Едва объявили на Международном Культурном форуме, что вместо С. Михайловского куратором назначена Тереза Мавика, как неутомимые учёные Северной Столицы собрались на расширенное заседание своей Секции Компьютерной графики Дома Учёных Санкт-Петербурга! Символично, что учёные встретились в стенах старейшего вуза страны, где готовят будущих маэстро киноискусства…
Характерно, что в рамках Культурного форума во Дворце Бобринского, то есть на Факультете Свободных искусств и науки проходила Международная конференция, где выступали с интереснейшими докладами прославленные исследователи. Наряду с блистательным докладом Максима Гудкова, осветившего новые грани характера Марко Поло, родившегося в Венеции, прозвучали столь же убедительные сообщения Светланы Мельниковой и Павла Данилова.
Почему Терезе нужна сегодня помощь учёных? Особенно в лице Дмитрия Евгеньевича Тихонова-Бугрова, имя которого наравне с Айвазовским рассматривалось в качестве нового символа аэропорта в Крыму? Что знает, вообще, мировая общественность о современных корифеях науки, которые, тем не менее, являются флагманами подлинного вкуса во многих сферах искусства? В живописи, архитектуре, музыке, театре и, конечно, в киноискусстве и компьютерной графике - везде Северная Столица может задать ритм современности. Итак? Павел Вячеславович Данилов - Декан–факультета экранных искусств, заведующий кафедрой продюсирования кино и телевидения. Светлана Николаевна Мельникова – заведующая кафедрой драматургии и киноведения, доктор искусствоведения, профессор, а к тому же? Она ещё гениальный модератор, которая помогла научную дискуссию на конференции поднять до вершин Философских школ Древней Греции, дав ответ, а что же сегодня представляет Поколение «Z»? На Конференции во Дворце Бобринского (побочного сына Екатерины Второй) студенты горячими аплодисментами приветствовали выступление профессора Виталия Потёмкина, который смело заметил, что он продемонстрировал студентам два фильма о Великой Отечественной войне, которые были сняты двумя родственниками – отцом и сыном. Фёдор Бондарчук снял фильм о Сталинграде, насытив его спецэффектами и необычным развитием сюжета, а Сергей Бондарчук сделал картину «Они сражались за Родину». Выбор молодёжи оказался в пользу старого кино! Почему? Наверное, потому что профессии, переданные по наследству, не всегда находят оправдание историческим контекстом, но ещё и потому, что Бондарчук старший ставил фильм по бессмертному произведению Михаила Шолохова. Оба фильма посвящены событиям лета 1942 года под Сталинградом.
Картины словно напоминают соревнование Джорджа Буша старшего, одержавшего блистательную победу в военной операции «Буря в пустыне», когда за 100 часов была повержена Иракская армия, отказавшаяся от претензий на Кувейт. Но? По законам политического жанра Джорж старший проиграл Выборы Президентские Биллу Клинтону, а затем Джордж Буш младший, несмотря на явный провал в Ираке, всё-таки смог стать хозяином Белого Дома на второй срок.
Кино и реальная политическая жизнь? Посещение музеев и участие в Выборах? В США до сих пор существует Система выборщиков, но в Европейских странах? Почему участие в Выборах принимает не более четверти населения? А самые респектабельные Выставки, к которым относится и предстоящая Венецианская, не является исключением. Популярность искусства? Превосходно, что Михайловский был отстранён от должности куратора. Сразу в СМИ стал раздаваться хор голосов, что за такое короткое время нельзя сделать успешный выбор? Но при этом СМИ забыли поинтересоваться мнением Александра Леонидовича Рабиновича, который в предельно сжатые сроки развил такой уникальный вид искусства, как Кулинарное мастерство, проведя в Северной Столице уникальный Чемпионат Ресторанного спорта! Поразительно и то, что Международный Чемпионат проходил в Северной Столице в крупнейшем Китайском ресторане Европы, Китай представил две свои команды, но в тройку победителей китайские кулинары прорваться так и не смогли! Первое место досталось Команде Израиля, Второе место получила Команда из Белоруссии, Третье место взяла Команда из Азербайджана. В напряжённой, но справедливой борьбе не смогли добиться Победного марша Россия, Италия, Сербия, Пакистан и другие участники состязания. Хотя решения опытного Международного жюри были строгими и принципиальными.
Поговорим о принципах отбора? Наверное, сегодня, когда число пользователей интернета достигает нескольких миллиардов, было бы странно игнорировать Искусство компьютерной графики. Но именно речь должна идти о настоящем искусстве! На заседании секции были заслушаны доклады Василия Афанасьевича Коновалова и Михаила Васильевича Коновалова, которые, конечно, по глубине знаний и самоотверженному служению киноискусству значительно превзошли и кинодеятелей Бондарчуков и, безусловно, надоедливых политиков в лице Бушей старшего и младшего. Чем известны в мире профессионалов Коноваловы? Они готовят гениев киноискусства, именно не киноиндустрии, а киноискусства. Для обучения к ним приезжают из Финляндии и Франции, Италии и США. Нередко, чтобы провести свои непревзойдённые мастер-классы, Коноваловых приглашают в Париж и Хельсинки, правда, получив превосходные знания от российских учёных, многие зарубежные коллеги предпочитают об этом умалчивать.
Так получилось, что, подготавливая данную статью, зазвонил мобильный телефон, звонили из США, но, спасибо «качеству» работы одной мобильной компании в РФ, звонок сорвался. Пришлось перезвонить. К счастью, это был бесценный звонок профессора Вильяма Брумфильда из США. Мы сказали, что как раз готовим статью о предстоящей Венецианской выставке, где непременно упомянем и его, причём в дискуссионной форме. Послышался столь приятный и характерный смех в трубке, хотя нас разделял океан…
Дело в том, что на Конференции Культурного форума профессор из США заявил, что через 500 лет лучшим зданием эпохи можно считать здание в стиле конструктивизма архитектора Моисея Гинзбурга. Говоря сейчас с ним по телефону, мои коллеги возразили ему, что здание Гинзбурга не могло бы простоять ещё 500 лет, потому что, по словам самого Брумфильда, ещё тридцать лет назад здание было в плачевном состоянии… Вопрос? Можно ли считать Общественное здание архитектурным шедевром, если оно приходит в полную ветхость буквально через 50 лет? Брумфильд возразил, что сейчас оно качественно отремонтировано.
Словом, хотя разговор длился несколько минут, но? Услужливый мобильный оператор предпочёл снять за этот разговор более 500 рублей!!! Что ж? «Искусство требует жертв». Наши так называемые отечественные бизнесмены НАЛАЖИВАЮТ связи с зарубежными странами, занимаясь установкой грабительских тарифов.
Сегодня Коноваловы освоили съёмку в новой технике компьютерных технологий, где предполагается проекция на сферический экран, что и было замечательно освоено в «Люмьере» и «Планетарии 1», которые расположились в массивных кирпичных зданиях газгольдера. Об использовании этих зданий в культурных целях много лет говорил великий художник, скульптор и архитектор – Вячеслав Павлович Чеботарь, который, кстати, был сокурсником С. Михайловского, но которого всякий раз он «забывал» пригласить для участия в том же Культурном форуме. Несмотря на то, что работы Чеботаря украшают стены в Ватикане, в Греции. Чеботарь получил Золотую медаль, став победителем Конкурса в Италии, посвященного Данте… Имя Чеботаря известно в Израиле, где ему (единственному художнику в мире) было позволено создавать свой очередной шедевр в Иерусалимском Храме Гроба Господня. Причём Чеботарь, которого по манере письма часто сравнивают с лучшими полотнами Эль Греко, освоил свой совершенно неповторимый ракурс неоэкспрессионизма.
Его работы, покорившие жителей Гамбурга и Дальнего Востока, непременно удивят своей свежестью и посетителей Венецианской выставки. Устройство Российского Павильона? Известный молодой архитектор – Марина Леонидовна Томановская является поклонницей конструктивизма, наверное, потому, что она является выпускницей МАРХИ, а Москва, увы, зарекомендовала себя узостью архитектурных предпочтений. Ведь тот же Гинзбург, являясь пропагандистом индустриализации в строительстве, в том же здании Наркомфина заложил черты будущих хрущёвок, столь обезобразивших посёлки и городскую застройку СССР. Унылая безликость должна отступать в 21-ом веке. Неслучайно Марина Томановская магистратуру уже прошла в Санкт-Петербурге, блестяще защитив свою магистерскую диссертацию в Архитектурном вузе Северной Столицы, посвятив свою работу Дизайнерскому проекту садика Репинской Академии.
Наверное, таких смелых и дерзких архитекторов, как Марина Томановская и удастся привлечь к работе над проектом Российского павильона. И сделать этот Павильон из самого ценного материала с точки зрения биоэнергетики, то есть из дерева. Тот же профессор Брумфильд пренебрежительно на Конференции сказал:
- Многие в России говорят об архитектуре церквей или о деревяшке!
Под деревяшкой он, очевидно, подразумевает деревянное домостроение. Но ведь та же Венеция построена на сваях, изготовленных из Сибирской лиственницы… По-видимому, задача Венецианской выставки максимально объединять народы мира. Великий путешественник Пржевальский, будучи родом из древнего Польского рода, назвал хребет в Центральной Азии именем Марко Поло, предки которого тоже были родом из Польши, хоть и проживали в Венеции.
Наверное, готовя экспонаты для Выставки в Венеции, нужно опираться на работы студентов и выпускников плеяды Коноваловых, потому что купольный павильон мог бы знакомить посетителей с новым творческим подходом в киноискусстве. Работы Чеботаря раскрыли бы глубочайшую палитру возможностей неоэкспрессионизма, а Нанайские тапочки Леонида Сунгоркина и его театр «Бури» показали бы всю беспредельную ширь народного искусства нашей необъятной страны. Можно не сомневаться, что существенную помощь Терезе смог бы оказать и историк Михаил Талалай, который более 20 лет проживает в Италии, выпустив несколько десятков книг о взаимовлиянии Италии и России. Знакомство с творчеством Михаила Талалая просто необходимо посетителям Выставки в Венеции. Если говорить о Добровольных помощниках Терезы, то это, конечно, театральные коллективы «Квартира» и изумительный оркестр «Антон тут рядом», ведь особенностью этих коллективов является то, что исполнители – инвалиды. Но как искренне они исполняют свои роли, нет, они просто проживают на сцене лучшие минуты своей жизни, даря зрителям неподдельный восторг и неиссякаемый запас энергии.
Тереза является поклонницей авангарда? Быть «впереди гвардии»? То есть превзойти прославленных Питерских гвардейцев? Покоривших Альпы, прошагавших по Парижу и Берлину в разные годы? Таким мастером можно считать Олега Михайловича Виноградова – величайшего балетмейстера и художника по костюмам. Новизна в балете? В прошлом году коллектив под управлением Виноградова триумфально завоевал сердца в Италии. Он способен создавать и спектакли Конного балета, а ещё он умелый капитан на своей яхте. Вот, кто должен представлять многообразное современное искусство России. А совсем не те, выдумки которых хватает только на поездку в катафалке с открытым багажником…
Когда-то Сергей Филатов покорил Рим своей победой на Олимпиаде по конному спорту, а сегодня сын другого российского чемпиона – Ивана Михайловича Кизимова –Михаил Иванович Кизимов может пленить в Венеции искусством Конного балета. Повторимся, династия Иван Кизимов – Михаил Кизимов выглядит гораздо убедительнее известной пары Бандарчуков и Бушей.
Потому что? Потому что Конный спорт – это новый биоэнергетический посыл, который не может оставить никому равнодушным. В любом возрасте! От грудного до глубокой старости.
Искусство архитектуры, о котором говорил Вильям Брумфильд? Можно ли считать новизной здание Суда по правам человека в Страсбурге? Ведь это две башни Газгольдеров, соединённых перемычкой. Только добротный красный кирпич, переживший и разруху Гражданской войны и бомбёжки в Блокаду, не может идти ни в какое сравнение с металлическими конструкциями, напоминающими силосные башни колхоза третьей руки советского периода. К тому же? Внутреннее убранство таких строений напоминает скучный истеблишмент унылого евро стандарта, где однообразный пластик становится надоедливой доминантой. Поэтому? За последние двадцать лет в нашей стране появилось немало «новинок», большинство из которых грешили непродуманностью «Хромой лошади» или «Зимней вишни», а «разумная экономия» завершалась разваливающимися стенами «дворца спорта» в Омске, где создание австрийских архитекторов простояло всего несколько лет, или обвал крыши магазина «о кей» в Питере или аквапарка в Москве.
Увы, но за всю многовековую историю «деревяшки», как говорит Брумфильд, ни одна крестьянская семья не погибла от обвала крыши в собственной избе. Это о сочетании эргономики и эстетики.
Одним словом? Наверное, когда Л. Михельсон создавал свой Фонд «Виктория – искусство быть современным» он уже мечтал, что вскоре ему придёт на помощь Виктория Щёлкова, которая, приехав из Екатеринбурга, смогла теперь москвичей заразить своим неимоверным Сибирским энтузиазмом.
Времени до открытия Выставки в Венеции остаётся полгода? По меркам бюрократов и казнокрадов – это мало по времени, но затратно по деньгам. В СМИ стали появляться сообщения, что Российский павильон будет стоить не менее 100 миллионов долларов. Но это только в том случае, если оставить подход в стиле тех, кто привык неспешно кататься на старых катафалках, называя это «новым искусством». Если помощниками Терезы станут Виктория Щёлкова и Алексей Кравченко – известный общественный деятель Ленинградской Области с его Форумами «Область Добра», то затраты уменьшатся, минимум в 100 раз. Впрочем? Виктория и Алексей проводили немало грандиозных событий, рассчитывая исключительно на новые методики краудфандинга и фандрайзинга. Когда истинные ценители искусства предпочитают САМИ финансировать полюбившийся им проект. Нужно в 21-ом веке отходить от фанерных концертов, на устройство которых «популярные артисты» просят себе миллионы бюджетных средств.
Нужно набираться опыта у того же Михаила Талалая, который приезжает в свой Родной Город на Неве, устраивая настоящий Праздник познания истории Италии и России. Он привозит с собой свои книги, о которых рассказывает на лекции БЕСПЛАТНО, а потом слушатели покупают то, что их больше всего заинтересовало. Нужно менять формат общественного коммуницирования! Там, где появляются Талалай, Коноваловы, Чеботарь, театры «Квартира» и Нанайский театр «Бури» Леонида Сунгоркина, оркестр «Антон тут рядом», Михаил Кизимов и Олег Виноградов, сразу заполняется море посетителей, потому что у них есть ученики по всему миру, друзья друзей. Многочисленные поклонники и неутомимые последователи.
Ведь достаточно только один раз пообщаться с Викторией Щёлковой и Алексеем Кравченко, чтобы навсегда стать поборником только Добрых дел! Добрых начинаний. Когда-то Достоевский говорил, что «красота спасёт мир». Сегодня в нашем хрупком мире актуален другой лозунг – «Доброта спасёт мир». И Венецианская выставка должна стать источником Добра. В современной России сегодня свыше 11,5 миллионов инвалидов, с учётом населения страны в 140 миллионов человек, получается, что почти каждый десятый россиянин связан с инвалидностью. Поэтому? Ведущими могли бы стать те же Влад Устелёмов и Лидия Кухарева (см. статью «Влад Устелёмов и Лидия Кухарева ПРЕВОСХОДНО заменят Познера и Пугачёву»).
Добровольцы Устелёмов и Кухарева могли бы стать лицом этой Выставки в Венеции. Да, в России немало тех, у кого есть проблемы с физическим здоровьем, но нравственное совершенство их неоспоримо, поэтому они и могли бы показать всему миру, что «Гвардия не сдаётся». Так кто же сегодня имеет право называться Авангардом? Идущими ВПЕРЕДИ Гвардии? Бесспорно, нужно учитывать позитив инвалидной стойкости, ведь инвалиды обладают вдумчивостью, внутренней созерцательностью, которой так не хватает многим торопливым посетителям выставок сегодня, гоняющимися за мнимыми ориентирами. Фонд «Виктория – искусство быть современным» должен понимать, что в мире нарастает не только физическая инвалидизация, но нравственная обездвиженность. Вот почему – «быть современным» означает избавиться от эстетической глухоты.
Томановская Валентина Владимировна |