Беседу о роли в Северной Столице Василия Николаевича Кичеджи ведёт спецкор газеты «Поддержка Президентских реформ» Архип Каштелян с учёным Михаилом Алексеевичем Старовойтовым
Вопрос: Михаил Алексеевич, какие основные вехи следует рассмотреть в июне этого года?
Ответ: Их несколько, Первое и , наверное, самое основное – это проведение Мастер-класса Вячеслава Павловича Чеботаря в Художественном салоне «Петербургский художник»!
В.: Почему Вы считаете это событие узловым? Ведь на нём не было сотен иностранных журналистов, как, например, на пресловутом Экономическом Форуме?
О.: По соседству с этим знаменитым для многих истинных ценителей искусства Салоном многие годы занимался своими исследованиями профессор, доктор психологических наук – Игорь Павлович Волков! Этот же известный ВУЗ заканчивал ранее Борис Петрович Бельграй, поэтому-то связь самая прямая!
В.: Поясните для читателей, потому что, возможно, не все понимают Ваш научный стиль мышления.
О.: Мы знаем, что напротив этого Салона расположена Новая Голландия. Само название напрямую связано с Кронштадтом, ведь здесь располагались морские объекты, которые имели НОВОЕ назначение по сравнению с тем, что когда-то творилось в Голландии.
В.: Вообще, правильнее было бы назвать этот объект ещё в Петровские времена – «другая» Голландия?
О.: Нет, Вы не правы! Здесь были сконцентрированы образцы морской оснастки, которые позволяли выйти на совершенно новый научный уровень!
В.: Тем более, что рядом были Адмиралтейские верфи, не так ли?
О.: Не так! Потому что Адмиралтейские верфи были Парадными палатами, куда при желании мог пройти любой иностранный купец, а Новая Голландия была закрытой структурой с самого начала!
В.: Как это понимать?
О.: Здесь собиралась «начинка» будущего корабля! Ведь тот же фрегат, на котором отправился в первое кругосветное плавание Головнин, был оснащён пушками. Что позволяло кораблю не только быть научной лабораторией, но и боевой единицей!
В.: А Чеботарь является одним из соавторов возрождения Мемориала Адмирала Апраксина?
О.: Конечно, где Новая Голландия должна занять своё достойное место…
В.: А как со всем этим связан Василий Николаевич Кичеджи?
О.: Я был по-настоящему удивлён тем, что статья в Вашей газете «Величие подлинного аристократизма» станет столь популярной! Ведь обычно время «жизни» любой газетной статьи, максимум, неделя, а она востребована более полугода! И знаете почему?
В.: Почему же?
О.: В ней Ярослав Юрьевич Томановский рассмотрел возможности формирования Нового музейного стиля, особенно когда ярко представлены работы отечественных художников-реалистов, но следует пойти и непременно дальше!
В.: В каком направлении?
О.: Современный дизайн, около которого сейчас ведётся столько споров! Каким он должен быть?
В.: Вы хотите сказать, что при оформлении многих офисов сегодня на фасадах можно заметить знаменитый Греческий меандровый орнамент, а перед входом стоят скульптуры Фракийских Львов?
О.: Да, конечно! В книге писателя Геннадия Гора «Ошибка профессора Орочева» подробно рассказывается об институте РАН в Северной Столице, но вопросы, поднимаемые в ней, не потеряли своей актуальности!
В.: Вы хотите подчеркнуть, что так называемое «искусство палеолита» сегодня востребовано?
О.: Речь о том, что сегодня новые «авангардисты» активно пропагандируют допещерный уровень развития!
В.: А что наука об этом говорит?
О.: Василий Николаевич несколько лет руководил Наукой и Культурой в Городе на Неве, поэтому потенциал, наработанный им, ещё требует своего внедрения!
В.: Какие аспекты следовало бы затронуть в первую очередь?
О.: Следует рассматривать Концепцию профессора Военмеха – Сергея Николаевича Абросимова о соотношении утилитарности и эстетизма, которая была существенно дополнена его коллегой – профессором Дмитрием Евгеньевичем Тихоновым-Бугровым на апрельском Заседании секции – Геометрия. Графика. Дизайн, которое проходило в апреле 2015 года в знаменитом Бонче…
В.: То есть Вы имеете в виду, что Выставка, состоявшаяся в одном из залов Главного музея страны, где были представлены ржавые дворницкие лопаты в качестве «новых» музыкальных инструментов, должна исчезнуть из эстетического поля зрения Северной Столицы?
О.: Мне приходилось не раз читать журнал «Петербургский художник», интересна точка зрения его Главного редактора.
В.: Чем она интересна?
О.: Нужно вырабатывать критерии оценки художественного произведения.
В.: И начертательная геометрия с её Теоремой перспективы будет здесь играть решающую роль?
О.: Более того, мне приходилось беседовать со многими гостями Северной Столицы, в том числе зарубежными. Выставка Русского музея – «Приглашение к обеду» была лучшей не только в 2013 году, но заставила некоторых кинематографистов сменить резко своё амплуа и на старости лет с головой броситься в профессию рестораторов.
В.: И о чём это свидетельствует?
О.: Как мы помним, Центральным событием прошлого Экономического форума был Исаакиевский хор, куда приехал и Президент РФ – Путин Владимир Владимирович. То есть Майский форум был по значимости Культурой программы более весомым, чем нынешний июньский. Таково мнение завсегдатаев этого Форума.
В.: Вы считаете, что Праздник «Алые паруса» менее впечатляет?
О.: Людям интересно РЕАЛИСТИЧНОЕ искусство! Народный хор отражает Душу города на Неве, а короткий променад по воде шведского парусника – это скучное зрелище в стиле обветшалых и унылых декораций… Худшее повторение сказки «Про белого бычка».
В.: То есть Вы считаете, что это блюдо Культурной программы Экономического форума было слабым?
О.: Если учесть, что до этого в качестве «интеллектуального» блюда были предложены скучные сентенции одного мухомора, то сложится полная картина бесцветности этого мероприятия, единственными украшениями которого были выступления и беседы Президента РФ – Путина Владимира Владимировича и Главы Совета Федерации РФ – Валентины Ивановны Матвиенко.
В.: Кстати, все отметили, что бирюзовый костюм Хозяйки Экономического форума очаровал зарубежных гостей?
О.: Да, она всегда умеет выбрать нужный оттенок делового костюма, потому что Экономический форум проходил в Гавани, и сам цвет символизировал, что морские волны плещутся под окнами залов заседаний, а впереди – морской простор, по которому можно быстро домчаться до Кронштадта…
В.: Где планируется установить памятник во имя Андрея Первозванного?
О.: На Форуме Валентина Ивановна, давая интервью, отметила, что роль Импортозамещения должна рассматриваться более широко.
В.: Какая связь со скульптурой В.П. Чеботаря, где он воплотил образ Андрея Первозванного?
О.: В Культуре тоже должен произойти сдвиг в сторону Импортозамещения, ведь сегодня «уличное» искусство, которое агрессивно навязывается в виде граффити – это даже не палеолит, это гораздо хуже и… опаснее.
В.: В чём опасность такого эксперимента?
О.: Помните, как говорил Аркадий Исаакович Райкин?
В.: Улица, улица, как уберечь ребёнка от влияния улицы, если кругом – сплошные улицы?
О.: Не совсем так. Меня больше волнует его фраза:
- Ну написал он не то слово на заборе, ну выбил фонарь на улице, ну вам, в конце концов, поставил фонарь под глазом, ну простите его, он же ребёнок!
В.: Что Вас не устраивает в этой постановке вопроса? Задержавшееся детство современных переростков?
О.: Меня волнует, что сегодняшние «уличные» зарисовки имеют острую зарубежную направленность, сформированную в криминальном «творчестве». Свобода должна отличаться от вседозволенности.
В.: А Вас никогда не настораживало, что «праздник» выпускников у нас совпадает с началом Великой Отечественной войны? И, может быть, следовало бы начинать новую взрослую жизнь, вспоминая о тех, кто не дожил до этой взрослой жизни?
О.: Да, у нас слишком много развлечений у молодёжи, и они пытаются искусственно создавать себе трудности. Забираются на крыши домов, спрыгивают с мостов. Наверное, следовало бы их энергию направить в нужное русло.
В.: И здесь Вы неизменно предложите устремить их порывы в сферу ЖКХ?
О.: А почему бы и нет! Ведь Василий Николаевич когда-то блестяще предложил решить эту проблему, а теперь он подойдёт к этому с эстетической точки зрения…
В.: Вы полагаете, что он сможет обогнать в этом направлении Дягилева?
О.: С помощью Салона «Петербургский художник» сегодня это легко выполнимо!
В.: Как это будет достигаться?
О.: Это будет самой убедительной Победой Фракийского Льва, но об этом мы поговорим с Вами подробнее в следующий раз, если Вы не возражаете?
В.: О грядущих Победах Фракийского Льва готов всегда беседовать с Вами.
(продолжение следует)
источник