Всегда с неизменным чувством восторга посещаю заседания этой секции! Председатель секции Начертательной геометрии (Геометрии Графики и Дизайна) – Владимир Михайлович Дегтярёв всегда у меня ассоциируется с лучшим Римским патрицием, когда он повелительно поднимает руку, и аудитория смолкает. Что такое научные дискуссии, где математические истины оспариваются со времён Пифагора, физика поддаётся пристальному анализу, а философия зачастую выковывается прямо в ходе жарких обсуждений? Гладиаторские бои покажутся жалкой пародией, когда понаблюдаешь за этими учёными, бесстрашно рвущимися в бой во имя одной цели – НАУЧНОЙ ИСТИНЫ.
В конце мая состоялся такой бойцовский поединок. Вначале Университет кино и телевидения представил в стиле выступления в древнем Колизее восхитительное трио, где профессор Василий Афанасьевич Коновалов в окружении своих юных научных коллег в стихотворной форме изложил традиции своего Горнила творчества, конечно, сделав упор на развитие математических постулатов.
Не могу удержаться от закономерного сравнения, когда наш телеэфир заполнен всевозможными театральными посиделками, которые для зрителя представляют неимоверную скуку. Тогда как здесь ослепительно белый костюм профессора контрастировал с яркими нарядами юных представительниц научного мира, и как приятный диссонанс для зрителей, строгий профессор говорил в шутливом тоне, а его помощницы старались вещать в строго менторской интонации. Всё это звучало в стихотворной форме, сопровождалось талантливыми плакатами… А, главное, этот анонс послужил к приглашению на кинофестиваль, который традиционно проводит это старейшее учебное заведение. О фестивалях, безусловно, будет отдельный разговор.
Когда заседание секции проходит в стенах знаменитой кафедры Василия Афанасьевича, то всегда можно убедиться, что две римские пословицы утратили своё значение относительно этого выдающегося учёного. Первая - «Гора родила смешную мышь» и вторая – «Природа родителей – Гениев отдыхает на их детях». Василий Афанасьевич сумел передать самоотверженную любовь к искусству киноинженеров двум своим сыновьям. Михаил Васильевич Коновалов – его старший сын сочетает в себе остроумие и строгость оценок. То есть это те качества, которые должны быть в крови у каждого талантливого киноинженера.
На заседании, проходившем на Дворцовой набережной, Михаил Васильевич отсутствовал, но чувствовалась его «закадровая» поддержка. Безусловно, он принимал участие в постановке этого небольшого, но очень трогательного спектакля.
Следующим отделением этого завершающего научного импровизированного концерта можно по праву назвать выдвижение на авансцену молодого профессора Волошинова Дениса Вячеславовича. Я бы назвал его тяжеловесом авторитета известного Политеха. Денис Вячеславович в беседе
со мной поделился, что «заболел» начертательной геометрией, когда впервые в четыре года попал на Кафедру к отцу в Политехнический институт. Метрические схемы, плакаты, которые заполняли кабинет, наглядные пособия, демонстрирующие пересечение плоскостью сфер, всё это произвело неизгладимое впечатление. Внешне скромный, всегда переполненный поэтического восторга по отношению к новым научным исследованиям, Денис Вячеславович мало похож на прославленного предводителя гладиаторов – Спартака. Но обладает глубочайшей внутренней ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬЮ. Благодаря гениальному воспитанию, предпринятому его отцом, Волошинов младший стал с дошкольного возраста посетителем очень многих научных семинаров, уже ставших историческими, лекций. Сегодня проводятся встречи в Политехническом, но акцент делается на песенно-разговорный жанр, а ведь Политех прошлых лет - это аутодафе, где сжигались, переплавлялись идеи, где мел на доске словно высекал искры остроумных технических решений, неведомых ещё миру со времени основания нашей планеты… Это планетарное мышление, привитое Денису Вячеславовичу с самых юных лет, он сохранил и поныне.
И поэтому-то его рассказ об учёном - Кирилле Ивановиче Валькове, чьё 90-летин будет отмечаться в этом году, звучал совершенно сказочно и правдоподобно! Детская память способна сконцентрировать внимание на таких фактах, которые будут абсолютно недоступны восприятию взрослых людей. Потом, незаметно для слушателей он перешёл к анализу научной деятельности учёного. Здесь подверглись критическому разбору некоторые положения учения Эйнштейна, Лейбница, Пифагора… И тут, на поле выскочил Дмитрий Евгеньевич Тихонов-Бугров, как опытный бомбардир, проведя две-три атаки пробными мячами незатейливых вопросов, он решительно пошёл в наступление, потребовав аргументировать новую интерпретацию учения Пифагора. Денис Вячеславович знал, что Тихонов-Бугров не только выдающийся болельщик футбола, но и как баскетболист-спортсмен не упустит своего шанса погонять по полю младшего коллегу-учёного.
Денис Вячеславович, вооружившись мелом, стал излагать свою точку зрения на систематизацию проекций, которая стала ему доступна после освоения теоретического наследия учёного, о котором он подготовил доклад. Однако Волошинову пришлось нелегко, сам Патриций – Владимир Михайлович, если не принял позицию Дмитрия Евгеньевича, то решил сразить его несколькими режущими вопросами, учитывая, что классический волейбол – это увлечение Председателя секции на всю жизнь.
Наблюдать за этим действом – подлинное интеллектуальное наслаждение. Тихонов-Бугров – любитель оригинальных, непредсказуемых концовок, ведущих его к неизменному триумфу. Так и в этот раз, он основательно подготовился, несмотря на то, что Денис Вячеславович, как истинный учёный – тяжеловес, принёс в Дом Учёных около десятка трудов К.И. Валькова, а также своих работ, где каждый постулат мог быть безоговорочно доказан, но Дмитрий Евгеньевич сконцентрировался на Пифагоре!
Вне всякого сомнения, эта захватывающая дискуссия в стиле рыцарского поединка, где каждый выступает с открытым забралом, могла бы быть продолжена сколь угодно долго, но, говоря языком кавалергарда, кони уже стучали нетерпеливо копытами, потому что впереди ещё было увлекательнейшее выступление Николая Александровича Елисеева из Университета путей сообщения.
Кстати, я подошёл после окончания заседания к Дмитрию Евгеньевичу, поинтересовавшись, в чём же, по его мнению, Денис Вячеславович не оценил Пифагора, и Тихонов-Бугров, в свойственной ему манере щедрого маэстро, подарил мне УНИКАЛЬНУЮ книгу высказываний Пифагора. Об этом будет подготовлена отдельная публикация.
Итак, после споров о семимерном пространстве и новых методов преподавания этой древней и вечно молодой дисциплины перед слушателями предстал Николай Александрович – самый большой романтик в современной науке! Елисеев напоминает представителей нашей знаменитой интеллигенции 19 века. Его внешний облик классически солидаризуется с внутренним тактом, скромностью и энциклопедическими знаниями. Создав Музей в своём родном университете, он сам уже заслуживает летописи собственной жизни. Книги Николая Александровича давно стали для меня любимыми настольными пособиями, где я черпаю МУДРОСТЬ познания.
В его рассказах 16 век, 18 век становятся близкими и понятными. После выступления он подарил мне свою новую книгу. Удивляюсь, почему у нас СМИ обычно делают сенсации из каких-то малосодержательных книжонок, которые имеют полмысли, заимствованной из ближайшей пивной. Своё выступление учёный сопровождает портретами исторических лиц, о которых он повествует, а также многочисленными гравюрами, чертежами… Но сама речь Елисеева – это богатство самых ярких художественных образов, которые образуют галерею оживающих исторических персонажей. Новая книга, которая подготовлена Елисеевым совместно с Ю.Г. Параскевопуло называется «Становление и развитие основ теории начертательной геометрии и её приложений в ИКИС-ПГУПС». Это немного суховатое название не раскрывает всей глубины и выразительности богатейшего внутреннего содержания этой научной работы! Читая её, сразу представляешь себе Юрия Григорьевича Параскевопуло. Вообще, сегодняшний Университет Путей сообщения – это мощный научный центр.
Каждый раз, когда я бываю участником Международных семинаров, которые проводятся в стенах это великолепного научного Храма, не могу не восхищаться поразительным преподавательским составом.
Здесь умеют перебросить мосты, в прямом смысле из прошлого в современность. Знаменитая чугунка, как говорили в старину, а теперь, некоторые неуважительно произносят, - «железка». Всегда с гордостью поизношу – Железная дорога. Однажды мне нужно было проконсультироваться по одному важному техническому вопросу. Обратился к Николаю Александровичу как к старому знакомому, он повёл меня к Юрию Григорьевичу, а тот быстро откликнулся, связал меня с кафедрой Математического прогнозирования и Экологической кафедрой. Абсолютно бескорыстно мне помогали, объясняли, опубликовали в сборнике научные статьи… Смотрю с наслаждением подаренную мне книгу. Вот фотография 1916 года, где изображены студенты, работающие в чертёжном зале. Если кто-то не бывал в анфиладе великолепнейших зданий этого университета, то он очень многое потерял. Архитектурное совершенство линий сочетается со строгой продуманностью предназначения каждого окна, двери… Моё внимание в книге привлекла студенческая работа – проект моста через Волгу. Удивляет дата – 1923 год! Ведь страна лежит в разрухе, а студенты уже дерзновенно проектируют новые, прекрасные, надёжные и прочные мосты. Книга позволила мне заново открыть для себя выдающегося отечественного учёного Д.И.Каргина, издавшего в 1947 году новую книгу. Приведу выдержку из книги: «В своих исторических трудах Д.И. Каргин исследовал, в какой степени элементы изображения сходны с элементами объекта, зависят ли от конкретных условий отображения характер и степень абстрактности». Только завершилась Великая Отечественная война, а учёные, уже мечтая о восстановлении разрушенного, спорят о степени абстрактности. Вспомним, что в 1955 году возникли превосходные по красоте и гармоничности линий знаменитые станции метро в Городе на Неве! Парижане до сих пор с завистью произносят: «Ваши станции метро восхитительны, как театр, мы этого себе НЕ МОЖЕМ позволить!» А учёные стремились сказку, добрую, красивую сказку претворить в жизнь. Не могу снова не процитировать эту книгу: «В 1936 году секцией начертательной геометрии Ленинградского дома учёных была разработана и принята «Программа по черчению и рисованию для средней школы», предусматривающая повышение графической грамотности выпускников школ, что способствовало бы в дальнейшем лучшему усвоению методов изображения при обучении в вузах. «Прежде всего, в средней школе должна иметь место длительная и целесообразная работа по развитию у учащихся пространственного воображения и привитию им достаточных навыков в плоском и объёмном изображении несложных предметов и в общем пользовании графическими методами».
Невольно сравниваешь тот уровень общеобразовательных школ, существовавший в нашей стране, с зарубежными «высшими» заведениями того периода. На память приходит рассказ О.Генри «Клад», где выпускник колледжа помог фермеру рассчитать план для поиска клада. Удивляешься, как они заказали план в землеустроительном ведомстве, потом пригласили землемера, чтобы он объяснил, как пользоваться картой. Потом, они поняли, что в карте они ошиблись при выявлении «коэффициентов» погрешности. Всего на карте, характеризующей местность в 149 миль, на шесть миль они ошиблись «в поиске точки». Удивительно ли, что американские агрегаты и сегодня работают с сомнительной точностью? А ведь речь шла о выпускнике колледжа, прославленного «во всём мире». Писатель восторгался, что всё-таки они нашли искомый объект, клада они не нашли, но зато они отыскали, указанный в карте «седловидный» холм.
Плеяда учёных Университета Путей сообщений, ярким представителем которой является Елисеев, заставляет думать о том, обращать внимание на то, о чём раньше ПРОСТО не задумывался. Казалось бы, сколько путешествую по Ленинградской Области, но никогда раньше не задумывался, КАК тщательно планировались и строились пакгаузы, какова уникальная прочность рельсов. Хочу представить фотографии старинных кирпичей, которые простояли бы несколько сотен лет, но в угоду сегодняшним «новоделам», приглашающим инвесторов, эти здания безжалостно разрушаются!!! А ведь они являются символом ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, где красота, прочность, надёжность – это основные черты. До сих пор исправно служат и рельсы, которые были произведены в 1941 году, в 1913, в 1903 году. Смотришь на такие рельсы, пробуешь на звук, они сохраняют свою упругую звонкость… Мысли, полученные на этих заседаниях, становятся жизненным активом.
Конечно, говоря о майском заседании, нельзя не отметить Сергея Николаевича Абросимова, даже если он не выступает с докладом, то всегда даёт веские, нужные замечания. Если любое заседание можно сравнить с самым захватывающим спортивным поединком, то Сергей Николаевич сохраняет твердые позиции судьи. Это идеал Мирового судьи, потому что спортивные судьи сегодня мало кого убеждают в своих оценках. Сергей Николаевич всегда находит убедительные доводы для примирения сторон, когда спор дуэлянтов заканчивается пусть не выстрелом в воздух, но заключительным повторным выстрелом в пулевое отверстие картины, как в знаменитом рассказе Пушкина «Выстрел». Многие участники этой секции имеют самые разнообразные поэтические предпочтения, но больше всего здесь бы подошёл огненно-задорный стиль стихов Лорда Байрона, к которому однажды обратились с вопросом: «Где Вы так классически научились драться, в спортивном клубе бокса?» «Никак нет,- отвечал иронично Байрон,- В Английском колледже, сэр!». Многие думали, что Байрон устраивал потасовки своим коллегам по учёбе, а он имел в виду, что интеллектуальный поединок, всегда увлекательнее, жёстче и на порядок острее.
Вот такой дух и присущ Боевым начертальщикам Питера. Перед уходом на летние каникулы участники Секции обсудили перспективные направления Начертательной геометрии. Все пришли к ЕДИНОМУ мнению, что Россия всё-таки остаётся законодательницей научных идей, а Северная Столица, тем более. Но, объективности ради, отметили, что Китай стремительно стал набирать скорость в Начертательной геометрии. А, впрочем, порассуждав на эту тему, учёные пришли к выводу, что успехи Китая зиждутся на том, что там сейчас в ведущем университете преподаёт профессор из Горного Университета Города на Неве – Павел Григорьевич Талалай. Значит, знамя Научной секции Дома учёных гордо реет на научных горизонтах Поднебесной. То есть научные рубежи завоёвываются автором многих серьёзных трудов и исследований – Павлом Талалаем, который является надёжным посланцем этой Боевой секции, штурмующей Вершины знаний.