«Отцвели уж давно
Хризантемы в саду…»
Н. Харито, В. Шумский
Что может быть прекраснее великолепного осеннего букета? Почему мы в качестве эпиграфа взяли стихи поэта, больше всех цветов любившего хризантемы Киева и погибшего в начале ноября 1918 года? Николай Иванович Харито, создавший романс, поручил исполнить его певцу Василию Шумскому, который сразу потребовал соавторства. До недавнего времени, так и считалось, что «любимыми» цветами этого композитора и поэта были «осенние хризантемы», но… Неутомимый исследователь Михаил Григорьевич Талалай, недавно ДВАЖДЫ выступивший в Северной Столице с двумя восхитительными докладами, как всегда преподнёс слушателям бриллиантовые россыпи исторических открытий…
Но это не были те ювелирные, гранённые алмазы, как говорят о бриллиантах специалисты, это была сверкающая утренняя роса на цветах в саду! И вот эти-то букеты свежих мыслей, когда цветы ещё ослепляют блеском утренней росы, и преподнёс со свойственной ему щедростью Поклонник Игоря Северянина, как многие называли Михаила Талалая в начале его творческого пути…
О каких же встречах мы хотим рассказать? В статье «Ничего кроме Надежды», опубликованной в «ППР», уже рассказывалось о том, как Михаил Григорьевич выступил с докладом на Слепухинских чтениях, проходивших в конце октября этого года. Понятно, что 15 минут регламента не могли вместить его доклад, и вот – второе выступление, когда два часа пролетели, как одно мимолетное мгновенье!
Надо ли говорить, КАК мы готовились к этой встрече, состоявшейся 29 октября в Библиотеке имени В.В. Маяковского? Немного следует рассказать о том, КОГО хотел видеть Михаил Григорьевич, готовя свой доклад? Понятно, что зал – не резиновый, а желающих – море! И вот Михаил Григорьевич поручает своему другу Игорю ТЩАТЕЛЬНО подготовить список приглашённых, куда войдут ТОЛЬКО друзья. Потом объясним, ПОЧЕМУ им было выдвинуто такое условие. И вот мы узнали, что нас включили в число этих избранных! Забегая вперёд, мы скажем, что зал был настолько переполненным, что даже Наталья Александровна Слепухина – известный в городе представитель Литературного мира смогла занять только место в дверях. Впрочем, Наталья Александровна могла ПО ПРАВУ занять почётное место на импровизированной авансцене, где выступал Михаил Григорьевич, но присущее ей природное чувство такта, подсказало ей быть максимально «незаметной», что вряд ли совместимо с её яркой внешностью и подлинным аристократизмом…
Среди слушателей был и Пётр Базанов – профессор Университета Культуры, тоже принимавший участие в Международной Конференции, посвящённой проблемам эмиграции, проходившей недавно в Городе на Неве…Были архитекторы и поэты, и всех их объединяло одно – стремление постичь интеллектуальные открытия Михаила Талалая.
Почему он хотел видеть ТОЛЬКО друзей? Потому что он много рассказывал о своих встречах с Патриархом, с видными политическими деятелями, дипломатами, учёными, раскрывая их с той стороны, которая остаётся недоступной для современников. Хотя, возможно, ВСЕМ россиянам было бы полезно узнать, насколько искренне относился к своей супруге бывший Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, где трепетность проявлялась не меньше, чем у Николая Харито в его романсах… Кстати, Харито писал музыку и стихи в «свободное» время, будучи юристом по образованию. Мы смогли узнать, НАСКОЛЬКО Михаил Борисович Пиотровский дорожит памятью своего отца и чтит его не только как выдающегося учёного, а с чисто сыновней привязанностью…
И каждый раз, делая своё очередное откровение, Михаил Григорьевич со свойственной ему деликатностью пояснял:
- Это не для прессы, это – для ДРУЗЕЙ!
И при этом, он незаметно для всех взглядывал в нашу сторону, и нам было очень приятно сознавать, что Михаил Григорьевич может на нас рассчитывать, и мы не будем распространять те сюжеты, которые он не намерен публиковать…
Мы слушали мелодику его голоса, любовались его статной и не по возрасту стройной фигурой, а мысленно вспоминали его песни, его первые выступления, которые нам знакомы с детства по записям наших родителей…Более двадцати лет Талалай уже трудится в Италии, а когда-то он начинал с изучения поэзии Серебряного века. Его музыкальная интерпретация стихотворения Игоря Северянина «В Вашем платье муаровом», когда они с его другом Игорем пели:
По аллее лазоревой
В Вашем платье муаровом…
Тогда весь музыкальный Питер просто взрывался от восторга, включая даже таких серьёзных музыковедов, как Илья Николаевич Печковский. Имея два консерваторских образования – композиторское и музыковедческое, будучи сыном известного оперного певца Николая Печковского, он предрёк Михаилу Талалаю заняться СЕРЬЁЗНО музыкой, увидев в нём КЛАДЕЗЬ свежих музыкальных ассоциаций, откровений, без чего немыслимо ни одно талантливое музыкальное произведение… Однако Михаил Григорьевич с мужеством воина избрал себе другое поприще, он решил не гоняться за наградами, констатирующими его музыкальный талант, а решил вернуть из небытия многих, возможно, не заслуженно забытых наших соотечественников. Он посвятил себя Подвигу Поиска…
Он не хотел казаться жалким «воробьём», претендующим на лавры соловья… Хотя, если говорить о вокальных способностях Михаила Талалая, то его тенор мог занять достойное место в ряду известных исполнителей, НО!!! Михаил Талалай не мыслил себя ИСПОЛНИТЕЛЕМ! То есть исполняющим чью-то прихоть, а современные «певцы» являются заложниками своих импресарио, контрактов и т д.. Для Талалая ВДОХНОВЕНИЕ было основным! По этой же причине он не смог долго заниматься преподавательской деятельностью… Его профессорские лекции в Миланском университете стали явлением мировой культуры, но Михаила Григорьевича это не устраивало! Почему? Он обладает талантом первооткрывателя, бесстрашного путешественника и Гениального аналитика! Его задачей является – собрать уникальные данные, обобщить их и сделать достоянием ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Но за «уникальностью» он не отправляется за сотни вёрст, а открывает САМОЕ удивительное там, где никто этого удивительного не замечает. Именно по такому пути он шёл, занимаясь проблемами топонимики в Санкт-Петербурге, этот же метод он стал применять и в Италии…
Он, так же как и любимая его (а теперь и наша) поэтесса Зинаида Гиппиус, мог разговорится с лавочником и сапожником, познакомившись с их самыми «обычными» домашними фотографиями… Он пробовал весьма прозаические деревенские лепёшки, часами беседовал со смотрителями старинных кладбищ, изучая их книги записей захоронений… И в этой кропотливой, рутинной работе он отыскивал такие находки, до которых не додумались очень многие Академические институты истории и этнографии…
И вот выяснилось, что любимыми цветами Николая Харито, Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус были розы. Темно-красные, тяжёлые и массивные, практически лишённые аромата…
Конечно, мы ещё подробно расскажем о том, кого нам удалось встретить в тот Памятный день в Библиотеке Маяковского. Что заставило нас изучить историю города Таормина в Италии? Почему темно-красная роза стала загадочным символом семьи Талалай? Обо всем этом мы ещё подробно поговорим в следующих статьях, потому что Михаил Талалай КАЖДЫЙ раз открывает нам новый мир поэзии, цветов и душевного богатства…
Встреча проходила 29 октября, накануне Дня рождения Михаила Григорьевича, поэтому не удивительно, что многие подходили, загадочно произнося:
- С Наступающим!
Но мы ещё обязательно поговорим и о тех, кто был на этой УДИВИТЕЛЬНОЙ встрече и о тех, кто не смог прийти, находясь очень далеко от Города на Неве по долгу службы… Но мысленно, мы представляли, как они спешат и несут в руках букеты роскошных тёмно-красных роз! Так получилось, что Наталья Александровна Слепухина за несколько дней до этой встречи в Библиотеке Маяковского, стояла с такими розами у памятника Александру Сергеевичу Пушкину… Почему она выбрала именно ТАКИЕ розы? Наверное, потому что была МУЗОЙ Великого писателя – Юрия Слепухина, исследованием творчества которого тоже занимается Михаил Талалай?
Когда же появились тёмно-красные розы в знаменитых цветниках города на Сицилии с романтичным названием Таормина? Что они символизируют? Мы стали мысленно говорить темно-красные розы Сицилии – фамильный СИМВОЛ семьи Талалай! Обо всё этом предстоит рассказ впереди, как и о ВЕЧНОЙ молодости, оптимизме Талалаев, свойственным им всем и, несомненно, - Галине Васильевне Талалай, удивляющей эрудицией филолога и способностью быть Королевой Большого семейного корабля… Ведь Галина означает – Морская…
Нам случайно удалось услышать строки стихов, предназначенных Михаилу Григорьевичу в тот день, и мы берём на себя смелость познакомить читателей с Пожеланием друзей нашему прославленному учёному Северной Столицы, достойно представляющего в Италии наш Город на Неве. Перед нами стоял по-мальчишески задорный Михаил Талалай, казалось, ещё мгновенье, в его руках окажется знаменитая акустическая гитара, и, пританцовывая в такт собственной мелодии, он запоёт песню на стихи Игоря Северянина:
- В Ландолетте бензиновом…
Как завершился этот сказочный вечер? Читатели узнают об этом в следующий раз.
Томановская В.В.
Принцев Н.В.
Поздравление Михаилу Григорьевичу Талалаю
В День Рождения
Друзья собрались накануне…
Тебя приветствовал САМ Клодт!
Архив времён остался втуне,
Когда ты вспомнил про Кроншлот!
Ты, накануне Дня Рожденья,
Собрал читателей, друзей,
И книги, как по мановенью.
Животворящее мгновенье
Времён раскрыли суховей.
Вмиг историческая Древность
И прах могил забытых плит
Рождали в памяти напевность
И светлых мыслей монолит,
В которых Вечный смысл скрыт!
А после… после выступленья
Племянниц рой с тобой кружил,
Тебя, поздравив с Днём Рожденья,
Наполнив радостью общенья,
Напомнив, как СЕМЬЕ ты мил!
Наш Итальянский Старожил!
Тебя приветствовал Базанов,
И Жуков свой Привет принёс…
Сама Наталья неустанно
Напоминала трепет роз…
Тебе Слепухина внимала!
Твой Игорь предан был до слёз!
И быстрый Клауди немало
Острил, освоив книжный кросс!
Плескалась за окном Фонтанка,
Гитарный, ЮНЫЙ перебор
Продолжит, знаем, спозаранка
Твоих друзей Радушный спор:
О перепутьях Менелая,
Венецианских кружевах,
О Лучших книгах Талалая,
Тебя прославивших в веках!
Твои Друзья из Северной Столицы
30 октября 2014 года
(продолжение следует)
Статьи по теме:
Ничего кроме НАДЕЖДЫ
ВСТРЕЧА С ИСТОРИЧЕСКИМ ПРАЗДНИКОМ |