Наверное, мечтой каждого журналиста является работа в «кремлёвском пуле». Скажу честно, что я не мечтал работать с Первыми Лицами, и скажу, что, я не мог понять почему журналисты, будто одержимые золотой лихорадкой, гоняются за возможностью с ними увидеться…. Теперь-то я понимаю тех журналистов!
За последний месяц мне удалось трижды побывать на встречах с Президентом РФ. Правда, к такому успеху мне пришлось очень долго готовиться. Отработав почти 4 года Главным редактором газеты, которая стала продолжением моей общественной работы (занимающей меня уже более десятка лет), я решил немножко расширить границы своего кругозора.
Конечно, я мечтал встретиться с Владимиром Владимировичем Путиным, когда я ещё учился в школе…. В классе, эдак, во втором, ведь мне было лет восемь, когда прошла первая «Прямая Линия» с Президентом РФ. Тогда девочка моя ровесница просила у Президента, чтобы он заменил в школе искусственную ёлку на натуральную. Потом я хотел рассказать Президенту о своих научных разработках, когда мне было лет 12…. Для того, чтобы отчасти осуществить детскую мечту, потребовались долгие годы. Но рассказать я хочу не об этом.
Каждый раз, когда Владимир Путин что-то рассказывает или отвечает на вопрос, то его всегда интересно слушать, а также есть и чему поучиться. Вот именно возможность повысить свои навыки и привлекает журналистов в Президенте РФ!
Когда на Большой Пресс-конференции Президент РФ – Владимир Путин остроумно пошутил над тем, в какой стране пройдут досрочные выборы, то сидевший рядом со мной журналист из Ставрополя сказал:
- Вот это – МУЖИК! Я же говорил, что у него есть, чему поучиться!
Этот самый ставропольский директор информационного агентства приехал сюда 23 декабря 2016 года в Москву в шестой раз не ради того, чтобы задать вопрос, а ради того, чтобы почувствовать ауру Президента РФ. На пресс-конференции руки тянули не все. Примерно половина зала полностью сконцентрировалась на том, что говорил Президент.
Многие считают, что Большая Пресс-конференция - это возможность для журналиста получить свой ответ на вопрос. Да, с одной стороны это так. А с другой? А с другой стороны, Президент РФ, отвечая на бесчисленные вопросы, меняет САМИХ журналистов! Именно ради тренинга от Президента и приезжают журналисты в Москву! Подобно Омару Хайяму Владимир Путин отвечает притчами, которые восполняют недостатки в менталитете тех, кто хочет больнее резануть Президента.
Язык уж мал,
но сколько жизней он сломал…
Так говорил Омар Хайям.
После Большой Пресс-конференции, которая 23 декабря 2016 года длилась около 4-х часов, журналисты выходили из зала, став КАЧЕСТВЕННО другими! Мы с коллегами ещё отметим это подробнее в своих очерках. Для кого-то открывалась Новая эра узнаваемости, а кто-то неудачным вопросом завершал досрочно свою столь удачно складывавшуюся карьеру. И зачастую? Такой оглушительный провал выпадал как раз-таки на долю тех, кто годами считал свой журналистский авторитет абсолютно не зыблемым. Нет, по формальным признакам, такой журналист сохраняет свою должность, но фактически, уже через час после завершения Большой пресс-конференции сотни и тысячи вчерашних обожателей из журналистского сообщества отстукивают во все уголки мира сообщения о том, что такой-то журналист был поднят на смех всеми журналистами. Президентская остроумная шутка превратила вопрос такого соискателя в неминуемое поражение!
Как задать вопрос, чтобы не прекратить свою карьеру? Когда в глазах коллег можно остаться, увы, только посмешищем? Вглядываюсь в лица журналистов, выходящих из зала… На многих лицах можно было обнаружить задумчивость, а за этой задумчивостью прочитывалось и желание прочесть Пифагора или Омара Хайяма...
Вот журналисты выстраиваются группками. Это москвичи, они вальяжно располагаются перед телекамерами федеральных телеканалов. Те, кто провалился, ещё надеются взять планку, словно ухватившись за микрофон, как за спасительный шест, ещё можно поправить навсегда рухнувшее положение. Они САМИ воспринимают случившееся в зале досадным недоразумением, рассчитывая, как при прыжке с шестом, можно ещё раз покорить сбитую планку. Мы наблюдали за этой уморительной картинкой со стороны. Уже оператор слушает в пол уха, интервьюер смотрит сквозь этого «вопросителя», отыскивая глазами новые «жертвы» журналистского азарта…
Вот совершенно не спеша из зала выходит наш коллега Георгий Лозовский. Он не задал ни одного вопроса, на его лице застыла чуть ироничная улыбка, он осторожно проходит мимо телевизионных групп, стараясь не попасть в кадр, чтобы не привлекать к себе внимание. В холле пролетает как дуновение чуть заметного ветерка:
- Лозовский, Лозовский!
Операторы разворачивают неповоротливые объективы тяжеловесной аппаратуры в его сторону…
Бывшая журналистская звезда, провалившаяся со своим вопросом, ещё не замечает, что наступает пора журналистского отчуждения… Наши предположения вскоре сбылись. Точно сговорившись, самые популярные СМИ (по меркам этих СМИ) начинают безжалостно развенчивать своих бывших кумиров! Тех, на кого они столько лет равнялись. Делаются заявления, что «наступил кризис в журналистике».
Через несколько дней мы сидим в Медиа центре Лучшей библиотеки мира! Так считаем мы, так говорят очень многие о Президентской Библиотеке в Северной Столице… Через несколько минут начнётся Совещание по Безопасности, которое будет проводить Президент РФ.
Готовность Номер ОДИН. Но, пока есть несколько секунд, я обращаюсь к коллеге:
- Как тебе реакция наших милых очаровательных везунчиков? Что думаешь по этому поводу, Георгиевич?
- Что думаю?- задумчиво говорит он.
-Да, многие заговорили «о кризисе журналистики», а ведь кризиса журналистики нет!
- Так считаешь, Георгич?
- Да, считаю! Мальчики и девочки многие годы ЗАБЫЛИ посетить ЦУП! Это их ЛИЧНЫЙ кризис! Кризис переходного возраста из дутой популярности в прогнозируемое забвение!
- Думаешь?
- Да, думаю! Всё, время пошло: «Полная тишина в студии!»
Читатели могут спросить, а причём здесь ЦУП? То есть Центр Управления Полётов в подмосковном Королёве? Сергей Павлович прочитывал ситуации на каждые сотые доли секунд!
Так что же произошло на Большой пресс-конференции? Некоторые журналисты традиционно думали, что они «вели Президента РФ», а на самом деле это «он вёл их»! В какой-то момент, Президент РФ перестал играть в поддавки, немного, совсем чуть-чуть продемонстрировав свою бойцовскую стойку остроумного собеседника. Тренинг? Тренинг Президентского остроумия? Или Президентского самообладания? На Президентский тренинг Большой конференции (а по-другому сложно назвать этот полит.ликбез для журналистов), журналисты приходили, полные ожиданий, а уходили? Все журналисты покидали Зал в Москве, забрав с собой частичку Президента, чьи слова надолго врезаются в память. И этому тоже надо научиться! Научиться способности учиться и переучиваться…
© Подготовил – Николай Принцев
газета «Поддержка Президентских реформ» |