Творческий коллектив Студии Кирилла Датешидзе своим легендарным спектаклем отметил 95-летие Рея Чарльза Робинсона.
В этом году исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося музыканта, певца, изображённого на центральной афише замечательного спектакля – «Дотянуться до звезды».
Формально считается, что Штат Джорджия получил своё название, якобы, в честь британского короля Георга Второго, когда один генерал Англии прибыл в эти края, которые ранее посещали испанцы. Но это чисто официальная версия, которая расходится с историческими событиями.
Известно, что в США Грузию называют Джорджия. Такое название сложилось с лёгкой руки греческих мореплавателей, открывших для себя обитателей, которые почитали Святого Георгия…
И вот, как выяснилось, Штат США получил своё название как Вторая Георгия, то есть Джорджиа.
Рей Чарльз родился 23 сентября 1930-го года, а скончался 10 июня 2004-го года. Символично, что недавний спектакль Студии Датешидзе напомнил нам, что в Городе на Неве, за неделю до даты кончины Великого исполнителя вспомнили о нём таким превосходным спектаклем.
Несколько слов о почти документальном фильме о Рее, который вышел на экраны в 2011-ом году. В исторической кинокартине часто фоном проходят белые простыни, которые сушатся на окраине городка в Штате Джорджия. Рей в детстве брал заказы на стирку белья, когда у него ещё было зрение… Гибель младшего братишки, прыгнувшего в чан для воды и захлебнувшегося там, эта трагическое событие повлияло на всю жизнь Рея. От переживаний матери, потерявшей младшего сына и от собственного детского горя, от мысли, что он не спас братишку, от этого Рей начал терять зрение и полностью ослеп… Мать вынуждена была поместить его в воспитательное учреждение для слепых детей…
И вот спектакль Студии Датешидзе весь построен как отражение сложной судьбы Афро-Американца…В чёрном пространстве зритель видит, как простынь в фильме о Рее, театр теней… Этот ассоциативный эффект подчёркивается каждым песенным номером.
Известно, что Рей смог победить пристрастие к наркотикам, когда ему было чуть больше тридцати лет. Певец дожил до глубокого творческого возраста, не переставая давать масштабные концерты и обретая заоблачную популярность. Отсюда и трогательное название спектакля – «Дотянуться до звезды».
Показательно, что в спектакле не стали делать ремарку на самую известную песню в исполнении Рея –«Unchain my heart», название которой переводят по-разному – «Освободи моё сердце», «Раскрой мою душу», хотя правильнее было бы считать – «Избавь меня от цепей рабства».
Вообще-то, каждый спектакль Студии Датешидзе – это избавление от тех застарелых штампов в театральном искусстве, которые зачастую ещё присутствуют во многих театрах мира.
Ведь спектакли по мотивам рассказов Чехова, осмысление книги Тургенева «Отцы и дети», «Париж – город возможностей» и спектакль о подготовке выставки неформальных художников, древнегреческая драма о Федре – всё это продолжение песни, снимающей рабские оковы в ментальной иерархии.
Бобби Шарп, создавший эту песню, решил заниматься музыкальным творчеством после службы в Армии США в годы Второй Мировой войны.
Примечательно, что гениальный спектакль Студии Датешидзе не стал воспроизводить мнимое творчество ливерпульских кривляк, особенно с учётом того, что отец одного из этих напрасно разрекламированных недоучек, будучи работником порта в Ливерпуле, раздобыл пластинку Рея, стараясь создать для дружков сына что-то подобное.
Формально, ливерпульские имитаторы появились в качестве группы в 1960-ом году, а знаменитый ансамбль «Орэра» считается скомплектованным в 1961-ом году. Хотя на самом деле «Орэра» заявила о себе в 1958-ом году.
Характерно, что визитной карточкой Рея можно считать основной набор композиций под названием «Georgia in my mind». Многие искусствоведы ошибочно считают, что этим Рей отдал дань уважения фирме грампластинок в Атланте – столице Штата Джорджия, а на самом деле? Даже когда волны агрессивной битломании стали наступать на музыкальные круги, заставив включить в репертуар Рея две примитивные песни из арсенала «жуков», даже тогда Рей хотел доказать, что ансамбли «Орэра» и «Рэро» стали фундаментальными в его творчестве, основанном на знаменитом Грузинском многоголосии.
Очевидно, особенностью любого спектакля Студии Датешидзе можно считать удивительный многоголосный актёрский состав, где нет «главных» и «второстепенных» ролей, как это, увы, присутствует в большинстве театральных коллективов в мире.
Считается, что Рей, согласившись исполнить две песни из запаса британских «жуков», сделал эти песни изменёнными до неузнаваемости, наполнив их своей жгучей энергетикой.
И вот интересно, что в фильме о Рея есть интересный эпизод, когда он, потеряв уже зрение, в детском возрасте находит жука, ползущего по полу. Он находит этого жука, накрывает своей ладошкой, но не убивает, а зажимает в кулачок и трясёт этого жучка. Повторимся, фильм был снят в США в 2011-ом году, символизируя тот факт, что музыкальное творчество Рея полностью перекрывает распевки, скажем так, в многочисленных турне «жуков», которых Рей всегда держал в своём ментальном кулаке.
Можно много размышлять об ассоциативных аналогиях спектакля Датешидзе и о музыкальных исполнителях этого потрясающего спектакля, поэтому к этой теме мы ещё обязательно вернёмся, связав историю Древней Грузии и Штата Джорджия со столицей Атланта.
Мы знаем известную песню о вкладе Атлантов Города на Неве в мировую культуру:
Атланты небо держат
На каменных плечах!
Сегодня культура в мире нуждается во всесторонней защите, поэтому-то актёрский состав современных Атлантов в Студии Датешидзе и удерживает сегодня нравственный императив театрального искусства.
Томановская Валентина Владимировна |