Проведение опытов по исследованию амаранта у меня ассоциируется с проведением спецоперации. Амарант – прекрасное южное растение, которое обладает многими положительными свойствами. В этом растении содержится белков больше, чем в сое. Но как амарант поведёт себя в условиях более холодных, чем в родном для амаранта Дагестане, т.е. в Ленинградской области? Вот был основной вопрос того исследования.
Приведу скупые строки из текста отчёта за 1999 год, где говорится об исследованиях амаранта. Документ подписан известным геронтологом, ветераном Финской и Велико-Отечественной войн Борисом Петровичем Бельграем, возглавлявшим тогда Научный Центр.
«Амарант был посажен в середине мая на двух площадках. На территории нашего Научного Центра (100кв.м.), а также, по договорённости с Правительством Ленинградской области, на территории совхоза (10га). Амарант вырос высотой 60-120см. Имел крупные листья. Цветение амаранта пришлось на август. Считаю, что эксперимент прошел удачно».
История Научного Центра заслуживает написания отдельной книги, а я хочу кратко рассказать о своих воспоминаниях, связанных с исследованиями амаранта. Итак, мне тогда было 6 лет. Тогда я многое видел, подмечал, чтобы попытаться дать ответы на какие-то вопросы в будущем. Тогда казалось, что некоторые вопросы я не понимаю, из-за того, что мне было всего 6 лет, но оказалось, что на многие вопросы я не могу дать ответа и сегодня. Например, для меня до сих пор открыт вопрос – зачем вредить научным исследованиям, которые призваны помочь именно тем людям, которые, волею случая, и вредят научным исследованиям?! Ну да ладно. Оставим этот вопрос для другого раза… Потому что тема случайного или намеренного вредительства – это тема для обширного социального исследования.
А сейчас приведу отрывок из книги «Ключ Зажигания», где говорится об амаранте.
«…Амарант – южное растение, в котором много белка и других полезных веществ. Скептики говорили, что южное растение не вырастет в условиях Северо-Западного региона. Договорились с совхозом, который вспашет землю и посеет семена. Сельхозникам понадобилась «горючка» (дизельное топливо). По звонку генерала бочку солярки одолжили из ближайшей воинской части. Старый ржавый зелёный «Газон» (ГАЗ-3307) был выделен совхозниками, чтобы доставить эту бочку. Солдаты лихо вкатили бочку. Поле было вспахано и засеяно. Амарант рос сильным и крепким.
(…)
За день до того, как приехала официальная делегация, которая должна была оценить качество амаранта, совхозные пастухи прогнали по крошечному полю [у совхоза было 3000га пашни. / прим.ред.] совхозное стадо [3000 коров. / прим.ред.]. Делегация увидела лишь вытоптанную пустыню, и редкие кустики по краям канав, куда шершавые коровьи языки не добрались. Казалось, что эксперимент сорван, для выставки было не найти и пары кустиков амаранта. «Как корова языком слизала!» - шутили представители правительственной делегации. Но, Надежда была не из тех, кого можно нагреть. На участке «Н.Ц.» были посажены несколько кустиков амаранта, которые и были показаны на выставке. (…) В совхозе сказали, что машины у них нет!
- У нас в совхозе только две легковые машины! Одна вчера перевернулась, у другой сегодня ремонтируются тормоза…. – ответили в совхозе.
(...)
- В машине есть два тормоза: ножной и ручной! Если не работает ножной, то водитель затормозит ручным тормозом! – говорила Надежда, которая знала, что ручным тормозом на скорости машину практически невозможно остановить. Подъехала белая «Нива», образцы амаранта были погружены. Коля сел слева сзади, справа сзади села сотрудница Н.Ц., между ними амарант. Спереди сидел шофер, который тормозил, нажимая несколько раз на педаль, но машина этого торможения не чувствовала. Спереди справа сидел механик, ответственный за машину. Тормоза были наскоро собраны, в магистралях был воздух. По сути, машина была без тормозов! Но? Машина прошла сотню километров меньше, чем за час. И, к счастью, амарант, как важный король доехал до выставки [«Российский Фермер»/ «АгроРусь» / прим.ред.] и украсил стенд своими широкими, сочными листьями…»
В книгу не вошел тот факт, что после того, как совхозники пропустили коров по полю с амарантом, то в молоке коров было замечено повышение жирности молока на несколько десятых долей. А также и повышение белка в молоке. Более того, молоко было более насыщенного вкуса, получив дополнительный аромат. Эту информацию тогда в 1999-м предоставил совхозный молокозавод. Считать ли этот факт научным? Скептики скажут, что это не представляется возможным, ведь эти цифры «обозначают среднюю температуру по больнице». Но факт остаётся фактом, ибо других факторов, кроме амаранта, которые могли бы привести к резкому повышению качества молока, не было.
Собственно, на этом можно было бы и закончить статью. Но расскажу ещё о нескольких фрагментах истории, которые запомнились мне тогда, и о чём хочется сказать сегодня.
Научные исследования по растениям проводятся обычно на площади в несколько квадратных метров. По этим меркам даже посев, который был у нас территории НЦ, можно считать огромным. И это, не говоря о целом поле, которое было засеяно при помощи штатной сельхоз техники. Т.е. эксперимент состоялся, как «в ручном варианте», так и «в промышленном». Лето 1999-го было засушливым, но это не помешало амаранту иметь крупные листья, когда луговые травы пожухли.
Граница веков и тысячелетий для меня запомнилась тем, что я пытался понять то, какие моменты изменились с «советского времени». Тогда было свойственно ругать сегодняшнее время, вспоминая прошлое с некоторым вдохновением. Многие, кого я тогда слушал, думали тогда, что нужно просто подождать, и новые модели развития, в том числе и в сельском хозяйстве, наработаются сами. Дескать, делать ничего не нужно, спешить тоже некуда, что всё наладится само собой… Однако за срок более чем 20 лет «само собой» ничего не наладилось. И не могло наладиться! Если где-то и развивается сельское хозяйство, то только благодаря титаническому труду и огромной трате сил и нервов энтузиастов, либо приходят те, кто готов идти на преступления ради прибыли, ввозя ту же сою с ГМО. Хотя, на мой взгляд, сою можно было бы заменить амарантом.
Что губит любые научные исследования? Скептицизм нашего общества, завышенные требования к разработкам своих учёных, а также и прощение низкого качества при импорте продукции, преклоняясь перед иностранщиной.
Итак, оппоненты выращивания амаранта стали приводить следующие аргументы. Что редкое лето и позволило амаранту взойти и вырасти до рекордной высоты. Что амарант в случае заморозков не успеет дать семена, ведь в августе заморозки не редкость. Что амарант вырастает к августу, когда можно прокормить животных и другими С.-Х. культурами.
Но на все эти реплики можно дать ответы. Амарант хорош как витаминная подкормка перед зимой, т.к. к августу луговые травы желтеют. Однако кормовые культуры, неразумно тратить осенью, ведь впереди ещё зимний период. Достаточно вспомнить, что коровы поедали амарант с удовольствием. Тогда пастухи совхоза, сами того не зная, предложили вариант использования амаранта – кормить коров перед осенью, чтобы повысить иммунитет.
Если амарант не успеет дать семян, то тогда он никогда не превратится в сорняк, в который превратился борщевик Сосновского. Ведь, по мнению тех же специалистов, растение должно проживать полный цикл, успевая дать семена для следующего поколения. Кстати, в отличие от борщевика Сосновского – амарант абсолютно не токсичен. Будучи 6-летним мальчишкой, проходя мимо амаранта, я срывал потихоньку по листочку и съедал. Вкус мне нравился. С борщевиком такое делать категорически нельзя! Листья амаранта по вкусу были похожи на соевый хлеб, но листья не имели типичного травяного привкуса, который есть у других трав и растений.
Что касается сорности амаранта, то мы оставили полянку с амарантом, чтобы проследить за ним в течении нескольких лет. Это наблюдение показало, что в течении нескольких лет амарант был полностью вытеснен луговыми травами.
Принцев Николай Владимирович
Эксперт «Научный Центр»
|