Понедельник, 23.12.2024, 11:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Март » 20 » Психологическая и политическая журналистика или кому помешал В.М. Бехтерев?
13:15
Психологическая и политическая журналистика или кому помешал В.М. Бехтерев?

Сотрудники «ППР» потратили несколько лет, чтобы исследовать причину смерти Великого учёного. Официальная версия – «отравление консервами» мало нас устраивала. Истинную причину мы обозначим в конце статьи, а сейчас коротко отметим, по какому пути шло это расследование.

Данная работа нацелена на исследование такого явления, как Психологическая генетика, которая была исследована академиком Бехтеревой Н.П., но основы параметризации этого научного раздела были сформулированы учёным С.В. Левашовым. Авторы изучали в архивах, беседах с потомками учёных, чтобы выяснить особенности такой Научной школы, как Психологическая генетика. Основателем её можно считать потомственного дворянина – уроженца Тульской губернии, - Сергея Васильевича Левашова, который закончил Медико-Хирургическую Академию в Санкт-Петербурге и был направлен на стажировку в зарубежные клиники вместе с В.М. Бехтеревым.

Изучая такой малозначительный факт (с точки зрения истории сегодняшней психологии) как обсуждение Советом Академии кандидатов для зарубежной стажировки, авторы обратили внимание на тот факт, что третьим Кандидатом на такую стажировку был Иван Петрович Павлов, которому было отказано, т.к. В.М. Бехтерева и С.В. Левашова нашли более достойными, как сейчас принято говорить, по формальным признакам. Комплексное изучение фактологии с принятием этого Решения по зарубежной стажировке выявило ряд терминологических особенностей того периода в определении статусности заявленных претендентов, которые сегодня можно трактовать с точки зрения социальной психологии.

Первое. Учитывался образовательный и возрастной статус претендента. У Павлова он был выше, до поступления в Медико-Хирургическую Академию, он блестяще закончил Физико-Математический факультет Санкт-Петербургского университета, имел опыт преподавателя, был старше на 9 лет В.М. Бехтерева.

Второе. Принимался к рассмотрению перечень научных статей. У И.П. Павлова к тому времени было 13 научных статей, у С.В. Левашова – 18 статей, а у В.М. Бехтерева, несмотря на его молодость, уже было 58 статей.

Не будем сейчас делать акцента на том, что в 20 лет Бехтерев В.М. вызвался добровольцем участвовать в Русско-турецкой войне 1877-1878 года, откуда регулярно посылал статьи о работе Военного госпиталя, что в Санкт-Петербурге учёными прочитывалось с огромным интересом. Но запомним этот важнейший период его жизни, к анализу которого авторы ещё вернутся.

Третий фактор – социальная значимость претендента, говоря современным языком, способность в социализации учёного определённого научного контингента.

И здесь мы сталкиваемся с таким явлением, которое позже В.М. Бехтерев ознаменовал как «психическая бацилла». Левашов мог «заражать» своими идеями, являясь необыкновенным популяризатором науки, в частности психологической адаптации социума.

Исследованиями авторов было установлено, что смерть С.В. Левашова была насильственной в 1919 году в Одессе, что связано было с высокой и бесспорной значимостью его научного авторитета. Так что же не устраивало оппонентов в Научной программе С.В. Левашова? Кстати, И.П. Павлов через год всё-таки смог себе выхлопотать Право зарубежной стажировки, но без материального содержания, чем он и воспользовался, но не в полном объёме, потому что материальные средства его были ограничены.

Так в чём же была научная новизна исследований С.В. Левашова, к которым уже незадолго до своей кончины вернулась Наталья Петровна Бехтерева (вернее, позволила высказываться на эту тему)? Сделав открытие возбудителя сыпного тифа ещё в конце 19 века, Левашов разработал оригинальную методику лечения. Например, больным он предлагал, как можно больше и с максимальным выражением петь. Очень важен был и выбор песенного репертуара. Наличием песенного таланта С.В. Левашов занимался достаточно скрупулёзно, выявляя такие особенности, что некоторые сословия (мещане, мелкие чиновники) в силу своих потомственных градаций в иерархии социальной лестницы утрачивают способность не только громко говорить, но и теряют способность широкой артикуляционной вариации, что и обуславливает способность петь. Тогда как пение является важной доминантой в улучшении функционирования иммунной системы.

Учёный делал диетологические замеры, позволяющие определить факторы резистентности организма, что сегодня доказывается исследованиями профессора химии (Номинанта на Нобелевскую премию) В.И. Слесарева в области аквакоммуникации. Выяснилось, что употребление разнообразной и хорошего качества пищи ещё не является стимулирующим фактором высокой резистентности организма против того же сыпного тифа.

Однако о научных открытиях С.В. Левашова сегодня известно немногое, как и о работах его свёкра – Василия Марковича Флоринского, основавшего в Санкт-Петербурге кафедру Детских болезней при Медико-Хирургической Академии.

Флоринский, будучи не только медиком, но и археологом, этнографом, то есть учёным энциклопедистом, являясь членом Бостонского Гинекологического Общества, смог увлечь Левашова идеями Психологической генетики. В этом году, когда исполняется 160 лет со Дня рождения В.М. Бехтерева и 90 лет со дня его смерти (декабрь 1927 года), авторы считают, что социальная психология не исследовала такой фактор семейной психологии, как роль Натальи Петровны Базилевской в становлении научного потенциала В.М. Бехтерева. Ведь если отец академика Бехтеревой был назван в честь дедушки (отца своей матери), то сама Наталья Петровна получила имя в честь собственной бабушки, став тоже Натальей Петровной Бехтеревой…

Авторы исследовали с точки зрения Психологической генетики не только судьбу академика Н.П. Бехтеревой, но и её младшего брата – учёного в области радиофизики, который помогал ей в Институте мозга применять новейшие разработки в области радиолокации, что вывело отечественную нейрохирургию на недосягаемую высоту в мировой науке. Казалось бы, размещение в Детском доме при тюрьме даёт минимальные шансы к выживанию, особенно в условиях Фронтового Блокадного периода. По словам Н. П. Бехтеревой, из 700 студентов, кто поступил вместе с ней в Первый Медицинский институт, в живых остались только четыре человека…

Считается, что Психологической генетикой академик Бехтерева стала заниматься только в конце жизненного пути, но авторы выяснили, что это не так, однако в силу определённого консерватизма научных догм, сформированных в советский период в образовательной сфере, ей не удалось в полном объёме изложить свои взгляды в научной литературе. Поведенческий стереотип советских учёных-исследователей, который был предметом её изучения, не всегда находил закономерные отклики среди коллег, что было обусловлено разными побудительными мотивами. И тогда-то Н.П. Бехтерева стала более комплексно изучать судьбу своей бабушки – Н.П. Базилевской, особенности родового гнезда «Тихий берег» на территории сегодняшнего Смолячкова (Курортный район СПб), где побывали и авторы.

Будучи Директором Института Мозга, Н.П. Бехтерева обладала значительными возможностями для широкомасштабного изучения физиологии мозга, однако в беседах с кем она могла быть по-настоящему откровенна, она указывала на то, что психология, к сожалению, зачастую развивается по директивному методу, где данные экспериментов могут быть политизированы либо коммерцилизированы.  

В рамках изучения Психологической генетики, находясь в ранге всемирно известного учёного, Н.П. Бехтерева решила посетить целительницу Вангу, развивая изучение таких аспектов, как внутренне зрение, телекоммуникационные связи, интуиция.

Сегодня, оперируя терминологией гештальт психологии, основателем которой считают Макса Вертгеймера, можно всё-таки констатировать, что фундаментальная монография академика Н.П. Бехтеревой «Здоровый и больной мозг», которая была изначально издана в 1980 году, может сегодня послужить основанием для нового научного подхода в психологии, который способен изменить существующие десятилетиями понятия. Если термин Генетическая психология подразумевает достаточно разработанную проблематику, которой занимались и Жан Пиаже во Франции и Джером Сеймур Брунер в США, то Наталья Петровна, на основании своего собственного жизненного опыта, смогла сделать уникальные открытия. Авторы, изучив ряд материалов, обобщив результаты участия в Научных Конференциях, пришли к выводу, что стажировка Левашова в зарубежных странах была важна для него не столько для приобретения знаний, сколько для подтверждения собственных открытий. Сергей Васильевич Левашов, выступая с докладами в Париже, Берлине, щедро делился своими открытиями с коллегами. Учитывая, что стажировка начиналась с 1883 года, а Макс Вертгеймер родился только в 1880 году, то психологическая парадигма современного гештальт подхода была всё-таки сформирована Флоринским и Левашововым. У В.М. Бехтерева тоже были СВОИ задачи, которые и стоили ему жизни, вернее, ускоренного ухода из жизни.

К сожалению, бюрократический уровень недопустимого контроля за наукой, когда представители царствующей семьи считали себя в составе попечительских советов ВУЗ-ов, этот прессинг оказывал недопустимое давление на науку, а особенно на психологические дисциплины. И такая боязнь со стороны царствующего дома была вполне объяснимой, ибо научные психологические разработки по оценке параметров поведенческого стереотипа руководства тогдашней монархической верхушки ускорили бы падение режима быстрее, чем революционные события.

Авторы выявили такой научный парадокс, когда, казалось бы, для широкомасштабных психологических исследований сегодня не существует преград, т.к. выявлены догматические каноны, как царского, так и советского периода, однако ситуация имеет ряд корреляционных особенностей, что авторы намерены осветить в отдельной статье. Объём данного исследования позволяет только фрагментарно остановиться на таком выделенном аспекте.   

Сегодня некоторые психологи утверждают, что Наталья Бехтерева многого добилась только благодаря своей известной фамилии, но здесь-то мы и сталкиваемся с таким явлением, когда фамилия, изначально предполагающая какие-нибудь авансы в жизни, становится мощной минусовой отметкой. Что мы наблюдаем сегодня? В Северной Столице есть некий Медицинский Центр, который, увы, дистанцировался и от учения Владимира Михайловича Бехтерева и тем более от тех научных открытий, которые были сделаны Натальей Петровной. Даже сегодня, когда с трибун говорится об отсутствии групповщины и кулуарности в науке, на деле можно наблюдать явление конъюнктурной интерференции. Что это означает? Когда цвета радуги изображаются в другом порядке, а в физике уже эффект диаметрального зеркального отражения зафиксирован, вопреки научно доказанной аргументации на основании многочисленных экспериментов.

Авторы статьи, посещая многие десятки научных лекций, столкнулись с таким явлением, что наследие Н.П. Бехтеревой умышленно интерпретируется с антинаучной точки зрения. Это делается на лекциях по физике, биологии, медицине, химии, психологии, ментологии, тогда как эти лекции предназначались для обмена опытом молодых учёных. На лекции по физике, когда авторы процитировали результаты эксперимента Бехтеревой Н.П. по фокусировке зрения, лектор заметил, что «Наталья Петровна не могла знать теории изображения». При этом делалась ссылка на весьма сомнительного автора, который делал умозрительные заключения, не утруждая себя глубокими научными исследованиями.

На одной из лекций по медицине можно было услышать нечто подобное, а на публичной лекции по психологии один достаточно известный психотерапевт сорвался на фальцет, безапелляционно заявив, что у Бехтеревой не было ничего, кроме фамилии.

Но Наталья Петровна как раз всю жизнь и занималась исследованием генетического ФАМИЛЬНОГО кода. Психология во всём мире не озаботилась изучением такой дисциплины, как Психологическая генетика.

Авторы решили объективно исследовать такие факты. Наталья Петровна Бехтерева родилась в 1924 году, но в 1938 году арестовали её отца инженера-исследователя и изобретателя, вынеся ему приговор, что он «не так изобретал приборы». Этого было достаточно, чтобы его расстреляли. Одновременно арестовали и мать будущего академика. И хотя формально говорилось, что «дети за родителей не отвечают», но, в действительности, это было далеко не так! Продолжать учёбу Наталье Петровне пришлось в Детском доме при тюрьме. Мама – врач по специальности была осуждена, как «жена врага народа». А вот в Детском доме, к сожалению, были не только дети репрессированных, но и «простых» уголовников. Вот тогда-то юная Наталья и смогла накопить свой первый психологический опыт о криминальной наследственности, которую, несомненно, в советское время отрицали. Поездка из Детского дома в Родной город (поощрение за безупречное выполнение драконовских правил того «воспитательного учреждения», куда она была помещена) совместилась с началом Великой Отечественной войны… Так что Наталья пережила Блокаду в осаждённом городе, где одновременно училась в Медицинском институте, дежурила в госпитале, опять же получив колоссальный практический материал, изучая нейрохирургию…

Да, «благодаря» фамилии, она получила детство при тюремном учреждении… Затем годы Блокады! А потом? Она чудом не оказалась в списке «подлежащих расстрелу» по Ленинградскому делу. Сегодняшнему руководителю Академии Образования – Людмиле Алексеевне Вербицкой повезло меньше. Отец, будучи руководителем в Блокадном городе, был расстрелян, сама она была направлена на обучение в город Львов, где родственники из ОУН и других организаций, участвовавших в спецоперациях СС по засылке диверсантов в Блокадный город, особой «любви» к тем, кто оказался на Украине, не испытывали. Особенно из Блокадного города.

Академик Вербицкая и академик Бехтерева, которые смогли получить ранний психологический опыт, но принадлежность к известной фамилии, вряд ли создавала для них условия оранжерейной беззаботности.

Сегодня, когда генетика обладает высокими потенциальными возможностями, психология могла бы использовать факторы выявления, как позитивной Генетики (Бехтерева, Вербицкая, другие выдающиеся личности), как и негативной составляющей.

Но здесь-то и проецируется принцип коллективного псевдонаучного эгоцентризма. В чём это заключается? Сегодня психотерапия подразумевает, что так называемый пациент обращается к психотерапевту, чтобы решить свои психологические проблемы, а если в данном случае психолог является жертвой, когда представитель криминалитета пытается прозондировать возможности адаптационного воздействия на психолога?

Происходит смена парадигмы мышления в рамках заранее сконструированной мизансцены при отобранных параметрах ментологии? Ведь сложную, драматическую порой до трагизма, судьбу академика Бехтеревой современная ментология интерпретирует, как случайную обладательницу известной фамилии. И при этом списывается с нравственных обозримых горизонтов судьба родителей Натальи Петровны, нет ещё глубокого психологического исследования её тернистого пути в науку.

Сегодняшняя криминализация социума на фоне либерализации уголовного законодательства в РФ обязывает заняться таким фундаментальным исследованием, как Психологическая генетика. Долгие годы фигурировал термин, как Генетическая психология, где рассматривался генезис мышления в раннем возрасте и в последующих периодах развития личности. Но отечественные и зарубежные исследователи, опиравшиеся на психоанализ Ф.М. Достоевского, который до конца своих дней оставался верен постулатам Кружка Петрашевского, не учли посткриминального синдрома этого писателя. Годы, проведённые им на каторге, дезориентировали в нём градации нравственных параметров, что в его книгах и дневниках выстраивает философию обязательной жертвенности. Например, свои эпилептические припадки Достоевский считает, как волны просветления. Однако он не мог понять, почему Анна Корвин-Круковская, в которую он был влюблён, вежливо отказала ему быть его супругой, будучи несколько раз свидетельницей его эпилептических приступов?

В одном из своих произведений Михаил Васильевич Петрашевский отметил, что если японец будет воспитан в Лондоне, то он будет англичанином. Он был основоположником революционного абстрагирования, что было подхвачено другими носителями социальных преобразований. Зарубежные коллеги, воспользовавшись опытом революционных преобразований, проходивших в нашей стране, пошли по пути искусственной натурализации, как в Англии, так и в ФРГ. Но сегодня в ФРГ имеется около 600 мечетей, и, хотя население турецкое является незначительным по количественному составу, но в стране остро стоят проблемы исламизации. Сегодня Психологическая генетика могла бы дать строгий научный анализ, почему турецкая диаспора, проживающая сегодня в ФРГ, владеющая немецким языком с самого рождения, всё-таки имеет склонность к менталитету, который сформирован в них десятками поколений. Можно констатировать, что образовательная система, сформированная в зарубежных странах, не устранила тех внутренних психологических противоречий, которые сформированы на генетическом уровне.

Современные учёные, занимаясь психоанализом ситуаций, которые ему излагает пациент, не всегда уверены в достоверности излагаемых им фактов. Научный инструментарий в виде физиологических параметров мог бы значительно систематизировать означенные проблемы. Неслучайно, что в своей книге о мозге Наталья Петровна отметила, что мозг – это самый сложный и удивительный объект во всей вселенной. Однако до сих пор психотерапевты пользуются некоторыми штампами, типизируя своих клиентов, даже не принимая во внимания тот факт, что на сеанс к психотерапевту поступает самый удивительный объект для исследования, который будет требовать к себе неукоснительного внимания, а генетический код которого остаётся за гранью распознавания.         

В процессе исследования авторы попытались выяснить следующие факторы:

 

  1. Сегодня в России мало исследована роль Польских учёных в формировании основ современной психологии с точки зрения векторной экстраполяции анализируемых  фактов.
  2. В связи с отсутствием должного внимания к образовательному опыту Н.П. Базилевской (супруги В.М. Бехтерева), экспериментальным данным С.М. Флоринского, сегодняшние отечественные исследователи не могут оценить теоретическое и практическое наследие Левашова.
  3. Переосмысление репортажей из фронтовых госпиталей В.М. Бехтерева позволяет отечественным психологам претендовать на лидирующее положение в области Психологической генетики, являющейся краеугольным камнем в гештальт психологии.
  4. Методологическая и системная работа, проводимая сегодня в рамках развития Психологической            журналистики, даёт возможность исследователям общаться с коллегами из разных регионов РФ (Сибирские исследователи научного наследия Флоринского), а также учёными из других стран, что позволяет раздвинуть существующие горизонты в области той же Психологической генетики.

 

Итак? Читатели вправе спросить, что же явилось причиной ДОСРОЧНОГО ухода из жизни Великого учёного? Ответ мы смогли найти в экспедиции по орнитологии с Болгарскими учёными, которые многие годы занимаются зоопсихологией. Что удалось узнать? Владимир Бехтерев ТЩАТЕЛЬНО изучал Народную медицину, а также анималотерапию, что и спасло ему жизнь, когда он был ранен во время Освободительной Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Так вот? Владимир Михайлович, будучи офицером Медицинской службы, намеревался ШИРОКО отметить Юбилей этой Победы. Но 1927 год прошёл ВНЕ этих торжеств! Учёному «пообещали», что всё «состоится» в 1928 году… А вместо этого? Состоялся досрочный уход из жизни Великого не только учёного, но и Бойца! В тот период?

Мы ещё вернёмся подробно к этой теме, и почему объяснение мы получили от коллег именно в экспедиции по орнитологии… Сегодня зоопсихология, в связи с Нобелевскими премиями на эту тему, приобрела свой новый сакральный смысл. Когда-то в Одессе помогли в 1919 году уйти из жизни Левашову, потом те же методы были предприняты и относительно В. М. Бехтерева, т.к. Наталья Петровна Бехтерева (супруга учёного) предварительно «тихо» ушла из жизни на даче в пригороде Города на Неве.

Почему же Зоопсихология? Здесь надо вспомнить, НАСКОЛЬКО глубоко Бехтерев В.М. ставил свои уникальные эксперименты с Львом Дуровым….И эта глубина МНОГИХ пугала. В сотнях статей говорилось, что Бехтерев «поставил диагноз» Ленину или Сталину, и высказался об этом… Это не так, диагноз, причём безошибочный он поставил нескольким зарубежным аферистам от политики… По их указке, как и в 1919 году был ликвидирован Левашов, так и был убран с исторической арены Владимир Михайлович. Но? Завещание было «долговременным», оно распространилось и на сына учёного, и на внучку, и? И на него самого? Ведь в этом году о 160-ой Годовщине со Дня рождения В.М. Бехтерева СМИ решили промолчать? Да, решили, да и о 90-ой годовщине со дня Гибели тоже мало говорится. Но продолжим ещё освещать эту тему, ведь в нашей стране Психологическая генетика имеет особый смысл.

 

Томановская Валентина Владимировна,

Челышев Борис Владимирович

 

Просмотров: 674 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика