Вторник, 15.10.2019, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Сентябрь » 26 » ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
14:01
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

фото1, Алексеев С.С.Сегодня в Северной Столице обширный выбор многочисленных танцевальных студий. Почему-то основной акцент делается на «модных» танцах в стиле «граффити». То есть «рисунок» танца примитивен до предела. Латиноамериканские танцы имеют тоже скучные клише. И вот в этом потоке очень сложно сделать точный выбор.

Откровенно говоря, когда мы собирались посетить очередную такую танцевальную площадку, то не предвкушали столкнуться с каким-то открытием. Официально проводился Открытый урок Медленного вальса. И всё-таки интуитивно теплилась слабая надежда, что вместо рядового примитивизма удастся увидеть хоть что-то на уровне рядовой самодеятельности, но с элементами искренности. И вот мы оказались в танцевальной студии «Лето». 

В выходной день не обошлось без «сюрпризов», в метро «Технологическая» был закрыт один выход, а времени, как всегда было в обрез. Пришлось нагонять скорость усиленным шагом. А впереди нужно было преодолеть ещё штурм пятого этажа. Переходы, узкие лесенки. Преодолено более 60 ступенек, коридорчик  и ещё 30 ступенек. Для чего мы об этом говорим? К счастью, успели за минуту до начала занятий…

Нам предложили пройти в комнаты для переодеваний, то есть здесь были мужская и женская костюмерные. Мы решили, что посидим, посмотрим, сделаем записи в блокнот и на камеру. И вот началось занятие. К счастью, не последовало долгих и достаточно занудных объяснений, с чего обычно начинаются такие первые занятия в аналогичных школах. Учащиеся были одеты, как говорится, кто во что, и отнюдь не в бальных платьях и костюмах, зато руководитель – Сергей, позже выяснили, что его фамилия Алексеев, сразу ослепил своей внешностью. Стройный, среднего роста, он словно сошёл с полотна Франсиско Гойи. Это белая широкая рубашка, напоминающая наряд Испанского махо, чёрные брюки, строгие чёрные туфли…

Почему мы заостряем на этом внимание? Нам приходилось наблюдать, когда руководители предпочитали появляться в шортах, причём и кавалер и партнёрша. Кроссовки и футболки создавали впечатления какой-то уличной пляски. Этакая непосредственность сельских посиделок СНИЖАЛА сам настрой у тех, кто пришёл знакомиться с танцем. Поэтому-то контрастность внешнего вида Сергея вносила приятный диссонанс с тем, что приходилось видеть в других студиях.

Он начал объяснение и показ движений. Сразу мгновенно забылось, что впопыхах надо было взбежать на пятый этаж старинного здания, то есть высоко, по крутым лесенкам.  Мгновенно раздвинулись стены кирпичного здания, покрытые белой краской. Зеркальная стена словно озарилась каким-то новым светом. Можно ли было нас чем-то удивить после того, как мы посмотрели, как проходят репетиции в Академии Балета Эйфмана, в Академии имени Вагановой  и во многих других прославленных учреждениях?

Сразу оговоримся, что для нас Вершиной танцевального искусства, считается творчество Николая Максимовича Цискаридзе и его удивительная педагогическая методика. И всё-таки Сергей нас удивил своими педагогическими находками. Перед ним появились два десятка людей разного возраста, характера, комплекции, хореографических знаний… А ему предстояло ВСЕГО за один час создать бригаду единомышленников. Именно Бригаду, где создавалась сложная «продукция» - танец.

Казалось бы, о Вальсе, когда-то столь популярном в прошлом, было известно ВСЁ. Но вот Сергей совершенно по-новому помогает ПОНЯТЬ, какую надо принять осанку, и почему. Попутно он объясняет те медицинские реалии, которые сразу помогают участникам занятий довериться ему. Вот это-то отношение можно считать ИННОВАЦИОННЫМ методом  Сергея. Он выступал не как ментор, а, скорее, как доктор, который старается помочь пациенту. Ведь освоение танца – это преодоление недуга. Каждый смог без труда обнаружить, что для получения самых элементарных навыков необходимо поработать и над фигурой, и над здоровьем.

Для нас это было откровением. Ведь вальс казался танцем ПРЕДЕЛЬНО простым. Встал, и кружись. Просмотрев все передачи «Танцы со звёздами», где ЕДИНСТВЕННЫМ украшением был Николай Цискаридзе в жюри, который поражал своей эрудицией,  только ТЕПЕРЬ,  наблюдая за Сергеем, удалось понять ВСЮ мудрость Николая Максимовича. Он с прозорливостью мудреца раскрывал всю несуразную бутафорность театральных звёзд. В тех передачах было очень много рафинированной наигранности, надуманных жестов. И вот Сергей нам наглядно показывал, как можно избежать этой вульгарности, ставшей привычным штампом вальса.

На наш взгляд, музыка для медленного вальса было подобрана не очень удачно, но, возможно, это было оправдано на первом ознакомительном этапе. Чем это можно подтвердить? Голос Сергея был определяющим, что для новичков было очень важным. И вот начали осваивать первые элементы. Новое открытие. Сергей ведёт счёт и объясняет, что каждый третий шаг нужно отмечать прищёлкиванием каблука. Кому не известно, что вальс – это – раз-два-три, поворот. Сергей предложил другой рисунок всем знакомого танца. Раз-два-три-и… прищёлкивание на счёте - три. Мысленно, получается, как РАСТЯНУТОЕ три. Мы для себя это обозначили, как НЕВИДИМУЮ, скрытую «четвёрку»!  Почему он решил избрать такую тактику обучения? Словно угадав наш мысленный вопрос, он объясняет, что вальс предполагает лёгкое скольжение по паркету, а не плясовые пристукивания каблуками. Но… мышцы должны запомнить каждое движение.

И здесь мы были приятно удивлены тем, что столкнулись с ПРАКТИЧЕСКИМ воплощением учения профессора Игоря Павловича Волкова о телопсихике! Мы переглянулись, решив, что в дальнейшем продолжим исследование на эту тему…Вспомнился и опыт Бельграя…

И всё-таки, секрет угадывался в другом. Сергей выступал, как ротный командир, это общее «пристукивание» создавало ощущение маршевой ходьбы. Получался ритмический шаг. На наших глазах начинал формироваться хоть маленький, но танцевальный коллектив. Обычно танцевальная студия создаёт атмосферу эгоцентризма, где каждый занят только самим собой, не замечая окружающих. А здесь всё внимание было приковано к Сергею…

Нам сразу вспомнился один из лучших фильмов Феллини – «Оркестр», когда из морально разложившегося коллектива дирижёр создал сплав таланта и самоотверженности. Но чтобы оценить ТАЛАНТ любого преподавателя, нужно, хоть бегло оценить его аудиторию. Надо ли заострять внимание на том, что обычно на такие уроки приходят те, кто НИКОГДА не был победителем Международных Конкурсов бальных танцев или даже кумиром провинциальных танцплощадок во время отпуска? Почему мы упоминаем самый неизвестный Сельский Клуб? Потому что среди своих привычных знакомых многие просто боятся проявить свою танцевальную закомплексованность. Здесь у Сергея можно было легко обнаружить ВЕСЬ социальный срез Северной Столицы. Возраст женской половины, как и мужской, представлял вариации от школьного до глубокого пенсионного, однако основной процент был возраст от тридцати до сорока лет.

По способу проявления своего поведенческого стереотипа, манере одеваться, можно было безошибочно определить представителей разных профессий и образовательного уровня. Отчего мы делаем на этом акцент?

Посещая многочисленные образовательные семинары, мы без труда замечали, что там собирается достаточно однородная аудитория. А здесь нужно было не только СЛУШАТЬ, но и ВНИМАТЬ. С интересом наблюдали за гостями студии, которые впервые переступили её порог. Вот Сергей убедительно поясняет, что надо подобрать живот, гордо приосанить шею, потому что это – необходимые условия будущего успеха. А ноги он советует немного расслабить. Сразу стал понятен смысл знакомого с детства выражения: «Давай, действуй на полусогнутых!» Оказывается, это термин, который характеризует начальную вальсовую подготовку. Ещё раз беглым взглядом окидываем собравшуюся публику. Это и девушка, которая своими внушительными габаритами может соперничать с трактором-кировцем. И джентльмен, разменявший седьмой десяток, в элегантном костюме, очевидно, всю жизнь провёл за столом бухгалтера. Он средней упитанности и ростом ниже среднего и имеет фигуру, сформировавшуюся за годы канцелярского труда, с явной сутулостью, что дополняется  предвзятым взглядом за стёклами очков. Конечно, он меньше всего подходил для танцевальной площадки.

Один молодой человек в кроссовках, спортивных брюках и футболке, очевидно, имел хорошие результаты в тяжёлой атлетике, но к вальсированию был мало расположен. Итак, началось ТАИНСТВО занятия…

Сначала все маршировали самостоятельно. Кому-то удавалось лучше, к кому-то Терпсихора была не столь снисходительна. Тем не менее, с первых же минут происходило значительное изменение. ЭТО надо было видеть! Не один спектакль, которых мы пересмотрели не мало за последние годы, не был таким захватывающим, как наблюдение за этими персонажами...

Вот Сергей объявил, что кавалеры могут выбрать себе дам. Со скоростью метеора «бухгалтер» устремился навстречу юной девушке, которая по возрасту годилась ему, как минимум, во внучки. Девушка-трактор досталась юноше, который рисковал остаться без ног, в случае её ошибки в танце…

Но здесь произошло ещё одно чудо. Сергей показал, как должна стоять партнёрша, чтобы кавалер не наступил ей на ноги. Начался танец. Конечно, не обошлось без курьёза. Спортсмен – тяжелоатлет, понимая  то, какие последствия могут возникнуть у хрупкой девушки, которую он пригласил на танец, решил «застраховать» её от своих возможных ошибок в шагах вальса. Наверное, и девушка о своих ногах подумала с не меньшей опаской, и произошло то, что заставило их расхохотаться, несмотря на полученную травму. Одновременно взглянув на ноги, они столкнулись лбами. И хотя лоб у юноши и девушки моментально покраснел, они от души рассмеялись. И эта вспышка смеха мгновенно уничтожила то изначально возникшее недоверие друг к другу…

Наше удивление было беспредельным, когда мы заметили, что девушка-трактор стала двигаться так, словно балет – это её призвание! Откуда появились лёгкость и грациозность, наличие которых в ней было трудно обнаружить изначально? Оказывается, помимо подробного объяснения Сергея, как построить собственное композиционное решение компоновки в танце, чтобы оно не создавало диссонанса с запросами партнёра, он незаметно подходил к каждой паре, помогая правильно расположить руки, выстроить осанку…

Бухгалтер, который не мог нас не интересовать, вскоре расстался со своим фирменным пиджаком, видимо, предметом его профессиональной гордости, медленный вальс, заявленный организаторами, его, несомненно, раззадорил. Внешне, он практически мало двигался, едва отрывая ботинки от паркета, но  КАК  изменился он внутренне! Щёки его покрыл юношеский румянец. Он с напряжением студента-первокурсника пытался одновременно улавливать каждое слово танцевального Мэтра, следить за настроением своей юной партнёрши и при этом овладевать навыками … Нет, не навыками танцевального искусства. Ему, в его солидном возрасте пришлось ЗАНОВО открывать возможности своего тела, привыкшего с скучным канцелярским будням…

Сразу возникла ассоциация с персонажем Пьера Ришара в фильме «Невезучие», когда бухгалтер стал мечтать о работе детектива, понимая, что сводки однообразных цифр не могут подарить подлинного интереса и вдохновения. Но…

Но в указанном французском фильме киногерой пришёл к этому выводу, когда были пройдены тысячи километров пути, прошёл значительный временной промежуток. А здесь смена декорации происходила за считанные минуты, прямо на наших глазах…

Сидя в удобных креслах, фиксируя в блокноте отдельные мысли, ведя видеозапись, мы имели возможность попутно обмениваться мнениями. Впрочем, вскоре пришлось отложить и камеру, и блокнот. Мы ПРОСТО погрузились в процесс наблюдения. Театралам хорошо известно, как мешает иногда театральный бинокль. Выхватывая какую-то деталь сценической картины, трудно увидеть всё постановочное искусство. На наших глазах рождался спектакль, где КАЖДЫЙ играл роль, способности к которой он обнаружил только на ЭТИХ занятиях!

В поле нашего зрения опять попал тяжелоатлет. Откуда у него появилась такая быстрота реакции, пришедшая на смену первоначальной заторможенности? Одной  даме среднего возраста не досталось кавалера. В жизни она, судя по её темпераменту, постоянно соперничала с гневливостью знаменитой Горгоны! Но вот к ней подошёл Сергей, показал, какую группу движений она может осваивать самостоятельно. Мы не узнали этой Дамы  Бальзаковского возраста. Она стала элегантно передвигаться! Характер МЕНЯЛСЯ в доли секунд!  Причём это не было каким-то внешним изяществом. Это стало выражением ВНУТРЕННЕГО такта. О такте, как о важном формировании навыков танца мы ещё поговорим…

Мы поймали себя на том, ЧТО же означает слово ТАКТ, ТАКТИЧНОСТЬ? Подумалось о том, что НЕ ЗРЯ в Военных колледжах искусству танца придавалось такое значительное внимание. Пришла и другая аналогия. Почему в России гвардейские офицеры задавали тон на каждом балу? Отчего ОНИ оставляли далеко позади своих штатских претендентов на сердца губернских барышень, не говоря уже о столичных красавицах? Танец – это ритмика, которая сформирована у офицера со времён младших пажеских классов.

Сергей сразу заострил внимание на значении ОСАНКИ… Быстро пролетел час занятий. И один молодой человек с сожалением воскликнул: «Как теперь с ЭТИМ жить?» Интуитивно он выразил настроение ВСЕХ участников, как теперь, раскрыв, прежде всего, заново самих себя, жить ДАЛЬШЕ? Конечно, никто не будет стремиться к профессиональным танцам, но они получили самое главное – веру в собственные силы и возможности, о которых они и не подозревали!

Сергей пояснил, что Медленный вальс отличается от Венского набором очень интересных фигур. В конце занятия многим удалось их ОСВОИТЬ!

Если сравнивать многочисленные «Танцы со звёздами», то там не было ОСНОВНОГО, не было ОТКРЫТИЙ! За исключением Сергея Астахова ни один из участников «звёздных» танцев не приобрёл дополнительного обаяния, интеллекта и т.д.. Подавляющее большинство участников телепоказов преследовали одну цель – удовлетворение гипертрофированной амбициозности. Отсюда – погоня за баллами оценок, состязание в нарядах и «навороченности» трюков, но не было искренности. Не было даже намёка на то, чтобы подарить зрителям какие-то находки собственных открытий…

Потом было другое занятие. Отложив самые неотложные дела, мы единодушно решили посмотреть, как проходит ещё одно занятие. Понравилось ли оно нам? Оно нас просто ОПРОКИНУЛО! Сразу оговоримся, что пожалели, что не захватили с собой специальной обуви, чтобы САМИМ включиться в процесс. Что это был за танец? Об этом мы поговорим в следующий раз! Потому что именно ВТОРОЙ урок доказал нам, что мы НЕ ЗРЯ пришли, потому что ТАК ДОЛГО искали последователя ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ Бориса Петровича Бельграя! Откроем секрет, мы НЕ САМИ сделали это открытие, нам посоветовали «посмотреть» Сергея Сергеевича наши старые добрые друзья! Какие? Мы поговорим об этом в следующей статье!

Данная статья опубликована в Двадцатом номере «ППР».

Принцев Н.В.

Томановская В.В.

 

фото2, Алексеев С.С.

 

 

Просмотров: 443 | Добавил: Лозовский | Теги: Двадцатый номер, Цискаридзе Н.М., танцы, Томановская В.В., Бельграй Б.П., Принцев Н.В., Медленный вальс, Алексеев С.С., танцевальная студия «Лето». | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика