Суббота, 16.11.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Январь » 15 » СКРИПАЧ НА КРЫШЕ
23:13
СКРИПАЧ НА КРЫШЕ

фотоВеликолепная, пронизывающая музыка вечно юной скрипки звучала сегодня в Еврейском Культурном центре на улице Рубинштейна. Вечер был посвящён Давиду Ойстраху. Сразу вспомнилось незабываемое  выступление Юлии Липницкой… Скрипка может объединять целые эпохи! Речь шла о Паганини и, конечно, о таланте Сергея Валентиновича Стадлера.

Смотрим на экран, который занимает полстены… На столике лектора стоят динамики, он управляет через компьютер. Мы смотрим документальные фильмы отечественных и зарубежных операторов. А рядом со мной мои коллеги фиксируют происходящее в режиме КБФ, то есть:

 

С лейкой и блокнотом,

а то и с пулемётом…

 

Вообще, послушать Евгения Хаздана – руководителя Музыкальной секции Еврейского центра – это СЧАСТЬЕ. Потому что он настолько информативен, откровенен, искренен. Леокадия начала вечер, рассказав о своём первом детском знакомстве с Ойстрахом Старшим, поведав изумительный Еврейский анекдот. Эта неизменная традиция Еврейского фольклора была подхвачена и лектором, который преподнёс нам немало забавных эпизодов из жизни великого музыканта.

Впрочем, БОЛЬШОЙ лектор умеет так необыкновенно подать материал, что кто-то в слушательской аудитории увидит только бравурные детали, а кто-то почувствует острый трагизм… А некоторые смогут разгадать непостижимые ранее криминальные загадки, которые, благодаря некоторым деталям вновь найденных частичек смальты, вдруг смогли собрать воедино мозаичную картину преступления прошлого!

Но, как говорится, сначала о хорошем. Когда я смотрел на Школу Столярского в Одессе, где он обучал испанских детей игре на скрипке, то заметил, что все они были одеты в матросскую форму. И сразу вспомнил фотографию своей бабушки довоенных лет… В аудитории задали вопрос о творчестве Осипа Дунаевского, его популярности тех лет. Лектор сказал, что сейчас его не слушают потому, что он писал музыку для кинофильмов, которые были картонными декорациями, но были, по сути, фальшивыми. И тут аудитория взорвалась возражениями. Старшая аудитория стала доказывать, что энтузиазм-то, действительно, присутствовал, да ещё какой! Мои молодые коллеги из «ППР» добавили, что до Великой Отечественной войны в Ленинградской Области существовало 60 военных аэродромов, а сейчас – ни одного не осталось!

Мне понравилось, что Ойстрах переигрывал композитора Прокофьева в шахматы. Сразу вспомнил, с каким интересом мой дед относился к этой игре. Кинооператоры отлично показали руки исполнителя! Эврика! А ведь Давид Фёдорович давал концерты для бойцов Северного фронта. И я для себя сделал открытие, что ведь его сноровка, которую пытались расшифровать западные музыканты, родилась на уроках ВНП – Военная Начальная Подготовка. Как в Школах приучали вслепую, на ощупь разбирать и собирать оружие, до автоматизма освоив последовательность каждой операции, так и он, играл с закрытыми глазами, чётко сохраняя последовательность еле уловимых движений.

Вспомнили его сына Игоря Ойстраха и Олега Крысу. Евгений Хаздан сказал, что Крыса – тоже ученик Ойстраха Старшего. Сегодня Игорь Ойстрах преподаёт за рубежом, где проживает с женой и сыном, который тоже уже стал профессором музыки. Как будто бы существует музыкальная династия, но… Но МИРОВУЮ известность имел его знаменитый отец, ПОЧЕМУ?

Приведу такой пример из лекции. Советская хроника показывает, что американский скрипач (умышленно не указываю его фамилию) приехал в гости к Давиду Ойстраху, они сидят в его квартирке из четырёх комнат и обсуждают музыкальные темы. А на самом деле, в этот момент, американский «коллега» спрашивал его на идише:

 

- Как ты можешь жить в этом курятнике? (Квартира находилась на последнем этаже). Ты ОБЯЗАН пойти в Союз Композиторов и ПОТРЕБОВАТЬ себе ОГРОМНУЮ квартиру!

 

А Давид Фёдорович ответил:

 

- Зачем? Мне и здесь хорошо!

 

И здесь мы можем констатировать тот факт, что ТВОРЧЕСКОЕ вдохновенье рождается не в зависимости от наличия квадратных метров жилой площади! У современных эстрадных «звёзд» имеются громадные квартиры, набитые модным хламом «гардеробные», но исполнительский талант напрочь отсутствует! Почему? Потому что:

 

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

 

Давид Ойстрах прижимает к сердцу свою скрипку. Прижимает её, как ПОЛЕНО! Драгоценное полено, которое может спасти ЖИЗНЬ в Блокадном Городе! А он выступал в Блокадном Городе. Моя бабушка, пережившая Блокаду, не могла без слёз рассказывать, как они в тёмной промёрзшей квартире вдвоём с братом слушали концерт Ойстраха по радио. И только молились об одном, чтобы не надо было бежать в бомбоубежище, чтобы не объявили воздушную тревогу… Отец малышей был на фронте, мама – на работе, а они слушали музыку. И бабушка спрашивала младшего брата:

 

- Как ты думаешь, я смогу снова продолжать занятия балетом в Школе Кировского театра?

 

И он ей отвечал:

 

- Но ведь Ойстрах играет, значит можно танцевать и сейчас, разве это не праздник?

 

И эта Блокадная боль, которая пронизывает исполнительское мастерство Давида, жила в нём, когда он выходил на сцены переполненных зарубежных концертных залов… Он закрывал глаза, а видел  измождённые лица Питерцев, которые смогли выстоять, назло фашистам! Наблюдая за игрой Давида Ойстраха, как по лбу его струятся капельки пота от напряжения, можно было заметить, что в кульминационные моменты у него по щеке течёт скупая мужская слеза…

А вот, казалось бы, у Игоря Ойстраха жизнь проходила в более спокойных условиях, но не было того Блокадного огня. Не было того Заветного Блокадного полена!

Конечно, когда рассказывалось о педагогическом таланте Ойстраха, то я вспомнил своего музыкального педагога… Как Борис Павлович научил меня ПОНИМАТЬ музыку. Я не стал музыкантом, но и юристу ИНОГДА очень полезно ощущать камертонность ситуации, где малейшая фальшь не допустима! Мы посещали музыкальные занятия вместе с Валентиной Томановской с самого раннего детства… Так сложилось, что наши Бабушки приводили нас на музыкальные занятия, а потом мы спешили заниматься фигурным катанием. Поэтому-то образ Юлии Липницкой так мне напоминает юную Валентину Владимировну. Она не стала фигуристкой, хотя к этому были наследственные способности (бабушка делала успехи в Балетной Школе при Кировском театре). Но Валентина Фёдоровна Томановская, начав работать санитаркой в Блокадном госпитале, сменив балетное платье на ватник, после окончания Великой Отечественной войны решила посвятить себя оборонной тематике, достигнув на этом поприще небывалых вершин в области оргсинтеза… Валентина Владимировна – Томановская младшая не стала профессиональным музыкантом, она пошла по стопам бабушки, занимаясь проблемами биоэнергетики.

Лекция была настолько многоплановой и многоходовой, что мои коллеги, когда мы стали в редакции обсуждать услышанное и увиденное, обратили внимание на то, что зарубежный кинооператор предоставил интересные свидетельства очевидцев. Одна свидетельница сказала, что ей позвонили и сказали, что Давиду Фёдоровичу нехорошо. А только что прошёл его концерт в Голландии. Она приходит через несколько минут в номер, но он ужё мёртв. Позвонили министру Культуры Фурцевой, сказали ей об этом, она очень «расстроилась» и через час умерла от «сердечного» приступа… Но ведь, считается, что Фурцева покончила жизнь «самоубийством». А на пороге был 1974 год…

В тот период времени в США уже десять лет готовились к 200-летию США. Намечалась ОБШИРНАЯ культурная программа, где зарубежные звезды не должны были сиять! Блеск нужен был только западного оттенка…

Прочитал интервью Игоря Ойстраха в день его 80-летия. Он сказал, что на Западе падает уровень интеллигентности, потому что очень слабое среднее музыкальное образование…

Чем мне запомнилась эта УНИКАЛЬНАЯ лекция? Тем, что можно было открыто высказывать СВОЁ мнение! Когда лекция закончилась, то как в концертном зале раздались оглушительные аплодисменты. А потом долго ещё Евгения не отпускали, задавая массу вопросов. Конечно, не могли не заговорить о нашей НАЦИОНАЛЬНОЙ гордости – Сергее Валентиновиче Стадлере! Он смог ПРЕВЗОЙТИ и Давида Ойстраха и Игоря Ойстраха, потому что он ПАРИТ! Мне посчастливилось наблюдать, когда он одновременно был и солистом симфонического оркестра и его дирижёром! Он, как Кузнецов, который послал КБФ освобождать остров Борнхольм в Дании!!! Уже было 14 часов времени 9 мая. Один наш маршал-скорняк (начал профессиональную карьеру в меховом ателье) уже за банкетными столами слушал бравурные тосты в свой адрес… А в это время 700 фашистских военных кораблей стремились обосноваться на Борнхольме, намереваясь «всё начать с начала». Но Константин Константинович Рокоссовский даёт своих бойцов и вместе с морской пехотой КБФ они заставляют фашистов капитулировать!

Об этом я думал, когда был на концерте Сергея Стадлера… Об этом я вспомнил, когда прослушал БЛЕСТЯЩЕЕ выступление Евгения Хаздана. Он восхищает своей ЧЕСТНОЙ эрудицией, позволяет спорить с ним. Будучи маститым композитором, он разрешает спорить даже тем, кто имеет среднее музыкальное образование… Евгений обладает РЕДКИМ талантом понимания мнения других. Мы ещё продолжим рассказ о Евгении Хаздане, который напомнил мне своей серьёзностью Илью Николаевича Печковского… За организованный вечер мы подошли к Леокадии и поблагодарили её за прекрасную возможность так достойно провести время.             

Челышев Б.В.

фото

 

 

Просмотров: 451 | Добавил: Лозовский | Теги: Челышев Б.В. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика