Понедельник, 23.12.2024, 19:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [186]
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ЛУЧШАЯ В МИРЕ ШКОЛА (рассказ о Лицее – ФТШ в Санкт-Петербурге)

фотоСегодня очень модно проводить всевозможные рейтинги  образовательных учреждений. К сожалению, ни Московский Университет имени Ломоносова, ни Университет, расположившийся  на Университетской набережной в Северной Столице, не входят зачастую в первую сотню ведущих высших учебных заведений. Но мне хочется поговорить о Школе с большой буквы, которой уже много лет руководит Михаил Георгиевич Иванов. Чем она отличается ото всех школ в мире?  

Мне довелось посещать очень многие и весьма достойные школы, как в нашей стране, так и далеко за её пределами.  Современные и старинные школы изумляли своими программами, традициями, оригинальными методиками, о чём у меня был целый ряд публикаций. Это восхитительная система   женского образования в Испании. Английский Челмсфордский Художественный колледж, распложенный в предместьях Лондона;  лицеи в Гамбурге; традиции родительских собраний в Дании;  опыт Будапештских и Руанских школ – всё это представляет различные направления, очень интересные и заслуживающие применения. Но… Но есть ещё в России школы, как Аничков Лицей, Академическая гимназия в Санкт-Петербурге. Есть знаменитая тридцатка! Это Физико-математический лицей на Васильевском острове в Северной Столице. Немало замечательных частных школ, таких как МИРТ в  Городе на Неве. В Сарове, бывшем Арзамасе №16, проходят знаменитые Харитоновские чтения, в Нижнем Новгороде – Каплановские чтения, в Москве – Международные конкурсы  ВАКО (Всероссийское Аэрокосмическое Общество), соответственно, в этих регионах немало выдающихся научных школ! Однако только на Сахаровские чтения стремятся приехать не только со всех уголков России, но и со всего мира!

 

 

Уровень знаний.

Мне приходилось наблюдать, как зарубежные коллеги чуть ли не со слезами на глазах должны были констатировать, что уровень научных работ Лицея ФТШ на порядок выше исследований иностранных соискателей. Хотя из-за рубежа приезжали студенты второго, четвёртого курса ВУЗ-ов, а Физико-Техническая Школа всё-таки считается Учебным заведением, которое своим выпускникам выдает Свидетельство о Среднем Образовании. А как оценивают японские учёные знания юных жителей Северной Столицы, удостоенных Дипломом Сахаровских Чтений, завизированных подписью Жореса Ивановича Алфёрова? Очень высоко!

Известный учёный – профессор Акияма – Заведующий кафедрой Комбинаторики в Институте Математики при Токийском Университете, выступавший с докладом в Математическом институте имени Стеклова на набережной Фонтанки, обращаясь к одному из дипломантов, который подошёл к нему после окончания лекции, спросил: «А почему же ты не хочешь получить автограф на моей книге?»

Следует заметить, что в актовом зале института яблоку негде было упасть. Лекция Акиямы была посвящена такой актуальной теме, как воспитать молодого учёного уровня Нобелевского лауреата. Нужно пояснить, что супруга благотворителя Альфреда Нобеля покинула его с профессором математики, поэтому, завещая свой Нобелевский Фонд, он определил Премии по литературе, химии, физике, физиологии и медицине. Позже были учреждены премии Мира (в Норвегии) и по экономике (в Швеции). Сегодня, чтобы получить серьёзных результатов в той же биологии, глубокое знание математики просто необходимо. Но продолжим повествование о диалоге, происходившем между школяром и знаменитым метром математики по-английски:

 

- Профессор, Вы привели расчеты по колесу, хочу Вам заметить, что, сколько Вы выиграете в экономии  материала, Вы потеряете в трении, с учётом науки – трибологии, а  не купил я Вашу книгу, потому что не обнаружил в ней ничего нового для себя! Кстати, описание опыта, который Вы показали под номером… (он указал номер) был изобретён не Вами, я читал об этом в книге от 1901 года…

 

Он повернулся и пошёл быстрой, молодой походкой. Я стояла рядом и была ошеломлена не менее знаменитого профессора, невольно мне пришлось извиниться за него, потому что профессор хотел побежать за молодым комментатором, но их уже разделяла целая толпа, потому что к профессору пытались прорваться очень много коллег, чтобы поделиться впечатлениями… Я посмотрела на Акияму, он был очень взволнован, но это было радостное волнение, и он обратился ко мне:

 

- Сколько ему лет?

- Пятнадцать!

- Удивительно!

- Что он много знает?

- Нет, что он со мною спорит!

 

Мы разговорились с профессором. Он поделился со мной, что многие годы приглядывается к опыту Школы Иванова. Акияма каждую неделю выступает со своими экспериментальными лекциями перед выпускниками детских садов в Японии, и если в результате нескольких лекций находился хоть один ребёнок, у которого загорались глаза интересом на таких занятиях, то с таким ребёнком начинали заниматься индивидуально.

 

- Мы давно стали использовать советский опыт создания специальных школ для особо одарённых детей, меня не удивляет возраст – 15 лет. У нас есть специальная методика, когда в 12 лет способный ученик уже получает Высшее Образование, в 16 лет – это уже уровень доктора наук, к 30 годам можно достичь уровня Нобелевского лауреата!

- Так в чём же проблемы,- спросила я.

- Не один ученик за все тридцать лет моего преподавания ни разу мне не возразил!

- Разве это плохо?

- Для науки, да! Когда нет спора, нет новых идей! В Японии, как и во всём мире сейчас очень большой дефицит идей!

- А как же успехи Японских Нобелевских лауреатов?

- Это технологическое доведение научных идей, высказанных ранее…

Акияма попросил меня дать ему телефон спорщика, которому он впоследствии несколько раз звонил, приглашая приехать в Токио…

фото

 

Удивительная атмосфера

 

Можно много рассказывать о самом Михаиле Георгиевиче Иванове, о превосходном коллективе преподавателей… Дело не в том, что многие из них, как и сам Михаил Георгиевич имеют научные степени. Будем объективны, знания профессора Акиямы достаточно обширны. Его манера преподавать, когда он математику превращает в самый интереснейший предмет, тоже неоспорима. НЕОСПОРИМА! И в этом, наверное, разгадка неудачи Акиямы, что он не может увидеть спорщика в лице своих учеников. Психологический парадокс заключается в том, что ОН разработал великолепные модели для детей. Пособия воспринимаются как игрушки! Но психологи уже доказали, что чем сложнее устройство игрушки, тем скорее она надоедает. Да, на начальном этапе возникает интерес, но воображение при этом не развивается! В ФТШ царит удивительная атмосфера! Многие руководители школ умилительно замечают: «У нас Школа, как одна семья, дружная семья!» Характеристика хорошая, но… В семье, даже самой идеальной, существует строгая иерархия. Здесь не может быть равенства. Вполне разумно, что родители должны руководить детьми в семье, а дети слушаться родителей. Поэтому ФТШ было бы правильнее назвать ВЫСШИМ СООБЩЕСТВОМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ.

На сайте школы есть интересная запись – «Состоится второй матч по футболу между командой учеников и учителей». Такие соревнования, наверное, происходят только здесь!

Ведь очень важно, что каждый ученик воспринимается как равный в сложном познавательном процессе! Официальные данные свидетельствуют, что ученики ФТШ одинаково легко занимают Призовые места в Региональных Олимпиадах по математике, физике, русскому языку, английскому языку. Проводятся Дни здоровья, краеведческие экскурсии, и …

 

 

В школу каждый день на Праздник

В ФТШ ученики стараются привести своих друзей, родителей! Здесь проходят ежегодные встречи с Нобелевскими лауреатами, которым можно задать вопрос на лекциях. Каждую неделю приезжают писатели, артисты, общественные деятели. Лаборатории, библиотека, спортивные залы, прекрасный сквер… Сюда спешат как на праздник! Это праздник общения! Праздник каждый день. Здесь нет понятия – «сделать домашнее задание» в том скучном варианте, как это воспринимается во многих школах. Узнать больше и на уроке и на дополнительных занятиях – в кружках. Знания, полученные самостоятельно, каждым в отдельности, вносятся во ВСЕОБЩУЮ КОПИЛКУ! Знания и, главное, способность взглянуть по-новому на, казалось бы, всем известные факты, становятся ОБЩИМ ДОСТОЯНИЕМ! Встречи со знаменитыми учёными, поэтами – это прекрасная возможность обнаружить таланты у своих соратников по познавательному процессу. Отсюда повседневное остроумие, не уступающее Козьме Пруткову и Омару Хайяму! Школьные газеты во многом опережают стилистическое однообразие «профессиональных» журналистов СМИ, сконцентрировавшихся на тиражировании  скучной фальши. Для убедительности приведу цитирование из январской Школьной газеты.

 

 

«2013 —УРААА!

 

Хороших новых идей и новых вершин,

удачи в их покорении,

а ещё – вдохновения!»

 

Затем даются пожелания и советы, как можно изучить и освоить одно из лучших творений зимы – снег и лёд! Ознакомимся с подлинным текстом:

 

 

«1) Слепить интеграл из снега.

2) Найти объём снеговика и вычислить его плотность оригинальным способом.

3) Придумать самый эффективный способ скатываться с горки.

4) Решить задачу замощения плоскости снежными ангелами.

5) Узнать среднюю продолжительность жизни снежка.

6) Начертить снежинку фон Коха коньками на льду.

И классных всем каникул!!!»

 

Обратите внимание на заключительную фразу. Всем пожелали КЛАССНЫХ КАНИКУЛ, чтобы уровень потраченного свободного времени соответствовал УРОВНЮ КЛАССА. А класс – это праздник каждый день. В отрыве от школьных друзей у всех каникулы остаются КЛАССНЫМИ, то есть с мыслями о классе! Здесь нет предложений уехать в Париж или Египет во время зимних каникул. Снег – это неразгаданное волшебство, которое в ФТШ радостно хотят разгадывать!

 

 

фотоИскусство ПОИСКА ИСТИНЫ

Сейчас немало материалов в СМИ о том, что судебные разбирательства не только не убедительны, но и просто отличаются однообразной скукой. А ведь когда-то выступления А. Ф. Кони собирали обширные  аудитории в залах судебных заседаний. Посетив свыше сотни судебных заседаний  районных судов и горсуда С-Пб, стараясь найти хоть намёк на стиль Кони, я попыталась выяснить, каких качеств недостаёт участникам судебного процесса, что обеспечивает судебным процессам регламентированный примитивизм. Ответ был найден, когда удалось познакомиться с Литературными судами, которые проводят в ФТШ на уроках литературы. Разумно предоставить право рассказать об этом юным журналистам ФТШ, которые с не меньшим остроумием могут поведать о судебном разбирательстве, где глубина аргументации могла бы состязаться с Высшим Арбитражным судом Лондона.

 

«Репортаж с урока (из зала суда)

Итак, все представились. Наш обвиняемый – Евгений Онегин, приглашённый прямиком из всем известного романа А.С. Пушкина. Прокуроры выдвигают обвинение – участие в дуэли и убийство на ней Владимира Ленского. Но никто никогда не сдаётся сразу – и Онегин всё отрицает. Начинается разбирательство касательно дуэли, и прокуроры, придираясь к каждой мелочи, приступают к подробному допросу обвиняемого, который, впрочем, очень быстро ссылается на своих адвокатов. И что же? Прокуроры обвиняют Онегина в том, что он попал в грудь Ленскому, а значит, намеренно целил туда и хотел убить – адвокаты возражают: подзащитный стрелял на ходу, когда нормально прицелиться невозможно, а значит, вообще не хотел убивать. Онегин стрелял первым – стрелять первым мог любой из дуэлянтов. Он не стрелял в воздух – не мог, в противном случае нанёс бы новое оскорбление и дуэль бы продолжалась. Прокуроры начали давить на несоблюдение правил дуэли – отсутствие протокола и обсуждения условий дуэли до её начала, отсутствие попыток примирения, продолжение дуэли, несмотря на то, что Онегин опоздал на час при максимально возможной задержке в 15 минут – всё это адвокаты отвергали тем, что за соблюдением правил должны следить секунданты. В конце концов, это вылилось в то, что судье пришлось вызвать руководителя дуэли, секунданта Ленского – господина Зарецкого. Тот ответил лишь, что при всех поводах остановить дуэль, он не сделал этого потому, что, во-первых, ему было скучно, и он хотел развлечься, а во-вторых, считал, что  если бы поединка не произошло, Ленский всё равно нашёл бы способ отомстить. А раз так, в прекращении дуэли не было смысла. Так или иначе, суду пришлось признать виноватым в свершении дуэли Зарецкого, но не Онегина».

Прервём на минутку повествование, достаточное яркое, и прокомментируем. Прежде всего, изумляет КОМПЕТЕНТНОСТЬ участников судебного процесса. Это безусловное знание Дуэльного кодекса, тщательное изучение материалов дела (в данном случае – литературного произведения), построение психологической картины произошедшего. Будем откровенны, вряд ли кто-то считал Зарецкого персонажем, заслуживающим хоть какого-то интереса. Литературный суд выявил и другое возможное развитие ситуации. А теперь снова вернёмся в импровизированный судебный процесс.

 

«Как бы то ни было, прокуроры продолжили обвинять Онегина в том, что тот вообще согласился на дуэль, хотя та была вне закона. А если же считать, что дуэли не было из-за многочисленных нарушений, то тогда гибель Ленского приравнивалась к умышленному убийству. И то и то каралось весьма строго, и казалось, что уж на это-то обвинение адвокатам так просто не найти опровержений. Однако они просто спокойно заявили, что на самом деле Ленский не умер, и более того – находится сейчас в зале. Такое заявление не могло не вызвать бурю среди участников заседания, которую прекратил стук молотка судьи, приглашающего Ленского пройти в центр зала и объяснить, как такое возможно, и почему он выжил. Тот, вместе с Онегиным и его адвокатами, рассказал душещипательную историю о том, как два друга, раскаявшись в намерении убить друг друга, решили инсценировать смерть Ленского, чтобы тот мог проверить верность его возлюбленной, Ольги, которая и стала причиной дуэли. Все признаки убийства адвокаты объяснили более-менее правдоподобно, хотя сомнения в личности Ленского, несмотря на то, что её подтвердили Ольга и Зарецкий, у суда все равно оставались. Заседание было решено продолжить через два дня, когда будет готова медицинская экспертиза по состоятельности объяснений адвокатов – о специальном эликсире из рододендрона, замедляющем пульс, о бурдюках с кровью, имитирующих рану навылет, которую якобы получил Ленский, и о других деталях».

 

фотоКонечно, кому будет интересно узнать, какое решение было вынесено на этом Литературном суде, может посетить эту замечательную, Лучшую в мире Школу. О чём ещё хочется поведать читателю? Когда проходил Литературный суд по материалам произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», этому можно только удивляться, на роль Сонечки Мармеладовой не удалось никого найти! Сколько лет во всём мире идёт пропаганда «представительниц», которых СМИ называют и «жрицами любви», рассуждая о «древнейшей профессии» и т.д..Удивительно другое, ведь сам Достоевский считал Сонечку персонажем достаточно позитивным… Однако в ФТШ к анализу произведения подошли значительно глубже. Порой так случается, что писатель, создавая какое-то произведение,  знакомит читателя с художественным образом… А читатель пристально всматривается в это полотно, и за рисунком художника наблюдает со стороны. Характеристика литературного героя и аргументация писателя уже подвергаются сомнению. Правильно ли это или нет? Здесь даётся строгая нравственная оценка. Как ни странно, даже сегодня, спустя почти полтора века можно узнать о намерениях литературных героев больше, чем это было известно писателю… Как это достигается? Наверное, об этом ещё предстоит поговорить в дальнейшем. Для знакомства с ФТШ можно посмотреть на фотографии. Это знаменитый «Карандаш», установленный в холле здания, беседы гостей – учёных в перерывах научных конференций, выступление Жореса Ивановича Алфёрова на традиционных «Заседаниях Нобелевских лауреатов», внутренний «объём» здания ФТШ и, конечно, фотографии директора Школы – Михаила Георгиевича Иванова… Все фотографии сделаны были «в рабочем режиме», без позирования. Кстати, наверное, одним из лучших фильмов можно назвать документальную картину, которая ежегодно снимается по  результатам проведения Научного Конкурса – «Сахаровские Чтения». Здесь отражается кипение научных страстей, радость доказательства гипотез, когда оператор делает свои съёмки, не предупреждая участников конференции. Поражает искренность, Величие мысли, глубина понимания…

фото

Ни в одной Школе мира нет той атмосферы откровенной интеллектуальности, которая царствует здесь! Кстати, фильмы, которые снимают здесь ученики, по сценарному решению, операторским находкам, режиссёрским интерпретациям во многом опережают современные кино - изыски отечественных и зарубежных деятелей экрана, но это заслуживает отдельного рассказа! Пока я готовила эту статью, вышел мартовский номер газеты в ФТШ. Мне очень близко то, что в качестве поздравительной открытки использован букет цветов, созданный ранее Ренуаром… А рассказ о Звёздной Леди – это беседа со Светланой Евгеньевной Савицкой, то есть речь идёт о заслуженном лётчике и космонавте, когда эпитет Звездная звучит искренно и убедительно. Искренняя убедительность и убедительная искренность – визитные карточки Лицея – ФТШ.

Надежда Томановская – обозреватель

фото



Источник: http://yadi.sk/d/EYR3U4qw3bjha
Категория: Мои статьи | Добавил: Лозовский (15.03.2013) | Автор: Томановская Н.Я., E W
Просмотров: 1492 | Теги: Томановская Н.Я., наука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика