Сегодня театральные аналитики связывают имя Кирилла Леонидовича со значением созвездия Большая Медведица на театральном небосклоне.
Следует пояснить, что астрономы заверяют, что Большая Медведица граничит с такими созвездиями – Дракон, Гончие псы, Лев и Малый Лев, Рысь.
Наверное, справедливо, что Датешидзе воплощает лучшие черты Вахтанга Кикабидзе (прямого потомка царского рода Грузии), но по своим театральным постановкам Кирилл Леонидович более всего ближе к стилю Кальдерона де ла Барка.
Лучшая пьеса Педро Кальдерона «Жизнь – это сон», очевидно, стала основным лейтмотивом творчества Датешидзе. Особенно это относится к яркому спектаклю «Базарофф».
Если мы конспективно рассмотрим историю театральных коллизий за 19-ый, 20-ый и 21-ый век, то мы сможем констатировать, что многие претендовали на лидирующую позицию на театральном небосклоне, но, увы, время доказало, что на фоне доминирующего положения созвездия Большой Медведицы некоторые мотыльки так и остались такими субъектами в исторической спирали, как Дракон, Гончие псы… И далее, по списку. Двадцать первый век обнажил феминизм таких особ, которые хотели бы себя чувствовать в театральном мире не иначе, как рысь, гоняющаяся за своими конкурентками.
Почему это можно утверждать? Недавно одна актриса, которая вскоре отметит своё пятидесятилетие в радиопередаче отметила, что она и в шестьдесят лет, и в восемьдесят лет будет выходить на сцену. Потому что только так она видит смысл своей жизни. У этой дамы есть шестилетняя дочь и муж, которого она моложе на двадцать лет, потому что она в своё время женила на себе отца своей подруги.
И вот такая амбициозная актриска, мечтает на 30 лет вперёд? Но она абсолютно не видит в этом будущем ни своего нынешнего мужа, ни своей дочери, да и своих ролей, она, скорее всего не ощущает. Кого она собирается исполнять в 80 лет? Героиню Наину из сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Или эта будет в «Пиковой даме» та особа, которая, посещая балы, как отмечал великий поэт, выезжая в свет, наносила косметику с такой же тщательностью, как и в юности, то есть 60 лет тому назад.
На этом и заканчивается перечисление ролей, рассчитанных на возраст в 80 лет. Старуха у разбитого корыта более всего подходит такой самонадеянной особе.
Удивило другое. Такой откровенной бездарности было бы полезно посетить спектакли Студии Датешидзе, где молодые актёры великолепно справляются с воплощением персонажей, которые имеют верхнюю планку солидного возраста!
А, возможно, ей лучше и не знать о Студии Датешидзе, студентах Николая Цискаридзе, воспитанниках Олега Винограда в Вашингтоне. Ведь не надо забывать, что с созвездием Большая Медведица расположено созвездие под названием Рысь.
Видимо, в древности в театральном мире были достаточно серьёзные взаимоотношения.
Поразительно, что эта актриска получила свою специализацию в студии того театра, который основали недоучившийся сын купца средней руки и студент, едва осиливший по одному семестру вуза двух факультетов.
Сегодня мы можем оценить посредственность этих мечтателей, захотевших перестроить театр в России.
Почему-то только в двадцать первом веке, когда открылись папки многих архивов, удалось увидеть ничтожность тех самовлюблённых кумиров, которые воспитывают таких актрисок, которые ещё и 80 лет хотят утомлять публику собственным нарциссизмом.
Сегодня можно сравнить Мейерхольда и Станиславского, которых бы астрономы могли бы причислить к созвездию Гончие псы. Что их объединяет? Оба были сыновьями купцов, которые с самого раннего детства выполняли любую их прихоть. Станиславский, наигравшись в домашнем театре, в 33 года решил, что он будет создавать театр нового типа? Когда он с одним бывшим студентом организовал свой театр, то пригласил для постановки нескольких пьес Мейерхольда – сына зажиточного владельца винокуренного завода. Рекомендацию для театра Мейерхольду дала Ольга Леонардовна – дочурка немецкого владельца тоже громадного винокуренного завода. Конечно, алкогольные напитки и пересмотр миссии театра? Это просто революционный прорыв!
Станиславский считал, что его бабушка, приехавшая на гастроли в Россию, которая родила двух внебрачных дочерей от его деда, именно бабушка дала ему талант (???) актёра. Старший брат Станиславского был о бабушке другого мнения, но это – отдельные детали.
Мать Мейерхольда была из рода прибалтийских немцев, что давало Станиславскому уверенность, что этот сын винного заводчика обеспечит ему клиентуру питейных заведений. Чуда не произошло. Станиславский избавился от услуг Мейерхольда, но? Но ему не хотелось портить отношений с винными заводчиками, поэтому Станиславский отрекомендовал Мейерхольда Вере Фёдоровне Комиссаржевской.
Наверное, передача бездарного режиссёришки из Москвы в Северную Пальмиру – это была своеобразная месть престижному первенству Города на Неве.
Конечно, чуда не произошло, несколько спектаклей, поставленных Мейерхольдом в театре «Пассаж», отвадили практически всех театралов от Веры Фёдоровны, поставив её театр на грань разорения. Она вынуждена была отказаться от назойливых услуг Мейерхольда, с чем он не согласился. Он затеял судебную тяжбу с Верой Фёдоровной, которая всё-таки смогла в суде доказать режиссёрскую ограниченность Мейерхольда.
Когда некоторые рассуждает о так называемой «системе Станиславского», то забывают о главном постулате его установки. Эта установка предполагает, что актёр, начиная работать над ролью, обязан опираться на собственный (???) опыт. Напомним, что Станиславский любил исполнять роль одного обитателя ночлежки в пьесе М. Горького. Понятно, что в ночлежку не попадают такие избалованные детишки купцов, которые просыпаются утром, жалуясь в письме матери, что у него резкая боль в ребре? Потому что? После весело проведённого вечера в зарубежной поездке, Станиславский улёгся спать, не сняв сюртук. А во внутреннем кармане этого сюртука был бумажник, до отказа набитый ассигнациями. Вот эти пачки купюр и причинили ему боль, которую он ощутил утром.
Вряд ли у артистов в театре Станиславского были проблемы от туго набитого бумажника.
Можно привести ещё один показательный пример. Станиславский постоянно утверждал, что в их семье было десять детей, а на самом деле? У его матери было только девять детишек, а вот самым младшеньким в этом семействе был ребёнок Станиславского, который родился у него, когда ему было около двадцати лет. Отец Станиславского решил выручить сына, решив воспитывать этого ребёнка в семье, не обременяя Станиславского невыгодной женитьбой.
Этот поступок тоже даёт характеристику театрального дельца, говорившего, что «надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Да, нужно обладать, видимо, редкостным талантом, чтобы играть роль босяка, но засыпать с бумажником, набитым купюрами.
Можно много рассуждать об учениках Кирилла Леонидовича, но оценить их превосходство над теми театрами, которые многие десятки лет незаслуженно хвалят, так вот для правдивого сравнения, нужно определиться с тем фальшивым императивом всевозможных «систем», которые похожи на светлячков, которые напрасно называют фальшивыми звёздами.
Семь звёзд Большой Медведицы остаются театральными шедеврами, открывающими новую эпоху в миропонимании драматического спектакля.
Томановская Валентина Владимировна |