Этот год ознаменован 250-летием со дня кончины Михаила Васильевича Ломоносова, скончавшегося в середине апреля (15 апреля по новому стилю) 1765 года. И словно в «память» о нём на Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта выстроились для обозрения ледоколы или «ломоносы», как эти корабли называли в старину в Архангельской губернии – на Родине Великого учёного. Что разочаровало во всём этом «мероприятии»? В анонсе газетных заявок прозвучали зазывные сообщения о том, что будет разрешено посещение ледоколов. В действительности, нами была сфотографировано объявление, опровергающее возможность посещения.
Расстроило другое. Почему набережная, названная в честь защитников Города на Неве – КБФ – Краснознамённого Балтийского Флота была переименована в Английскую? Ведь раньше это название возникло только потому, что здесь размещался Английский клуб.
Но до революции Набережная имени Кутузова носила название Французской! Почему и её не переименовать? Или в память о том, что Кутузов Михаил Илларионович сдал Наполеону Москву, а краснофлотцы в условиях жесточайшей Блокады смогли отстоять Северную Столицу?
Что может вынести юный посетитель этого парада ледоколов, а детей с родителями и подростков было немало? Неуклюжей громадой странной конструкции стоит ломонос, поменявший несколько портов приписки, и теперь выполняет функции расчистки дороги для туристических круизных лайнеров. Название его указывать не целесообразно, потому что оно ассоциируется с названием того островка, на котором располагался концлагерь, организованный интервентами в августе 1918 года… После восстания заключённых летом 1919 года «сердобольные» англичане создали новый концлагерь под Архангельском, опять же на Родине Ломоносова.
Когда же появилось судно с таким названием? Оказывается, сегодняшний ледорез, потому что он устроен так, что именно может только резать лёд, причём «молодой» ледок, был построен якобы в Финляндии. История этого завода свидетельствует, что он начинал свой производственный путь в качестве лесопилки, а потом перешёл к выпуску моторов. Сегодняшняя статистика свидетельствует, что двигатели для нынешнего финского «гиганта» изготавливаются в Брянске по договору. Само предприятие подверглось сокрушительному банкротству в 1987 году, но потом воскресло из пепла, словно птица «Феникс».
Итак, поразмышляем над датами. Ледорез, формально, был изготовлен в 1982 году на Финской верфи, начавшей свою историю с лесопилки… Допустим. Название корабль получает, очевидно, в память концлагеря, организованного интервентами на захваченном ими нашем Севере… Похвально! Что-то не припоминается ни одного корабля с названием «Дахау» или «Бухенвальд». В это время в нашем городе функционировала такая организация, как «Ленфинторг». Видимо, с её подачи и был осуществлён этот «прожект». В тот же период городом на Неве руководил, как его называли, «талантливый» руководитель. В образовательном цензе которого были вначале Судостроительный техникум, а затем и заочный Кораблестроительный институт, а партийная его карьера сложилась на крупнейшем корабельном заводе в мире. Однако заказ получает не бывший родной завод в родном городе, где он руководит, а финская, малоизвестная фирма. Не странно ли?
Ломонос был столь неудачным, что в 1987 году его решают отправить в Германию, чтобы отпилить «нос» и окончательно превратить его в ту «галошу», по словам моряков, которую он сегодня и представляет. То есть маневренность утеряна полностью. Не останавливаясь сейчас на технических характеристиках, проанализируем основные «вехи».
К счастью, когда было решено произвести «модернизацию», незадачливого партийного затейника уже не было в составе тогдашнего руководства страны. Он, в достаточно молодом возрасте, по тем временам, был отправлен на пенсию. То есть ему было чуть больше 60 лет, но в его услугах не нуждались. Сейчас много дискуссий в СМИ о том, что корабел был «консерватором» и отвечал в политбюро за оборонную промышленность, а «реформатор» отвечал за сельхозсектор, и если бы победил не реформатор, а консерватор, то «как бы мы развивались»?
Как справедливо утверждает профессор Н.В. Зеленевский, что «всё начинается с терминологии». Название ледореза, названного в честь концлагеря, организованного интервентами на Севере нашей Родины, уже впечатляет. Если к этому добавить технические характеристики этой галоши, сегодняшнее её балластное содержание на бюджете РФ, то можно порадоваться, что времена и консерватора и реформатора удачно завершены. Удачно для страны.
Ледокол «Арктика» ненамного старше своего финского коллеги, но за его плечами самые дерзкие покорения Арктики, именно поэтому он был снят с реестра в 2012 году с целью утилизации. Ведь сохранив его, мы сохраняем историю отечественной гениальности конструкторской мысли! А это мало интересует те СМИ, представители которых нацелены прославлять дорогостоящие галоши, появившиеся у нас из рук зарубежных «благодетелей». Сегодня, благодаря «санкциям» у нас есть все возможности для возрождения отечественного кораблестроения. Огромный богатырь «Арктика» был построен всего за три года! Пройдёт немного времени, и наши корабелы порадуют нас своими новыми детищами, которыми сможем гордиться и мы, и наши потомки.
Архип Каштелян |