И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
М.Ю.Лермонтов
Празднование Юбилея Лермонтова в Северной Столице совпало с превосходным поэтическим вечером, символизирующим Зримую поэзию. Сегодня был в очередной раз Праздник Яны Брук («MOVING POETRY»), который она ПРЕКРАСНО организовала в Клубе «Рекорд». Летний вечер в июле этого года был более насыщенным… Июльский Вечер был наполнен танцевальными номерами, сегодня больше внимания уделялось поэзии… Понравилось нам это? ДА!
Потому что ПОЛНОСТЬЮ раскрылись организаторские способности Яны.
Так получилось, что мы специально пришли пораньше, чтобы передать Яне статью «Оживающая поэзия», где рассказывалось об июльском вечере. Яна, увидев свою фотографию в статье, выразила совсем по-детски восторг!
И вот начался Вечер… Для нас было ОГРОМНОЙ радостью вновь увидеть Анну Царёву! Так случилось, что хоть в прошлый раз Анна оставила в нашем журналистском блокноте свою электронную почту, но прошло несколько месяцев, а мы ей не переслали текст. Потому что хотелось предварительно поговорить по телефону, а Дальний Восток от Санкт-Петербурга отстоит на столько часовых поясов! Наконец-то, удача, можно будет с ней поговорить!
Но, к счастью, Яна сразу после выступления Царёвой объявила, что она завтра будет выступать в Москве со своим новым номером…
Мы сразу поняли, что до окончания вечера Анна не останется, а у нас было несколько экземпляров статьи, один из которых хотелось передать этой великолепной исполнительнице… Посовещавшись на месте, решили, что один останется в зале, чтобы не пропустить выступление поэта, который поднялся на сцену, а другому нужно ПОПЫТАТЬСЯ застать Анну. Удалось вручить ей статью, которой она очень обрадовалась.
В этот раз Анна выступала вместе с Наташей. Конечно, девушка значительно уступала ей в мастерстве. Вообще, Анна является таким бесспорным лидером, что любой рядом с ней выглядит достаточно бледно.
Стихотворение было явно в стиле позднего Дюрренматта… То есть? Несмотря на то, что нам с детства хорошо знаком сюрреализм Фридриха Дюрренматта, но этот «сюрр» современной поэзии выглядит неестественно фальшивым. Умышленно не называем автора, хотя вели полную видеосъёмку. После окончания вечера чуть не поссорились. Один настаивал на том, чтобы выставить видео на сайте в полном объёме, другой настаивал на том, что из видео надо сделать «нарезку» кадров и «ограничиться» обычным комментарием.
Сам способ выражения поэзии через танец – это интересно! Но ДРАМАТУРГИЯ стихов? За редким исключением уровень стихов и музыкального сопровождения явно не дотягивал до танцевального совершенства той же Анны Царёвой!
Яна СПЕЦИАЛЬНО пригласила много новых поэтов, стихи которых ещё не были отражены танцем, чтобы КАЖДЫЙ поэт был востребован СВОИМ танцором. То, что стихи, своей эмоциональной ограниченностью, значительно сковывали отдельных выступающих мастеров хореографии, особенно проявилось в сольном выступлении Андрея Анку, но об этом, как говорится, мы скажем позже.
Нас удивила Яна. Когда она объявила об открытии Вечера, поднявшись на сцену, и спустилась в зал, мы с изумлением заметили, что она идёт босиком! Такой экзотики мы даже не могли предполагать! Нам казалось, что творческая манера «босоножки», как называли Айседору Дункан, давно ушла в прошлое…
Выступление Яны можно считать САМЫМ ЛИРИЧНЫМ. Стихотворение Галины Илюхиной, несомненно, было самым удачным из всего, что прозвучало на этом вечере. Простое по форме, оно затрагивало вечные проблемы семейных коллизий…Фарфоровая чашка, капелька вишнёвого варенья на чашке. Все эти мелочи создавали элементы домашнего уюта, которые создают атмосферу семейного комфорта. Партнёром Яны по интерпретации этого поэтического произведения был Андрей Бледнов. Но на фоне волнующего экспрессионизма Яны он выглядел очень бледно, словно оправдывая свою фамилию. Этот номер был изумительно проработан с точки зрения цветового светосопровождения.
Московская поэтесса Ольга Аникина внесла характерный интеллектуальный диссонанс, когда автор заставляет слушателей взглянуть по-новому на привычные стороны жизни.
Она прочитала такой стих:
Прожить с тобой всю жизнь…
И под конец возненавидеть…
Ольга делает длинный перечень обид, словно зрители присутствовали на бракоразводном процессе:
Варить обед…
Обыденную ругань не замечать…
Казалось бы, в чём здесь поэзия? Это даже трудно было назвать плохо зарифмованной прозой. А, тем не менее, именно такие стихи могли бы найти свои хореографические ассоциации. Уже после вечера, мы решили ознакомиться с биографией Аникиной. Оказывается, в поэзию она пришла после окончания Медицинского института. Вот откуда упоминание о «втором инсульте». Только медик может быть столь безапелляционным в подборе поэтических образов. Каковы задачи поэзии? Создавать метафоры, гиперболы, или прозаическими картинами бытовых зарисовок ЗАСТАВИТЬ слушателя задуматься?
Поэтический десант, предпринятый Яной на этом Вечере, позволил вернуть атмосферу Утёсовских вечеров. Знаменитый «Пароход» Леонида Утёсова воскрес в поэтическом воспоминании о речном трамвайчике одного поэта. Правда, когда внимательно мы вслушивались в отдельные тексты, то иногда можно пожалеть, что ушла эпоха Худсоветов и цензуры. Почему? Поэт солидного возраста читает стихи перед молодёжью… Речной трамвайчик – это превосходный символ Города на Неве, но выбрасывание бутербродов за борт для кормления птиц? Тем более говорится, что это были бутерброды, которые ему дома дала мама… Получается предпосылка для создания неуважительного отношения к матери? Хотя этот стих можно было бы отлично интерпретировать в виде танца.
Безусловным ЛИДЕРОМ этого вечера можно считать Андрея Анку! Удалось побеседовать с ним после выступления. Он занимается танцем четыре с половиной года. Ему 19 лет. Если сказать, что он Гениально пластичен? Это – ничего не сказать! Как только он ещё вышел в первом выступлении вместе с другим Андреем, у которого сценическое имя - Дважды Пять, то мы заметили, что капюшон, который он предельно глубоко натягивает на лицо, должен «что-то» скрыть.
Но танец есть танец. А мы предусмотрительно сели на первый ряд и вскоре увидели, что у Анку на виске то ли сценический грим, то ли заметная ссадина… Потом был ещё один совместный номер. И вот Вечер уже окончен. И вдруг Яна, словно вспомнив о чём-то важном, говорит:
- Да, кстати, у нас есть ещё одно выступление, правда, оно не связано со стихами, просто выступление под музыку или?
Она задумывается, обводя зал взглядом, и, словно не находя того, о ком она хотела сказать говорит:
- Но, этот человек получил травму и … и я его не вижу… И… я не знаю, будет ли он выступать?
И вдруг из-за кулис раздаётся голос Владислава Галкина, когда он играл роль в «Спецназе», и весь зал слышит:
- Буду!!!
Яна поворачивается к сцене и радостно восклицает:
- Так ты будешь выступать?
Андрей появляется на сцене и опять энергично повторяет:
- Буду!
Яна поворачивается к залу и объясняет:
- Андрей недавно получил травму, он выступал после травмы…
Но Андрей, озаряя весь зал своей радостной мальчишеской улыбой, уже стоит посреди сцены…
- А музыка у тебя есть?
- Есть!- утверждает Анку.
- Ну тогда, ДАВАЙ!- воскликнула Яна.
И Андрей ВЫДАЛ! Это был тот шедевр, который мог продемонстрировать только Бельграй, когда смог совершить дерзкий побег из фашистского концлагеря! (См. статью «Танцевальное наследие Бельграя или…»)
После выступления мы подошли к Андрею и спросили, что у него была за травма?
- А, ерунда,- небрежно ответил он.
Но мы настаивали, для нас это было ОЧЕНЬ важно, потом объясним, почему.
- Сотрясение мозга,- безразличным тоном ответил Анку.
Мы обомлели… Сразу вспомнился сюжет из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Когда Моцарт приводит музыканта-скрипача, который безумно фальшивит. Великий композитор смеётся над ним, даёт ему щедрые чаевые, а потом со смехом выпроваживает. И только после этого он знакомит Сальери со своим бессмертным Реквиемом, вызывая недоумение у завистливого современника…
- Ты с этим шёл?
Сальери понимает, что Моцарт совершал ТВОРЧЕСКИЙ ПОДВИГ, тратя время на ерунду, не боясь растерять своего Божественного вдохновения…
Вот и Анку, имея серьёзные признаки недомогания, он решился на Выступление, и КАКОЕ?
По правилам нашей газеты не принято упоминать фамилий тех, кто не заслуживает уважения. Именно по этой причине мы не называем фамилию одного зарубежного певца, который всю жизнь занимался пластическими операциями, но прославился он своей «специфической» походкой, которую потом многие копировали, как «редкое» достижение. Но чудеса пластики, ритмического попадания в такты мелодии у Андрея Анку были в этом танце на несколько порядков выше, чем у зарубежной «звезды»! Почему? Потому что одно дело, когда кто-то разрабатывает свою «пластическую» походку, делая её визитной карточкой своих многочисленных пластических операций, а совсем другое дело, когда вырабатывается стиль Барса.
В этом году мы празднуем 200-летие Юбилея Лермонтова. Мцыри – герой его знаменитой поэмы сражался с Барсом за свою Свободу… Владислав Галкин в знаменитом фильме говорит:
- Ну что, поехали?
А Балуев в том же фильме говорит:
- Кино снимаем, сейчас ещё один дубль сделаем!
Самой убедительной фразой этого фильма является выражение:
- Потанцуем?
Так вот в ТАКОЙ танцевальной манере прошло выступление Анку, несмотря на травму… Вопреки травме!
В Городе на Неве МНОГО талантов… Но высшее проявление ТАЛАНТА – это дарить радость, маскируя собственные трудности! В этом и заключается СИМБИОЗ поэзии и танца. ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕГО танца!
Об Анку можно было бы сказать словами Михаила Юрьевича Лермонтова:
И был бы я в стране отцов
Не из последних молодцов!
Танцевальную композицию Андрея можно было бы назвать «Мцыри». Потому что мальчик, выращенный в плену, как считал ребёнок, достиг юношеского возраста, решил вернуться на Родину. Анку тоже совершил ПОБЕГ. Это побег из пошлости тех символов, которые навязывают постоянно «любители» граффити и многих других символов, пропагандируемых определёнными «деятелями»…
Если говорить о ПРЕКРАСНОЙ, гибкой, стремительной и такой по-детски доверчивой Анне Царёвой, то мы снова убеждаемся, как опрометчиво она взяла себе сценическое имя Пандора. Мы ей об этом сказали ещё в день нашего знакомства в июле. Что такое ящик Пандоры? Это средоточье зла во всех вариациях. Нам подумалось, что Анна с такой символической фамилией Царёва, безусловно, должна была взять себе имя – Царица Тамара…
Глядя на её выступление, невольно в памяти оживают бессмертные строки Лермонтова:
В той башне, высокой и тесной,
Царица Тамара жила.
Прелестна, как Ангел Небесный,
Как демон коварна и зла!
Да, в своих образах Анна порой символизирует наступление Смерти, ужаснее которой трудно что-то представить в жизни, но при этом она остаётся ЦАРЁВОЙ, то есть живой, Повелительницей, чуткой и Доброй…
После вечера мы подошли к Яне, спросив её, сколько ей лет, были удивлены, что она уже закончила СПбГУ, причём Философский факультет! Отсюда та глубина подбора и поэтических произведений и хореографических интерпретаций… Ведь философия дословно переводится - любовь к мудрости. Яна отличается такой МУДРОСТЬЮ, что посещение Культурных Событий, организованных ею, становятся всегда Праздниками для зрителей. И мы пожалели только об одном! О чём же? Что такие Великолепные Праздники не транслируются по телевидению…
Когда готовили этот материал уже в редакции, включили для «фона» телевизор…
В очередной раз царила безвкусица. Шло очередное «шоу» (см. ст. в «ППР» об электронной музыке), где «арбитры» даже приблизительно не смогли сравниться по интеллектуальному уровню с Яной Брук. Выступления «претендентов» на новый ансамбль под руководством «мэтра», когда-то проявившего себя в «сражении» в пути, где он одержал не Творческую, а «финансовую победу», словом, и выступления «качающихся брёвен» и реплики их «комментаторов» производили самое удручающее впечатление. Обидно было за телезрителей, которым предстояло увидеть ни Барсов, отлично представленных в творчестве Лермонтова и ни Мцыри, а жалких карьеристов… Этот «конкурс» можно было бы назвать – «Ловля блох», потому что участники должны были «подготовить номер» за ночь. Члены «жюри» спрашивали:
- Сколько вы спали?
На первых этапах этого «конкурса» на вопрос о сне, «конкурсанты» отвечали, что им удалось поспать два часа, полтора. Теперь отвечали, что они для сна пожертвовали всего один час! Есть отличная пословица:
Быстрота нужна ТОЛЬКО при ловле блох!
Такие «шоу» правильнее было бы назвать «Блошиный рынок», тем более что зачастую была жалкая пародия на продукцию четвертого сорта зарубежного «творчества». Намёка на Лермонтова в таких телешоу обнаружить невозможно.
Зато радостно было сознавать, что ЕСТЬ ещё такие энтузиасты как Яна, которые могут сохранить МУДРОСТЬ в поэзии, танце...
Принцев Н.В.
Томановская В.В.
статья по теме:
ОЖИВАЮЩАЯ ПОЭЗИЯ (Восемнадцатый номер «ППР») архив |