Однажды… Можно говорить стихами Николая Алексеевича Некрасова:
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был страшный мороз.
Смотрю, поднимается медленно в гору
ЛОШАДКА, везущая хворосту воз…
Именно так нам представил наш Друг из Хабаровска – писатель Леонид Сергеевич Сунгоркин своё резюме о...
О творческом кредо Екатерины Румянцевой, для которой Кони стали Поэмой жизни. И как это нередко бывает? А мы называем писателя-этнографа Настоящим Сказочником! Да, Леонид поведал нам, как тоже ОДНАЖДЫ посетил Военную часть на своём Родном Дальнем Востоке и поразился! Чему? Как можно ТВОРЧЕСКИ руководить вверенным Сергею Петровичем коллективом. Что поразило Леонида Сунгоркина? Он наблюдал, как Сергей Петрович смотрел телепередачи. Он хохотал, протирая глаза от слёз, порой он хмурился. То есть? Это было средоточие ИСКРЕННОСТИ! Той искренности, которая практически НАПРОЧЬ утеряна в большинстве наших школ. Формализация?
Формализация появилась в советское время (к принципам которой мечтает возвратиться Ольга Евгеньевна Васильева), которая особенно отчётливо отображена в фильме «Год счастливого ребёнка». На трибуне выступает оратор, а в зале? Все дружно спят, включая и преподавателей, и детей. Но Леонид (вот уж работа в Уголовном розыске сформировала в нём наблюдательность) обратил наше внимание на то, что киножурналистика у нас отличается изрядным примитивизмом. В какой части? Занимаясь описанием кинофестивалей, наши киножурналисты стараются во всех подробностях рассмотреть платья артисток и почётных гостий, так как такие гостьи любят себе рекламировать в интернете, но АНАЛИЗА самих киносюжетов практически нет!
Именно по этой причине одностороннего взгляда на кинематограф, зрители так и не могут узнать о тех, кого надо было бы выводить ПЕРВЫМИ на красную дорожку… Отслужив в Штурмовой Бригаде ВДВ, Леонид Сунгоркин и нас приучил смотреть фильмы с точки зрения спортивности того или иного фильма. Вот и незамысловатый фильм «Год счастливого ребёнка» мог бы быть интересен только знакомством с Александром Переверзевым, который владеет всем набором навыков каскадёра, успешно освоив и Конный спорт (здесь уж, бесспорно, заслуга его Прекрасной супруги, являющейся асом Конного спорта) и виртуозное владение автомобилем и альпинизм.
Леонид, будучи человеком КРАЙНЕ неугомонным, частенько теребил нас вопросами:
- Как там в Питере поживает наш Сибиряк?
Это речь шла о Жатько Владимире Павловиче, который, на наш взгляд, в своих педагогических устремлениях, обогнал и Сухомлинского и Ушинского, вместе взятых. Почему это можно утверждать с полной уверенностью? Потому что он обладает необыкновенным талантом СЛУШАТЬ и НАБЛЮДАТЬ. Так получилось, что, побывав в офисе Владимира Павловича, разговорившись с ним, мы вдруг СЛУЧАЙНО обнаружили, что уже более 20 лет посещаем одни и те же досуговые мероприятия! Но если мои коллеги привыкли «отмечаться» вопросами, обращёнными к лектору, что зачастую среди слушателей наши вопросы становятся более запоминающимися, чем тема выступления самого лектора, то Владимир Павлович предпочитает отмалчиваться. Этим он напоминает мыслителей древности. И получается, как в известной песне Михаила Боярского:
Какая роль, какая роль,
Да, в этом фильме, безусловно, я – король!
Песня повествует нам о судьбе тех, кто снимется в массовке… А много ли известно зрителям о тернистом пути каскадёров? А также и тех, кто делает фильм по-настоящему запоминающимся? Как-то мы разговорились с Игорем Игоревичем Учаевым, как снимался знаменитый фильм «Золотая мина», съемки которого он наблюдал в детском возрасте. По полям, замаскировавшись в головной убор главной героини, лихо разъезжал каскадёр, завораживая внимание зрителей!
Но поведала ли об этом киножурналистика? Мы пересмотрели фильмы с участием Александра Переверзева в качестве каскадёра… Что можно сказать? Сюжеты не выдерживают никакой критики, где на сценах каскадёров хоть как-то задерживается зрительское внимание! Говорится ли об этом хоть что-нибудь кинокритиками? Они об этом скромно умалчивают. А ведь в ЛЮБОМ фильме каждый участник – это равноценный создатель киноленты. Французы смогли классически высмеять фальшивость кинозвезды, показав незаурядный труд каскадёра, когда напудренный герой, бравируя своей шелковой рубашечкой, показывался из-за камня, радостно заявляя:
- Нет, я ещё не выкурил своей последней сигареты!
Показательно, что и звезду, и каскадёра играл остроумный Бельмондо, который в юности принимал участие в боксёрских поединках… То есть не был изнеженным киногероем.
Судьба Александра Переверзева на порядок интереснее, чем персонажи фильма того же Рогожкина «Жизнь с идиотом». Но именно «идиотиана» (когда-то была «лениниана») и стала символом измеримости киножурналистского недомыслия. Например?
Один артист, исполнивший роль в произведении Достоевского «Идиот», как нам кажется, не может расстаться с основными реалиями характера этого персонажа. Чем это доказывается? С маниакальным упорством он решил терзать Президента РФ своими каверзными, но достаточно однообразными вопросами. Это артист сделал на Культурном форуме, который проходил в Северной Столице, это же он сделал и на вручении ему награды. Такая своеобразная ложка дёгтя к запасам мёда. Почему же он (этот артист) выглядит настолько смехотворным? Да потому что артист НЕ ЗАБЫВАЕТ получить награду из рук Президента РФ, но при этом считает своим долгом обрушиться с критикой на те структуры, которые непосредственно Президенту РФ и подчиняются.
Причём артист НАСТОЛЬКО заигрался, вжившись в нравственные принципы указанного героя Ф.М. Достоевского, что он не понимает неуместности своих заявлений, претендующих на некую «смелость». А в чём причина такого психологического парадокса? В зависти! Оказалось, что этот артист БЕЗУМНО завидует каскадёрам и? И, как это ни странно может показаться? Именно Александру Переверзеву! А почему? Однажды на одной кино площадке, этот актёр, узнав, что супругой Переверзева является Екатерина Румянцева – Амазонка наших дней, он воскликнул:
- За что ЭТИХ каскадёров ТАК любят женщины?
И в этом заключается парадокс, что страсть к «смелым вопросам» была порождена завистью к тому же Переверзеву. Сделать этакий «словесный наскок», когда в жизни лошадь такие «герои» обходят стороной. Вот и недалёкие мажоры, пытающиеся «прогнать» по городским улицам, оказывается, выросли на зависти к Александру Переверзеву… Тоже хотят подражать! А возможностей (интеллектуальных и нравственных) для этого не имеется!
А какой же выход предложил Сергей Петрович Попсуй? А он решил в школах сделать Классы Переверзева! Что это подразумевает? А почему бы в наших Школах не учить Верховой езде? Альпинистским навыкам, автоспорту?
Конечно, мы опрашивали школьников, гимназистов, лицеистов? Что показал опрос? Подростки стали голосовать руками и ногами за ТАКУЮ программу обучения! А что же Ольга Евгеньевна Васильева? Она считает, что «советская школа» - эта панацея. А мы выяснили, что когда училась нынешняя министр Образования, то к тому времени любитель кукурузы уже успешно ликвидировал Морскую авиацию, Горные дивизии, Военные Конные заводы, передав их в ведение колхозов.
Писатель Радий Погодин справедливо утверждал:
- Все мы родом из детства!
Так КАКОЙ период советской школы планирует возродить Ольга Евгеньевна? Разговорились с Сергеем Петровичем, который добился открытия Кадетского училища, которое будет действовать на НОВЫХ принципах! Каких? Не будем забывать, что Сергей Попсуй занимается инновационной деятельностью.
Он склонен вместе с Жатько провести существенные инновации в образовательных процессах. С чего надо начинать? Конечно, с киножурналистики! Вернее, с изучения основ киножурналистики, которая сегодня грешит явной претенциозностью. Почему-то с орбиты киножурналистики уходят фильмы Израиля, например, замечательный фильм «Поздняя женитьба». И получается? С одной стороны? Есть немало пропагандистов среди учителей и журналистов ввести в наших школах «уроки сексуального воспитания», а с другой стороны, остаются вне зоны обсуждения такие фильмы, как «Поздняя женитьба». Одного «вечного студента», которому уже 31 год, и он учится в докторантуре по философии, знакомят с девушкой, которой 17 лет. Отбыв с родителями «положенные часы» знакомства с семьёй школьницы, он отправляется к посещению своей дамы, которая старше него. И вот этот, казалось бы, простейший сюжет захватывает зрителей значительно сильнее, чем наши современные перестрелочные фильмы, которые можно назвать «недоделочными» с точки зрения слабого психологического содержания.
Когда-то в нашей стране были Учебные фильмы. Скучные до невероятия! Считалось, что они «чему-то учат детей». А если предоставить возможность школьникам САМИМ снимать фильмы? О себе, о том, что их волнует? Как они преодолевают свои трудности?
Возвращаемся к Александру Переверзеву, который несколько лет бьётся над тем, чтобы Конный спорт стал повседневностью, а не экзотикой!
И ещё? Настоящее каскадёрство – это изобретательство! Это тот креатив, которого так сегодня не хватает нашим телевизионщикам, которые копирую западные «игровые передачи». Результатом таких оргий, устраиваемых в теле студиях, некоторые известные супружеские пары выливают потоки грязи на своих суженых, ряженых, а потом, решив помириться, как и исполнитель главной роли в фильме «Идиот», терзают Президента РФ просьбами, чтобы их защитили. Вопрос, от кого? Ведь весь грязево-шумовой поток они сами о себе создали. А что же кинокритика? Она молчит о развёртывании таких теле и кино эпопей?
Почему-то киножурналисты не возражали, когда вышла новая интерпретация фильма «С лёгким паром»? Зачем это повторение, когда сегодня жизнь в РФ переполнена НОВЫМИ героями? Ведь можно было бы снять фильм о том, как служил в разведроте тот же А.Переверзев! И школьникам было бы это интересно! Можно снять фильм о том же Сергее Васильевиче. А наши киножурналисты? Они, увы, отошли от широких обобщений. Журналисты любят обсуждать, разрешат ли на наших сценах «победное шествие» одного спектакля, который почти сорок лет назад пользовался весьма сомнительным успехом за рубежом. И только у тех, кто ЯВНО не доучился.
Мы посмотрели на образцы той продукции, которую можно делать из отходов древесной промышленности. Причём к производству таких изделий можно приучать не только школьников, но и детей из Детских садов. Моторика…Её нужно развивать с самого раннего возраста. А между тем? Ольга Васильева, словно забыв об успехах в воспитательных процессах того же Жатько и Попсуя, вдруг стала хвалебно отзываться об одной блогерше, словно пришедшей из фильма «Год счастливого ребёнка». Классический вариант Тамары Петровны, не забывающей действовать по указке. Тамарой Петровной в фильме руководил её старший наставник, а блогершей – её папаша, который снимает ролики об «уникальности» дорогостоящих зарубежных кремов…
Почему наши киножурналисты не отметили прекрасное стихотворение Валентина Гафта, посвящённое Юрию Визбору, где он сравнивает проникновенное «Солнышко Лесное» с потоком современной песенной бездарности! Министр Образования, имея в своём образовательном активе Хоровое училище, даже не подумала прислушаться к голосу Авторской песни, когда-то популярной в походах. Да и сами палаточные походы теперь заменяются формализованным отдыхом.
Почему опыт Александра Переверзева сегодня КАТАСТРОФИЧЕСКИ востребован? В прошлом году погибли дети в Карелии, которых в школе «забыли» обучить плаванию? В этом году на Ладоге погибли дети. Но не все. Двое смогли выплыть. В школах модны квесты, а спросил ли кто-нибудь подростков (возраст погибших 15-16 лет), умеют ли они ПЛАВАТЬ? Сегодня отчитываются о популярности норм ГТО, говоря о советском опыте? Так ведь в разделе норм была строка – проплыть 50 метров, 100 метров (в зависимости от значка, золотой, серебряный).
Вернёмся к затянувшемуся скандалу звёздной пары, решившей обратиться к Президенту РФ. Ведь они учились в советской школе? Безусловно, но так и не смогли избавиться от инфантилизма, который успешно перешёл в современные школы. А рецепт против инфантилизма один – Методика Жатько и Попсуя.
Архип Каштелян |