Сегодня я понял то, что все средства передачи информации ещё несовершенны! Да, будучи 7-й год Главредом издания (в шутку меня сотрудники называют «Глав-Вредом»), можно получить озарение, на признание которого не у всех хватит смелости…. Сегодня светит солнышко, небо синее. Девушка в чёрном строгом костюме страстно играет на рояле. За девушкой окно, перед окном пальма… И солнечные лучи, которые проходят в зал через листья пальмы, приобретают добрый, тёплый оттенок… Несколько корзин с пышными цветами стояли в вазе на полу у рояля с другой стороны… Цветы создавали лёгкий аромат свежести… Такая красота была в зале, где собралось строгое жюри, и где оперные певцы соревновались в мастерстве…. И, поглядывая, то на платья обаятельных участниц, то в окошко, рассматривая лёд на реке Мойке, я понял, что у меня нет возможности зафиксировать всё это происходящее. Конечно, я делал тайком видеосъёмку, выкладывая тут же видео в интернет. Но, увы, видео не может передать энергетики, которая переполняет участников…. Да, и звук, который производят оперные певцы, технике не под силу записать и воспроизвести в точности. Также нельзя записать балет! Увы, ещё не изобретены такие технические средства, которые бы позволяли в точности воспроизвести все движения, а, главное, атмосферу балетного спектакля. Бесспорно, что прав был балетмейстер О.М. Виноградов, говоривший журналистам, что «видео это – всего-навсего плоская картинка».
Невозможно смотреть оперу или балет по телевизору, ведь будут неизменные погрешности. Достаточно полпроцента фальши, чтоб у человека потерялась эмпатия к таким замечательным видам искусства. Радио породило такое же песенное искусство, где прокуренные голоса звучат в унисон с радиопомехами, напитывая людей инфо-суррогатами.
А если нет средств для передачи информации, то как рассказывать об этом?!
Обывателю никогда не будет известно то, с каким трудом журналисту даются все эти очерки и статьи, которые читателю достаются уже в готовом виде. С чего начать повествование? Какие взять факты? Какое будет у читателя послевкусие от общения со СМИ? Такие вопросы ставит перед собой не только журналист, но и редакторы, фотографы, и даже сторож дядя Вася, обученный говорить, что «никого сейчас нет на месте»… Ведь всех не интересуют детали производства информации, единицы перебьются… А читатель? Сам того не зная, погружается в магию слов, которыми его увлекает повествование. Или? Ещё не открыв книгу, осмотрев лишь обложку, человек испытывает страх, что эта книга может изменить его взгляды на мир… Так же зритель знакомится и с миром музыки!
Итак, очерк о Консерватории…
Его нужно писать как стихи о любимой женщине! Ведь все думают, что опера действует на слух человека, тогда как слышать можно и сердцем…. Однако? Всегда нужно помнить сюжеты из классики, где у любви есть множество врагов и испытаний… Но? Если журналист начинает рассказывать о трудностях, то читатель посчитает журналиста слабым, а слабых не читают, увы… И тем более не почитают… И в этом очерке я не буду рассказывать о мелких трудностях, которые возникали на пути, когда собирался материал для данного эссе.
***
47-ой Смотр-конкурс лучших вокалистов (выпускников факультетов оперного пения) прошел недавно в СПб. И Санкт-Петербург этот конкурс принял в 17-й раз! Конец марта 2019 года выдался солнечным, словно под стать этому замечательному конкурсу. Мы думали, что мы съездим на пару часов в Консерваторию, а потом займемся текущими заданиями… Но? Классическая музыка оказалась выше планов, любезно нам приоткрыв занавес своих тайн…
Основная тайна любви состоит в том, что многие люди боятся её и не пускают к себе в сердце. Те же люди жалуются на то, что их самих не любят. А как их будут любить, если они от любви шарахаются, «как чёрт от ладана»? Человеку удобно замкнуться в своём мирке, который психологи именуют, как «психологический кокон».
Любовь, как и хорошую музыку, нужно уметь впускать в сердце, остерегаясь фальшивок. Умение отделять истину от фальши, увы, дано не всем. И раз в жизни, просмотрев передачу «Играй гармонь», можно получить отвращение к гармошке на всю оставшуюся жизнь. Такое же отвращение будет, если просмотреть по телевизору оперное пение. Но самое большое отвращение к любимым песням Вам привьют бомжеватые уличные «музыканты», которые будут петь извращённый мотив песни «Давай за нас!»… И если, послушав такое «исполнение», я лишь прибавляю ход, чтоб бегом добежать до метро, то оперная музыка заняла меня настолько, что для меня целые дни пролетали, как одна минута. Да, влюблённые часов не замечают! Так утверждал классик.
Три дня смотра, три мастер-класса, три концерта… Посмотрев в календарь, я обнаружил, что прошло уже шесть дней… Естественно, что за эти дни я никому не сказал, что я журналист, ибо журналистов тут не любят. И можно ли считать меня журналистом, если я не беру с собой удостоверения? А ещё? Все журналисты живут по девизу из песни: «Мы к Вам приехали на час!», не оставаясь далее ни секунды…
Профессионализм журналиста определяется не наличием удостоверения в кармане, а уровнем подготовки материала. Лишь начинающего коллегу может радовать кусочек коленкора, хотя в жизни он не играет никакой роли…. Так же и в любви, где порой можно обойтись даже без упоминания имён…
На мою усидчивость с милой улыбкой поглядывало жюри. А одна из очаровательных дам, будучи членом жюри, сказала мне, когда мы снова входили в зал:
- Вы самый преданный вокалист!
И на самом деле мне захотелось петь, впитать в себя все знания, чтоб украсить своё сердце этим особым миром искусства. А полученных знаний было много!
Ирина Петровна Богачёва (Народный Артист СССР, зав.кафедрой вокала в Консерватории СПб) на своём мастер-классе разобрала основные ошибки начинающих оперных певцов. Пригласив на сцену девушку из Севастополя, исполнившую арию, Богачёва стала говорить фразы на профессиональном языке: «пой аудитории, а не в себя», «расслабь челюсть», «начинай пение с улыбки»… За этими простыми фразами скрываются десятки лет поисков чего-то нового… Ведь без понимания того, где и как рождается звук, невозможно научиться управлять голосом.
В разговорной речи можно не заметить, что многие люди говорят так, что обращают звуковую волну в себя, а, не отдавая её под купол театра… Нижняя челюсть, которая закрывает окно для звука, требует тренировки. Ибо? Можно закрывать не челюсть, а поднимать нижнюю губу. Конечно, и произнесение звуков имеет свою особенность. Так, например, чтоб произнести звук «А» в высоком регистре, то нужно начать петь звук «О», а когда он будет высоко поднят, то следует его поменять на «А». Таким же образом поднимается звук «И», чтоб получить высокий звук «Е». А чтоб получить высокий «Э», нужно начинать со звука, которого нет в русском языке, но этот звук похож на смесь «О+Ё».
В доброй, но строгой манере прошли три мастер-класса… В коридоре я услышал фразу, которую сказал парень девушке, жалуясь на здешнюю строгость:
- На меня сегодня опять накричали!
- Приходите к нам учиться! Тогда и не такое ещё о себе услышите! – ответила с улыбкой девушка.
Собственно, на парня никто и не кричал, но не все привыкли работать в боевой обстановке. Да, за любовь зрителей нужно бороться!
На мастер-классе профессора Агина из московской Академии Гнесина, когда выступал студент из Китая, то я вспомнил о том, что понимание словосочетания «борьба за любовь» является разным в каждой из стран. И если для восточных людей слово «любовь» означает конкретные действия, то в нашем понимании речь идёт о тихой романтике. Да, чтоб завоевать любовь, нужно бороться с обстоятельствами, которые мешают. Пожалуй, этот аспект един для понимания во всех странах.
Не та нота? Чем не трудность? И профессор Агин дал несколько простых советов. Первый совет был в том, что повышать ноту голоса следует тихо, чтоб связки плавно привыкали к новым положениям. Бывает, что человек слышит ноту, но не может её воспроизвести из-за памяти мышц. Второй совет был до гениальности прост! Какой же? Если человеку трудно спеть какой-то звук, то пусть он его проговорит! Да, говорим мы больше, чем поём, поэтому речевой аппарат развит у людей лучше. А третий совет? Пропеть сами звуки без слов, чтоб пение было равномерным.
Народный Артист СССР Сметанников в прямом смысле начал давить на свою ученицу во время проведения мастер-класса. Чтоб показать важность удержания дыхания для оперного певца, Сметанников положил руки девушки себе на живот, и требовал нажать, как можно сильнее. Сделать подобие искусственного дыхания не получилось из-за робкости девушки. Тогда профессор сделал шаг в сторону девушки, девушка отступила назад, профессор, сделав шутливое зверское лицо, сказал:
- Нажимай! Я тебя не съем!
Эта сценка вызвала взрыв смеха у зрителей мастер-класса. А кто-то в шутку сказал шепотом:
- Так вот, оказывается, как он давит на учениц?!
***
Мир Высокого искусства, увы, закрыт для обывателя, что, наверное, и лучше! Ведь обыватель может ранить своим невежеством свежий росток, который робко пытается привнести в этот мир, что-то прекрасное. Да, и сам обыватель, который привык к духовному фастфуду, может захотеть приблизиться к чему-то возвышенному… Только не всегда есть возможность отыскать это прекрасное, а старый фастфуд уже не воспринимается… Расскажу о своём ощущении. Мы ехали в автобусе по Невскому проспекту с концерта, который был в консерватории. Автобус останавливается на остановке «Гостиный Двор», открываются двери, и автобус наполняется звуками, которые изливаются на прохожих от безголосых и нетрезвых уличных музыкантов. Вокруг них собирается толпа такой же экстазной молодёжи в сотню человек, раздаются восторженные крики… И в тот вечер, когда среди обрывистых туч просвечивала луна, то этот шабаш на мотив «дьявольской пляски», осветился для меня в новом свете, чуть не вызвав у меня физиологическую рвотную реакцию, хотя раньше я был лишь равнодушен к такой «музыке».
Конечно, люди, которые напитываются суррогатами, начинают мыслить одноразово… Вместо домашней пищи? Съесть пирожок на ходу! Вместо любви? Просмотр порно! Вместо продолжения рода? Секс с заразной проституткой! Вместо высокой музыки? Прослушивание третьесортных записей… А вместо шикарного бального платья, которое можно носить чуть ли не всю жизнь, девушки одеваются в бесформенную одежду, которую вместо стирки проще выбросить и купить новую… Да, и о причёсках и о расческах многие забывают, увы…
Ведь до чего прекрасно выглядела та же Анастасия Тараторкина, которая, сделав причесочку, в шикарном красном бальном платье трижды выходила на сцену, и каждый раз у меня в груди что-то вздрагивало! Нет, я видел многое, и меня можно мало чем удивить. Но тут? Платье полностью соответствовало высокому эстетическому настрою певицы, которая покорила не только строгое жюри, а затем и зрителей камерного концерта, а после и тысячный зал Капеллы, но при этом она покорила и даже меня… Меня она покорила, когда я оказался на её репетиции! Я услышал совершенно неповторимый голос и удивительную палитру исполнительского мастерства. Ведь я дома трижды пересматривал видео с Анастасией «Оххо-хо», как её из доброй зависти прозвали те, кто пытался тут же повторить её манеру пения, но у них ничего не получалось. Несколько раз я слышал такую фразу:
- Ну, это же просто! Сейчас я повторю!, - говорили те, кто услышали Анастасию, произнося, - «Ох-хо-хо», - и после секундной паузы, уже потупившись, говорили, - Хм, странно, не получается!...
Тот же автобус шел дальше по Невскому проспекту. Мы сидели на сиденьях, которые расположены за кабиной водителя, и видели не только дорогу, но и слышали самые одиозные реплики водителя, который громко комментировал происходящее. Один мужик лет 40 начал переходить Невский проспект на красный свет, не смотря по сторонам, выйдя прямо под колёса автобуса. Водитель нажал на тормоз, 30-ти метровая гусеница начала перемещаться в другую полосу, где её никто не ждал… Услышав мощный гудок автобуса, мужик неспешно отходит назад. Автобус пролетает мимо него в десяти сантиметрах. Я успеваю разглядеть в его руках смартфон, наушники в ушах и капюшон на голове… Если бы не манёвр автобуса, то этот завсегдатай хостелов и ночных клубов расстался бы с жизнью… Водитель крикнул:
- Какого хрена, а?!
Но не проехал автобус и полукилометра, как сразу несколько человек шагнули под колеса автобуса в месте, где нет пешеходного перехода. Опять автобус ударил по тормозам. Опять пьяные шли в наушниках и капюшонах, шагая, не глядя, прямо под колёса огромной махины. В перегоне между площадью Восстания и проспектом Суворова лишь одна полоса для движения, и та, для общественного транспорта. И это означает? Что там нет возможности для перестроения в другую полосу. А встречная полоса, отделённая «двойной сплошной», переполнена любителями ночных развлечений. Водитель не выдержал и снова рявкнул:
- Ходят с наушниками, по сторонам не смотрят! Долбанные зомби, био-роботы, бля…!
Конечно, когда я ехал в автобусе, то промчалась в голове мысль. Что при одноразовом поведении (поиспользовал и выбросил) и жизнь становится бессмысленной и одноразовой? Нет, это была другая мысль. И даже не воспоминание об авторе Камю с его фантастическими крысами, которые, вылезая из своих щелей, падали под колеса машин… Я вспомнил о том, что пару месяцев назад общался с профессорами из Англии, которые приезжали в СПб вербовать себе последователей. Возможно, что слово «вербовать» здесь не совсем уместно. Ибо англичане приглашали к себе на бесплатное обучение, на трудоустройство, говорилось, что многие из России уже там… аж 20% от числа студентов. На той встрече я спросил о том, «а какой главный критерий для оценки качества музыки?» На что тогда я услышал ответ от седого, наполовину лысого, толстяка, с распущенными по плечам тремя волосинами:
- Главное качество музыки это – когда сносит мозг!
Речь идёт не о восстановлении после трудного дня, ни о поднятии духа, а о том, чтоб человеку нравилось то, что разрушает его же организм и туманит мозг.
А тут еду в автобусе я. После первого же дня прослушивания классики. Я включил режим интроспекции. Интроспекция – это субъективный психологический метод, оценивающий состояние своего здоровья, как физического, так и психологического. Я почувствовал такую лёгкость в мышцах, что захотелось исполнять балетные фуэте, аналогично работал и мозг, запоминая каждую мелочь. После прослушивания рок-музыки можно почувствовать усталость, а после классики?
***
Почему одних людей классическая музыка бодрит, а других угнетает? Музыка одна, но почему тогда разное действие на организм? Я задался этим вопросом, когда шел второй день прослушиваний. Тогда один преподаватель, приехавший на конкурс издалека, делился со своей коллегой:
- Я не представляю, как можно слушать это целыми днями?!
Сам этот горе преподаватель преподаёт классическую музыку, но сам же её в глубине души и ненавидит. Родился в СПб, учился по специальности далёкой от музыки, переехал в отдалённый регион… Молодой, всего ему лет 35, но уже с брюшком и намечающейся плешью. Другая его реплика своей же коллеге:
- Ехал сюда три минуты на машине из кар-шеринга, а искал место для парковки 15 минут…
«Не человек, а сплошное противоречие!» - подумал я. И тут же услышал голос этого преподавателя, видимо, он прочитал на лице мои мысли. Он произнёс:
- Я хочу Вас попросить покинуть зал.
- В связи с чем? – спрашиваю я.
- У нас репетиция, я хочу ребят распеть! Они будут выступать! – говорит он так, будто речь идёт о первоклашках, а не о взрослых людях.
- Но вчера мы были на репетиции, и эти ребята тоже сегодня будут выступать! – говорю я.
- Вы понимаете… Ваше выражение лица… оно может сбить ребят с настроения! – говорит недалёкий препод.
Я мог бы привести весь диалог, но в этом никакого нет смысла. Я понял, что этот человек хочет конфликта, что несвойственно для классики. Как и то, что студенты Консерватории ездят на общественном транспорте, гости ездят на такси, а у преподавателей есть пропуск для парковки во дворе. Конечно, удобно найти кого-то, чтоб списать вину за поражение. Я вышел из зала, сел на скамейку в коридоре. В Консерватории, даже в коридоре течёт своя жизнь. Откуда-то доносятся звуки разучиваемой музыки, кто-то распевается прямо в туалете, а кто-то разговаривает о музыке, словно о любимой девушке… Всё это натолкнуло меня на интересную гипотезу.
Почему многие моряки обожают классическую музыку? Среди композиторов есть немало Морских Офицеров, и почему на кораблях раньше любили ставить пианино?
Итак, если человек, который впервые оказался на корабле во время шторма, начинает сопротивляться стихии, то бывалый моряк поддаётся волнам, давая им себя раскачивать. На корабле обыватель будет страдать от морской болезни, тогда как моряк будет спокойно отдыхать в гамаке. Так и музыка действует на неподготовленного человека, который вместо того, чтоб довериться музыке, начинает с ней бороться, сжимаясь в узел. А, сжимаясь, человек тратит много сил, не получая положительного эффекта. Можно предположить ещё и то, что классическая музыка имеет более высокую частоту колебаний. У здорового человека эти колебания проходят насквозь через организм, а у любителя рока они наталкиваются на сгустки отработанной крови, движение которой вызывает болевое ощущение. А низкая частота колебаний у рок-музыки действует лишь поверхностно, не проходя вглубь клеток. Или всё-таки классическая музыка действует на нервную систему, когда женское пение в высоком регистре пробуждает глубинные мужские инстинкты? Как и мужской голос заставляет биться сердца женщин? На все эти гипотезы нет научного ответа, ибо наука тут пока бессильна.
Вчера мы были в зале, где репетировала Анастасия Тараторкина и её коллеги. И мы им не мешали, а, наоборот, они были даже рады, что у них есть слушатели. Полностью прогнав свои композиции, выслушав наши советы, девушки ушли, улыбнувшись и сделав реверанс. «Да, талант не испугать!» - подумал я, слушая сейчас доносящиеся из зала звуки кривой распевки: «А-а-а…О-о-о».
Анастасия любит музыку, любит петь. Чтоб радовать публику своим голосом, она часто выступает на муниципальных бесплатных концертах. Анастасия послезавтра станет лауреатом этого конкурса, а её коллега станет дипломантом, оставив далеко за собой тех, кто халтурил на репетициях! Ведь нельзя получить то, чего сам в глубине души не любишь, примыкая к классике лишь из моды.
***
В 19-м веке один автор беллетрист, который пытался разгадать тайну музыки, попытался дать ответ на вопрос: «Что такое удачная песня?». И сам же автор дал на это ответ: «Это когда добрые слова положены на приятный мотивчик!»
И, да, для эстрадной музыки эта формула, возможно, что и не устарела. А для оперной?
Для удачного исполнения оперного произведения нужно, чтоб три составляющие объединились в одно целое: 1) природные данные (голос) вокалиста; 2) умение (мастерство) пользоваться голосом; 3) темперамент певца.
Увы, но многие люди, которые не умеют петь, называют себя оперными певцами, вызывая лишь отвращение к классической музыке у рядового обывателя. Кто-то безбожно включает фонограмму, а кто-то своё кошачье вытьё называет оперным пением… Чтоб освоить оперный вокал требуются годы! А если нет любви к этому виду искусства у самих исполнителей, то как это искусство полюбит зритель? Наверное, остаётся лишь шутить, вспоминая шутки из интернета…
- Папа, а почему оперный певец двигается по сцене, когда поёт?
- В движущуюся цель сложнее попасть!
Или?
- Как часто Вы посещаете театр? – спрашивает волонтер соцопроса.
- Три раза в день! – отвечает артист, которого случайно поймали на улице.
- О, Вы так любите театр?
- Ненавижу!
А в шутках можно выявить печальную тенденцию. Ведь правильно в кулуарах сказала одна представительница жюри о некоторых выступавших:
- Голоса хорошие, но учить совсем не умеют!
И это уже была не шутка. Ведь рефлексивно человек опускает ноты в голосе тем, что опускает челюсть… Тогда как оперный певец должен распрямляться, как струна, чтоб регулировать ноты… А если ноты спеты неграмотно? То групповая психологическая терапия, которую и следует назвать концертом, может быть испорчена. Ведь правильно пели в романсе, о котором напомнил Сметанников, задумчиво посмотрев на рояль:
- Рояль открыт, и струны в нём играли… как и у нас сердца!
А сердца играют тогда, когда есть ради чего…. Например, ради великого искусства?
После мастер-классов был часовой перерыв до камерного концерта. За этот час одна дама из жюри успела съездить в гостиницу на такси, переодеться в синее бальное платье, и вернуться обратно, чтоб быть на концерте во всеоружии…
- О, очень красивое платье! – говорю я.
- Что он говорит?! – обращается дама к своим коллегам.
- Я говорю, что у Вас красивое платье! – говорю я громче, чем в предыдущий раз.
- Я не понимаю, что он говорит?! – опять повторяет дама уже с пренебрежением, обращаясь к своим коллегам.
- Он говорит, что у тебя красивое платье! – с улыбками говорят ей коллеги.
- О, господи, помилуй! – говорит дама, перекрестившись, и считая себя уже пожилой, не хочет воспринимать комплиментов, продолжая, - нашел он, чем гордиться…
Конечно, комплименты следует говорить молодым барышням, вроде Анастасии Тараторкиной… Или сказать что-то по-настоящему волнующее той молоденькой пианистке, страстно игравшей на рояле…. На камерном концерте дипломантов были они обе… Как и была исполнительница арии Дульсинеи… К тому же? Была одна совершенно удивительная вокалистка, открывшая для меня Чайковского с новой лиричной стороны. Она раскрыла для меня совсем по-другому глубинные переживания Петра Ильича в песне «Примирение» (о засни, моё сердце, глубоко)….
Да, Анастасия Тараторкина представила мне безграничные возможности творчества Бернстайна. Пианистка Алёна Метёкина доказала, что фортепьяно может заменить целый симфонический оркестр и военный духовой оркестр, вместе взятые. Едва я прищуривал глаза, и мне казалось, что сотни умелых оркестрантов заполняют музыкальное пространство зала, проявляя своё непревзойдённое мастерство… Я открывал глаза? И передо мною была хрупкая, выразительная фигурка Алёны в строгом чёрном платье. Крошечные туфельки, как у Золушки на балу, умело нажимали на педали, усиливая или ослабляя звук, а руки, как быстрокрылые чайки носились над клавишами, то ныряя в глубины звуков, то воспаряясь к горным вершинам...
И тогда-то я подумал? Вот почему в Северной Столице были самые шикарные оранжереи в мире! Потому что всегда, в любой день за цветами спешили гвардейцы, чтобы принести их в дар таким волшебницам музыки.
Несомненно, все эти девушки заслуживали того, чтоб им целовали руки и дарили цветы!
Тогда почему мы сегодня с экранов ТВ видим, как юноша пародист делает вид, что «любит» свою даму, которая его вдвое старше, но и в молодости не обладала исполнительским талантом? Нет, мир оперы точно не будет прогибаться под изменчивые «идеалы»!
***
Питер… Как же ему быть без традиционного дождя? Именно в день концерта в Капелле прошел небольшой дождик. Мы приехали на концерт за 10 минут до начала… Естественно, что в зале не было свободных мест…. Одна из смотрительниц Капеллы вошла в зал со словами:
- Поднимайтесь на балкон! Там свободно и никого нет!
Через четверть минуты мы уже были на балконе. Слова о том, что тут «свободно и никого нет», мягко говоря, были шуткой. Но пару мест мы себе отыскали…. Мы разместились на предпоследнем ряду. Оттуда прекрасно виден зал, и оттуда удобно снимать видео. Но публика на галёрке соответствующая…
Передо мной сидел молодой человек с большими психологическими проблемами. Создавалось впечатление, что его отпустили на выходные из приюта наркоманов… Молодой мужчина, руки которого были в жесткой закрытой позе, сидел с пожилой дамой, которую теребил, чтоб поскорее уйти с концерта. Были тут и «милые старушки», которые просили не хлопать в ладоши после песен, что ещё более странно, чем присутствие наркомана… И мне было интересно понаблюдать за этой разношерстной (в психологическом плане) аудиторией. Какое на них влияние окажет классическая музыка?
И как было приятно увидеть среди незнакомцев уже те знакомые лица, которые стали ближе благодаря оперному конкурсу.
Через ряд от меня, чуть в стороне разместился в кресле поляк, который приехал учиться в Питерскую консерваторию. Этот парень, обладатель сильного голоса, пришел на мастер-класс профессора Агина, который сегодня сидел уже в царской ложе Капеллы вместе с Царицей бала – Ириной Богачёвой …
И что самым радостным было для меня? Совсем неподалёку от меня робко присела в кресло та пианисточка, которой я вчера всё-таки смог поцеловать ручку за чарующую игру на фортепьяно… И тут же я сказал мысленно себе: «Ручку девушке я поцелую и сегодня, и обязательно добавлю фразу»:
- То-то я смотрю, что за роялем сегодня никого нет…. Понятно! Лучше Вас никого не смогли найти!
Так я думал… Что же происходило в Капелле?
На сцене играл полноценный оркестр, но за роялем никого не было. Девушка (комплимент ей мне всё-таки удалось сказать), которая сегодня была в красивом кремовом платье, улыбнувшись на мой комплимент, побежала за кулисы поддержать выступавших…
Что же было вчера? Сидя на Концерте в Капелле, постоянно мыслями возвращался к вчерашнему дню в Консерваторию. А вчера? Строгий Сметанников приобнял девушку, сказав ей:
- Умница, всё правильно играла!
Из таких вот маленьких фрагментиков и складываются огромные судьбы музыкантов… Сегодня, когда я зашел в зал Капеллы, то знакомый с детства зал мне не показался огромным… Да, когда в этом зале выступал Премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев, то зал казался больше, ведь тогда решалась судьба Российских международных отношений… И оркестр, и зал… Всё казалось теперь таким родным, близким и почти домашним. Музыка стала настоящим другом? Потому что она не нацелена была на решение дипломатических коллизий? Или изменился за эти дни я сам? Об этом следует поразмышлять в другой раз.
Продолжая наблюдения за публикой, обратил внимание, как внимательно слушала одна посетительница концерта. Молоденькая девушка, которая села передо мной после антракта, услышав слова из арии Мазепы, где пелось «На склоне лет моих ты душу оживила», девушка тяжело вздохнула, опустив голову, будто эти слова относились к ней… Да, Мазепа - это не та историческая фигура, которую следовало бы вспоминать. Однако? Эта ария не про политика, а про любовь….
Старушки оживились и стали хлопать громче нас, когда выступила Тараторкина… А наркоман? Наверное, он нашел себе новый более мощный наркотик в виде классической музыки? Как на него повлияла музыка? У него на руках набухли вены, которые он стал растирать в местах бывших уколов… Не знаю ещё, какой это, может быть, медицинский феномен. Возможно, что это часть того, о чём говорил профессор В.И. Слесарев? Или музыка пробудила вегетативную нервную систему? Всё это ещё требует своих серьёзных исследований. И тут я подумал, почему Классическую музыку часто называют Серьёзной музыкой? Потому что она может решать немало серьёзных проблем, включая и медицинские?
P.S.:
Любой мир противоречив тогда, когда он не известен, ведь со временем всё раскладывается по полочкам. Мир музыки тоже противоречиво выглядит на первый взгляд.
Тут могут быть неопытные певцы, которые поют, но сами не знают, что именно… А есть опытные попрошайки в метро, которые клянчат на несуществующего больного ребёнка, используя высокие звуки и дыхание профессиональных оперных певцов. Ведь, чтоб перекричать шум поезда и быть слышным со своим завыванием, то нужно иметь недюжинные голосовые возможности.
В этом мире может быть препод, который будет делать строгое лицо, слушая концерт учеников, которые играют на балалайке, но при этом препод будет смотреть фотографии пляжей в Италии, куда он поедет отдыхать, заработав на студентах…
Или можно увидеть такую картинку… Она - модная и красивая девушка тащит на концерт (туда, где прекрасно играют её друзья) своего пожилого отца… Отец сопротивляется, считает, что лучше тихо умирать у себя в лачуге… Но после концерта он выходит, помолодев лет на 20 и распрямив плечи…
И главное? Когда я впервые услышал выстрелы из автомата Калашникова (мне тогда было совсем немного лет), то я понял, что фильмы про войну смотрятся неправильно! Ведь звук выстрела, как и звук оперной мелодии нельзя слышать через телевизор. Или всё-таки можно? Можно, но только включив громкость на полную катушку… Ибо? Оперный певец может произвести звук, который сопоставим со звуком взлетающего реактивного самолёта… И всё-таки? Классическая музыка близка тем людям, кто сам живет на полную катушку, служа высоким идеалам! Ведь выстрелы приходят в нашу жизнь, уходят из неё, а классика в сердце остаётся навсегда.
Николай Принцев
Главный редактор газеты
«Поддержка Президентских реформ» |