Открытое письмо
Министру Образования и науки РФ
Ливанову Дмитрию Викторовичу
От Главного редактора газеты:
«Поддержка Президентских реформ»
ДОРОГОЙ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ!
Редакционный Совет газеты «Поддержка Президентских реформ» поздравляет Вас с Новым Учебным годом и выражает уверенность в том, что Вам удастся добиться решающих успехов на том трудном поприще, где Вам приходится осуществлять РЕФОРМЫ в образовании и науке. От имени Редакционного Совета Главному редактору было высказано поручение о направлении на Ваше имя соответствующего Открытого письма, в котором рассматриваются различные аспекты многих «проблем». В результате продолжительного журналистского расследования был выявлен круг этих искусственно создаваемых, надуманных «проблем», специально организованных рядом лиц, чтобы создать атмосферу в стране социальной напряжённости.
Скрытые оппоненты реформирования
Реформирование – всегда процесс сложный и трудоёмкий, так как поборники рутинного мышления во все времена оказывают яростное сопротивление. Но в настоящее время науку и образование некие «общественные» формирования, вернее, сугубо криминальные структуры, стали активно использовать в политических целях. В чём это проявляется? На официальных сайтах некоторых ВУЗов, о чём мною будет указано в сопроводительном письме, печатаются «сообщения» о предстоящих митингах, которые надо провести «против позиции Министра образования».
Более того, наметилась тенденция, когда средства, предназначенные для финансирования науки, стали плавно «перетекать» в фонды, деятельность которых направлена на подрыв Государственного строя РФ. Отдельные ВУЗы, требуя своей «автономности», на деле стали сосредоточием криминалитета, причём не только отечественного, но и зарубежного.
Вы – известный учёный в области физики. В своё время Ваши оппоненты были достаточно «подготовлены» со стороны выше означенных «политических» дельцов, чтобы Вы не заняли руководящих постов в системе РАН. Для чего это предпринималось? Впереди было внедрение «научной» программы, направленной на «сотрудничество» с зарубежными фирмами, о чём подробно изложены материалы в июльском и августовском номерах газеты «ППР». Совместные «прожекты» с итальянскими, испанскими, английскими, германскими фирмами, соответственно, сопровождались приобретением недвижимости чиновниками в указанных регионах мира. В сентябрьском номере будут проанализированы и «научные» изыски из Голландии (статья о Голландском семинаре по картофелеводству, статья о лесоводстве).
Посещая многие научные конференции, мои коллеги стали свидетелями того, что аспиранты предлагают в качестве, например, морского вооружения использовать исключительно образцы зарубежной техники. Но ещё в древнем Риме было известно: «Народ, который не тратит средств на вооружение собственной армии, будет кормить чужую». Нам предлагается уже в мирное время «кормить» иностранных производителей оружия, т.к. в условиях военного времени наша страна останется, вообще, без вооружения. Примеров такого «сотрудничества» в истории России имеется немало, доверчивость всегда дорого обходилась.
Ваша позиция – потомственного учёного не устраивала тех, кто для нашей страны избрал режим ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОЛОНИАЛИЗМА. Вас незаслуженно подвергают острой критике, как со стороны реформирования Образовательной системы, так и стороны Научной сферы.
Для чего сейчас в Северной Столице пытаются создать иллюзию «протеста учёных»? Причём именно иллюзию, широко рекламируемую в СМИ? Поясню ситуацию.
Достаточно часто посещаю Дом учёных на Дворцовой набережной. А поскольку теперь маршруты общественного транспорта сняты с Дворцовой набережной, как говорится, «туризм и только туризм», то каждый раз приходится проходить мимо «Эрмитажа», наблюдая за «новомодным» ремонтом. Оставив в стороне эстетические изыски новой волны «интерпретаторов» исторических памятников, я хочу остановиться на чисто технических аспектах.
Жорес Иванович Алфёров, выступая в одной телевизионной передаче, сказал, обращаясь к Вам: «Ведь ты же, физик, ты же должен понимать…»
О Жоресе Ивановиче Алфёрове – Светоче современной Российской науки можно и ДОЛЖНО рассказывать очень много. Для меня является всегда предметом особой гордости Диплом, завизированный Великим учёным, которым я был награждён за представленную работу в Международном Научном Конкурсе в секции Стендовой физики…
Вы – крупный учёный, великолепно разбирающийся в практических аспектах науки. И вот для меня стало «открытием», как, несомненно, станет открытием в равной степени и для Вас и для Жореса Ивановича Алфёрова, что «солидный» заказ на освещение «Эрмитажа» поручен Голландской фирме!
Постоянно бываю заинтересованным слушателем выступлений учёных в Алфёровском центре, Математическом институте имени Стеклова, где обсуждаются возможности дополнительного финансирования науки в части прикладных разработок, которых у нас на сегодняшний день немало! Но…
ВОПРОСЫ ФИКТИВНЫХ НАУЧНЫХ КОНКУРСОВ
И вот здесь, я считаю ОЧЕНЬ ВАЖНО поставить вопрос о том, а не слишком ли много полномочий мы даём отдельным руководителям учреждений? Почему руководство «Эрмитажа», минуя Конкурсную систему, такой аспект, как установка нового освещения, доверяет зарубежной фирме? Понятно, что пока раздувался «мнимый конфликт» между учёными, включая и ведущих физиков, в стороне от них проводится, устранив учёных от обсуждения, очень важный в политическом смысле крупный коммерческий объект!
Мне иногда говорят коллеги: «Николай Владимирович, займитесь чисто научными проблемами, не отвлекайтесь на политику!» Но, к сожалению, реалии современности таковы, что слишком многие зарубежные политики активно внедряются в научные сферы России. И они имеют своих активных адептов во многих ВУЗах и в составе РАН, о чём я отдельно укажу в сопроводительном письме, т.к. не в правилах нашей газеты упоминать фамилии тех, кто не заслуживает уважения и упоминания.
Убеждён, что в Вашей компетенции (специалисты нашего издания могут подготовить соответствующее письмо) предложить для рассмотрения в Президентском Совете и утверждения на законодательном уровне в Государственной Думе «Положение о Научном регламенте».
Что это означает? В одной из своих прекрасных лекций Жорес Иванович Алфёров выразил замечательную мысль: «Настоящий учёный в чём-то сродни Господу Богу». Поясню, что он имел в виду. Истинный учёный всегда неизменно стремится к Истинности. А Истинность и должна стать критерием оценки любого проекта. Могу назвать многие десятки непревзойдённого таланта учёных в области энергетики, которые трудятся в нашем прославленном научными кадрами Городе на Неве. А сколько коллег, имеющих великолепные разработки, намного превосходящие известные мировые «достижения», мне известно в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Волгограде, Нижнем Новгороде?
Почему, когда речь идёт о Главном музее страны, их мнение «забыли» спросить? Научный подход в качестве Критерия оценки ЛЮБОГО проекта должен присутствовать сегодня в качестве ОСНОВНОГО.
НАУКА И КУЛЬТУРА
Сегодня много говорится о гуманизации общества. Нет вопросов, пусть так и будет! Но любой «социальный» проект должен расцениваться на основе социальных, психологических дисциплин. Мне так повезло, что несколько лет назад мне подарил свои увлекательнейшие научные монографии доктор психологии, профессор – Игорь Павлович Волков, о котором, как о Легенде психологических открытий, мы ещё непременно подготовим материал в нашей газете. А поговорить мне хотелось бы о том, что сегодня творится в культурной сфере.
Конечно, можно ходить по Невскому проспекту, нацепив на голову в качестве «украшения» помойное ведро, демонстрируя своё «самовыражение». Но есть чёткие научные формулировки такого поведенческого стереотипа. Например, такие, как асоциальность, немотивированная мировоззренческая агрессивность, сформировавшаяся в силу потомственной деградирующей невежественности и т.д.. Но при этом есть ещё и аспект бюджетного финансирования. Если мы претендуем на Образованность, то есть формирование некоего Образа, то это означает, что для науки неприемлемо воспринимать нечто деструктивное, что автоматически приводит к цепной реакции деструкции уже сложившихся веками образов, как новую поведенческую модель, которую нужно тиражировать.
В Открытом письме на имя Владимира Ростиславовича Мединского в июльском номере я рассматривал вопрос о том, что, возможно, Министерство Культуры и Министерство Образования следует объединить в одно ведомство, т.к. процессы Воспитания и Образования нельзя рассматривать в отдельности. При этом восстановить Комитет по науке, как самое ПРИОРИТЕТНОЕ подразделение Правительства РФ. Мною ставился вопрос о том, что среди тех, кто просит бюджетного финансирования на свои кинофильмы, есть те, кто занимается откровенной криминальной и антигосударственной деятельностью.
Понятие учебных фильмов или тех, которые делаются по заказу Министерства Образования, на сегодня просто «забыто».
В Открытом письме на имя Дмитрия Олеговича Рогозина в августовском номере газеты мною уже повторно был поставлен вопрос о том, что финансирование фильмов должно осуществляться в соответствии с задачами по патриотическому воспитанию молодёжи, когда об армии должны подготавливать передачи и фильмы, отвечающие требованиям профессионалов, а не клуба «солдатских матерей» или фильмов, где Бабушка солдата становится основным действующим лицом.
Тем более не допустимо, когда «киногероем» пытаются сделать некую информационную блоху, о чём подробно говорится в августовском номере, в том числе в статье «Победа Фракийского Льва».
Сентябрь – это не только радостный праздник – День знаний, но и грустная дата – 5 сентября, когда год назад был убит бывший Председатель Комитета по науке Правительства Санкт-Петербурга – Александр Дмитриевич Викторов. Мне посчастливилось общаться с этим ярким и абсолютно бескомпромиссным учёным. Он, так же как и Вы, считал, что в Науке можно заключать компромиссные соглашения только с Истиной, а любое околонаучное соглашательство – преступно! И такая позиция стоила ему преждевременно законченной жизни! Но вот, что удивляет? Современные «правозащитники» отнюдь не озаботились снять фильм об этом талантливом профессоре, зато об откровенном ничтожестве, который давно «заслужил почести» провести определённое число лет в Исправительном учреждении, «будет сниматься фильм», причём за бюджетные деньги, тогда как у этого совладельца портала в интернете имеется «собственных» денег около 10 миллиардов рублей!!!
Почему именно к Вам я обращаюсь с просьбой на Коллегии Министерства рассмотреть вопрос о том, насколько целесообразно из государственного бюджета финансировать те или иные кинофильмы? Ведь кинопродукция, в данном случае фильм об «удачном бизнесмене», которого хотят преподнести в качестве симбиоза «научной изобретательности» и беспардонного хамства, будет рассчитан на молодёжную аудиторию, а тиражировать хамство и копировать невежество – это тупиковый вариант для развития любой страны!
«ЧУДЕСНИКИ» - РЕКТОРЫ
А к Вам как ведущему учёному я высказываю свою просьбу ещё и потому, что именно Вы способны технически осуществить вопрос ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ между учреждениями и СМИ. Поясню, что я имею в виду? В июльском номере газеты в Открытом письме на имя Министра культуры ставился вопрос о том, что госфинансирование фильмов должно тщательно контролироваться, исходя из ТЕМАТИКИ фильмов. Понимая, что интернет-версию газеты в Министерстве культуры могут «не заметить», по почте было отправлено заказное письмо в качестве «дублирующего» варианта.
Вскоре в СМИ заговорили о сверхъестественной продажности «данного проекта», которой редакция подвергла аргументированной критике. Кстати, увлеченность многими СМИ употребления зарубежной терминологии делает их публикации предельно примитивными. Слово «бестселлер» - дословно и означает – « сверхпродажность». В России никогда продажность не ценилась. Степень продажности личности свидетельствовала о нравственной деградации.
Но мне хотелось бы затронуть другой вопрос. Почему в 21 веке у нас не функционирует электронная почта? А если технически она и существует, то административно – нет? Кстати, в Колонке Главного редактора сентябрьского номера мною отмечено, что пока ЕДИНСТВЕННОЕ ведомство в России, где великолепно функционирует электронная почта – это Ваше Министерство Образования и Науки.
Конкретизирую ситуацию. Пока «идёт письмо» по почте, получатель, в лице адепта «общественности» делает рассылку в СМИ, чтобы там «приняли соответствующие меры», а к руководителю учреждения это письмо либо, вообще, не поступает, либо «доходит» с опозданием в несколько месяцев!
Теоретически мы считаем, что ректоры ВУЗов «должны» соблюдать паритеты правового поля. А фактически? У меня накопилась весьма любопытная доказательная база, когда при рассылке по электронной почте, например, в Москву, секретарь мне докладывает, что электронное письмо доставлено, произведена распечатка и доставлена ректору. Через несколько дней интересуюсь, прочитал ли ректор? Получаю ответ, что ректор прочитал распечатанное электронное письмо, а вот ответ он давать не спешит!
Некоторые ВУЗы, претендующие на свою «исключительность» и добившиеся «особого статуса», на том основании, что «удачливые» выпускники за несколько лет заработали многие миллиарды рублей, не имеют электронной почты! Когда, проведя определённое расследование, удавалось обнаружить наличие электронной почты, и на этот электронный адрес отправлялись письма, о чём указывалось, что письмо «удачно доставлено», то начинали происходить форменные чудеса. Через неделю на мой электронный адрес поступало сообщение, что «сообщение не было доставлено», но в «автоматическом режиме», спустя неделю такие «вести» дойти не могут. Это уже стиль информационных блох. При отправке Вам по почте этого Открытого письма мною будут приложены соответствующие письма.
Но, поскольку мне приходится заниматься и судебной практикой, то, зная о «забывчивости» некоторых ректоров об электронной почте, «не наблюдательности» при просмотре обычной почты, я стал требовать от своих коллег, чтобы они лично доставляли письма таким «невнимательным» ректорам, причём чтобы на втором экземпляре ставилась печать учреждения, дата и подпись ответственного лица. Но и эти «меры предосторожности» не смущают современных дельцов на поприще образования и науки. Иначе, чем дельцами я таких «деятелей» охарактеризовать и не могу.
О чём же были письма, что отвечать на них было крайне невыгодно? Речь шла о мошеннических «конкурсах», которые проводили данные ВУЗы. Это были, например, великолепно проработанные схемы использования научных грантов для ведения «политических маневров». Не менее оригинальны были другие игры в «общественное признание», когда те, кто должен был уже несколько лет возмещать обществу похищенные у него средства в соответствии с действующим Уголовным Кодексом, награждаются призами, грамотами от лица широкой общественности и властных структур, хотя ни общественность, ни властные структуры к проведению таких «конкурсов» совершенно не причастны, единственной государственной единицей в данной мошеннической схеме является бюджетная должность ректора, под эгидой которого и происходит вся эта вакханалия. Вот поэтому-то такие ректоры и не торопятся отвечать!
РЕКТОР ИТМО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ – ГОРДОСТЬ РОССИИ
К счастью, таких ректоров в стране меньшинство, как и в Городе на Неве – тоже. Отрадно заметить, что в этом году Звание Почётного жителя Санкт-Петербурга было присвоено Ректору ИТМО – Владимиру Николаевичу Васильеву. Мне особенно было радостно, что в этот раз, вместо двух Званий было присвоено только одно Звание. Почему это так важно? Вторым претендентом был некий «кино деятель», который мечтал подарить Японии острова, которые она столь назойливо, но абсолютно незаконно требует от России. В адрес Губернатора Санкт-Петербурга было направлено открытое письмо от редакции, где полностью поддерживалась кандидатура Владимира Николаевича Васильева, выдвинутая Губернатором Северной Столицы, и категорически отвергался претендент, проявляющий «щедрость» за счёт отданных жизней наших соотечественников во время разгрома японского милитаризма в 1945 году!
Помимо Открытого письма на имя Георгия Сергеевича Полтавченко, опубликованного в газете, редакция направила развёрнутое письмо Председателю ЗАКС-а Северной Столицы – Макарову Вячеславу Серафимовичу, где так же подчёркивалось, что учёного – Владимира Николаевича Васильева необходимо поддержать, но не допустить присвоение Почётного звания тому, кто торгует совестью. Продажность для Блокадного Города никогда не составляет ценности!
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ» СРЕДСТВ
Возвращаясь к вопросу о финансировании кинопродукции из бюджетных средств, наверное, нужно учитывать и мнение Субъекта Федерации по данному поводу?
Есть и ещё один чисто Нравственный аспект. Почему, при назначении детского пособия в Собесе от родителей требуется значительное число справок? Назначение происходит только в том случае, если семейный бюджет оказывается ниже прожиточного минимума. Здесь же, исходя из заявленных сумм, предполагается финансирование 28 картин на общую внушительную сумму, и на каждый фильм будет выделено около 50 миллионов рублей. При этом помощь будет оказана и тем, кто будет снимать фильм о владельце 10 миллиардов рублей! Это равносильно тому, что миллиардер обратится в Собес за детским пособием для своего ребёнка, причём ещё не родившегося! Ведь фильм ещё не снят!
А ведь, согласно шумной рекламной компании, проведённой в СМИ, именно книга об этом миллиардере была максимально продаваема! По книге и будет ставиться фильм. Продажа составляла многие миллионы экземпляров! Допустим, что это - не вымысел, так и было в действительности: книга юного миллиардера была продана в количестве многих миллионов экземпляров, причём быстро была продана!
Вы – талантливый физик, поэтому простейшие математические расчёты, основанные на математической логике, Вам будут легко понятны. Итак, представим себе элементарную задачу, где в качестве условия мы берём искомые данные, что имелась некоторая книга Х, которая продавалась по неизвестной нам цене, но была распространена с умопомрачительной скоростью! Допустим, что книга была выпущена тиражом 100 миллионов экземпляров, как утверждается в СМИ. Но попытаемся минимизировать допустимо полученную прибыль. Предположим, что было издано всего 10 миллионов экземпляров, с расчётом на читающую публику Северной Столицы и Москвы, но и тогда даже при минимальной прибыли – 10 рублей, полученной с каждого экземпляра, сумма прибыли составит не менее 100 миллионов рублей!
10 млн. экз.х 10 рублей=100 млн. руб.
Будем рассуждать иначе, исходя из сведений рекламных сообщений о «юном дельце», что он всегда стремится к максимальной прибыли и «изобретательности». Тогда мы предположим, что было издано 1 миллион книг, но прибыль с каждого экземпляра была не менее 100 рублей. Тогда мы производим следующее арифметическое действие:
1 млн. экз.х 100 рублей=100 млн.руб.
То есть, рассматривая разные варианты получения прибыли от столь ПРОДАЖНОЙ книги миллиардера, мы определили, что прибыль должна была составить не менее 100 миллионов рублей. А это уже возможность снять не один, а два фильма, исходя из сумм, выделяемых государством – 50 миллионов. Что представляет собой эта сумма, если мы сделаем перерасчёт на студенческие стипендии, зарплаты преподавателей ВУЗов?
Но почему-то об этом нет материалов на Вузовских сайтах, эта тема не обсуждается в СМИ с точки зрения «протестной реакции», спрашивается, почему? А вот недовольство либо Министерством культуры, либо Министерством Образования активно подогревается, зачем? Чтобы формировать общественное мнение по принципу кривого зеркала.
АНТИНАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ «СОЦИОЛОГИИ»
На одной из телепередач, не называю ни телепередачу, ни телеканал СПб, чтобы не создавать им излишней популярности, один представитель, обозначим его как Синяк, заявил, обращаясь к десантникам, весьма амбициозно заявил: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Он, видимо, так увлёкся своей синюшностью, что не понимает, что кривая рожа в народной речи означала косоглазие. А он, как раз обладал ярко-выраженным косоглазием. Мне стало его искренне жаль, этого пропагандиста синюх. Вместо того, чтобы потратить время и деньги на лечение своих глаз, он решил открыто пропагандировать нравственное уродство. Почему я назвал этого постаревшего юношу синяком? Всегда очень щепетильно отношусь к употреблению терминологии, в том числе в социальной сфере. Некоторые себя сейчас называют «голубые», а это неправильно, по - английски – «блу» переводится как синий, а не голубой, потому что голубой, звучит как light blue , то есть лёгкий синий. Поэтому слово Синяк намного точнее отражает сущность данного явления, тем более, что у выступавшего были весьма заметные опухоли под глазами - свидетельство гормонального расстройства, в разговорной речи такие изменения кожи под глазами называют синяками.
Учитывая, что «определённые круги» выступают за широкое распространение ненормативной лексики, чему я являюсь категорическим противником, то я, пытаюсь максимально упростить собственную речь. В то же время всегда стремился делать свои тексты более доступными, используя правильные переводы иностранных слов. Это особенно необходимо для того, чтобы более точно охарактеризовать отдельные явления в нашей жизни.
Почему я заговорим об этом Синяке в сентябрьском номере? Потому что в сентябре начинается Новый Учебный год, а этот Синяк, имеющий, кстати, весьма символичную фамилию, которую не называем, чтобы не создавать ему излишней популярности, является Преподавателем ВУЗа. И не просто учебного заведения, где готовят специалистов в области техники, агрономии, нет, этот Индивид помогает готовить будущих школьных учителей! Можно ли удивляться тому, что нравственность в школе стала обретать «новые» оттенки?
«РАЗНООБРАЗИЕ» ФАКУЛЬТЕТОВ
Для чего я привёл эпизод посиневшего господинчика? Потому что информация должна быть достоверной! О том, что НЕ ПОВЫШЕНА ЗАРПЛАТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ продолжали, причём громогласно, заявлять, предъявляя претензию министру образования, а о том, что некоторые недавние выпускники, скопившие около 10 миллиардов рублей, беззастенчиво берут себе из бюджета 50 миллионов рублей, чтобы снять фильм о своём беспрецедентном хамстве, этого никто не замечает!
Не странно ли? Тогда я озаботился подсчитать, а как тратятся деньги в том ВУЗе, где градус «протестности» просто зашкаливает? Вначале я побывал на одной из конференций, которую проводил тот факультет, где до недавнего времени нынешний ректор был деканом. На международном форуме антипрезидентский и антигосударственный настрой, относительно современной России, был настолько ощутимым, что мне и моим коллегам показалось, что мы присутствуем на собрании японских реваншистов.
Затем я стал анализировать, насколько эффективно используются бюджетные средства этого университета. Например, насколько оправдано открытие Медицинского факультета? Медицинский факультет - это хорошо, но в Городе на Неве уже функционируют четыре Медицинских ВУЗа, где у каждого есть своя госпитальная база. А у этого ВУЗа нет ни традиций, ни кадров, ни оборудования, всё создаётся на «пустом месте». Не является ли это расточительством государственных средств?
Организован факультет Искусств. Допустим, возможно, и это можно «обосновать». Но в Северной Столице есть Университет Культуры, Репинская Академия и целый ряд ВУЗов, где искусством занимаются достаточно глубоко. Наконец, создан Факультет Свободных искусств. Предположим, что здесь будет пропагандироваться граффити, употребление кукурузы на киносеансах и прочие – «свободы», но почему в качестве декана приглашён экономист, которого в бытность работы в министерстве называли не экономистом, а бухгалтером? Однако любая бухгалтерия диаметрально противоположна любой «свободе». Как совместить этот диктат цифр и обоснований, подкреплённых строгой документацией, и «свободой»?
В данном случае НИВЕЛИРУЕТСЯ само понятие – образование. Зачем учиться на бухгалтера, если потом можно работать в сфере искусств? Чему может научить «экономист», весьма почтенного возраста, которого очень хвалят за рубежом исключительно за то, что он в качестве подарка перевёл в зарубежные банки из России много долларов. И даже немного, а очень много! О такой щедрости не могла мечтать и госпожа Нитуш из одноимённой оперетты, это уже не опереточная свобода, а нечто невообразимое.
Почему-то Вузовская общественность не удивилась ни странности открытия двух факультетов, ни тому, кто стал деканами этих факультетов. Если сегодня учителю в школе предписано иметь определённое число учеников, иметь определённую часовую нагрузку, то каким образом формируется зарплата декана? Служебная инструкция требует его появления на рабочем месте пять минут в неделю? Или всё-таки, по три минуты в месяц? Поскольку, Вы – физик, то прекрасно понимаете, что физические возможности каждого индивидуума не безграничны, как и затраты времени, чтобы приехать на рабочее место, подняться по лестнице и т.д.
Наш Декан-летун, везде представляющийся как «общественник», вступивший во вновь созданное формирование, постоянно посещает всевозможные протестные мероприятия, указывая себе в титульном списке свою бывшую должность в министерстве финансов. Невольно задаёшься вопросом, если он так «стесняется» называть свою нынешнюю деканскую должность, то, наверное, следует покинуть эту должность? Или студенты ему нужны, чтобы вовлекать их в новую партию? Наверное, на Коллегии Министерства следовало бы задать вопросы таким незадачливым делягам?
Решим следующую задачу. Некто, занимает должность Художественного руководителя второго по величине театра РФ. Эта должность подразумевает проведение Художественных Советов, просмотров спектаклей, не говоря уже о повышении своего интеллектуального уровня, чтобы соответствовать запросам времени. Этот же человек занимает должность Директора театра – должность чисто административная, в отличие от первой, но также требует много знаний и времени, особенно, когда в театре шла многолетняя реконструкция. Разве не удивительно, что совмещение этих двух должностей привело к тому, что новый вариант театра (Второй сцены) ужаснул общественность, и даже Михаила Пиотровского, который любит поддерживать все модные течения в искусстве. Но это только две должности, помимо этого он остаётся дирижёром, причём не только в своём театре, но и Лондоне, куда, он, очевидно, летает по ночам. И вот, как подарок судьбы – пятая должность! Когда будет декан знакомиться с будущими студентами, общаться с их родителями? Скорее всего, во время концертов в Лондоне, в антрактах! Другой возможности я не вижу!
ПАРАЛЛЕЛТНЫЕ ВУЗЫ ИЛИ ШАГ К ОТКРОВЕННОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ
Итак, мы отмечали, что в одном ВУЗе Северной Столицы возникло несколько новых факультетов, названия которых можно было бы включить в тесты ЕГЭ. Это Факультет Искусств и Факультет Свободных искусств. Отчего хотели создатели этого названия освободить какие-то виды искусства, следует только догадываться. С учётом того, что в городе возник музей эротики, а на городском телевидении активно обсуждается «необходимость» ввести в школьный курс сексологию, то направленность этого факультета будет нетрудно предсказать. Как уже подчёркивалось, удивило и другое. Факультет Свободных искусств возглавил «бывший бухгалтер», как его называли в бытность работы в министерстве финансов. Спрашивается, какое отношение финансист в отставке имеет к свободным искусствам?
Рассмотрим эти факты с чисто математической точки зрения. Проанализировав некоторые факты из его биографии, можно убедиться, что связь здесь самая нераздельная! Будучи министром финансов, он так «успешно» для зарубежных партнёров расстался с много миллиардными суммами, принадлежащими России, отправив их на постоянное «местожительство» в иностранные банки, что сразу стал «самым популярным» экономистом мира. Создав себе хвалебный литературный арсенал за счёт бюджетных средств РФ, бухгалтер решил заняться политикой. Разве это нельзя назвать «свободным искусством» с учётом экспозиций того музея, о котором упоминалось выше? И не искусством ли фокусника можно назвать то, что, имея кандидатскую степень экономиста, не смущаться от обращения – «профессор»? Такой декан, действительно, многому может научить незадачливых студентов! Этот декан продемонстрировал талант иллюзиониста! Обычно фокусник показывает публике пустое ведро, а потом оттуда выскакивает курица! Как говорил Аркадий Райкин: «Так снабжай народ курями!». Этот декан спрятал в зарубежных банках финансы России, а затем у бывшего выпускника университета появляется 10 миллиардов из «виртуальной реальности», как сейчас СМИ называют интернет.
Алчность – опасная болезнь! Декан факультета Искусств не ограничился имеющимися должностями! Теперь он жаждет возглавить некий Центр, куда войдёт еще несколько учреждений. И он подал об этом заявку в Министерство Культуры! Вот в таких случаях и необходим самый взыскательный НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ. Наверное, в этом театре надо восстановить постановку балета «Сказка о золотой рыбке». Сейчас так стало модно, когда женские роли исполняют представители другого пола. Создаётся впечатление, что роль Старухи из упомянутой сказки сейчас полюбилась указанным деканам.
Совмещение должностей – это зачастую не только моральный фактор, но и оценка ситуации на основе юридических наук, в данном случае, - криминалистики. Наверное, история международного мошенничества обогатилась бы приобщением и исследованием приведённых фактов. В чём заключается сущность мошенничества? Тот, кто предлагает «набор приоритетов» приобретателю, заведомо знает, что он торгует одним товаром – фикцией. С той лишь разницей, что каждый такой мошенник обманул только того, кто решил воспользоваться «билетом счастья».
Отечественные мошенники в образовательной сфере пошли намного дальше! В свою сферу мошенничества они включают тех, кто ни на секунду не верит их мошеннической сущности! Например, те, чьи квартиры пошли под снос, знали, что возникнет заведомое уродство в виде Второй сцены. Причём этот строительный винегрет, приправленный острым соусом низкопробной абстрактной синтетики, возможно, и смотрелся бы не столь вызывающей безвкусицей, если бы разместился в квартале унылой застройки любителя кукурузы шестидесятых годов двадцатого века. Это был бы паритет архитектурной серости. Хотя, сады и цветники, устроенные жителями за долгие годы проживания в этих кварталах, они, очевидно, не сразу бы согласились променять на «шедевр» маэстро.
Тут мы наблюдаем ещё один парадокс. Вновь испечённый декан, исходя из суммы получаемых гонораров за рубежом, своих многочисленных бюджетных зарплат, вновь претендует на новую БЮДЖЕТНУЮ должность. Есть ли в этом научная целесообразность? Более того, не пора ли, с точки зрения криминологии проанализировать предыдущие «успехи»? Почему-то ни Бернард Шоу, ни Исаак Ньютон, ни Дмитрий Шостакович не стремились к административным должностям? Великий Евгений Мравинский оставался только ДИРИЖЁРОМ, но каким?! Ван Клиберн был выдающимся пианистом! А Фёдор Иванович Шаляпин оставался только певцом! Константин Эдуардович Циолковский занимался наукой в свободное от работы время. Он был преподавателем физики в гимназии, не рвался даже занять пост директора гимназии. Этот список можно продолжать до бесконечности… Сегодня наши «творческие» личности стремятся обзавестись множеством бюджетных должностей! Зачем? Ведь Вам, как физику хорошо понятно, что в сутках только 24 часа.
РАН И ЭТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Давайте решим ещё одну простейшую задачу. Вновь избранный Президент РАН, увы, далеко не гений. Потому что, если бы он был просто немного талантливым человеком, то, вне зависимости от итогов голосования, настоял бы на том, чтобы Академию Наук возглавил Жорес Иванович Алфёров. И не потому, что он – Нобелевский лауреат. У нас в стране проживает один Нобелевский лауреат, в прошлом реформатор, не пользующийся популярностью. Жорес Иванович из тех редких Гениев, которые наделены Справедливой памятью. В нём ежесекундно живёт память о старшем брате, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая Родную Белоруссию, поэтому для него Город на Неве – это Святая память о Блокадном периоде, когда фальшь была недопустима…
Можно ли быть достаточно убедительным Президентом РАН, но при этом управлять профильным институтом и совмещать должность Главного редактора ежемесячного научного журнала? Скажу откровенно, нельзя! По собственному опыту знаю, что хотя наша газета выходит один раз в месяц объёмом 32 полосы, и мне просто повезло с помощниками, но только обсуждение предстоящих материалов требует немалых интеллектуальных затрат. А ведь наше издание – это вестник. Научная литература требует значительно больших усилий. Иногда, чтобы подготовить статью в сборнике ВАК требуется несколько лет, чтобы опубликовать точно выверенные расчёты, сравнить с тем, что имеется по данной тематике в мире.
Поэтому-то совмещение большого количества должностей, тем более бюджетных, иначе как мошенничество квалифицировать нельзя. Ибо… В частной фирме позволительно быть чисто номинальным руководителем, оплачивая труд своих многочисленных помощников, но, когда человек находится на государственной должности, все «помощники» становятся бременем для бюджета.
ОБНОВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ
Вот поэтому-то Вы были АБСОЛЮТНО правы, когда стали вводить Критерий эффективности ВУЗов, что, конечно, многих не устроило, в связи с изложенными мною позициями. Мы вернёмся ещё к обсуждению этих вопросов.
Вы заслуживаете самой высокой оценки за попытку ОЦЕНКИ эффективности. Резкая волна критики стала возникать по этому поводу только потому, что очень многие стали опасаться, что такие же принципы будут применены и к ним, присевшим на нескольких государственных должностях одновременно. Вот именно этот Ваш Смелый метод и нужно всемерно распространять. Вам можно пожелать только мужества, потому что будущее – за наукой!
Диссертации в сегодняшнем своём виде становятся не актуальными, и вот почему. Три года обучения в аспирантуре, с одной стороны – процесс длительный, а с другой стороны – тема, означенная за три года до защиты, может абсолютно устареть! Есть и еще один принципиальный аспект, а можно ли «подготовить учёного» всего за три года? Конечно же, нет! Какой же можно найти оптимальный вариант?
Нас не удивляет, что спортсменов для Олимпийских рекордов начинают готовить с возраста 5 лет, максимум, с семилетнего возраста. Почему сейчас многие считают, что за время аспирантуры можно подготовить Нобелевского лауреата? Многие наивно полагают, что ВОЗРАСТ, опыт обеспечат «необходимыми» знаниями. Между тем с возрастом формируется потребность стереотипного мышления, а для науки нужно вырастить не просто думающую личность, а смелого до дерзости энтузиаста, мечтающего воплотить самые смелые замыслы в жизнь!
Для простоты определения научного потенциала личности можно было бы избрать простой способ. Разделить на две группы учёных – кабинетный стиль и экспериментаторы. Сейчас у нас используются такие тяжеловесные категории, как – «фундаментальные» науки и «прикладные», куда легко могут запрятаться и те, кто стремится к административной карьере в науке и те, кто успешно проявил себя на стезе околонаучного мошенничества. Попытка спрятаться за «большой коллектив», за требование о необходимости громоздкого оборудования, наличия «СОБСТВЕННЫХ» площадей лабораторий и административных зданий – это мишура, прикрывающая узость чисто научного мышления, а, вернее, отсутствие научных способностей.
Приведу пример кабинетного учёного. Хотя кабинетность здесь весьма условная. Изучение литературы, работа с библиотечными фондами, архивными материалами, размышление и обобщение полученных результатов – это кабинетный тип учёного. Правильно выстроенная теория – это потенциал для дальнейшего развития социума. Как оценить научную ценность кабинетного учёного? Конечно, наличием публикаций, участием в научных конференциях, где эти публикации получили обсуждение среди научной общественности. Ярким примером такого кабинетного учёного можно назвать Михаила Григорьевича Талалая – историка, автора многих определяющих научных трудов. Он – кандидат исторических наук, готовится к защите докторской диссертации. Наверное, для таких, как Михаил Талалай нужно ввести ныне забыто понятие как ЗАЩИТА ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПО СОВОКУПНОСТИ. Более того, как в химии у нас есть понятие – Правило Морковникова, в физике – уравнение Бернулли, почему нам не ввести в качестве Прецедентного параметра – Правило Михаила Талалая (Павел Талалай – доктор технических наук). Это будет означать, что не нужно проходить сложных и, главное, абсолютно не эффективных процедур защиты диссертаций, а иметь конечный результат.
В нескольких номерах нашей газеты публиковались статьи, анализирующие уникальный перевод Михаила Талалая книги итальянского разведчика Альгаротти. Символично, что вскоре Михаил Талалай будет награждён премией Патриарха за прекрасные исследования Православных Храмов за рубежом. Уже двадцать лет Михаил Талалай неустанно несёт бремя научного труженика в Италии. Получил медаль от Правительства Сицилии за вклад в укрепление дружбы между нашими странами. Он является скромным сотрудником РАН. Его инструмент – это чистое сердце и постоянно обновляемые знания! Нет возможности перечислить все изданные им работы! Он ни разу за эти двадцать лет не поставил вопроса о том, что РАН недостаточно материально обеспечивает своих сотрудников, или что нужно обеспечить кабинетом и т.д.. Вместе со своей итальянской супругой Стефанией – профессором русской литературы в Миланском университете они стараются максимально популяризировать нашу культуру…
Мы привели пример Михаила Талалая только потому, что, говоря о начале Нового учебного года, нельзя не упомянуть о Галине Васильевне Талалай – выдающемся педагоге, многие годы трудившейся директором прослвленной Школы Северной Столицы. Она воспитала двух сыновей – учёных с Мировым именем. Михаил Талалай изучает русское наследие в Италии, мы условно назвали его «кабинетным» учёным гуманитарного направления, а Павел Григорьевич Талалай преподает в Китайском университете, куда он был приглашён как исследователь арктических экспедиций, признанный одним из лучших российских учёных. Павел Талалай – профессор Горного Университета, это классический пример учёного – экспериментатора!
Можно ли выработать критерии оценки учёного – экспериментатора? Таким же образом мы будем оценивать и экспериментатора. Он должен представить «комплект» своих практических наработок: в ветеринарии, агрономии, инженерии, декоративно-прикладном искусстве, что подтверждено многолетним участием в научных экспедициях, конференциях, статьях ВАК и т.д..
У нас совершенно нивелированы до нулевой отметки значения таких учреждений, как Дом Учёных, Межведомственные Научно-Технические Советы и Научные Семинары и Конференции. Грустно констатировать, что лучшие умы страны собираются вместе, принимают консолидированное решение, а потом это Постановление, если и направляется в какое-то ведомство, то юридической силы, к сожалению, не имеет.
Научные Советы ВУЗов – формирования, безусловно, безнадёжно устаревшие, ограниченные решением сугубо корпоративных интересов. Научные семинары, напротив, превращаются порой в самые оживлённые дискуссии. К тому же в «своём» коллективе многие околонаучные деятели могут десятками лет маскироваться в тени чужих заслуг. Публичное выступление с докладом и, главное, способность отвечать на заданные вопросы может моментально продемонстрировать либо наличие научного таланта, либо полную мировоззренческую несостоятельность.
Например, один из претендентов на научный поиск, не смог ответить на вопрос, чем отличается нейрон (нервная клетка) от нейтрона (элементарная частица), он ответил что это – одно и то же… Аналогичных примеров можно привести массу. Наверное, следует разработать и принять «Диссертационный регламент», где будут обоснованы затронутые параметры. Редакционный Совет, имеющий непосредственные связи со многими научными коллективами, мог бы помочь в разработке данного Регламента.
Надеемся на дальнейшее
плодотворное сотрудничество.
Главный редактор газеты
«Поддержка Президентских реформ»
Принцев Николай Владимирович
Источник: http://yadi.sk/d/ncSessHr9jm4U |