В июле месяце нынешнего года в нашем городе прошёл Метеорологический форум, к которому мы ещё вернёмся, рассказав о достижениях учёных, смелых конструкторских решениях, а сейчас, хочется поговорить о тех произведениях искусства, литературы, которые НЕЗАСЛУЖЕННО забыты.
Санкт-Петербург – Морская Столица России! Поэтому здесь о море должны помнить ежедневно и ежечасно, а для этого нужны замечательные песни, картины, которые бы вдохновляли, помогали покорять морские просторы, кинофильмы о смелых моряках, памятники и, конечно, КНИГИ! Почему-то одна книга, весьма фривольного содержания, послужила основой для праздника «Алые паруса»?
Но хочу привести ссылки из книги, которую я прочитал на одном дыханье, и она стала моим надёжным другом и опытным советчиком. Речь идёт о подростке, приехавшим в Калининград, но как нам – обитателям Балтики близки запечатлённые образы. Какой правдивостью наполнены строки С.А. Снегова:
«Темноту ночи прорезали отличительные огни на судах… Он услышал НОВЫЙ голос – шум набегающей воды. Из черноты вырывались белые валы, обрушиваясь на прибрежную гальку. В бурной ночи была видна лишь полоса этих светящихся тусклым сиянием валов, за ними простирался невидимый залив, КУСОК настоящего МОРЯ – Саша угадывал его широту по пронзительной свежести, по грохоту волн, по быстроте их бега на берег, по их высоте. Теперь Саша понимал, что диспетчеры, передававшие о шторме, не ошиблись».
В этом маленьком отрывке чётко показано, что на берегу заблаговременно заботятся о тружениках моря. В небольшой повести рассказывается о том, какой большой труд вкладывается в слаженную работу маленького морского коллектива. Сегодня на многих научных форумах, которые я постоянно посещаю, финны, немцы, поляки, итальянцы стали «завсегдатаями», назойливо навязывающими своё, не всегда научно бесспорное мнение. А вот из Калининграда, Камчатки, Архангельска, Мурманска редко удаётся увидеть коллег! Почему так происходит? Этой оторванности мечтает положить конец Киселёв Владимир Иванович – известный краевед Кронштадта. Вместе со специалистом по лингволаконике – Георгием Фёдоровичем Ершовым они работали над Международным проектом – Мемориал Адмирала Апраксина.
Наш Город на Неве призван стать центром и Морской авиации. Сегодня Президент РФ Путин Владимир Владимирович поставил вопрос об освоении Арктики. Хочется вспомнить о такой замечательной книге Оскара Крууса – «Вахтенный полярной трассы». Эта документальная повесть была издана в 1976 году в издательстве «Ээсти Раамат» в Таллине. Во время дней Эстонии в Санкт-Петербурге мне удалось побеседовать с деятелями культуры, которые очень сожалеют об утрате прежних прочных литературных традиций. Конечно, утраченное наследие следует возрождать, и делать это надо на примере героев Арктики, которые одинаково близки и жителям Эстонии и России. Сегодня, когда жестко некоторые пытаются внедрить лозунг иезуитов – «Разделяй и властвуй», нужно находить связующее начало.
Таким СИМВОЛОМ объединения можно считать деятельность Губернатора Санкт-Петербурга – Георгия Сергеевича Полтавченко. Он УМЕЕТ слушать! Сегодня Градоначальник Северной Столицы сохранил юношеский максимализм и мальчишеский задор, свойственный отважным морским юнгам… Сын Морского офицера, будучи уже генералом, чьи виски тронула седина, он мечтает о МОРЕ с таким восторгом, что его энтузиазм становится политическим активом каждого горожанина.
Посещая выставку известного художника и скульптора современности – Вячеслава Чеботаря, он внимательно отнёсся к проекту возрождения Мемориала Адмирала Апраксина! Мы живём в удивительное время, когда у Города на Неве есть самый ЛУЧШИЙ и дерзновенный Генерал-губернатор, называющий с гордостью свой РОДНОЙ город Морской Столицей России. А для этого нужно, чтобы плавание, водные виды спорта стали любимыми абсолютно каждым жителем Санкт-Петербурга.
Осматривая статую Андрея Первозванного, Георгий Сергеевич предложил, чтобы такой памятник был установлен в Кронштадте. Но наш деятельный, по-настоящему молодой Генерал-губернатор справедливо считает, что Морские клубы, Морские школы должны создаваться в КАЖДОМ районе. Георгий Сергеевич не устаёт утверждать, что Интеллектуальный потенциал Города на Неве должен быть ВСЕМЕРНО связан с лучшими Морскими традициями. Как он понимает воплощение Морских традиций? Это – ПРЕТВОРЕНИЕ в жизнь Нравственного начала Морского закона по взаимовыручке! И, несомненно, это развитие смекалки, выносливости, энциклопедических знаний и, если хотите, АРИСТОКРАТИЗМА служителя Флота!
Часто бывая в Кронштадте, мне не раз доводилось от многих слышать много откликов о Георгии Сергеевиче. Посетив Морской Кронштадтский колледж, Георгий Сергеевич поинтересовался учебными планами, сказав, что в детстве тоже мечтал о морской службе. Я пытался выяснить, в ЧЁМ заключается феноменальная способность Полтавченко находить себе единомышленников? Самую правильную оценку дал патриарх Муниципального Совета Кронштадта – Валерий Александрович Власов. Сам посвятивший свою жизнь развитию спорта, он подчеркнул, что Полтавченко сохранил СПОРТИВНЫЙ АЗАРТ к Победе! Он сохранил в себе энергию юных бойцов Новгородского полка, сыгравшего уникальную роль в битве под Полтавой!
Как Знаменитому авиаполку, сражавшемуся в годы Великой Отечественной войны, было присвоено почётное звание – Гатчинский Гвардейский, так и Новгородский после знаменитой Полтавы получил заочное название – Полтавский…Фамилия Полтавченко словно символизирует непрерывную линию военной Славы России. Многие кронштадтцы с благодарностью восприняли назначение в Кронштадт Василия Анатольевича Пониделко, который и внешне, и, главное, ВНУТРЕННЕ похож на своего отца – замечательного генерал-лейтенанта Пониделко Анатолия Васильевича. Что это означает? Это означает, что самые лучшие и дерзновенные планы теперь будут осуществлены.
А это ДАВНИЕ замыслы кронштадтцев заменить проход шведского судна с символическими «алыми парусами» на восстановленный знаменитый корабль «Не тронь меня» или прославленный фрегат «Диана».
Почему же в Кронштадте так чтут память этого уникального корабля, совершившего кругосветное путешествие? Выпускник Морской школы Кронштадта – Василий Михайлович Головнин совершил Кругосветное путешествие, в котором пришлось столкнуться и с предательством недавних «союзников» - англичан, незаконно задержавших корабль почти на полгода… Вырваться из плена кораблю удалось только благодаря шторму и туману, чтобы избежать погони.
А японцы, вероломно «пригласив» капитана корабля и нескольких офицеров для «знакомства» на остров Кунашир, НЕЗАКОННО продержали в деревянных клетках наших моряков! Руки, ноги у них были перевязаны тонкими бечёвками «так искусно», что тело у них опухало. В ЧЁМ же была цель преступного захвата? Под угрозой смерти россиян заставляли заниматься обучением японской элиты. Они хотели овладеть не только русским языком, но и знаниями по математике, кораблестроению, географии.
Следовательно, УРОВЕНЬ образования в России тех времён значительно превосходил все известные «императорские» школы в Японии. Сегодня японцы «требуют» вернуть им Кунашир, но при этом они как-то не хотят вспоминать, как вероломно захватили эту территорию, принадлежащую казачьим поселениям… Почему-то у тех, кто «поддерживает» необоснованные притязания Японии, СЛИШКОМ короткая историческая память. Они «забыли» историю «Дианы», но в Городе на Неве об этом не знать нельзя! Мне подарили в Кронштадте книгу Александра Гервасьевича Лебеденко – «Шелестят паруса кораблей», которая сразу стала для меня любимой. Она подтверждает мою уверенность в том, что я ОБОСНОВАННО категорически выступаю против закупки морского вооружения за рубежом. А вот как увлекательно пишет Лебеденко:
««Диана» пришла со Свири, где корабельного дела мастера, наследники старинных новгородских, соловецких и архангельских рыбаков, смелых рыцарей Северного океана и Белого моря, издревле сколачивали, конопатили выносливые баркасы и лодки для опасного рыбного промысла в водах Севера».
Книга была издана «Лениздатом» в 1974 году, прошло 40 лет, но она своей актуальности не потеряла. В ней рассказывается, какие замечательные традиции мореходов и рыбаков имела наша страна, а СЕГОДНЯ кто-то пытается разыграть «трагедию» в связи с отказом от норвежской рыбы… Разве традиции Норвегии имеют такую славную Морскую историю, какую имеет Россия? приведём слова молодого выпускника Морской школы Кронштадта – Головнина:
«Без риска в море не бывает. Но эти соображения меня не останавливают. Крузенштерн и Лисянский ходили на судах английской стройки. Будет значительным уже то, что мы пройдём три, а то и четыре океана на судне ОТЕЧЕСТВЕННОГО строения».
Изучая наследие Михаила Григорьевича Талалая о «путешествиях» Франческо Альгаротти, удалось по-новому взглянуть на загадочную историю фрегата «Диана». Случайно ли, сначала судно полгода незаконно держат англичане, а потом два года два месяца и 26 дней в страшном плену держат капитана и нескольких офицеров и моряков?
И опять я возвращаюсь к книге «Море начинается с берега». Команда начинает формироваться на берегу. А как правильно сформировать будущую команду? И снова кронштадтцы адресовали меня к известному знатоку практической психологии – Виктору Николаевичу Кондрашову из Морского Университета. Он возглавляет автошколу этого ВУЗ-а. Казалось бы, какая связь между автомобилем и кораблём? Виктор Николаевич убеждён, что самая прямая! Мы подолгу беседовали с ним о том, КАК определить есть ли предрасположенность или нет к автовождению. А корабль – это тоже транспортное средство, которое требует уважения и трепетного отношения.
К сожалению, сегодня медицинская справка не даёт НИКАКИХ гарантий того, есть ли у будущего курсанта склонность к высокому классу в овладении автомастерством. Ведь справка не даёт сведений о развитии вестибулярного аппарата, а без этого не будет ни хорошего водителя, ни моряка! Кондрашов считает, что в условиях ОБЩЕГО снижения уровня здоровья детей, подростков нужно КАРДИНАЛЬНО менять сами подходы оздоровительной политики. Виктор Николаевич поясняет, что ДОЛЖНА БЫТЬ высокая мотивация у подростков к улучшению состояния здоровья. Как этого достичь?
Виктор Николаевич помог мне разгадать «тайну» особой судьбы «Дианы», по мнению Кондрашова, доктор Брандт, мягко говоря, не вполне «правильно» поставил морякам диагноз начинающейся цинги, чем заставил Головнина изменить курс «Дианы», что привело корабль в первый плен к англичанам…
Итак, какова должна быть роль врача на военном корабле? Виктор Николаевич сформулировал вопрос по-другому. Каждый врач должен предвидеть «военные» события задолго до того, как они возникнут. Речь идёт о подготовке организма к экстремальным ситуациям. Сегодня часто говорится о том, КАК снять боль, при этом забывается, что боль – это показатель происходящих процессов в организме. По совету Кондрашова я познакомился с системой целительства бывшего воина-афганца, который получил педагогическое образование, а потом занялся оздоровительными методиками. Оказывается, Абай Акатович Емши ещё в детстве увлёкся изучением жизни Василия Михайловича Головнина, который много путешествовал по Сибири. Родившись в Павлодаре, Абай рано освоил «покорение» Иртыша, стараясь понять, как парусный спорт может сформировать характер.
Мне удалось встретиться с Абаем Акатовичем. Он заводит разговор о Кронштадте и рассказывает, как однажды в библиотеке ему попались две книжки – «Море начинается с берега» и «Шелестят паруса кораблей». Его в этих книгах поразило то, как МОЖНО восстановить здоровье человека, когда нанесён значительный урон организму. Абай Акатович берёт библиографическую карточку и зачитывает:
«Но тюрьма, в которую ввели русских, была куда суровее и мрачнее сарая и клеток в Хакодате. Для трёх офицеров был отведён один ящик, для матросов и Алексея – другой. В ящики надо было вползать на четвереньках... Пища была отвратительная. Чай без сахара».
Этот отрывок меня заинтересовал тем, какие каторжные условия придумали японцы российским морякам. Но Абай Акатович сделал акцент на другом. В таких условиях невольно серьёзно страдала опорно-двигательная система. А как восстановить после этого силы? И тогда, то есть ещё в юности он стал задумываться над тем, каким образом можно, во-первых, быстро восстановить утраченный потенциал. А, во-вторых, стараться не растерять здоровье даже в самых жестоких условиях…
Мы договорились встретиться с Абаем Акатовичем в следующий раз. Пролистываю книгу, вчитываюсь в каждую страницу:
«Всё строение – низкий сарай – было окружено земляным валом и деревянной стеной. Новые, столь ценные в Японии, бревна ограды говорили о том, что японцы готовили тюрьму ТШАТЕЛЬНО и НАДОЛГО. Частые, через каждые полчаса, проверки свидетельствовали о строгости режима».
Значит, нужно было разработать ТАКУЮ систему оздоровления, которую можно использовать даже в условиях плена! Стал знакомиться с «Айкуне». Делать упражнения можно даже сидя! То есть и в условиях вражеского заключения можно заняться УКРЕПЛЕНИЕМ здоровья.
Мы знаем, что от хорошей осанки зависит во многом состояние внутренних органов. Как Абай Акатович пришёл изначально к выбору простых средств для тренировки? Он наблюдал за спортсменами из Гребных клубов. Отличная фигура формировалась за счёт аскетических условий лодки… Невольно и я задумался о том, что хорошая осанка Дмитрия Анатольевича Медведева была сформирована его увлечением гребным спортом.
Итак, занимаясь изучением «Айкуне», я пришёл к выводу, о том, как прослеживается тесная взаимосвязь между Памятником Андрею Первозванному, над которым работал много лет Вячеслав Чеботарь и проведением Морского фестиваля в нашем городе. Преодоление невзгод зиждется на формировании сильного, Благородного характера, где ИСТОРИЧЕСКИЕ традиции будут играть самую ведущую роль.
И снова я уже в который раз беседую с Владимиром Ивановичем Киселёвым о том, КАКИЕ должны быть ПРАЗДНИКИ для выпускников. А ему – бывшему офицеру КГБ, как никому другому понятно, что ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ составляющая таких торжеств очень важна! Имеем ли мы право сегодня давать на откуп идеологическим противникам нашего государства навязывать НАМ чуждые России идеалы? У нас есть много самых прекрасных книг, по которым мы можем разрабатывать сценарии будущих праздников. Каждый год – это может быть другая книга, ведь, к счастью, недостатка в героях у нас нет! Почему мы не можем проводить Всероссийский или Международный Конкурс на Лучший сценарий такого праздника? Владимир Иванович в который раз предложил мне отправиться в Морской Университет к знаменитому Боцману, как он называет руководителя Автошколы – Кондрашова Виктора Николаевича.
И вот я снова в Морском Университете. Спрашиваю, почему кронштадтцы называют его Боцманом. Виктор Николаевич улыбается, что вначале его называли Штурманом, а с годами пришло новое имя, потому что считают его наставником. Поинтересовался, почему его считают НАСТАВНИКОМ? Тогда Виктор Николаевич достаёт из своего рабочего стола две книги – «Бегущая по волнам» и «Алые паруса». Он объясняет, что ещё с детства задумался, что означают названия Каперна, Лисс и другие. Оказывается, ещё в юношеские годы он смог составить «карту» названий из этих и других книг этого автора и расшифровать их. Тогда-то и пришло знаменитое звание Штурман. Но годы шли, а Виктор Николаевич с упорством разведчика изучал историю и стал понимать, что время написания совпадало с зарождением фашизма в Италии. Сказочный «Принц» - это Бъянкини с его эскадрой на Ладожском озере, который летом 1942 года топил корабли с эвакуированными детьми из Блокадного города. А задача финско-итальянской эскадры была уничтожить Дорогу жизни…
Просидел, что называется, с открытым ртом несколько часов, слушая увлекательный рассказ о литературных исследованиях Виктора Николаевича, подружившегося с лингволакоником Ершовым Георгием Фёдоровичем. Неожиданно он говорит: «А почему бы не поставить Спектакль выпускников по рукописи Ершова «Записки ребёнка Блокады», ведь он описывает, как под градом бомб, лавируя, увозил пароход его летом 1942 году в эвакуацию?» Мы договорились о новой встрече, чтобы обсудить самые интересные варианты.
Мне невольно подумалось при следующей встрече, когда я слушал Виктора Николаевича, что ведь можно было бы поставить ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ спектакль и судьбе Генерал-губернатора Санкт-Петербурга Георгии Сергеевиче Полтавченко, вплетая в эту канву имена наших прославленных ГЕРОЕВ. Например, девочкой мама Георгия Сергеевича испытывает, как и все жители Блокадного города, неимоверные лишения, но жизнь не только теплится в этой Крепости мужества, Город выпускает оружие для фронта, здесь рождаются музыкальные шедевры, совершаются научные открытия, а защищает подступы к городу в том числе Ладожская военная флотилия, где метеослужбу возглавляет Евгений Петрович Чуров. Метеопрогноз ценился на вес жизни, когда метель, порывистый ветер были долгожданнее солнечной погоды. Потому что наша авиация вылетала в самую ненастную погоду, а фашистская авиация – нет. В пургу автомашины могли доставить продукты в осаждённый город, не рискуя быть обстрелянными фашистскими стервятниками… Вот на каких примерах надо воспитывать молодёжь! Кондрашов считает, что Джордж Вашингтон – основатель американского каперства, а по сути, пиратства считается «важным» стратегом, когда заказные политические убийства считались нормой… Мы снова возвращаемся к судьбе нашего Генерал-губернатора. Кондрашов включает свой компьютер и демонстрирует, что пишут некоторые «блогеры». Смотрю подборку, сделанную Виктором Николаевичем, не трудно обнаружить, с какой злобой там упоминается о том, что он был офицером Комитета Государственной Безопасности, хотя кроме этого упоминания ничего другого и не предъявляется. Кондрашов обращается ко мне:
- А что, заботится о Безопасности Родины уже не нужно?
Мы просмотрели «претензии» так называемых «недовольных». У Виктора Николаевича есть своё мнение по каждой такой реплике из интернета. Почему-то никто из «комментаторов» не упомянул, что Полтавченко – сын Морского офицера и воспитывался в лучших традициях флота.
А потом разговор переходит на другие темы, потому что Кондрашов обладает энциклопедическим складом ума. Он, по привычке, достаёт нормативные документы и высказывает свои соображения о том, в чём их надо усовершенствовать. Незаметно разговор переходит к теме искусства. Не буду сейчас упоминать о том, что нам с ним кажется неприемлемым в этой сфере, когда свобода переходит во вседозволенность. Но коснулись творчества Вячеслава Павловича Чеботаря, судьба которого тоже могла бы стать сюжетом для выпускного бала. Мальчишка приезжает поступать в Репинскую Академию, которую легко покоряет уровнем своего мастерства. Он создаёт около тысячи картин, около сотни выдающихся скульптур, но вершиной его творчества становится скульптура Андрея Первозванного, который в ладье противостоит стихии и злу… Около десяти лет напряжённого труда, когда из пластилина вырастает многометровая фигура, но мастерскую постигает печальная участь. По призыву отдельных агрессивных СМИ, обслуживающих интересы криминала, выламываются двери в мастерскую, статуя безжалостно разрушается, выносится из мастерской и эти обломки вывозятся в неизвестном направлении… И всё это делается только для того, чтобы Андрей Первозванный не смог стать символом Мемориал Адмирала Апраксина, который планируется создать в Апраксином Дворе. Зачем надо было разрушать работы великого мастера и расхищать его мастерскую в Апраксином Дворе? Это мрачное происшествие октября 2013 года было предтечей последующих событий на Украине. Как говорится, враг пробовал свои силы в подготовке к нравственным преступлениям… Но, слушая всё это, я пришёл к одному выводу. Политические интриганы пытаются создавать штормы в море общественной жизни. Но у каждого необъятного моря существуют берега. А слово берег и слово оберегать - однокоренные. Следовательно…
В Северной Столице столько дерзновенно увлечённых энтузиастов: мастер автовождения – Кондрашов Виктор Николаевич, краевед Киселёв Владимир Иванович, большой художник – Вячеслав Павлович Чеботарь, политический деятель – Валерий Александрович Власов, смелый руководитель – Пониделко Василий Анатольевич, народный целитель Абай Акатович Емши, и все они вместе создают условия БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ Морской Столицы, потому что море начинается с берега.