Вчера в одной из многочисленных художественных студий Северной Столицы проходил столь модный ныне «мастер-класс». Народу было много, однако основная часть посетителей стала расходиться задолго до окончания занятий. Почему так происходило? Казалось бы, миловидная девушка-художница милым вкрадчивым голосом объясняла, как нужно начинать первые шаги в живописи. Постоянно взглядывала на часы. Не потому что было скучно, а потому что время семинара неумолимо приближалось к завершению, а собственного процесса «творения» так и не наступало. Художественные классы посещаю с детства и до сих пор. Со многими прославленными мастерами, такими, как Илья Сергеевич Глазунов приходилось общаться и не раз. В своё время был очень познавательным семинар Сергея Андриаки. О Вячеславе Павловиче Чеботаре – Большом мастере – разговор отдельный! Сергей Андриака занялся творчеством с 6 лет под руководством отца – известного художника. Что меня насторожило в сентенциях этой художницы? Она абсолютно серьёзно утверждала, что живопись – это не балет, поэтому здесь – другие критерии. То есть, чем выше возраст обучающегося, тем ближе ожидание успеха. Положение, на мой взгляд, сомнительное, потому что взрослую птицу трудно «поставить на крыло». Автор семинара так обосновывала своё мнение. Взрослый человек имеет больше знаний, у него больше опыта, поэтому «ему легче». Спрашивается, а что легче? Ведь талант на пустом месте не возникает. Художественная натура – это умение тонко видеть мир. И увиденные впечатления суметь передать на полотне. Наивно было бы утверждать, что с годами восприятие мира становится более многогранным. Общеизвестно, что дети чутко воспринимают фальшь. К тому же у взрослого человека могут сформироваться предпочтения и вкусы, которые высокой взыскательностью не отличаются.
Достаточно спорным показалось и другое утверждение преподавательницы. Она заявила, что надо принести фотографии домашнего интерьера. В этот момент она почему-то засмеялась и воскликнула: «Фотографию вашего сейфа с драгоценностями!». Потом она пояснила, что это была шутка. Фотография нужна для того, чтобы определить, в какое свободное место на стене можно будет поместить данную картину. При этом она заметила, что необходимо принести кусок обоев или портьеры. Тогда она посоветует, КАК подобрать картину по цвету обоев или портьер. Восхитительная мысль!
Это равносильно тому, что приобретать книги, исходя из цвета обложки… О содержании можно забыть. Здесь она сделала небольшое отступление и заметила, что в советское время все картины (?) были, как правило, серыми или в тёмных тогах. Они плохо продавались. Вообще, картины должны быть яркими! Наверное, о творчестве Эль Греко этой художнице неведомо. И вот, после двух часов разговоров о том, что холст можно мазать постным маслом, где купить акриловые лаки, самые дешёвые кисти в хозяйственных магазинах, приступила она к созданию «шедевра». Она спросила аудиторию, КАКОЕ небо лучше изобразить? Сотрудники «ППР», сидящие рядом со мной, сказали, что лучше всего изобразить пасмурное Питерское небо. Художнице это показалось очень смешным, и она объявила, что тучи будет изображать тот, кто об этом упомянул. А для начала она предложила изобразить солнце.
Вперёд выдвинулась дама бальзаковского возраста, которой предложили попробовать размазывать краску руками по холсту. Художница давала ей на ладонь, например, кадмиевую масляную краску, которую просила втирать в холст. Художница повторяла, что нужно «массировать» холст, делая движения, как при массаже. Сразу поймала себя на мысли, что и о массаже у неё знания самые поверхностные. Затем ей давали другие краски. Кто-то воскликнул, что это «почти Ван Гог». Какое сложилось впечатление у меня? Часто посещая выставки детского рисунка на тему «Пусть всегда будет солнце», подумала о том, что дети в 5 лет более правильно передают изображения солнца… Некоторые слушатели вскочили со своих мест, чтобы сфотографировать это рукотворное солнце на память. В этот момент художница замазала изображение тряпкой, попытавшись его стереть… В зале раздался всеобщий возглас сожаления. Потому что, видимо, многие ждали продолжения сюжета. Но художница стремительно размазала ярко-голубую краску по холсту, объявив, что теперь будем рисовать пейзаж! Не понятно, почему солнце будущему пейзажу могло помешать? И вот, вспомнив своё обещание пригласить того, кто упомянул о пасмурном небе Питера, она приглашает подойти сотрудницу «ППР». Уверенной походкой наша коллега проследовала на авансцену предстоящих событий. Ей было предложено взять пальцем краску и размазать по синему фону предполагаемое «облако». Но наша коллега КАТЕГОРИЧЕСКИ отказалась пачкать руки и сказала, что предпочитает работать только кистью. Художница была удивлена. Однако наша коллега взяла кисть, безошибочно обмакнула на сероватый оттенок, который она увидела на палитре, и изобразила тучу. Художница сказала, что можно сделать иначе. Рядом она стала рисовать растянутый белый вариант, говоря, что так облако выглядит лучше. На что наша коллега ей отпарировала:
- Мы ведь договаривались о пасмурном небе? Для него характерны кучевые облака, а вы изобразили перистое облако, что не соответствует заявленной метеосводке. В живописи должна быть точность!
Художница засмеялась и, обращаясь к залу, сказала:
- Вы видите, какая уверенность у этого автора?
Не поворачиваясь к залу, продолжая прорисовывать тучу предгрозовой направленности, наша коллега констатировала:
- Да, это многие отмечали, с самооценкой у меня всё в порядке!
- О кей, о кей,- восторженно засмеялась художница.
- Кстати, «окей» означает – дубина! Это выражение ввёл Джордж Вашингтон, когда негры спросили его, что это означает? Сейчас даже ирландцам приходится объяснять, что употребление «окей» не вполне корректно!
В этот момент, оглядываясь по сторонам, я заметила, что многие от смеха просто сползают со стульев. У художницы от смеха могла поплыть тушь на глазах, а наша коллега с невозмутимым спокойствием дорисовала тучу так, как считала нужным. Художница попросила немного осветлить тучу. Нехотя наша коллега добавила несколько штрихов белой краской, при этом парируя, что серый цвет был более предпочтительным…
Когда наша коллега села на своё место, а мы сидели почти в самом конце зала, то многие слушатели восторженно поглядывали в нашу сторону. Знала ли художница, что перед ней была та, которая вступала в профессиональные споры с искусствоведами в Лувре и Прадо? Мы не ставили своей целью, что называется «задавить чрезмерной эрудицией». Мы просто хотели выяснить для себя, для чего проводятся такие занятия?
Очевидно, основная задача состояла в том, чтобы навязывать заведомую безвкусицу! Можно было бы подробно объяснить, как потом в цветовом решении изображалась трава, которая тоже была затёрта, потом появилось море, якобы с пеной… В интернете объявление, что за 4 часа учащийся курсов создаст картину… Но ведь известная пословица гласит, что быстрота нужна только при ловле блох.
После окончания занятий мы подошли к художнице, спросив, в каком жанре она предпочитает работать, она ответила:
- Реализм или экспрессионизм!
Сразу вспомнился её рассказ, что при её поступлении в Текстильный институт, она получила пять с плюсом за рисунок и тройку за стилизацию. Увы, с годами она так и не поняла разницу между стилем и жанром. Мы вежливо повторили свой вопрос, задав его в предельно упрощённом виде:
- Какой жанр для Вас предпочтительнее, портрет, натюрморт, ландшафтная живопись?
Она ответила, что ей ближе пейзаж. Кстати, давая советы своим будущим ученикам, она убеждала, что самое простое – это изображение природы. А здания, по её мнению, изображать труднее. Мы ещё о многом с ней побеседовали, но об этом поговорим в следующий раз. Создавать мнимую красоту сейчас стремятся очень многие. Характерно, что говоря о том, что живописью не поздно заняться в любом возрасте, она назвала фамилию Шилова. Александр Шилов родился в 1943 году, в Художественную школу он поступил в 14 лет, после окончания которой, выбрал путь в Художественную Академию… Кого имела в виду художница? Об этом мы её спросим в следующий раз.
Томановская В.В.
|