Ярослав Томановский
Валентина Томановская
НАШ ДРУГ – ИВАН КРАСКО!
Молодой коллектив современного «Леннаучфильма» порадовал своей новой, замечательной традицией. Это кинопоказы! Но как они отличаются от чопорной фальши «громких» фестивалей, когда больше разговоров о нарядах кинозвёзд, но совершенно нет диалога с кинозрителями. Мы были участниками всех просмотров!
Что нам понравилось? Есть возможность пообщаться с творческой группой, с режиссёром, сценаристом, актёрами. Наверное, самым ярким было выступление Народного артиста – Ивана Краско. У него была ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ роль. Потому что сейчас многие артисты, в погоне за гонорарами снимаются в «кассовых» фильмах, где нет даже намёка на нравственность. Чем нас взволновала роль БОЛЬШОГО МАСТЕРА? Иван Краско совершенно органично представил свою творческую находку. Он представил доктора. Это был лучший Образ, когда-либо создаваемый этим Великим актёром. У него идёт сложный диалог с молодой героиней, которая пришла к нему с твёрдым намерением избавиться от нежелательной беременности…
Но врач с отеческой заботой убеждает её дать возможность появлению нового человечка на свет. Не просто складываются взаимоотношения матери и дочери, но детская непосредственность побеждает. Девочка лет пяти проявляет столько внимания и заботы к матери, что она начинает по-настоящему любить СВОЮ дочь. Об этом и многом другом спрашивали Ивана Краско зрители. И он отвечал. Когда нет театральной рампы и излишнего ажиотажа, есть возможность по-настоящему понять, что это НАШ друг.
Сегодня очень важно поднимать вопросы об ответственности молодой матери. С высоты своего мудрого опыта талантливый актёр умеет находить те доверительные интонации, которые понятны и в кинофильме, и в беседе со зрителями. Поднимались такие темы в обсуждении, как линии демаркации между пошлостью и ВЫСОКИМ в киноискусстве? Артист дал свою трактовку прекрасного, которая, безусловно, безупречна.
Если говорить о киновечерах, то интересными в психологическом аспекте были фильмы «Камень», «По контуру лица». Мы не являемся поклонниками творчества Дмитрия Месхиева, но в фильме о «чёрной метке» он крайне выразительно сыграл роль преуспевающего дельца, отвратительного в своей жестокой напыщенности…
Две роли, два разных фильма, но они поднимают схожие темы. Эгоцентризм и человечность, фальшь и искренность. Дмитрия Месхиева на обсуждении не было. А Иван Краско, хотя, наверное, не менее занят, смог прийти на эту встречу с кинозрителями. И роль получилась выпуклой, продолженной. Создавалось впечатление, что Добрый доктор, с такими доходчивыми словами пришёл, чтобы помочь каждому своей улыбкой, словами поддержки, помочь обрести внутренний стержень тому, кто потерял нравственные ориентиры…
Чем ещё запоминаются эти кинопоказы? Всегда выступают музыканты. То пронзительная трогательность флейты, то чистый вокал уносятся под высокие своды кинозала, возвращаясь к зрителям, как душевное эхо…
Организационно удобно, что за неделю до кинопоказа организаторы делают рассылку на электронную почту. Когда сегодня говорят, что без зарубежных фильмов отечественный кинопрокат разорится, хочется возразить. Нужно просто более взыскательно подходить к выбору репертуара. Многие считают, что любой фильм должен быть непременно «затратным». Вспоминается известная французская пословица: «Не сумел одеться красиво, так оделся богато».
Красота фильма? В чём она заключается? Наверное, ценность любого фильма должна оцениваться по числу чисто нравственных параметров… В этом отношении, подбор фильмов на кинопоказах в «Леннаучфильме» заслуживает самой высокой оценки.
Наверное, в ближайшее время к этим кинопоказам следует привлекать обширную телеаудиторию. Стиль Северной Столицы отличается самым взыскательным вкусом. Сегодня отечественному кинематографу катастрофически не хватает чувства эстетического вкуса. Очевидно, мерой выработки этого вкуса можно считать нравственные посылы Ивана Краско, с которым могли ещё раз познакомиться кинозрители на встречах в «Леннаучфильме».
Конечно, гости всегда себя чувствуют уютно, когда об этом заранее позаботятся хозяева. И такими чуткими хозяевами выступали ведущие, у которых следовало бы поучиться столичным конферансье, потому что здесь было желание представить киногруппу, музыкантов, но только не самих себя, как центральных фигур. И эта мудрая скромность молодых ведущих всегда является закономерным успешным заделом киновечеров.