В период длинных летних каникул, соединившихся в этом году с накалом Предвыборной борьбы, ощутился острый кризис так называемой Подростковой журналистики, которую Данута Ивановна Бусел считала Каникулярной.
Кому так помешала эта удивительная, обаятельная, умная Преподавательница? Заметим такую «незаметную» мелочь? Убийство Дануты Ивановны произошло всего через пять дней после гибели депутата Солтона. Оба «случая» произошли во Всеволожском районе… Насколько нам стало известно, и тому и другому поступали лестные предложения перейти в одну «модную», недавно созданную партию, но был получен отказ. Но дело даже и не в этом отказе, хотя новые политические активисты вновь созданной скороспелой структуры до этого сменили несколько партий и очень надеялись, что смогут укрепить жалкий политический багаж непритязательного бомонда интересными и яркими личностями.
Поговорим о Дануте Ивановне… Она была депутатом того Муниципального Образования в Северной Столице, который граничил со Всеволожским районом, и где финское влияние было весьма значительным, потому что даже Муниципальная программа называлась «Скандинавская ходьба». Чем же не устраивала Данута Ивановна в новом раскладе политических предпочтений тех, кто мечтал покорить политический Олимп Государственной Думы?
Предстоящий 2017 год официально объявлен Годом Экологии… А это означает? А это означает, что Данута Ивановна, которая занимается экологическими проблемами не первый десяток лет, смогла бы, наконец-то, предъявить свои требования тем прожектёрам, которые напрочь забыли об экологии.
Конечно, грустно читать, когда уходят из жизни активные, жизнерадостные депутаты, опытные руководители… Эта грусть сжимает сердце особой болью, когда понимаешь, что безвозвратно утеряны настоящие Друзья! Как-то Данута Ивановна передала мне книжку с такими словами:
- Перечитайте, Павел Георгиевич! Когда-то эту книжку передал мне Ваш отец из своей поездки по Дальнему Востоку…
Так сложилось, что после ухода из жизни моего отца мы подружились с Данутой Ивановной особенно. Мы планировали вместе с ней написать книгу об итоге размышлений об архивах Георгия Фёдоровича Ершова – учёного в области лингволаконики, страстного путешественника. Они иногда ожесточённо спорили с Данутой Ивановной по многим волнующим вопросам нашей истории и географии. Отец мне частенько говорил:
- Данута – Географ от Бога! Как редко сочетается в женщине красота и яркий, самобытный ум!
Данута Ивановна имела финские и польские корни, изучая особенности Народной кухни этих стран, поэтому мне (профессиональному диетологу) беседовать с ней на кулинарные темы было особенно интересно. Мой отец считал, что, будучи Директором гимназии, она сохранила возраст восприятия жизни 15-летней девушки, оставаясь жизнерадостной, наблюдательной, обладая великолепным чувством юмора и по-девичьи заразительным смехом. Её светлые глаза всегда искрились неиссякаемой энергией. И в то же время она обладала талантом вдумчивого учёного… Она ратовала за здоровый образ жизни, пропагандируя Женственность, которая, по её мнению, заключалась в правильной организации питания. Большое значение она придавала фитотерапии и апитерапии. Отец многие годы пытался вместе с Данутой Ивановной организовать Музей Пчеловодства в Северной Столице, возродив практику Школьных приусадебных участков и пасек.
Данута Ивановна последовательно выступала за пересмотр «ассортимента» буфетов школьных и вузовских столовых, её не устраивали «муниципальные концерты», где артисты, выступая перед школьниками пели «выпьем на посошок» или пропагандировали водку. Много мы беседовали и о «муниципальной журналистике», когда зам. Главы МО одновременно является главным редактором всех трёх муниципальных СМИ, при этом имея в своём арсенале техническое образование. Несомненно, инженерное образование сегодня нужно подтягивать, только об этом-то в этой муниципальной прессе и не рассказывалось…
Наверное, главной чертой Дануты Ивановны была Смелость! Мы с ней обсуждали такие темы, как функционирование Школьных банд, а такие, увы, стали возникать, причём под руководством не просто рядовых учителей, а, так сказать, активных грантополучателей… Как-то мы с ней заговорили об одной такой руководительнице со стажем, которая решила себе коллекционировать не только дорогие шубы, но и квартиры, загородные участки. Она использовала свои возможности по выдаче школьных реноме для сколачивания подростковых бандитских формирований. Данута Ивановна считала, что противодействовать этому прискорбному явлению могла бы только отлично налаженная Каникулярная или Подростковая журналистика, но она-то полностью отсутствует. Например, кого волнует, ЧТО прочитали школьники летом? Чем они заняты летом? Формально, ничем! Это толпы слоняющихся подростков по дорожкам садоводств, ближайших пригородов. Сотни тысяч детей предоставлены самим себе, ведь Движение Деткоров или Юнкоров полностью сошло на нет. А между тем? В то же самое время ОТЛИЧНО налажен компьютерный и мобильный контроль за подростками, но занимается этим криминал, причём международный. Мы с ней много говорили о развитии танцевальных студий. Данута Ивановна любила цитировать:
Танцующие люди
Из балетных студий.
Лучшая игрушка
В саду и дома
Танцует по указанию
Самого наркома!
Так получилось, что профессор Военмеха – Дмитрий Евгеньевич Тихонов-Бугров тоже приучил сотрудников «ППР» перечитывать «Клоп» Владимира Маяковского… Мало, кто знает, что Данута Ивановна обладала необыкновенным артистическим талантом, говоря:
- Ну, почему, объясните мне, ПО-ЧЕ-МУ? Почему наша подростковая журналистика не может в своих незатейливых статейках использовать того же Маяковского? Ведь это же искромётный юмор!
И она, подбоченясь, декламировала:
Разносчик точильных камней
Германский
небьющийся
точильный брусок,
30 копеек любой кусок.
Точит в любом направлении и вкусе
Бритвы, ножи и языки для дискуссий!
Да, с ней можно было беседовать часами, забыв про время. Она умела доказывать и зажигать, неоспоримо побеждая в дискуссии.
Разносчик абажуров
Абажуры любой расцветки и масти,
Голубые для уюта,
Красные для сладострастий.
Да, она могла удивить своей эрудицией, вплетая в свою яркую образую речь такие фразы:
Шары-колбаски.
Летай без опаски.
Почему мы с ней много говорили о журналистике? Её удручало, что журналисты, смакуя то или иное преступление, по сути, взращивают подростковую преступность. Получаются заметки, которые высмеивал бы Маяковский, говоря: «республиканские селёдки, к блинам и водке». Мы обсуждали с ней её планы в Год Экологии…
У нас и за границей, а также повсюду
Граждане выбрасывают битую посуду.
Данута Ивановна рассказала мне о превосходном Польском фильме, где героиня была по имени Данута, обратившись ко мне с просьбой:
- Павел, уж позвольте к Вам обратиться без Георгиевич? А когда вы по-настоящему поднимите вопрос о том, как МНОГО Польские учёные делали для России? Особенно сейчас, когда нам навязывают Японию! Ведь даже Барак Обама решил оттабанить от японцев!
Она раскрыла передо мной повесть «Лето 1945 года», вот очерк с названием «Над Татарским проливом»:
«Июльским утром пассажирский самолёт готовился к вылету из Хабаровска на Сахалин.
Это была обычная рейсовая машина, ежедневно курсирующая между материком и островом.»
И она со свойственным ей энтузиазмом продолжает:
- Ведь это был журналист от Молодёжки! И писалось для мальчишек и девчонок! Даже сам Шерлок Холмс не догадался бы, что через несколько недель будет разгромлен японский милитаризм! Какой волшебный стиль!
И она снова приводит строки этого автора:
«Сидя в самолёте, я припоминал всё, что знал об этом «Острове сокровищ»».
И она не успокаивается, волнуясь и доказывая:
- Разве сегодня журналисты, говоря о «территориальных претензиях» Японии могут так достоверно излагать свои мысли?
И она вновь зачитывает вслух своим задорным юношеским голосом:
«Такое романтическое название дали ему мореплаватели прошлого столетия, узнав о богатствах Сахалина: об угле, нефти, рыбе в реках и водах, омывающих его берега, о пушных зверях в тайге».
И она снова возмущается:
- Сколько у нас рассуждений в СМИ о том, когда же откроется турецкий сезон? А никто не написал для подростков вот так о Дальнем Востоке!
- Вы не правы, о Дальнем Востоке пишет Леонид Сунгоркин!
Она торопливо перебивает меня:
- Я говорю о московских журналистах, которые теперь предпочитают командировки в Париж и Женеву, а что мы видим здесь?
И она вновь вдохновенно зачитывает:
«Я летел на Сахалин впервые, и предстоящее путешествие казалось мне ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ событием».
- Понимаете, ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ событием!
Я беру в руки книгу, у меня перехватывает дыхание, я улавливаю стиль Михаила Кольцова! Того Михаила Кольцова, который был жестоко казнён в условиях недалёкого кремлёвского горца, но который позволяет себе тот же восторг в преодолении трудностей:
«Это был ПОСЛЕДНИЙ этап длительного маршрута Москва – Александровск-на-Сахалине. Десять суток шёл поезд на Восток, на край нашего материка. Три часа полёта отделяли меня теперь от сахалинского берега».
И здесь-то я понял, почему такие претензии предъявляла Данута Ивановна сегодняшним СМИ? Ведь у нас малышей и подростков везут в зарубежные парки развлечений, словно они достигли возраста малоподвижных пенсионеров? Или кукол, о которых говорил Маяковский? Их сажают в самолёт, доставляют в Турцию, где «всё включено», но выключена фантазия? Их развлекают в аквапарках, гоняют по трубам… Но? Но начисто предлагают забыть об истории…
Я беру книгу в руки, начинаю читать:
«В 1643 году казачий старшина Василий Поярков, «проведывая» дальние восточные земли Российской державы, дошёл до Приамурья».
Поднимаю глаза на Дануту Ивановну, замечая её смеющийся взгляд:
- А сегодня японцы хотят вытащить договор от 1855 года! И мне хочется их спросить, а где они были в 1643 году?
Данута Ивановна собиралась выступить с Докладом на эту тему в Географическом Обществе, посмотрев на меня в упор:
- И не отговаривайте меня, Павел, что японская тематика сегодня больше напоминает сражение, а не географические экскурсы! Нет, я так решила! Ведь ещё Ваш отец говорил, что смелости мне не занимать!
- Но он говорил и о необходимой острожности!
- Ах, Павел, постараюсь не забывать про современных Ракомболей!
И вот жизнь её оборвалась. Формально считается, что «Скорая» добиралась целый час. Она умерла (если верить официальным данным) от выстрела в голень, потеря крови. В войну, потеряв от осколочного ранения руку и ногу, сражаясь на Ленинградском фронте, Леонид Ершов смог не только выжить, но и, закончив в Сибири экстерном десятый класс, вернуться в Родной Город на Неве, стал профессором филологии… Впрочем, сегодня госпожа Министр здравоохранения заявляет о Теле медицине. Всё-таки? Всё-таки 21 век на пороге. Данута Ивановна одной из первых в нашем городе открыла занятия Медицинского факультатива в своей гимназии. Наложить жгут на рану она бы догадалась. А вот пуля? Кем она была выпущена, и чем была обработана? Официальная версия может отвечать только канонам современной Каникулярной журналистики, которая имеет черты комиксов. Но я не являюсь поклонником «печатных пузырей». Понятно, что Данута Ивановна крайне мешала, тем более, что один чиновник из Невского района обитает несколько лет в Лондоне (по причине крупного грабежа бюджетных средств РФ) и пламенно мечтает о политическом реванше, в преодолении которого Директор гимназии смогла бы ему помешать.
Ершов Павел Георгиевич |