Понедельник, 21.10.2019, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Июль » 15 » ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБОР ВЯЧЕСЛАВА ЧЕБОТАРЯ
14:07
ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБОР ВЯЧЕСЛАВА ЧЕБОТАРЯ

 

Говоря о талантливом художнике и скульпторе современности – Вячеславе Павловиче Чеботаре, нужно понимать, что, изучая его работы, нужно отказаться от тех общепринятых норм, которыми принято оперировать в искусствоведении, а выработать какой-то НОВЫЙ стиль! Какой же? Трудно отрицать, что творчество Чеботаря проникнуто глубоким психологизмом, а поэтому те общепринятые каноны, с которых начинает своё знакомство зрителей с работами маэстро любой искусствовед, здесь вряд ли уместны. 

Готовя каталог к знаменитой Выставке В.П. Чеботаря – «Покаяние и Единение», которая проходила в 2011 году в Совете Федерации РФ и стала важной вехой в развитии мировых процессов не только в искусстве, но и социальных процессов, помнится, как мучительно долго бился вначале над снимком, ракурсом каждой скульптуры и картины… А потом уже получив фотографии, столкнулся с ещё более сложным процессом, КАК, КАКИМ образом донести до зрителей те тайны, которые мне удалось разгадать в процессе фотосессии, а потом подбирая нужные сравнения для раскрытия творческого замысла художника и скульптора в одном лице.

 

Тогда так получилось, что, работая над каталогом, я задумал ОСНОВНОЙ акцент сделать на расшифровке скульптур. Да, пять лет тому назад были ещё такие мэтры среди отечественного бомонда, которые утверждали, что Вячеслав Павлович является общепризнанным художником, но до уровня Микелланджело он пока не поднялся! И передо мной стояла сложнейшая задача – разобрать партитуру пластической фактуры скульптур В. Чеботаря, чтобы убедить ЗРИТЕЛЯ, а зритель всегда главный ценитель, что эстетический уровень этих произведений Чеботаря достиг уровня мировой классики.

Так в чём же секрет динамического воздействия работ этого выходца из солнечной Молдавии?

 

Недавно мне пришлось познакомиться с двумя талантливыми посланцами Гагаузии, которые представили свои работы в Центре Импортозамещения во время Дней Гагаузии в Северной Столице. Оба они преподают в Художественной школе. Один выбрал своим основным материалом дерево, создавая уникальные образцы глубоко-рельефной резьбы, а второй дарит миру гобелены, причём использует натуральные волокна и натуральные краски, которые испокон века использовались народными умельцами. И вот мне пришлось сделать для себя удивительное открытие, я ЗАНОВО открыл для себя творчество Чеботаря, вернее, я увидел истоки его самобытности, которые были непостижимы для искусствоведов многих стран, где он экспонировал свои работы, легко «обходя на повороте» зарубежных коллег и завоёвывая Награды, в том числе и Золотую медаль в Италии за работы, посвящённые Данте…

Сразу оговорюсь, что, давая характеристику этим тринадцати работам В.П. Чеботаря, о чём меня попросила одна моя коллега (не буду называть её фамилии, пусть это останется загадкой для читателя), я всё-таки не смогу изменить своему стилю в характеристике работ этого знаменитого маэстро! Хоть меня и попросила она, обозначив каждую работу под цифрой, чтобы я начал свой разбор с традиционного описательства: на этой картине изображена группа людей, которые хотят и т.д., я отойду от этих требований и вот почему.

Эти тринадцать работ, которые по той или иной причине она выбрала из громадного арсенала (свыше тысячи картин, более сотни скульптур), я решил сгруппировать по смысловой и психологической конвергенции творческих замыслов Чеботаря.    

И здесь я решил использовать те законы Начертательной Геометрии, в частности, Закон Перспективы, который доказал известный учёный – преподаватель Академии имени Репина – Ярослав Сергеевич Ворожищев. Ярослав Сергеевич – признанный архитектор, который много лет преподавал в Архитектурном институте, почувствовал в себе стремление к творчеству, создав Математический памятник – Памятник времени, доказав, как действуют Закон перспективы.

 

Вот и Чеботарь в каждой работе доказывает неукоснительное соблюдение этого Закона Перспективы.  И здесь важно подчеркнуть Закон Света или Закон Освещённости, который сформулировал в своей лекции «Фантазия света» Михаил Берзин. И так получилось, что, только ознакомившись с научной методикой М. Берзина, мы смогли разгадать тайну Белой Лошади Чеботаря! Да, нам пришлось посетить Выставку работ Академии известного мэтра живописи – Ильи Сергеевича Глазунова. Ребята из его Академии являются отличными копиистами.

 

 

Но рисовальщик – это ещё не художник! Сравним обычные студенческие работы из Академии Глазунова с их изображением, почти анатомическим, и работой того же Чеботаря? Какую мы заметим разницу? А разница-то принципиальная! Мы увидим, что совершенно по-разному выставлен свет!!! И отсюда, даже не искусствоведу заметно, что студенты Ильи Сергеевича Глазунова добросовестно изобразили гипсовый муляж лошади, а Чеботарь ещё в студенческие годы попытался ОЖИВИТЬ свою лошадь. У него мы видим Боевого коня Александра Македонского. Рассечённая грудь прославленного коня уже воспринимается зрителем, как рана в бою… Но конь не сломлен, он продолжает сражаться. Не надо забывать, что и уровень юного Вячеслава до поступления в Репинскую Академию был выше, чем у тех же студентов Академии Глазунова. И это тоже надо учитывать. То есть мы визуально видим опыты начинающего фигуриста в Спортивной Школе и танец на льду Олимпийского чемпиона. Ведь у Чеботаря в запасе была Золотая медаль об окончании Художественного училища в Молдавии, где выпускной работой была картина «Ночное».

И здесь-то как раз сказывается тот громадный пробел в художественном воспитании, когда Молдавия опережает современную Россию в сохранении народных традиций! В Молдавии сохранилось коневодство, а, значит, и эстафета народных традиций, а в России –нет! Правда, этот отрыв России от Молдавии был сформирован ещё в царский период! Тематика выпускных работ Школы-студии, которая была при Императорской Художественной академии не позволила бы такую тему, как «Ночное». В Санкт-Петербурге были первоклассные Школы Верховой езды, действовали манежи, а хороших, проникновенных картин, где выражался бы характер Лошади, Благородного животного с большой буквы, было крайне мало! В основном, это были работы художников, работающих по заказу Военного или Полицейского ведомств.

Так вернёмся к анализу академического рисунка лошади в исполнении Чеботаря. Мы видим, что он изобразил лицо Лошади, потому что художник, отдавая дань Станковой живописи и народным традициям, отошёл от анатомических точностей, изобразив взгляд животного! И в этом взоре мы видим отчаянье, стремление к Победе, непокорённость. Словно этот конь олицетворяет сложную историю молдавского народа. Поговорим о свете. Это Лунный свет. Если академические рисунки студентов Академии Глазунова оставляют белый фон, делая достоверным изображение, то Чеботарь создаёт атмосферу сказочности, фантазийности света. Его конь вырывается из мрака. Здесь, конечно, сложились те навыки, которые художник сформировал в детстве, посещая Ночное. Здесь и впечатления детей из рассказа И.С. Тургенева «Ночное». Да, своим рисунком Чеботарь поможет победить сегодняшний чиновничий бюрократизм по открытию Манежей в Северной Столице. Что мы видим в работах Академии Глазунова? Мы видим «точный анатомизм», когда их картинки можно было бы разместить в мясной лавке! Каждая мышца у этих студентов отлично прорисована и словно просится под разделку мясника.

Совсем другое настроение создаёт рисунок Чеботаря, хотя экспонаты изначально тем и другим выставлялись одни и те же. Почему я так подробно на этом останавливаюсь?

Когда я познакомился с Гагаузскими мастерами – резчиком Николаем Кройтором и художником по гобеленам – Петром Новаковым, которые являются сверстниками Чеботаря, то я понял, что Чеботарь воспитывался в атмосфере мультикультуры, когда и резьба по дереву, и народные ковры были весомой частью образовательного процесса! Я взял в руки работы Петра, поглаживая их ладонью по острым граням… И тут-то я понял, почему ТАКИМ РЕЛЬЕФНЫМ выглядел Конь Чеботаря. Нет, это не «обволакивающие мышцы» на рисунках студентов Глазунова, это та Деревянная Лошадка, которая пройдёт сквозь все жизненные невзгоды и останется победителем!

Однако, нет ничего сложнее, чем делать «статью на заказ», хоть и по просьбе глубоко уважаемой мною коллеги… Хочется рассказать о многом, а я, увы, ограничен объёмом статьи. Поговорим немного о ЦВЕТЕ Чеботаря. Сколько искусствоведческих копий было сломано в поисках разгадки его цветовой гаммы? Не скрою, что и мне пришлось немало поломать голову, пытаясь найти верное решение… И вот я смотрю на работы Петра Новакова, и разгадка осеняет меня! НАРОДНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ краски, которые использует Пётр Новаков!!!

Ими пользовались и сотни лет до него! Народные фольклорные традиции цветовых сочетаний! Вот откуда «Осень» Чеботаря, когда она не жёлтая и не серая, а зеленовато-голубая… Этот пастельный расклад цветовой гаммы, который мы не раз увидим в творчестве Чеботаря. И, конечно, кони! Кони, словно сказочные видения, выплывающие из зарослей прибрежной травы. Такими мы видим их на гобеленах Петра Новакова, такими фантастическими они появляются и на полотнах Чеботаря.

Конечно, объём «вступительной» статьи не позволяет мне передать многочасовую беседу, которая состоялась у меня с Николаем и Петром. Мы обсуждали «шедевры» прошедшей недавно в Северной Столице «Манифесты 10». Удивительно, что народные художники из Гагаузии не знакомы лично с Чеботарём, а рассуждают они о необходимости развития традиционного народного творчества с не меньшим задором, чем Вячеслав Чеботарь.

Что можно сказать об остальных картинах, которые подобрала для своей «коллекции вкуса» моя коллега? Тематически можно выделить те, где именно Конь становится Главным действующим лицом, хоть картина и называется, например, «Уборка картошки». Выглядывающий из-за плеч крестьян Конь становится авторитетным лицом, куда смещается акцент картины…

Несколько слов о Натюрморте, где изображён чайник, утюг… Мы видим ту же цветовую гамму. Даже красный фон стола меркнет при столкновении с желто-зелёной поверхностью утюга. Это не зарисовка быта ученика в условиях интерната Художественного училища?

 

 Нет, это поверхность утюга, как заманчивая водная гладь того заветного пруда, куда он снова отправится в Ночное! То есть та же цветовая гамма, которую мы и видим в гобеленах Новакова, свято соблюдающего приверженность народным традициям…

По-молдавски крестьянин звучит – «таран». Так сложилось, что многочисленные завистники Чеботаря говорили о нём:

 

- Прёт, как настоящий таран!

 

А он, действительно, был и остаётся Тараном, Крестьянином в развитии традиций народного творчества. Несколько слов о портретах? Они, словно выточены резцом. Карандаш напоминает резец в руках умелого мастера, когда можно найти приёмы, которые свойственны Николаю Кройтору. Одним словом, чтобы ПОНЯТЬ творчество Чеботаря, совсем недостаточно изучить наследие Эрмитажа и Русского музея, что тоже, безусловно, сформировало сегодняшний стиль Великого маэстро, но Молдавское детство наложило свой неповторимый отпечаток.

Недавно, к моему удивлению, Вячеслав Павлович мгновенно подружился с учёным-этнографом из Хабаровского Края – Леонидом Сунгоркиным, создав четыре портрета!

Об этих портретах я поговорю ещё отдельно, но и этой вспыхнувшей дружбе я нашел объяснение, познакомившись с творчеством современной Гагаузии. И разгадка кроется в том, что и Чеботарь, и Сунгоркин глубоко чувствуют истоки истинной народности. В наш обиход прочно вошло слово – «пахан», что переводится с нанайского – «чёрный лещ». Слово таран, «пошёл на таран» особенно стало популярным среди лётчиков в годы Великой Отечественной войны, потому что народный язык близок к взлёту высокой мечты. А Чеботарь всегда характеризуется ВЗЛЁТНОСТЬЮ.

И тот, кто хочет понять его творчество глубже, должен исходить из этих позиций – Мечтательности, которая обретает на деле кремниевую прочность!

 

Принцев Николай Владимирович

 

Просмотров: 394 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика