Второе выступление танцевальной студии «Лето» СУЩЕСТВЕННО отличалось от первого, состоявшегося 31 октября… А теперь, по порядку. А КАКИХ выступлениях идёт речь? Конечно, это сюиты на тему «Мастер и Маргарита». Казалось бы, об этом произведении уже столько написано, немало было попыток интерпретировать этот сюжет, а всё-таки? А всё-таки ЛУЧШИМ воплощением можно по праву считать Октябрьское выступление! Почему? Очень ПРАВИЛЬНО была выбрана световая компоновка этого восхитительного спектакля!
Читатели помнят, что в предыдущей статье на эту тему мы отмечали, сколько времени понадобилось, чтобы развести символические костры… Как ни странно, именно эти два условных «очага огня» и явились фокусирующими факторами, благодаря которым прочитывалась не только фабула этого произведения, но и вся биография М.А. Булгакова…
Сразу оговоримся, когда мы опросили зрителей, которые увидели танец в фойе Балтийского дома 8 ноября, то они были в восторге, но, к сожалению, те, к кому мы обращались, не смогли увидеть уличного выступления и они не смогли сравнивать. Итак, УЛИЦА и ПОМЕЩЕНИЕ, рассматриваемые в качестве антуража? Плюсы и минусы? Когда исполнители выходят в лёгких костюмах и платьях, а погода не только «прохладная», а достаточно ветреная, то сам РИСУНОК танца становится более экспрессивным. И потом, неслучайно пьесу Шекспира «Гамлет» предпочитают играть в Датском замке Эльсинор, устраивают музыкальные фестивали в старинных особняках Выборга, проводят спектакли в разрушенном греческом театре, сохранившемся на Сицилии? Примеров можно привести много, а ответ один – сохраняется ОЩУЩЕНИЕ эпохи!
Когда Лидия Сергеевна, задолго до выступления коллектива, поясняла нам, что «будут разведены костры», то, откровенно говоря, нам это казалось на уровне «фантазии», граничащей с экзотической разновидностью творческого маразма. Однако мы не смогли предугадать, что в этом заключался её режиссерский замысел, который был талантливо воплощён в жизнь. В кинофильме «Анна Павлова» показано выступление балерины в Латинской Америке на сценической площадке, освещаемой факелами. Наверное, это самые удачные эпизоды фильма, которые контрастировали с фрагментами о слащавой репетиционной студии в Лондоне или незамысловатой балетной школе во Франции.
Режиссерский замысел Л.С. Салоп можно сравнить с фильмом «Балерина», где подробно представлена подготовка балета «Кармен» с участием Майи Плисецкой…
Теперь поговорим о плюсах исполнения в театре.
Во-первых, можно было видеть постановку не только «снизу», стоя рядом с танцорами, но и сверху, с балюстрады, что позволяет оценить ВЕСЬ постановочный замысел, над которым работал коллектив хореографов.
Хореографы - постановщики:
Кацыр Валерий Иванович
Белая Марина Николаевна
Хореографы:
Алексеев Сергей Сергеевич
Золотарева Анна Анатольевна
Махотько Мария Алексеевна
Имелась возможность ПОДРОБНО рассмотреть и каждого участника в отдельности, и всех в целом. Женские партии соло были блистательны. Редко можно обнаружить, когда импровизация отдельных деталей костюма подчеркивает индивидуальные особенности характера персонажа…И здесь мы видим инвариантность либретто «Рашель», над воплощением которого так билась супруга писателя. И то, что не удалось тогда ей, смогли осуществить солистки «Лета». Почему им это удалось? Мы размышляли на эту тему и пришли к выводу, что этому способствует АТМОСФЕРА ЕДИНЕНИЯ, свойственная этому коллективу. Центральная группа чувствовала себя в окружении шикарного ожерелья танцевальных пар, исполняющих Чёрный вальс, как называет его Лидия Сергеевна.
Вообще, деление на Чёрный вальс («Мастер и Маргарита») и Белый вальс («Метель») глубоко символично. То есть танцевальный коллектив не ограничивается вечной темой Чёрного вальса, впереди ждут новые творческие поиски.
Но поговорим об этом сценическом решении. Почему была важна подсветка именно кострами? Потому что для зрителя вдруг неожиданно появляется КАЖДАЯ пара! Она стремительно проносится в вихре танца! Нужно попытаться выхватить выражение лица, потому что через долю секунды это изображение исчезнет в ночи… Этим ГЕНИАЛЬНО было передано настроение ТОЙ эпохи, о которой писал Михаил Булгаков.
Мы знаем, что герой повести А.С. Пушкина, ради шутки обвенчавшийся с неизвестной ему девушкой, несколько лет переживал по этому поводу, не позволяя себе ни малейшего флирта с какой-нибудь другой дамой. Михаил Афанасьевич, был другим человеком. Женившись, вопреки воли своей матери в студенческие годы, он к свадьбе, несмотря на то, что воспитывался в семье преподавателей богословия, относился с нескрываемым легкомыслием, что доказывается воспоминанием его тогдашней невесты - Т.Н. Лаппы, которая была дочерью священника, впоследствии ставшей супругой господина Кисельгоф:
«Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже – я куда-то дела деньги, которые прислал отец. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку…Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви уехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню много было цветов, больше всего – нарциссов…»
Вот эта-то атмосфера и была передана мастерски «Летом». Нужно добавить, что если невестушка, подготавливая свои воспоминания, запамятовала, ПОЧЕМУ она смеялась под венцом, то на самом деле, она предвкушала посмотреть «домашний спектакль», сценарий для которого написал сам Булгаков, а исполнителями были его братья и сёстры, благо, семья была многодетной. Булгаков в прямом смысле «играл» свою свадьбу. Как отмечал позднее Мандельштам, приехавший в Киев к Булгакову уже после революции, тогда в 1913 году Булгаков решил устроить пародию на известную оперу «Царская невеста», где Лаппа должна была выполнять миссию избранницы Царя, а сам он отводил себе роль более Высокую… Почему он это сделал? Участвуя в протестных выступлениях гимназистов против царского режима, Булгаков в студенческие годы менее всего собирался принимать участие в торжествах по поводу 300-летия царствующего дома, которые проходили ВЕСЬ 1913 год. Отсюда и затея с женитьбой.
Но, как мы понимаем, любой писатель в эмоциональную окраску своих произведений вкладывает свой жизненный опыт. Именно СВОЙ. Поручителем на этой свадьбе был Александр Гдешинский, который позже писал сестре писателя Надежде Афанасьевне о Булгакове:
«Он безошибочно отделял правду от лжи, уродливое от прекрасного и выносил беспощадный приговор самым страшным оружием – смехом! Но это одна сторона, а с другой стороны – это блестящий непобедимый юмор, это сверкание обаятельной неповторимой личности».
Мы ранее отмечали, что Сергею Сергеевичу Алексееву ВСЕГДА свойственна внутренняя улыбка. Эта улыбка стала визитной карточкой «Лета», но это не глупое копирование руководителя всеми участниками, а поиск СОБСТВЕННОЙ неповторимости. В предыдущих статьях мы говорили о том, что в «Лето» мы можем увидеть танцевальные пары разных возрастов, темперамента… И это великолепно. Отсутствует та скучная нивелированность, когда исчезает индивидуальность исполнителя. Здесь каждый участник этого спектакля оставался со СВОИМ лицом! И в то же время в этом артистическом коллективе просматривалось своё прочтение произведений Булгакова, у которого, как принято сегодня говорить, «с самооценкой было всё в порядке». В книге «Необыкновенные приключения доктора» Булгаков так говорит о себе:
«В один день я перевидал столько, что хватило бы Майн-Риду на десять томов.»
Что писал Булгаков в 1909 году после окончания гимназии:
«О, восемь лет учения! Сколько в них было нелепого и грустного и отчаянного для мальчишеской души, но сколько было радостного. Серый день, серый день, серый день, ут консекутивум, Кай Юлий Цезарь, кол по космографии и вечная ненависть к астрономии со дня этого кола. Но зато весна, весна и грохот в залах, гимназистки в зелёных передниках на бульваре, и, главное, ВЕЧНЫЙ МАЯК впереди – университет, значит, жизнь свободная, - понимаете ли вы, что значит университет? Закаты на Днепре, воля, деньги, сила, слава…»
Булгаков мечтал о Маяке! Таким маяком он считал Университет. Этот Маяк должен был ему принести в следующей последовательности такие достижения, как:
1.Воля;
2.Деньги;
3.Сила;
4.Слава.
Закончив гимназию, он уже спрогнозировал свой жизненный путь. Интересно то, что, по нашему мнению, участники этого спектакля смогли расшифровать на интуитивном уровне незамысловатую жизненную прерогативу Булгакова, дав ей интеллектуальную, ироничную оценку. Приведём для подтверждения этого следующие слова Булгакова, высказанные им также после окончания гимназии:
«Вечно загадочные глаза учителей, и страшные, до сих пор ещё снящиеся, бассейны, из которых вечно выливается и никак не может вылиться вода, и сложные рассуждения о том, чем Ленский отличается от Онегина, и как безобразен Сократ, и когда основан орден иезуитов, и высадился Помпей и ещё кто-то высадился в течение двух тысяч лет…»
Не трудно догадаться, что к творчеству Пушкина Булгаков относился более, чем прохладно. Если для него составляли трудности в определении разницы в характере Ленского и Онегина… А вот для коллектива «Лета» освоение наследия Александра Сергеевича не представляет неразрешимой дилеммы! Ведь они берутся за осмысление Вальса по повести «Метель».
Когда мы взяли в заголовок слово Маяк, то вкладывали двойной смысл. С одной стороны, это стремление Булгакова обрести свой жизненный «маяк» в виде университетской вольницы и денежного благоденствия в дальнейшем, т.к. он мечтал о карьере платного врача.
Второе значение выбранного нами слова Маяк было имя Маяковского, который в шестнадцать лет был заперт на одиннадцать месяцев в тюрьму из-за своей по-юношески яркой политической деятельности! Владимир Владимирович, учившийся на одни пятёрки, был отчислен из гимназии в связи с неуплатой за обучение. Его мать, оставшись вдовой с маленькими детьми, не смогла изыскать средств за оплату обучения сына… В тюрьме Маяковский писал стихи, не смотря на свой юный возраст был уже почти двухметрового роста, считался вожаком среди мягкотелых интеллигентов, заискивающих перед надзирателями. Из-за непокорного характера Маяковского переводили из одной тюрьмы в другую, передавая по эстафете:
- Да погасите вы уж как-нибудь этот неугомонный Маяк!
Мы считали, что Маяковский, дававший самую ТОЧНУЮ оценку произведениям Булгакова, и явился этим путеводным Маяком, который помог найти «Лету» изысканную оценку творчества Булгакова, блуждавшего в потёмках… Почему мы считаем, что Маяковский БЛИЖЕ танцевальной концепции студии? В превосходном стихотворении Владимира Маяковского о Париже есть такие строки:
К этому бы платью
Да ещё и голову…
Поэт смог предвидеть фетишизм «тряпья», как он называл самые изощренные туалеты парижских обольстительниц на светских балах. По предыдущим статьям читатели могли заметить, что любой наряд для «Лета» - это способ правильно выразить найденный сценический образ, для мучительного поиска которого необходимо приложить значительные мыслительные усилия.
Впрочем, читатели смогут по фотографиям сами определить, насколько тонко студийцы смогли раскрыть замысел Булгакова. Более того, несомненно, они сохранили тот юмор, который был присущ ему в юности и не только! Они проявили оптимизм, которого у него не было даже в детстве. Ведь получив однажды «кол» по астрономии, он решил избрать путь мистицизма, пропаганды откровенного невежества, сконцентрированного в своих персонажах. Достаточно посмотреть на смеющиеся лица того же Атлета, Селены, многих студийцев, чтобы понять, насколько им присущ стиль Города на Неве, где аристократизм соседствует с сибирской смекалкой! Ведь Северная Столица находится в средне-таёжной географической зоне, что не может не сказаться на нашем характере… Приведём еще одно объяснение Булгакова его видения жизни:
«В садах самого прекрасного города нашей Родины жило беспечальное, юное поколение. Тогда-то в сердцах этого поколения родилась уверенность, что жизнь пройдёт в БЕЛОМ цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом, а зимой не холодный, не жёсткий, крупный, ласковый снег…»
Булгаков считал Киев ЛУЧШИМ городом мира, но жил «зачем-то» в Москве.? Когда-то он вступил в войско Симона Петлюры, а сегодня в Киеве хотят снести памятник Булгакову… Противоречий много. Вспоминая о «юном поколении», мечтающем о вечном «Белом цвете», Булгаков в очередной раз забыл, что выступал против царизма, учась ещё в гимназии…
Булгаков многого не смог понять, зато! Зато студия «Лето» смогла определиться и с расшифровкой Булгакова, и с интерпретацией произведений Пушкина! Почему так происходит? Потому что здесь создан КОЛЛЕКТИВ! Это коллектив хореографов, преподавателей и, безусловно, участников. На своей страничке Лидия Салоп, делая обычное объявление, обратилась к участникам:
- Наши Прекрасные пары приглашаются…
Отношение к посетителям занятий – «Наши ПРЕКРАСНЫЕ пары» свидетельствует об уважении и взаимопонимании. Булгаков считал, что не следует утруждать память датами высадками какого-то там Помпея. Потом он был уверен, что обогатился суммой эмоций больше, чем Майн Рид… Можно себе представить, какого мнения он был о зрителях, вернувшихся с Гражданской войны, а до этого проходивших в поле за плугом?
Отсюда надуманная «запутанность» сюжетных линий, которые, по замыслу Булгакова, читатель НИКОГДА не разгадает… А вот Лидия Сергеевна – выпускница ВУЗ-а имени В. Бонч-Бруевича МАТЕМАТИЧЕСКИ просчитала писательские амбиции, предложив режиссерскую версию с двумя кострами. Она ведь могла предложить сценическое решение в виде Маяка, далёкого, но желанного, главное, СВЕТЛОГО. Она очертила круг жизненных исканий Булгакова в виде призрачного скитания между двумя кострами, в поисках, где же потеплее? Отсюда «переходы» Булгакова то в стан интервентов под крыло Гетмана Скоропадского, то в лагерь к Петлюре, то к белогвардейцам, с которыми отправились младшие братья Иван и Николай в эмиграцию, то «перебежка» к красным… Но, проживая в Москве, он выписывает себе для постановки своих спектаклей «творческую» группу из США… Брату Ивану в Париж он отвечает, что его стихи – бездарность, как и музыка. На подсказанный братом сюжет «Рашель» по рассказу Мопассана он заказывает партитуру модному в то время композитору Исааку Дунаевскому. Булгаков не любил ПОЭЗИЮ, считали его современники. На наш взгляд, ещё меньше он не любил поэтов… Поэтому-то уходят с литературной сцены Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам… Обычно смелая Анна Ахматова, обладая своеобразным женским чутьём, предпочитала НИКОГДА не читать своих стихов в присутствии Булгакова, дом которого часто посещала.
Мы обязательно вернёмся еще к этой обширной теме – танцевальных интерпретаций произведений Булгакова студией «Лето».
Принцев Н.В.,
Томановская В.В.
Статьи по теме:
ВДОХНОВЕНЬЕ ПОБЕДИТ РЕКЛАМУ или О ЛЕТНЕМ ТАНЦЕВАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ БЕЛЬГРАЯ
Танцевальное Наследие Бельграя или залог Алексеевского Успеха
Алексеевский УСПЕХ!
Политех покоряет танцевальные вершины
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
|