Встретившись с известным историком Михаилом Талалаем, приехавшим в наш город из Италии, мы были удивлены, что первой его просьбой оказалось желание, чтобы была написана обстоятельная статья о Галине Васильевне Талалай – маме Михаила Григорьевича и бабушке Григория Талалая. Почему?
Потому что она является тем связующим звеном, которое уже столько лет объединяет эту дружную семью и одновременно образует нравственный стержень. Мы заверили, что обязательно сделаем такой материал, познакомившись с Галиной Васильевной и её обширным активом и архивом… Галина Васильевна – это, действительно, человек-легенда. В наше время, например, легендарным подвигом можно считать то, что сваты общаются между собой, используя весь свой творческий потенциал.
Многие уже, наверное, и забыли, что сватьи – это так называют друг друга родители мужа и жены в семье. Семья профессора литературы Акимова – это не просто общение с Галиной Васильевной Талалай как родственницей, но это всегда самое заинтересованное обсуждение будущих и прошедших радиопередач, статей в журналах и газетах.
Кстати, Галина Васильевна – тоже филолог по образованию, а общеизвестно, что даже Виссарион Григорьевич Белинский был далеко не всегда объективен даже в оценке того же Александра Пушкина. То же самое можно сказать о критических статьях Добролюбова, Чернышевского, Герцена… А вот Галина Васильевна радуется успеху Акимова, гораздо больше, чем собственным, точно также как раньше научные исследования своего супруга – Григория Михайловича и его авторские изобретения в области техники считала общим семейным арсеналом гордости.
Первый внук, а всего их у Галины Васильевны целых шесть (!!!) стал маленьким Григорием Михайловичем, поэтому был по-хорошему предельно избалован. Конечно, мы имеем в виду избалован вниманьем, превосходным воспитаньем, ранним приобщением к высочайшей культуре Города на Неве. И, конечно, это было знакомство с многочисленными фотоальбомами Григория Михайловича старшего – дедушки современного фотомастера.
Основной отличительной чертой творчества Григория Талалая можно назвать монументальность. Так случилось, что первым памятником, с которым познакомился маленький Гриша, это был монумент, посвящённый памяти Народного Ополчения, защищавшего наш город во время Великой Отечественной войны.
История этого памятника удивительна! Это был поистине народный памятник, созданный по инициативе жителей Дачного, ветеранов, но главным инициатором этого движения была Галина Васильевна Талалай… Об этом мы поговорим отдельно, потому что установить любой Памятник – это целая эпопея. Близкие знали эту трудную историю, когда нужно было преодолеть множество бюрократических препон, согласовать место установки, проект…
Когда мы проанализировали все работы фотохудожника Талалая, то обнаружили неизменную многоплановость композиции. Словно история памятника, оживающая в воображении фотомастера. То есть он одновременно перед мысленным взором видит и сам памятник и страницы, рассказывающие о его создании.
Порой так бывает, что творческая личность создаёт свои произведения на бессознательном уровне, иногда даже не догадываясь об источниках первоначального воздействия. Так происходит в том случае, когда влияние становится органичной сущностью мировоззрения самого автора.
Исследовав работы Талалая, мы выделили «трёх китов», на которых построены все его работы. Первым китом можно считать влияние бабушки и дедушки. Бабушка Галина Васильевна стала духовным составляющим, а дедушка Григорий Михайлович приучил к технической точности. Фотомастер, также как и дедушка получил инженерное образование, закончив знаменитый Политех.
Вторым китом, конечно, стал отец – учёный с мировым именем, автор многочисленных фундаментальных исследований по истории – Михаил Григорьевич Талалай. Фотомастер неоднократно изучал исторические объекты вместе с отцом, делал серьёзные работы, которые стали иллюстрациями к научным книгам отца. Поэтому у фотомастера немало выполнено работ, посвящённых монастырям, церковной истории… Мы убеждены, что фотоработы не нуждаются в описательной характеристике, они сами рассказывают о себе.
Да, это так, если речь идёт об обычной «сюжетной» фотосъёмке. Ведь «обычно» мировая фотография идёт по пути поиска «необычного» кадра. Мы посетили многие десятки различных мастер-классов фотомастеров. Они, к сожалению, очень похожи друг на друга. То, «прыгающий» велосипедист, то рыдающая мать. Всё это свидетельствует о «поверхностной» эмоциональности и статичности кадра. Фотографии Григория Талалая – это всегда новелла. Он с помощью объектива словно создаёт пьесу, где героями представления становятся сами предметы. Нас заинтересовал цикл – «Отъезд». Нет ни прощаний, ни пожеланий. Поэтапно мы видим композиции различных предметов… Нет возможности представить весь этот цикл в полном объёме. Покажем несколько фотографий. Пусть читатель помечтает вместе с нами. Остановимся только на одной фотографии – лиловая шляпка ярким цветком лежит на тумбочке. О чём может подумать зритель? Эта шляпка, как скромная фиалка Монмартра отправится со своей хозяйкой в Париж, и поэтому оставлена здесь, у самого выхода? Или эта шляпка оставлена здесь в прежнем жилище, и только фотография, взятая на чужбину, будет напоминать о целом сонме переживаний, связанной с этой шляпкой? А может быть она небрежно брошена здесь, потому что всё, что выражала эта лиловая шляпка, осталось в прошлом, которое следует вычеркнуть из жизни? Возможно, у читателей возникнет целая сотня совершенно других ассоциаций.
Большой мастер всегда может вызывать самые противоречивые чувства, и это вполне объяснимо. Например, один при виде коня вспоминает любимый фильм, другой – неудачные попытки научиться ездить верхом, а третий вспомнит о деревянной лошадке на детской карусели, на которой он катался, когда бабушка водила его в зоопарк…
Вершиной творчества фотомастера по праву можно считать – «Кабинет курьёзов». В современном, обывательском понимании – курьёзная история – это обязательно что-нибудь забавно-смешное. Вообще-то, изначально слово курьёз означает – необычное происшествие. Кабинет курьёзов – по форме это сложно-композиционные коллажи, а по сути…
И здесь мы подходим к тому, кто явился третьим Китом творчества Григория Талалая? Лучшим другом Михаила Талалая был до отъезда в Италию – художник Вячеслав Павлович Чеботарь. Они и теперь остались друзьями – Михаил Талалай и Вячеслав Чеботарь, но сейчас это уже тот вид дружбы, когда мысленное общение происходит ежедневно, несмотря на то, что один уже более 20 лет проживает в Италии, а другой – в Городе на Неве. В конце 80-х годов Михаил «не вылезал» не только из залов, где демонстрировались работы Чеботаря, но из его мастерских. Это была атмосфера бесконечных споров об искусстве, о мировоззрении…
Центральными картинами Чеботаря, которые вызывали самые оживлённые дискуссии, это был цикл – «Покаяние и единение». На Григория творчество Чеботаря оказало судьбоносное влияние…
Если мы внимательно рассмотрим работы Григория из цикла «Курьёзы», то увидим, что архитектура и скульптура занимает центральное место. Григорий одним из первых угадал в Чеботаре Великого скульптора и архитектора… Считается, что у каждого художника есть свой неповторимый цвет. Самой выразительной колористической характеристикой Чеботаря можно, безусловно, назвать синий, глубокий, васильково-яхонтовый цвет. Эти же критерии синего тона использует Григорий Талалай. Впрочем, вне всякого сомнения, зрители и читатели газеты имеют свою точку зрения на творчество этого фотомастера, которые мы охотно опубликуем в нашей газете.