Тебе дворец не ко двору.
Попробуй отыскать
Глухую, грязную нору –
Душе твоей под стать!
Роберт Бёрнс
Стихи известного Шотландского поэта, посвящённые лорду Галлуэю, витали в Доме учёных в Северной Столице в День Святой даты для Города на Неве. Символично, что 27 января 2015 года на в Доме Учёных Дворцовой набережной были отменены все заседания секций, за исключением одной. Секция Книги и графики должна была собраться в 18 часов в своём ослепительном блеске НОВЫХ интеллектуальных открытий.
Руководитель секции – профессор философии Вилли Александрович Петрицкий прибыл в Дом учёных с утра. Неутомимый и жизнерадостный, он трудился над оформлением Выставки, посвящённой 95-летию Дома учёных. Его по-юношески стройная фигура мелькала по этажам. Лёгкой походкой он стремительно поднимался на третий этаж. Что-то выяснял, что-то доказывал, спешил в библиотеку, объясняя Директору Дома учёных свою точку зрения. Глаза сверкали молодым задором, увлекая других учёных последовать его примеру – превратить подготовку к предстоящему Торжеству в настоящий праздник. Процесс подготовки он считал Праздником. В лёгком костюме, Вилли Александрович словно не замечал угрюмых иностранцев, снующих мимо него. Они были закутаны в куртки с капюшонами, грея руки о пластмассовые стаканчики, в которых был налит горячий кофе.
В этот день в Доме учёных было по-блокадному холодно. Через все входные двери тянулся толстый кабель. Велись съёмки фильма британской ВВС (Би-Би-Си).
Характерно, что съёмочный день был выбран после 25 января – Национального дня Шотландии, когда отмечается День рождения великого Роберта Бёрнса… А Двадцать седьмое января – Великий Праздник Блокадного города. Мы сидели на диване, где атмосфера Блокады сквозила во всём. В прямом смысле «сквозила», т.к. двери не закрывались. Мягко говоря, ощущалась зябкость. Блокадная буржуйка была бы в самый раз. На парадной лестнице поверх ковра были расстелены какие-то чехлы, по которым в огромных жёлтых бахилах передвигались представители съёмочной группы. Со второго этажа раздавались гортанные крики британцев, словно напоминающие тот далёкий период Великой Отечественной войны, когда мнимые «союзнички» плели интриги против нашей страны, заручившись «соглашениями» с фашистами…
Говорить запрещалось, чтобы «не испортить звук». Это выглядело странным, ведь озвучивание фильма делается, как правило, в студии. Профланировал один актёр в мундире с одним эполетом на плече. Сначала создалось впечатление, что это разжалованный офицер времён декабристов. Выяснилось, что британская форма предполагает только один эполет. Что ж, в Британии привыкли экономить на всём? Некоторые участники съёмочной группы напоминали мистера Бина. Понятно было, что когда-то эти персонажи взяты были из жизни. Можно было их воочию наблюдать. Карикатурность походки и выражения лиц участников съёмки позволяли сделать выгодные сравнения в пользу наших учёных, когда мимо проходили Директор Дома учёных – Никитин Григорий Васильевич или Вилли Петрицкий. Актёр с одним эполетом пытался напускать на себя значительность Артура Веллингтона, когда проходил со второго этажа Зимнего сада в подвальное помещение гардероба, где временно разместили стойку с бутербродами и кофе. Дамы, претендующие на роль леди, поднимали подол длинных платьев до колен, когда спускались по лестнице в буфет. Внешне они напоминали героинь салона восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне.
Почему Петрицкий и Никитин отличались искренностью? Григорий Васильевич родился и вырос в Старой Руссе, сохранив Гордость за свою Малую Родину! Петрицкий, выбрав для исследования жизненный путь философа Швейцера, продолжает отстаивать СВОЁ видение современной философии. Заметив их оживлённый диалог, подошли послушать. Оказывается, Григорий Васильевич предложил провести заседание секции в его рабочем кабинете. А это та почётная комната, где обычно происходит заседание Президиума Дома учёных.
Та простота, с которой Никитин предложил место для очередного заседания Секции книги и графики, свидетельствовала о его благородстве. Ведь от места проведения зависит и атмосфера Учёного собрания. Тема доклада звучала так:
«К предыстории создания Общества поощрения художников».
Кандидат искусствоведения, сотрудник Эрмитажа – Г.А. Миролюбова подготовила ПРЕВОСХОДНЫЙ доклад. Она принесла с собой десятки фотографий, которые передавала слушателям для обозрения. Главное, хотя рассказывалось о событиях 200-летней давности, казалось, что речь идёт о нашем дне. Британцы создавали проблемы для России на Кавказе в начале 19 века, но при этом, как и сегодня пытались преподнести себя «борцами за права человечества».
Об этом, со свойственной ему ироничностью, утверждал Роберт Бёрнс в стихотворении «Лорд – адвокат»:
Слова он сыпал, обуян
Ораторским экстазом
И красноречия туман
Его окутал разум.
Докладчица великолепно раскрыла правовую характеристику искусства того периода, которая замыкалась на политических аспектах. Например, Веллингтон, зарекомендовавший себя особой жестокостью в Индии, «назначен» был Александром Первым одним из «главных» союзников, чей портрет должен был занимать почётное место в галерее героев Отечественной войны 1812 года. Конечно, Москва была отдана на разграбление тоже благодаря «помощи» союзников... Не следует забывать, что пока Россия выдворяла войска Наполеона со своей земли, британцы вели непрекращающиеся интриги на Кавказе. Об этом народная песня Шотландии под названием «Вербовщик» красноречиво повествует:
Балагур-вербовщик сладко поёт…
Нацарапай имя – и поехали со мной!
Ты ломаешь как лошадь зимой и весной.
Нацарапай имя – и поехали со мной.
Британцы поняли, что вербовать одних шотландцев - мало. Нужно иметь своих верных агентов и на Кавказе. Генерал Ермолов, «воюя» с горцами, не понимал, что интриги закручиваются в Лондоне, продолжаются на Английской набережной в Санкт-Петербурге и поддерживаются тем же Александром Первым, который пригласил английского художника Джорджа Доу для создания героев Отечественной войны.
Галина Алексеевна, изучив за многие годы исследования массу документов, пришла к удивительному открытию, что художественные вопросы заинтересовали военных специалистов в России. И это не случайно, ведь ПРАВДА истории Народной войны была доверена иностранцу, а, значит, терялась и достоверность отображения. Со скрупулёзностью, достойной самоотверженности лучшего сыщика, Миролюбова смогла выяснить, что предприимчивый британец имел в качестве подручных мастеров русских художников, которых он подвергал самой жестокой эксплуатации. Однако попутно Доу «делал» много светских портретов по той же схеме. То есть делал набросок на первом сеансе, а потом за него всё делали подмастерья, где он соизволил ставить только свою подпись. Военным удалось разоблачить мошенника, но царствующему дому было лестно, чтобы на их портретах стояла фамилия иностранца, а не российских мастеров…
Слушая увлекательный рассказ известного искусствоведа, которая затронула множество правовых аспектов, сразу вспомнились притязания одного экс-министра, ратующего за реформирование полиции. Но эта практика введения шерифства была уже высмеяна в Шотландии:
Скакал по городу шериф
Под грохот, шум и звон,
А Робин был уже в лесу,
И с ним – Малютка Джон.
Многие пытаются разгадать, КТО был этой легендарной исторической личностью под именем Малютка-Джон? Эту разгадку удалось найти, заслушав доклад историка Миролюбовой, которая через атрибутику искусства помогает отыскать нити клубка Ариадны. И снова вспоминалась народная поэзия Шотландии:
«Не спи, шериф, вставай, шериф,
Бери свой длинный меч!
Мне Робин Гуда самого
Случилось подстеречь».
Ханжество Британии начиналось с лживых отношений в Шотландии, а потом распростиралось на весь мир:
И думали, уйдут.
«Ещё не кончен разговор,-
Сказал им Робин Гуд,-
И на моём святом кресте
Я клятву с вас возьму
Не лгать до гробовой доски
Нигде и никому!»
Сегодня Британия пытается втянуть в интригу Украинских проблем и США, и Германию, хотя и Крым, и Киев больше всего интересуют самих англичан. Ирландия и Шотландия хотят СВОБОДЫ! Для этого Лондон включается в поиск врагов за пределами Британии. Так делалось, когда во времена Анны Иоанновны с берегов Темзы отправлялся Франческо Альгоротти, выполняющий заказы Британской разведки под видом «итальянского путешественника».
Потом в Лондоне субсидировалось издание «Колокола», который должен был «разбудить» Россию. Обо всём этом думалось, когда шёл неторопливый и вдумчивый рассказ искусствоведа… Конечно, после окончания доклада возникло множество вопросов, которые сами были увлекательней «Одиссеи» Гомера.
А мы невольно пытались посмотреть на развитие современной истории глазами шотландских поэтов:
«Собаки справятся с людьми,
А я, дружок, с тобой».
«О нет,- ответил Робин Гуд,-
К чему нам этот бой?»
Заседание проходило в Кабинете директора Дома учёных. И хотя сам Григорий Васильевич не принимал участия в заседании секции, но его образ – выходца из Старой Руссы, незримо присутствовал здесь! Словно он был одним из тех талантливых художников, которые создавали Галерею портретов Героев войны…
Вокруг стояли вазы, подставки для старинных ламп, где были изображены старинные баталии, оживающие при словах Миролюбовой. Фракийские Львы, расположившиеся в изголовьях старинных кресел, обретали свою плоть:
Но сразу два огромных пса
Помчались на него,
И псы напали на стрелков,
Один на одного.
Слушая, какие организационные трудности выпадали на долю тех, кто боролся за становление Российского искусства, вновь вспоминали стихи Шотландии, которая тоже боролась с Британией за свои традиции!
Стрелки пускали тучи стрел,
Но не могли попасть:
Лихие псы, вертясь волчком,
Ловили стрелы в пасть.
Символизм в поэзии и живописи? Как много в этом общего! Какой же может быть найден выход?
Но вот десяток метких стрел
Пустил Малютка Джон,
И разом лёг десяток псов,
Как громом поражён.
Мы оглядываемся по сторонам, желая найти в сегодняшнем историческом времени этих легендарных Робина Гуда и Малютку Джона? Завершилось заседание, о котором можно было бы написать целую повесть, потому что было поднято немало исторических пластов…
Мы выходим в приёмную, и мельком слушаем разговор Никитина и Петрицкого, и вдруг делаем для себя открытие:
- Вот они современные Робин Гуд и Малютка Джон!
Им сегодня приходится отстаивать традиции в науке, искусстве с не меньшим упорством, чем когда-то это делали в Шотландии Робин Гуд и Малютка Джон! Около парадных дверей ощущалась стужа Блокадного времени… Делая съёмку, британцы создали атмосферу холода и отчуждения. Но мы подумали о том, что, готовя очередную фальшивку-фильм, а на заседании говорилось и об этом, британцы не смогут отнять у нас нашего боевого настроя, потому что у нас в Доме учёных отважно несут свою вахту Никитин и Петрицкий – Родин Гуд и Малютка Джон. А это означает, что в январские дни здесь снова витает Дух Роберта Бёрнса и Защитников Блокадного города!
Проходя по Дворцовой площади, где был Праздничный концерт, посвящённый 27 января, мы поняли, что Миролюбова с такой символической знаменательной фамилией этот день Блокады отметила своей Научной победой, обнажая сущность тех, кто многие столетья пытается вести нескончаемые интриги, которым противостоят российские Робин Гуды!
Принцев Н.В.,
Томановская В.В.
Статья по теме:
ГАТЧИНСКИЙ ПРИОРАТСКИЙ ДВОРЕЦ – ИСТОРИЧЕСКАЯ МЕККА РОССИИ |