Мы уже рассматривали в статье о Хастле, как сегодня в Северной Столице ЗАНОВО переосмысливается наследие Бориса Петровича Бельграя. Исходя из посыла профессора Университета имени В.Бонч-Бруевича – Владимира Михайловича Дегтярёва:
- Мысли материализуются!-,
мы рассмотрим сегодня совершенство современного танца, воплотившегося в работах выпускницы знаменитого Бонча!
Лидия Сергеевна Салоп порадовала жителей Города на Неве двумя ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ премьерами… Почему мы говорим так УВАЖИТЕЛЬНО о жителях, а не просто о театралах? Потому что студия «Лето» ЩЕДРО дарит порывы своего вдохновения КАЖДОМУ горожанину!
Первая Премьера состоялась 31 октября этого года. Это было выступление перед Мюзикхоллом. Был по-зимнему холодный день… Резкий ветер, казалось, мог задуть любое пламя ВДОХНОВЕНИЯ, однако этого не произошло. Мы приехали заранее, почти за час, но вся танцевальная группа была уже в сборе! К счастью, мы увидели много знакомых лиц! Почему для нас это было счастьем? Потому что доказывалась наша творческая аксиома:
- Вдохновенье ПОБЕДИТ рекламу!
Ведь сколько зазывных приглашений к концу рабочей недели, а это было пятница, «пойти расслабиться» в пивном баре, посетить незатейливых культурных визави из других городов и весей… Наконец, можно посмотреть телепередачи, подремать под радио на диване или уткнуться в монитор компьютера. Зачем надо было в спешке готовить театральные костюмы? Чтобы в лёгком фраке или бальном платье дрожать на ветру? Чтобы ощутить «минуту славы»?
Всматриваемся в лица актёров, потому что иначе эту группу назвать нельзя! Вот появляется на авансцене Сергей Сергеевич Алексеев. Как всегда он сияет ВНУТРЕННЕЙ УЛЫБКОЙ, которая мгновенно передаётся всем участникам выступления. Какого? Должен быть исполнен ВАЛЬС! Его величество ВАЛЬС к спектаклю «Мастер и Маргарита»…
Сразу оговоримся, мы не относимся к числу поклонников Михаила Афанасьевича Булгакова. Отчего? В его произведениях явно чувствовалось не просто влияние МЕДИЦИНЫ, как таковой, но именно его профессиональных навыков врача-венеролога. Когда-то молодой Булгаков, видимо, подпав под влияние своих клиентов, пристрастился к морфию…
А так получилось, что мы пришли на Алексеевский спектакль, а иначе и нельзя назвать, то, что предстало перед нами во всём великолепии, после Всероссийской Конференции правоведов, где один юрист настойчиво призывал к легализации наркотиков…
Более того, мы знали, что через неделю нам предстоит посмотреть фильм то же одного недоучившегося зарубежного медика, который был поклонником Булгакова в молодости, а сейчас решил перещеголять своей эксцентричностью Фассбиндера и Дюрренматтта… Невольно вспоминались отдельные сюжеты Рейнера Веймера Фассбиндера, потому что Бельграй всегда его умело переигрывал!
Мы стоим в вестибюле Мюзикхолла и вглядываемся в лица участников студии «Лето»… Да, находиться рядом с этими ребятами радостно и тепло! Бегают оживленно несколько ребятишек, ожидая стать свидетелями ТРИУМФА своих родителей… К подъезду подъезжает несколько роскошных автомобилей. Выходят молодые люди с шикарными букетами. Как это бывает не кстати, незнамо откуда появляется мусороуборочная машина. Вот уж кто-то захотел проявить служебное рвение в пятницу около шести вечера!
Мы переглядываемся? Сколько любит тиражировать телевидение транспортных разборок буквально на пустом месте! Но нет, мы наблюдаем здесь совершенно другую картину. Владелец безумно дорогой машины, выходит на улицу (аллею парка), смущённо улыбается перед заносчивым водителем мусоровоза и спокойным, даже можно сказать, ПРАЗДНИЧНЫМ голосом объясняет, что сейчас отодвинет машину, чтобы освободить проезд. Однако по визгливому тону шофёра грузовика чувствуется, что его этот вариант не устраивает, он решительно настаивает, чтобы машина была удалена! Чем закончился этот рядовой конфликт? Та атмосфера ПРАЗДНИЧНОСТИ, которая царила в этот холодный до неуютности вечер, ПОБЕДИЛА! Автомобиль был перемещён, а театрал, бережно прижимая букет к груди, не спеша подходил к тому месту, от которого его столь неучтиво заставили уйти. Он не замечал, что ветер нещадно взъерошивает его непокрытую голову, потому что весь был поглощён ожиданием ЧУДА!
В этот момент мы решили принять самое действенное участие в разведении «костров». Были принесены студийцами две громадные чугунные корзины, где были большие промежутки между металлическими прутьями. В каждую были выложены около мешка отборных сухих поленьев. Нам показалось, что поленья положены не так! Мы стали их перекладывать, потом летовцы принесли жидкость для разжигания, подожгли, но ветер был таким солидным, что тут же загасил пламя! Для чего мы поясняем эти, казалось бы, «ненужные» подробности? Потому что АТМОСФЕРА ЛЕТА, Летней танцевальной студии настолько захватывает, что мы НЕ СМОГЛИ остаться в стороне! Как на занятиях по Хастлу (см. статью «ППР») мы высунулись из окна, стараясь спасти НАШУ машину, так и здесь, мы НЕВОЛЬНО почувствовали, что развести два костра – это Дело Чести для нас!
Подсказываем ребятам, что без бумаги вряд ли что-то получится… Кто-то моментально устремился в здание Мюзикхолла и выносит пачку старых театральных афиш. Несколько зрителей вызвались нам помочь, и мы просим их быстро комкать афишки, разрывая их специальным способом, а раскладывать их под поленья мы решаем сами, чтобы избежать повторного фиаско… Мы торопимся. Через несколько минут уже начнётся выступление! Чувствуем себя, как минёры, которые в годы Великой Отечественной войны торопились около железнодорожной насыпи, старясь успеть достойно встретить вражеский эшелон.
Здесь непогода выполняла роль врага и, на наш взгляд, НЕ ТОЛЬКО непогода! Ведь танец из спектакля изначально заключал в себе многие таинственные и далеко не радостные ассоциации… Изначально Булгаков начал думать над этой темой в своём знаменитом либретто «Рашель», созданном им по одному из рассказов Ги де Мопассана.
Врач Антон Павлович Чехов и врач Михаил Афанасьевич Булгаков по-разному интерпретировали творчество французского писателя… Нам было интересно УЗНАТЬ, какую интонацию найдёт Сергей Сергеевич Алексеев? Ведь творчество Булгакова на многих отложило САМЫЙ негативный отпечаток. Казалось бы, совершенно невинная роль Евгения Евстигнеева профессора Преображенского в «Собачьем сердце»? Нам намного ближе его работа в фильме «Зимний вечер в Гаграх». Близкие вспоминают, что преодолеть мрачный фон Булгаковского произведения при съёмках «Собачьего сердца» ему помогало «отбивание чечётки» по вечерам… Так получилось, что роль чечёточника артист освоил в «курортном фильме», который Мосфильм выпустил на экран в 1985 году, а с профессором Преображенским зрительская аудитория познакомилась несколько лет спустя…
Итак, мы должны были увидеть современное видение первого варианта «Рашели»? Каким оно будет? На чём будут сделаны акценты? Сочетание СОЛО и КОРДЕБАЛЕТА? Кордебалет! Сколько на протяжении веков говорили об этом сценическом воплощении? Во времена Греческой трагедии на них (артистов кордебалета) возлагалась роль безликих статистов, потом Пётр Ильич Чайковский поднял искусство «массового танца» до вершин творческого озарения! Эту эстафету подхватили ансамбли «Берёзка» и замечательный танцевальный коллектив имени Моисеева. Тему «выхода из тени» пробовали разрешить французские балетмейстеры в балете «Эсмеральда». Конечно, речь не идёт о первой постановке Жюля Жозефа Перро в середине 19 века! Потом эту сюжетную линию великолепно усовершенствовал Петипа, превратив двухактную пьесу в четырёхактный спектакль, мы имели в виду французскую постановку конца ХХ века, когда американский авангардизм стал широко внедряться в театральные репертуары старушки Европы, что оттеснило музыку Пуни на задний план…
Насколько нам известно, Михаил Афанасьевич, будучи родом из Киева, ОЧЕНЬ трепетно относился к «советам» в своём творчестве Чарльза Боолена из США, с которым он встречался в Москве… История повторяется, когда-то «студенты» Йельского университета в тридцатые годы «помогли» поставить Булгакову «Дни Турбиных». Жаль, что Михаил Афанасьевич не утруждал себя энциклопедическими знаниями, а то бы ему было хорошо известно, что Йельский университет БЛЕСТЯЩЕ высмеял ещё в 1904 году О.Генри, называя этот «ВУЗ» - Конторой по устройству переворотов в «Банановых республиках»…
Сегодня тот же ВУЗ из США опять подготовил кадры, и снова этот ВУЗ охотно воспринимают опять же на Украине… Но вернёмся к Булгакову, к творчеству которого прикоснулось Лето!
Булгаков НАИВНО полагал, что его «пьеса» (по роману «Белая гвардия») понравилась руководству страны. Вовсе нет! Несмотря на критику художественной стороны Владимиром Маяковским и других знатоков театрального искусства, спектакль был РАЗРЕШЁН! Он шёл во МХАТ-е. И только в нём, без тиражирования в других театрах. Вспомним ироничные слова песни В.Высоцкого:
Искажённый микроплёнкой,
Гум стал маленькой избёнкой,
И уж вспомнить неприлично,
Как предстал театр МХАТ…
А в песне речь идёт о мистере Пеке, занимавшемся шпионажем в СССР.
Мы ожидали НОВОЙ встречи с наследием Булгаковым… Невольно вспоминалась Теория относительности Альберта Эйнштейна. Минуты ожидания казались ВЕЧНОСТЬЮ! Вот уже и костры пылают, а заветные 18 часов не наступают… И вот, раздался мелодичный голос Лидии Сергеевны:
- Ребята, готовимся, через минуту начинается выступление!
Все заняли боевые позиции! Ещё раз осматриваем ряды НАШИХ бойцов, за которых мы искренне переживали. Считается, что писатель «любит» своих литературных героев, как положительных, так и отрицательных. Но его герои, зачастую вымышленные персонажи, которые являются плодом его воображения, иногда сдобренного повышенным количеством чашек кофе или морфия… А перед нами стояли герои наших статей, и нам СОВСЕМ было не безразлично, оправдают ли они НАШИ надежды? Вот стоит Селена, так мы мысленно назвали Светловолосую девушку, обычно улыбчивую, а сейчас её лицо выражает предельную сосредоточенность… А вот стремительно пробежал наш Атлет! Но как он преобразился! Угрюмость сменилась бодрой улыбкой… Мы встретили ещё и других участников, невольно пожалев о том, что слишком строги были в оценке их танцевального мастерства в наших предыдущих статьях. Мы узнавали НАШИХ героев, хотя их лица скрывали чёрные полумаски… Но как ВЫРАЗИТЕЛЬНЫ были эти лица!
Сразу оговоримся, когда мы смотрели фильм немецкого режиссёра, то там наблюдался другой парадокс: лица казались масками. Жесты, эмоции были словно скопированы из Салона Мадам Тюссо. Там была «известная» на Западе танцевальная труппа, а здесь были – ЛЮБИТЕЛИ!
И мы подумали, а, может быть, это ОЧЕНЬ ВАЖНО – быть любителем! То есть относиться с любовью к танцу! Когда мы начали внимательно следить за танцорами, то подумали, что среди зрителей обязательно должен был бы присутствовать Юрий Аронович Шуйский! Почему нам хотелось видеть именно его? Потому что он много лет ведёт в «Эрмитаже» киноклуб, но, к сожалению, «зажат» теми образчиками западного танца, фигурирующего в кино, которые демонстрируют антивкус. А хотелось бы услышать его непредвзятое мнение и о танцевальной сюите к спектаклю «Мастер и Маргарита» и о творческой манере Бельграя, виртуозно владевшим характером танца!
Наверное, «Эрмитажу» надо больше знакомить слушателей Клуба с отечественными образцами искусства, потому что зарубежье сегодня явно идейно отстаёт. Так получилось и с рассказом о фильме про хореографический спектакль. Надо подчеркнуть, что Юрию Ароновичу свойственна манера Михаила Борисовича Пиотровского, когда САМ рассказ намного изысканнее, увлекательнее и драматичнее, чем те произведения искусства, которые потом предстают на обозрение зрителям…
Так получилось и со знакомством с немецким фильмом. Получасовой рассказ Юрия Ароновича показался минутным вступлением, затем фильм показался просто испытанием на выносливость, настолько он был скучным, монотонным до утомительности… А потом наступило обсуждение, и сорок минут времени пролетело с мимолётностью краткого мгновенья. Юрий Аронович явился ТАЛАНТЛИВЫМ слушателем, особенно внимателен он был к тем, кто высказывал АСОЛЮТНО противоположное ему мнение. Взявшись за сердце, он воскликнул:
- Я не считаю себя специалистом в балете, поэтому ПОЛНОСТЬЮ соглашусь с Вами!
Это было сказано в тот момент, когда одна слушательница заявила, что в длинном спектакле не было ни одной поддержки, ни одного прыжка, не было выполнено фуэте даже в половину оборота, при этом для убедительности оратором было продемонстрировано фуэте в полтора оборота.
Спор выдался жарким, Юрий Аронович, опять приложив руку к сердцу, с простодушием отметил:
- Я могу чувствовать только ЭТИМ, и судить при этом: нравится мне или нет!
Когда мы в редакции стали готовить материал к публикации, то стали использовать Алексеевско-Бельграевский метод:
Раз- два- три, поворот- СТОП!
Мы пытались вспомнить, КОГДА мы уже сталкивались с ситуацией, когда время, словно остановилось, и хотелось, чтобы секунды бежали быстрее, подгоняя завершение мероприятия. И вспомнился ещё один «фильм». Там тоже была вода, верёвка и много-много повторений…
Это был фильм о «новом» виде спорта – вейкборде. Что означает катание на доске, либо за катером, либо от электротяги по «препятствиям», которые размещают в пруду. Вот и немецкий спектакль напоминал такое катание на верёвке. Посмотрев в интернете историю «покадровой съёмки», мы увидели, что артистам прикрепляют тросы, чтобы создать эффект анти гравитации, когда они стремительно взлетают на символический камень, стоящий посреди сцены, или запрыгивают на стул и повисают на спинке стула, заняв наклонное положение… Подумалось, почему и фильм о «спорте» и фильм о «танце» сняты по зарубежному «сценарию»? Объяснение пришло не сразу, но оно было, на наш взгляд, максимально точным. Американский или немецкий зритель ПРИВЫК к практицизму, где эмоциям и полёту фантазии не остаётся места!
Почему в спектакле постоянно приносились бокалы из прозрачного стекла, в которые разливалась бутулированная вода? Это – реклама ПРОДУКТА! Тогда найдётся спонсор, который оплатит постановку спектакля, где сюжет мало кому интересен. Спектакль называется «Полнолуние»? Значит попутно можно рекламировать много софитов, различных по цвету, форме, размерам, интенсивности освещения… Сцена в купальниках на пляже? На актрисах должны быть модные купальники и туфли на высоком каблуке. Мелодия в этот момент практически не слышна, потому что нужно ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ фасон гофрированных женских трусиков… Не остались без внимания и фитнес-клубы и секции боди-билдинга, как и реклама трикотажа и шёлкового белья.
«Неожиданно» с актёра танцовщица стягивает свитер, потом бриджи, он остаётся в плавках самого модного образца и демонстрирует свою «фигуру», сформированную, очевидно, на биодобавках, настолько она отличается специфической неестественностью…
Летний вальс Алексеева, который исполнялся поздней осенью, поражал своей лёгкостью, быстрокрылостью! Вот стоит стройный юноша высокого роста, он подтянут, он отводит руку за пояс… У нас замирает дыхание и мы вспоминаем, как объяснял на занятиях Алексеев:
- А теперь из одной КРАСИВОЙ позы, мы должны быстро перейти в другую КРАСИВУЮ позу, и зафиксировать на ней внимание зрителей!
Но это не просто – «красивые позы»! Это стало СОСТОЯНИЕМ, потребностью души! Мы смотрим на этого юношу, и нам кажется, что появись рядом с ним сейчас герцог де Гиз и он показался бы деревенским увальнем! А Лидия Сергеевна пояснила нам, что с момента первого занятия до Классического выступления прошло всего три недели! Правда, наш Атлет, которого мы увидели на Первом Открытом занятии вальса, уже занимался около двух месяцев! Но, Боже мой, какая произошла метаморфоза! Перед нами был представитель Золотой Гвардейской молодёжи Санкт-Петербурга 19 века! Глаза горели. Он так уверенно вёл свою хрупкую девушку, что не то что боялся отдавить ей ноги, как было на первом занятии, а готов вести её на Королевский бал в Вену, чтобы затмить своим уменьем всех почитателей вальсов Штрауса. И в то же время в нём было столько гусарства, задора, что не удивительно, что мгновенно собравшиеся зрители, те, кто гулял в это время в парке, обступили исполнителей плотным кольцом… Среди горожан раздавался восторженный лепет:
- По какому поводу? Откуда взялось это великолепие?
Десять минут пронеслись моментально. Хотелось смотреть ещё и ещё. Радовало то, что пары не были «одновозрастными». Это были люди разных возрастов, занятий, внешних данных и танцевальных навыков, но это было ПОБЕДНОЕ шествие! Как в Блокаду в строй вставали и подростки и старики, девушки и убелённые сединами сандружинницы, но они были ЕДИНОЙ боевой единицей, нацеленной на Победу! Так и здесь была поставлена Цель – создать ПРЕКРАСНЫЙ танец! И цель была успешно достигнута. Это не был тот слащавый танец-полька, который когда-то был посоветован наивному Булгакову его заокеанскими «друзьями»… Кстати, композиционно была центральная группа девушек, которые исполняли сольные номера… Мы ещё вернёмся к обсуждению всего рисунка танца, воссозданного «Летом»!
Попробуем сравнить три сюжета – фильм про спорт, фильм про немецкий балет и ЖИВОЙ танец, продемонстрированный в Северной Столице? Действующие лица «спортсменов» и танцовщиков из зарубежных сюжетов своей эмоциональностью напоминали персонажей Салона Мадам Тюссо. Восковая застылость рассуждений в пределах полмысли. У писателя Одоевского был очерк «Куклы», когда некоторые люди, как заведённые, повторяют набор штампованных фраз и заученных движений. Находиться рядом с такими индивидуумами не просто не уютно, а страшно! Страх происходит от осознания того, что это «куклоподобие» может быть опасным вирусом, который быстро распространяется, но трудно излечим. И выход представляется только один, скорее пойти к тем, кто обладает ЖИВЫМИ эмоциями.
Вспомнился рассказ Юрия Ароновича Шуйского, который, в силу своей интеллигентности, пытался силой своего воображения погребальный венок заставить дышать ароматом свежих цветов… Ведь вопрос не в том, что немецкие артисты не владели элементарными навыками попадания в музыкальный такт, что руки их могли соперничать с теми, кто не может избавиться от синдрома Паркинсона, а то что они утратили способность подниматься на цыпочки. В прямом и переносном смысле этого выражения. Они ходили на полной стопе, словно своей неуклюжестью доказывая свой неоправданный, ЗАКОСТЕНЕЛЫЙ практицизм. Несмотря на название «Полнолуние», организаторы спектакля попутно решили продемонстрировать и дождевальную установку, демонстрируя капельное орошение. Организаторов спектакля не смущало, что в дождливую погоду, небо закрыто облаками и луны не видно! Рекламе доступно ВСЁ! Ведь западный потребитель привык, приходя за «культурными» ценностями, нацеливаться на бытовые новинки. Далее продемонстрировано было гидроизоляционное покрытие пола в театре, которое позволяло зрителям не утонуть в зале от влаги, скопившейся на сцене. Тут артисты бегали по воде, которая составляла глубину сантиметров 30. Они ползали на животе, брызгали друг друга, изображая на восковых лицах неестественную радость. Одну девушку положили на яркий надувной матрац и оттолкнули, она поплыла с блаженной улыбкой. Вот реклама и «домашних» искусственных бассейнов и надувных матрацев. Несколько человек бегали по сцене с новенькими пластмассовыми вёдрами, в них зачерпывали воду и обливали друг друга, при этом раздеваясь, давая полюбоваться зрителям модными купальными костюмами… Предметы домашнего обихода рекламировались широко и продолжительно…
Вместо конных состязаний девушек таскали за распущенные волосы, молодые люди вскакивали им на спины. Так предлагалось зрителям экономить на верховой езде… Словом, суетни было много, но было УЖАСАЮЩЕ скучно на всё это смотреть. Не было ни одного жеста, который хотелось бы позаимствовать для собственного пользования. Впрочем, о сюжете, о том, как и почему он формировался, мы еще поговорим в следующий раз…
Зато было чувство Гордости за танцевальное Наследие Бельграя, которое сегодня воплощается в лучших танцевальных студиях Города на Неве. Когда-то Борис Бельграй мог стремительно пролетать десятки километров в составе лыжного десанта, осваивая головокружительные спуски, преодолевая труднопроходимые подъёмы в годы Финской войны! В годы Великой Отечественной войны о смог совершить дерзкий побег из фашистского концлагеря! А потом, уже в мирное время он увлёкся проблемами Геронтологии, доказывая, что Спорт, Искусство и Интеллект неотделимы от Высоких нравственных устоев, на которых зиждется Духовное Долголетие…
Принцев Н.В.
Томановская В.В.
Статьи по теме:
Танцевальное Наследие Бельграя или залог Алексеевского Успеха
Алексеевский УСПЕХ!
Политех покоряет танцевальные вершины
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
|