Томановская В.В.
Принцев Н.В.
ОЖИВАЮЩАЯ ПОЭЗИЯ
Недавно в Адмиралтейском молодёжном Клубе «Рекорд» на Садовой улице прошло интересное событие. Это был яркий, запоминающийся июльский вечер. Когда на киноэкране высветилась эмблема организаторов – Звезда Давида, то это сразу порадовало, потому на своём опыте знаем, что символика имеет ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ значение. Древняя символика подразумевает, что устроители придерживаются исторических традиций. К счастью, это предчувствие ПОЛНОСТЬЮ оправдалось. Ведущая – Яна Брук напомнила нам тех девушек Армии Израиля, которые не ссылаясь на свою изнеженность и капризность, наравне с юношами несут нелёгкую военную службу…
Почему возникла эта ассоциация? Вначале Яна честно призналась, что у неё болит зуб. Щека была немного припухшей, но она заранее попросила у зрителей прощения за то, что, возможно, голос её порой будет не очень убедительным или будет чувствоваться усталость. Однако это предупреждение было совершенно напрасным! Яна, как боец, идущий в сражение, несмотря на полученные раны, устремлялась к экрану. Стремительно взлетала на сцену, каждый раз представляя новых участников. Вносила атмосферу доброжелательности, заразительного интереса и к авторам стихов и к исполнителям.
В чём же заключалась НОВИЗНА этого жанра? Талантливые исполнители танца пытались пластическим рисунком передать содержание того или иного стихотворения. Заново динамически прочитывались и классические произведения, например, Сергея Есенина и молодых поэтов.
За что хочется поблагодарить организаторов? Программа вечера была настолько МАТЕМАТИЧЕСКИ продумана, что ни одна СЕКУНДА каждого выступления не была потрачена зазря. Сначала показывались киносюжеты, рассказывающие о том или ином исполнителе, затем удавалось посмотреть живой номер, а после и задать вопросы. Удалось познакомиться со многими интересными направлениями. Мы сейчас не будем говорить о КАЧЕСТВЕ стихов. Это – отдельная тема. Гораздо ВАЖНЕЕ остановиться на том, КАК было передано это содержание? Поиск пластического рисунка каждым выступающим достигался по-разному. Нам понравилось то, что была ОЧЕНЬ широко представлена географическая палитра современного танца. Мы смогли оценить достижения участников из нашего региона, Москвы, Магадана. Порадовало то, что не было «самодеятельности», то есть того набора первых навыков знакомства с танцем, чем так до утомительности грешит телевидение, когда знакомит зрителей с бесчисленными дилетантами. Здесь каждый выступающий, несмотря на молодость, уже прошёл длительный марафон международных состязаний, потратил несколько лет на совершенствование мастерства в какой-нибудь профессиональной студии.
То есть зрителям была создана возможность почувствовать себя участником Праздника искусства. Почему мы делаем на этом акцент? Сегодня в Северной Столице немало всевозможных танцевальных студий, которые преподносят себя «специалистами» высокого класса. Мы побывали на занятиях одной из таких студий. Умышленно не называем адреса. Просмотрев два занятия, претендующих на обучение латиноамериканским танцам, мы без труда определили, что «преподаватели» даже понятия не имеют об истории таких танцев, как сальса, кизомба, которым они обещали обучить. Самое смешное, что ничего не зная об этих преподавателях заранее, мы смогли предугадать их прежний род занятий. Получилось, что один преподаватель ставил себе в заслугу, что раньше он занимался «тяжёлым» боевым видом искусства, а преподавательница, как оказалась, была родом из Сибири. Для чего мы это говорим?
Чтобы сравнить УРОВЕНЬ достижения одних, нужно с кем-то сравнивать, не так ли? Один считает, что он вправе давать платные уроки, пытаясь обучить «лёгкости» и «зажигательности» танца, при этом обладая угрюмым видом, походкой тяжелоатлета и характером преподавателя, стремящегося завалить на экзамене каждого студента. Его помощница, претендующая на роль преподавательницы экстра-класса, так перебирала ногами, что это очень напоминало прыжки на сельской остановке в ожидании безнадёжно опаздывающего автобуса в условиях сибирских морозов. То есть фальшь движений прочитывалась однозначно.
На вечере в Адмиралтейском Клубе подкупала искренность. Конечно, нет возможности рассказать обо всех участниках. Остановимся на самых ярких представителях этого Праздника. Это Дима Тадж из Москвы и Анна Царёва, выступавшая под сценическим псевдонимом Пандора. Оба удивили своей откровенностью, когда с ними удалось побеседовать после окончания вечера.
Дима удивляет своей способностью ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Расскажем о первых впечатлениях. Поднимается на сцену плотный молодой человек среднего роста. С густой бородой, чеченской шапочке, шортах и кроссовках. Поначалу можно подумать, что ему далеко до Махмуда Эсамбаева, талии которого могли позавидовать многие балерины. Но вот он начинает исполнять!!! Кажется, что он позаимствовал у Михаила Барышникова прыгучесть, а выразительность мимики у Александра Вертинского. Это фейерверк выверенных движений в стиле Владимира Высоцкого, который был отличным танцором. У Таджа залихвастость морской пляски ансамбля Моисеева. Вроде бы всё органично просто, но за этой простотой прочитывается многолетнее кропотливое упорство труженика сценических образов. Одним словом, это нужно видеть!
Совсем другое направление избрала Анна Царёва. Она смогла совместить виртуозность акробатических этюдов и гибкой пластики, свойственной лучшим цирковым номерам, но здесь главенствовала МЫСЛЬ. Смотря этот танец, расшифровывая его затаённый смысл, невольно ловили себя на том, что стихи, звучащие за кадром, были намного слабее той внутренней глубины, которую стремилась передать Анна. Нам очень понравилось, что она выбрала строгий чёрный облегающий костюм. Сегодня принято ярким нарядом, блёстками, лентами замаскировать внутреннюю нищету. Анна поражала продуманностью движений, когда каждая пауза была оправдана…
Мы разговорились с Анной, она выпускница ВУЗа, освоившая классическое хореографическое образование. Сейчас стало модным, когда кулинарные шоу ведут мало популярные в прошлом артисты. Не состоявшись на одном поприще, такие «оракулы» стремятся напичкать зрителей другой безвкусицей и интеллектуальной несъедобицей. А этот вечер продемонстрировал, как НЕОБХОДИМО уважать зрителя! Мы получили приглашение по электронной почте. Посещение было бесплатным, а отношение к КАЖДОМУ зрителю было как к самому ДОРОГОМУ гостю… Уходя, поблагодарили Яну за великолепно проведённое время. Подумалось, как жаль, что не велась трансляция этого концерта по телевидению! Ведь у нас так много по-настоящему ТАЛАНТЛИВЫХ исполнителей. Но о них так непростительно мало известно! Ежедневно просматриваю многие газеты. Там ведутся «дискуссии» приедет или нет какая-нибудь «звезда» зарубежной эстрады? При этом не упоминается о том, что у нас есть свои знаменитости. Ведь слово «знаменитый» многие считают равнозначным слову – «известный», а это не так. Искусственная «раскрученность» в СМИ может сделать узнаваемым самую непритязательную заурядность, а знаменитость, от слово «знамение», которое присутствует далеко не у каждого эстрадного визави.
Северную Столицу всегда отличали высокая требовательность и безупречный вкус, что и следует прививать с юных лет. Организаторам этого вечера удалось соответствовать самым взыскательным эстетическим запросам.
В беседе с Анной Царёвой после её выступления зашла речь о роли классического балета и, конечно, о том, как танец воплощается в произведения искусства. Анна согласилась с нами, что экспрессивный потенциал Майи Плисецкой удалось запечатлеть лучше всего мастеру Вячеславу Чеботарю. Мы предложили ей поработать над циклом танцев – «Оживающие скульптуры мастера Чеботаря», она заинтересовалась этой темой, пообещав освоить такое новое направление современного танца.