лунного отлива
Художник передать бумаге не сумел…
В.: Почему выбраны эти строки?
О.: Мне посчастливилось увидеть изумительные по силе воздействия новые работы Великого художника, которые он готовит для Лавры Александра Невского… Причем, я смог соприкоснуться с загадкой зарождения художественных образов! Сначала я увидел портреты, созданные Вячеславом Павловичем после встреч с нашими современниками. А потом эти лица, в прямом смысле Преображаясь, занимали своё достойное место на тех полотнах, которые воссоздают историю и для нас и для наших потомков!
В.: А как же слова Северянина о лунных косах, волшебство которых не смог передать художник?
О.: Потому что Игорь Северянин обращался к будущим пророкам! Он верил, что найдётся в будущем такой Чеботарь, который сотворит своей палитрой Божественное вдохновение…
Посмотрите, как в 1907 году Северянин предсказывает на 100 лет вперёд:
Горе - в вечности пороков,
В постоянном с ними споре,
В осмеянии пророков
И в исканьях счастья в горе.
В.: В чём Вы видите пророчество Северянина?
О.: Он верно подметил, что порок будут пытаться вводить в ранг благодетелей. И ещё он заметил, что есть те, кого можно называть просто «мясом».
В.: А Чеботарь всегда был поразительным аскетом?
О.: Чеботарь, да, а современные «ценители» искусства, увы, нет! Чеботарь с детства освоил французский, которым хорошо владеет и сегодня. Поэтому, несомненно, для него Северянин написал свою знаменитую «поэзу».
Поэза VILLA MON REPOS
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И, расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатилось к мясу в шляпе с большим пером.
В.: Сегодня «репа» стала у нас ассоциироваться не только с маленьким домиком, но и с репой, в смысле тыквы, то есть большой, но не всегда умной головой.
О.: Да-да, Вы правильно подметили, что Северянин и здесь нам подарил свои великолепные ассоциации! Он был, вообще, виртуозом ассоциативного мышления.
В.: До начала беседы Вы принесли мне подборку стихов. Прямо скажу, что она сделана так умело, что заново открываешь многие стороны нашей жизни. Как Вы пришли к открытию и новому прочтению сонета, посвящённого куртизанке?
О.: Это не трудно было сделать! Василий Николаевич является инициатором проведения Крестных Ходов по Невскому проспекту! Но есть и другие, кто по своей серости не знает, что название Главной улицы Города Святого Петра, названного в честь Ученика Христа, возникло, когда была учреждена Александро-Невская Лавра… Невский проспект носит имя Святого Благоверного князя Александра Невского!
В.: То есть когда по Невскому проспекту марширует Бессмертный полк – это символ Воинства Александра Невского?
О.: Совершенно верно! Но есть всевозможные любители невообразимой пошлости, претендующие, чтобы по Главной улице фланировали сборища шутов, сомнительные карнавальные шествия и т.д.. Так вот об этом-то и предупреждал Игорь Северянин:
КАРЕТКА КУРТИЗАНКИ
Каретка куртизанки, в коричневую лошадь,
По хвойному откосу спускается на пляж.
Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, -
Блюстителем здоровья назначен юный паж.
Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?
Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить "крем-де-мандарин"!
За чем же дело встало? - к буфету, черный кучер!
Гарсон, сымпровизируй блестящий файв-о-клок...
Каретка куртизанки опять все круче, круче,
И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер прилёг...
В.: Но ведь это стихотворение посвящено «гуляньям» в Озерках?
О.: Не совсем так, удалось выяснить, что Игорь Северянин уже в 1911 году предполагал, что перед Петропавловской крепостью будет устроен пляж. И «на пляжу» будут разыгрываться сцены, которую он блестяще отобразил в своём стихотворении…
В.: А что сегодня может изменить Кичеджи?
О.: А он уже изменил! Напротив пляжа у Петропавловской Крепости теперь каждый год в День Города выступает Народный Хор на Исаакиевской площади!
В.: Вы в этом году приедете на этот Праздник?
О.: Непременно! Ведь это наглядное подтверждение Победы Фракийского Льва!
(продолжение следует)
источник