Потомок Княжеского Грузинского рода – Вахтанг Константинович Кикабидзе создал уникальный репертуар, который изменил песенный мир. Характерно, что текст песни о Тбилиси подготовил потомок Царского рода Багратиони! Получается, что один представитель Дома Багратиони создал удивительные строки замечательной песни, а другой её проникновенно исполнил!
Своё имя при рождении будущий певец получил в честь основателя Тифлиса – царя Вахтанга Гаргасали. Вот почему он с детства так задушевно пел:
Такой лазурный небосвод, сияет только над тобой,
Тбилиси, мой любимый и родной!
И Нарикала здесь стоит, как память прошлых тяжких бед,
Твою главу венчая сединой.
Расцветай под солнцем, Грузия моя,
Ты судьбу свою вновь обрела,
Не найти в других краях твоих красот,
Без тебя и жизнь мне не мила!
Древняя крепость Нарин-Кала является для Вахтанга символом его родовых корней! Что только не предпринимали в современной Швейцарии, чтобы снизить авторитет Вахтанга Константиновича? Чтобы говорящий певец не мог СВОБОДНО посещать Парламент? Для этого президент Грузии, который жевал галстук перед телекамерами, решил перенести здание Парламента из Тбилиси в Кутаиси! Для этого в 2009 году был взорван Мемориал в честь ветеранов Великой Отечественной войны, а ведь Грузия потеряла 300 тысяч бойцов… Почти десять процентов тогдашней численности республики.
У Кикабидзе отец пропал без вести в 1942 году. Конечно, предприимчивый жеватель галстука сначала продал бронзовые статуи монумента, «по хорошей цене» в Турцию. Ведь турецкая армия численностью более 800 тысяч хорошо подготовленных захватчиков стояла у самой границы Грузии, чтобы по сигналу фашистского командования двинуться в Грузию… Когда фашисты, включая и отряды из Швейцарии, были выдворены с вершин Кавказских гор, то турецкие полчища получили от гитлеровцев приказ о передислокации.
Память о прошедших событиях? Сегодня мидовцы нашей страны радостно сообщают, что в середине мая Турция уже готова «принять туристов из РФ», при этом Парад 9-ого мая и Шествие Бессмертный полк считается нужным отменить, а буквально через десять дней, уже и опасность инфекционная минует?
Но вернёмся к творчеству Вахтанга Константиновича? Он, безусловно, никому не рассказывал в официальных интервью, что песню о Тбилиси ему пела оперная певица около его колыбели… Потому что мама его была оперной певицей. Считается, что многие песни Пётр Грузинский придумал в 13 лет, то есть ещё в 1933 году, а на самом деле? Давайте перечитаем слова песни:
Идешь аллеей вдоль Куры, и над тобой платанов сень
Своей прохладой в знойный день манит.
И песня рвется из груди, и даже листья все поют
Седой Куре, одетой здесь в гранит.
Кура была одета в гранит около крепости Нарин-Кала ещё в четвертом веке! Защищая самобытность Грузинских традиций и от кочевников, и от персов, посягающих на свободолюбие Грузии, и турок, скупивших бронзу с мемориала, посвящённого погибшим в годы Великой Отечественной войны…
Дядя Вахтанга состоял в поэтическом объединении «Голубые роги», которое было полностью репрессировано завистливым и жестоким «кремлёвским горцем», который заявлял о необходимости «поддерживать пролетариат», но своей матери объяснил, что занимает «царскую должность».
А невежественному царьку более всего опасны были представители аристократии и их творчество, которое способно объединять. Вот почему песни можно было петь только тайно, убаюкивая малышей. Неудивительно поэтому, что песни композитора Петра Грузинского многие считали народными.
Сень платанов? Интересно выражение:
И даже листья все поют…
В Древней Грузии широкие листья этого превосходного растения использовались для написания на них особых знаков! Ведь если гонца в дороге встретит вражеский патруль, то письмо могут отобрать, а самого посланца казнить, а ветка платана в дорожной суме не может вызвать подозрений… И если на одном листочке будет специальный знак, то об этом трудно догадаться.
Сегодня эту песню считают Гимном Тбилиси. По официальным данным она была обнародована в ходе проведения Литературного Конкурса, приуроченного к предстоящему Празднованию 1500-летия Тбилиси, то есть в 1958 году. Но это не совсем так, а точнее, совсем не так! Ведь эту песню пели ещё в Блокадном городе, почему?
Секция альпинистов Политехнического института в предвоенные годы исходила весь Кавказ вдоль и поперёк, особенно места, связанные с творчеством поэта Есенина, убитого в Городе на Неве. Тогда-то и удалось найти фотографию, где изображены были в матросской форме два маленьких брата, это были сыновья князя, наследника царского рода. Это было в Батуми в 1925 года, когда в этом городе жил поэт Есенин.
Есенина называли его друзья-поэты Птичкой-невеличкой, Жемчужной птичкой. Хотя Есенин не знал грузинского языка, но с увлечением начал его изучать, вслушиваясь в мелодический ряд грузинской речи. Он часами слушал народных певцов Грузии. Иногда просил переводить. Но чаще сам пытался разгадать смысл услышанного.
«В октябре 1925 года Есенин как бы подытожил свои размышления, заявив в автобиографии:
«В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».
Он заново открыл для себя в Грузии не только Пушкина, но и классическую поэзию Грузии.
«У «Голубых рогов» были и СВОИ положительные стороны, с которыми имел возможность познакомиться Есенин, - они высоко чтили и хорошо знали грузинскую классику во главе с великим Шота Руставели».
Здесь следует пояснить, что увлечённость Есениным творчеством Клюева в молодости можно считать его увлеченностью поиска языка, более древнего. Но как только Есенин понял, что Клюев дальше надуманности и подражательнсти не идёт в своём творчестве, то он резко изменил свои поэтические устремления. Увлечение городским фольклором из цикла Москва Кабацкая тоже не могло полностью заинтересовать Есенина.
И вот на Кавказе, казалось бы, в далёкой лингвистической среде, отстоящей бесконечно далеко от тальяночных частушек Рязанщины, он вдруг делает удивительные открытия по мелодике построения песенных напевов. Словно музыкальные ряды со времён захвата Батыем Рязанского княжества и песни Грузии, постоянно сражавшейся с врагами, имеют общую смысловую схему построения.
И тогда-то Есенин проводит долгие часы с детьми в Грузии, он с ними играет, он слушает, как они разговаривают. Просит их петь песни, читать стихи. В своём стихотворении поэт заметил:
Прости, Кавказ, что я о них
Тебе промолвил ненароком,
Ты научи мой русский стих
Кизиловым струиться соком…
Кизил – ягода кислая, но Есенин и понимает, что надо научиться этой кислинке, свежести восприятия…
Песня о Тбилиси? Почему она наполнена такой щемящей Грустью? Потому что Пётр Грузинский рано потерял отца, затем мать забрали в тюрьму! Воспитывать царских наследников – не позволительная роскошь! Его старший брат погибает в возрасте двадцати четырёх лет, а сам он примерно в этом же возрасте подвергается аресту… Кремлёвский горец ОЧЕНЬ торопился, чувствуя приближение Победы, поэтому нужно было устранить тех, кто сможет претендовать на кусок славы. Вот отчего 27 марта 1945 года производится арест Петра Грузинского…
Но арест не помешал распространяться прекрасным песням, которые были ещё сочинены поэтами объединения «Голубые роги» и Есениным. Среди этих песен и песня о Тбилиси! Песня, которая на крыльях самолётов перелетела в Блокадный город, напоминая о Питерском отряде альпинистов, сражающихся в горах Кавказа.
Когда об этом узнал кремлёвский горец, не умевший петь и страшно об этом жалевший, он направляет на Кавказ Берию в 1942 году. После возвращения Берии, он его спрашивает:
- Они, правда, там много поют?
- Не много, но вечерами, поют, иногда… Убрать певунов?
- Не сейчас, можно подождать!
Мало кому известно, что у кремлёвского горца была просто бухгалтерская память на тех, кому он безмерно завидовал… Первого января 1948 года он приступил к началу «Ленинградского дела».
Возможно, Петру Грузинскому повезло, что его арестовали в 1945 году, потому что в 1946 году вышло постановление о запрете смертной казни, страна остро нуждалась в каторжном труде.
Однако? Ради «Ленинградского дела» такое постановление было по-быстрому отменено! Нет, советчик в лице «любителя кукурузы» советовал не ограничиваться пятёркой расстрелов руководящих лиц Северной Столицы, список был добавлен ещё несколькими десятками тех, кто, пережив Блокаду, дошагал до Берлина и громил японский милитаризм.
Словом, под каток репрессий попало свыше 32 тысяч человек. От осведомителей он узнавал:
- А, что, они поют ещё в камерах? Сделать так, чтобы ПРЕКРАТИЛИ петь!
И палачи не скупились на пытки…
А песни смогли пережить и самих палачей!
Вот почему, когда в Городе на Неве слушают песни в исполнении Вахтанга Константиновича Кикабидзе, то произносят фразу, которую когда-то повторял сам кремлёвский горец:
- Вах, Вах, Вах, чтобы этому Вахтангу и в школе не было грустно!
Только смысл выражения «не было грустно» кремлёвский горец и Питерцы понимают по-разному. Школьная жизнь для юного Вахтанга была, действительно, не сладкой, хотя он и не унывал.
Жестокому политику меньше всего хотелось, чтобы сын узнал о Подвиге своего отца-разведчика, ведь роль Отца народов он присвоил только себе.
А Вахтанг вырос, сохранив ироничность, жизнерадостность, мудрость. Ему вовсе не интересны политические дрязги недалёких интриганов, которые на месте снесённого Мемориала в Кутаиси построили здание нового Парламента…
Парламент снова вернулся в Родной город Вахтанга, наполняя песню о Тбилиси новым чарующим смыслом.
Пётр Савватеев
|