Сегодня мы посетили Великого мастера современности – Вячеслава Павловича Чеботаря, чтобы поговорить о подготовке его новой книги. Он показывает нам книгу, которую подарили ему о БАМ-е…
И мы разговорились об известной стройке ХХ–ого века, которая имела большое стратегическое значение. Разговор незаметно перешёл к мастерству военных строителей, и о достижениях отечественной военной науки. И здесь мы поделились с художником своими впечатлениями о прошедшем Семинаре в «Военмехе». Мы достаём флешку, подходим к компьютеру, знакомим скульптора с докладом учёных, который приводит знаменитого скульптора в полный восторг! Что же так изумило Чеботаря?
Мы пришли к нему ознакомиться с его Новой Образовательной Концепцией. Ведь Вячеслав Павлович – руководитель известной Художественной Высшей Школы, которая давно привлекает внимание зарубежных искусствоведов и дизайнеров. Итак, мы решили обсудить с ним, насколько педагогический актив «Военмеха» соответствует психологическим аспектам художественного восприятия? Наши коллеги любезно предоставили нам записи своих презентаций. И вот, пользуясь достижениями техники, мы смогли, расположившись в уютной мастерской художника обсудить столь важные для нас вопросы. Какие? Как цветовая композиция, подобранная математиками, воздействует на будущих военных стратегов инженерной мысли? Почему же мы для обсуждения отправились именно к Чеботарю?
Здесь следует пояснить, что его статуя Андрея Первозванного, жестоко разрушенная криминалом, представляла собой совершенство инженерной мысли. И она должна была занять своё достойное место в Греческом городе Лутраки и в Кронштадте… Два боевых города и образ Святого – Борца за Святые принципы. Мнение Вячеслава Павловича было важно нам ещё и потому, что он – неизменный участник Зарубежных Выставок может судить об уровне зарубежного эстетизма. Энциклопедические знания Вячеслава Павловича позволяют ему посещать занятия всевозможных зарубежных Политехнических Школ. Мы еще поговорим отдельно, ЧТО думает Вячеслав Павлович о Монже и Лапласе, восторгавшихся безмерно Наполеоном, потому что французский язык для него стал интересен с юных лет именно потому, что черчением он увлёкся ещё в годы занятий в Художественной Школе…
Мы расспрашиваем художника о том, какую роль в его становлении сыграли такие предметы, как Черчение, Начертательная Геометрия? Попутно мы рассказываем, какую точку зрения занимает по данному вопросу Питерский аксакал Начертательной Геометрии – Дмитрий Евгеньевич Тихонов-Бугров. И мы находим в лице художника самого горячего сторонника Дмитрия Евгеньевича. Во время обсуждения мы внимательно смотрим на экран компьютера. С огромным вниманием Вячеслав Павлович рассматривает представленные изображения. Он считает, что композиционно они подобраны ИДЕАЛЬНО! Вглядываясь в каждую деталь, он восторженно восклицает:
- Да они там в «Военмехе» настоящие художники!
Мы спросили, почему он так считает. В ответ Чеботарь, в свойственной ему манере, начинает торопливо пояснять:
- Посмотрите, как компоновочно они сформировали зрительный ряд! Как мастерски произведена подача деталей, в которых ощущается объём, цвет, контуры!
Вячеслав Павлович рассказал нам, как он пришёл на одно из занятий по «дизайну» в Высшую школу в ФРГ. Примитив был просто удручающий! Причём и композиционный и смысловой. Он подробно нам объяснил, что его разочаровало… Однако в традициях газеты «Поддержка Президентских реформ» - не создавать рекламы тому, что не заслуживает уважения. Чеботарь поинтересовался авторами докладов. Это были научные исследования Сергея Николаевича Абросимова и А.Н. Лызлова. И вот, Вячеслав Павлович попытался мысленно воссоздать их портреты. Удивительно, что говоря нам о них, он раскрывал для нас те черты, о которых мы даже и не догадывались!
Например, Великий художник наделил Абросимова застенчивостью и чутким владением нюансировкой цвета. Лызлова он охарактеризовал смелым, напористым. А Дмитрия Евгеньевича, прослушав рассказы о нём, просмотрев его предыдущие доклады, Вячеслав Павлович увидел философом…
Мы были удивлены такими характеристиками, выданными замечательным скульптором.
Откровенно говоря, мы и Вячеслава Павловича увидели с другой стороны, обнаружив в нём значительный математический талант. Вот он легко пробегает по строкам доклада, повторяя вслух:
- изучение основных положений, определений, стандартов, формулировка решаемых задач;
При этом, он обращается шутливо к нам:
- О чём это говорит Вам, молодые коллеги?
Мы задумываемся, а Вячеслав Павлович с восторгом продолжает дальше:
- изучение геометрического моделирования (на пользовательском уровне), приемов моделирования, особенностей с учётом возможностей инструментальных средств;
И тут он на секунду замолкает, но только на секунду и продолжает, словно не замечая нашего присутствия:
- «С учётом возможностей ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ…» Как много приходилось задумываться над этим, когда я понимал, что законы Всемирного тяготения никто не отменял, и самая смелая художественная форма должна всё-таки обладать устойчивостью!
В этот момент он начинает рассуждать об образовательных стандартах, о том, что они нуждаются в серьёзном реформировании, а на экране перед ним строки научного доклада, которые он неторопливо повторяет вслух:
- изучение инструментальной базы САПР (пакеты различных уровней и рекомендации по их выбору);
- изучение средств поддержки САПР и собственно технической разработки («обратный инжиниринг», 3D – прототипинг, ИЭТР,…).
Потом он продолжает:
- Такое чувство, что в «Военмехе» повторяют мои собственные мысли! Ведь об «обратном инжиниринге» и мне приходилось задумываться не раз!
Вячеслав Павлович обладает талантом Великого художника, скульптора, но он ещё и Гениальный архитектор. Характерно, что как только стали известны прожекты Охта-центра, Второй сцены Мариинского театра, он сразу увидел не только внешнее уродство предлагаемых конструкций, но и инженерную ущербность этих технологических мастодонтов.
Мы не заметили, как за просмотром докладов, их обсуждением прошло несколько часов. И нам стало понятно, ПОЧЕМУ Чеботаря так ценят в Кронштадте. Мы стали другими глазами смотреть на знакомые нам до мелочей его работы, и поняли, сколько оригинальных инженерных решений заложено в каждой его скульптуре! Ведь это покорение определённого рубежа знаний! Вячеслав Павлович был в восторге от мысли о том, что в Северной Столице следует создать Международный Институт Начертательной Геометрии. И мы договорились с ним о новой встрече, где мы ещё раз будем анализировать доклады учёных применительно к созданию Мемориала Адмирала Апраксина в Апраксином дворе.
И мы задумались о том, что Инженерная мысль так близко примыкает к Военному Подвигу, а подлинная Красота искусства свидетельствует о Высоких помыслах. А увидеть и различить эти тонкие грани помогает отличное знание Начертательной Геометрии, новое значение которой мы постигли в Мастерской художника. И ещё мы вспомнили о Николае Андреевиче Салькове – Главном редакторе журнала «Геометрия и графика», с которым нам удалось познакомиться благодаря Дмитрию Евгеньевичу Тихонову- Бугрову. Дружба двух учёных из Художественного вуза и Военного… А теперь мы мысленно связывали мужественный жизненный путь Чеботаря и учёных «Военмеха», которые хранят с своей душе стремление к прекрасному наравне с выдающимися деятелями искусства.
Принцев Н.В.
Томановская В.В.
|