Понедельник, 23.12.2024, 11:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подпишитесь!
Наш опрос
Как Вам PDF версия нашего издания?
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 54
Гостей: 54
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Февраль » 16 » Прорехи музоковедческой журналистики
12:27
Прорехи музоковедческой журналистики

Недавно состоялся концерт в одном известном Дворце. Отличная акустика, превосходный зал… А сама музыка? Увы, её-то и не было! А что же было? Много шуток со стороны ведущих (причём, удивительно, что ведущая была в платье), потому что некоторые выступающие дамы были в джинсах, уже видавших виды загородных костров.

В чём особенность второго соведущего?

Уже придя в редакцию, а это было заполночь (концерт затянулся), стали просматривать другие записи соведущего. Вот он выступает в спортивных летних брюках и лёгкой блузе. Его слушатели? Курсанты Морских училищ. Цель выступления? Модные сегодня среди молодёжи «квесты», а затем и песня собственного производства? О ком? Об Александре Невском. Вроде бы и неплохо? Но сама манера пения, «выстраданность» рифм (шведы – победы) свидетельствует о крайне низком уровне знаний в области истории этого исполнителя.

Вчера он был в рясе, словно пытался скрыться за это одеяние, но стиль шутливо-задорный третьесортного конферансье он сохранил. Концерт был посвящён одному из Церковных праздников… Что возмутило? Недавно была перепутана фраза (характерно, и депутат ГД РФ и ведущая в эфире одинаково не могли похвастаться точностью цитаты). Речь шла о знаменитом выражении Чацкого:

 

Служить бы рад!

Присуживаться тошно!

 

Наблюдая за концертом, вспомнилось другое меткое рассуждение Чацкого:

 

Когда работаю, я от веселья прячусь!

Когда дурачиться? Дуачусь!

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма охотников! Я не из их числа.

 

Что же было здесь? Был заявлен Молодёжный концерт, более того Православной музыки. Учитывая, что сейчас в Северной Столице идёт перетягивание каната вокруг дальнейшего использования Исаакиевского Собора, то предварительно создавалось впечатление, что будет нечто интересное. Ведь история Православной музыки имеет убедительные традиции, особенно в Городе на Неве, где во время постов были прекрашены театральные постановки, а Духовная музыка продолжала звучать. Ещё в анонсе концерта прозвучали сообщения, что будет представлена широкая вариативность, включая и рок-музыку.

Вообще-то, традиции Православной музыки и рок-исполнение так же близки, как обеды в Монстырской трапезной и раздача обедов для бомжей. А это «немного» разные диспозиции.

Так получилось, что знакомство с классической музыкой у нас началось с самого раннего детства. Это струнные и духовые инструменты. Мы подружились, когда наши бабушки приводили нас на Музыкальные занятия, терпеливо ожидая окончание уроков, помогая нам уносить музыкальный инструмент, чтобы продолжить репетицию дома. Считается (так утверждает мэтр музицирования Сергей Валентинович Стадлер), что если музыкой начинать заниматься после четырёх лет, то трудно добиться профессионализма.

Однако выступавшие перед нами думают иначе по данному поводу. Вот взял в руки гитару другой священник, сделав такое вступление:

 

- Я выступал на рок-фестивале, где было 5 тысяч зрителей. И я подумал: «Ну что я могу им исполнить? Ведь если я спою «Степь да степь кругом», так ведь они не поймут! Они заснут!» И тогда-то я ришил им исполнить СВОЮ песню.

 

И вот прозвучала эта песня. Сначала священник (он служит в одном из известных храмов Северной Столицы) ударил по струнам так, как это делают подростки, оглушая случайного прохожего в подворотне своей неожиданной песней. Как удалось выяснить позже, он был из самоучек… В Город на Неве он приехал в поисках музыкальной славы, даже собирался отправиться в вояж по США, но ножевое ранение остановило его музыкальную карьеру на том этапе. Больничная койка, долгое выздоровление, по совету Юрия Шевчука он отправился в монастырь, таким образом найдя свою дорогу к Богу. Это всё мы узнали позже. На концерте он об этом не говорил. Исполнил песню. В каком стиле? Был использован метод музыкального контраста, как у певицы Ленки из Австралии. Однако?

Однако выразительности её знаменитой песни «Я хочу быть всем» достигнуто не было. Увы, выступающие не освоили ГЛАВНОГО правила музыканта – певца ОДНОЙ песни. Если у исполнителя есть хоть ОДНА, но узнаваемая песня, то это большое достижение. Например, та же Ленка исколесила весь мир, исполнила сотни песен (слушать которые было просто невозможно), но она смогла создать хоть одну, примитвную по содержанию, не удачную по фразеологии, но интересную по тембральной окраске песню.

Не будем повторяться, что Санкт-Петербург – Город ВЫСОЧАЙШЕЙ музыкальной культуры! Здесь отточил своё умение Фёдор Шаляпин, которому раньше (по его же словам) «руки просто мешали», он не умел пластику рук использовать в сценическом раскрытии своих образов, для чего брал уроки творческого мастерства у ведущих актёров Александринского театра.

Здесь РАСКРЫЛСЯ талант Петра Ильича Чайковского, который изначально трудился в Министерстве Юстиции, музыка была для него только хобби. Известный адвокат Собинов, побывав на концертах в Санкт-Петербурге, решил сменить мантию юриста на наряд оперного певца. Примеров можно привести немало. Модест Петрович Мусоргский сменил твёрдое жалование в Сенате на зыбкую карьеру композитора-любителя. А Морской офицер – Николай Андреевич Римский-Корсаков и профессор Военно-Медицинской Академии Александр Порфирьевич Бородин так и не расстались с военными мундирами…

Были ли у перечисленных авторов мелодии, связанные непосредственно с Православием? Конечно, и в изрядном количестве. Но организаторам этого концерта, наверное, об этом было мало что известно. Вот ведущий говорит расхожие фразы о том, что в Питере часто бывает «плохая» погода.

Этим он сразу безошибочно доказывает, что с нашим Гродом на Неве его не связывают длительные семейные узы. Оказывается, в репертуаре этого исполнителя есть песня о Питерском дожде, где он называет дождь «бродягой». Эту песню мы тоже прослушали позже, подумав о том, что в Уголовный Кодекс РФ нужно было бы ввести статью за бродяжничество. И опять-таки было ясно, что в школе и Некрасова этот пропагандист рок-музыки мало читал.

 

Не жалок ей нищий убогий:

Вольно ж без работы гулять!

Лежит на ней дельности строгой

И внутренней СИЛЫ печать.

 

Печатей внутренней силы обнаружить у исполнителей не удалось. Создавалось впечатление, что и в технических дисциплинах они разбираются крайне слабо. Мы специально сели неподалёку от того места, где располагался дистационный пульт управления. Ведущий с улыбкой объявил, что они будут пользоваться «фанерой». Но и «фанеру» можно ведь выставить так, чтобы не оглушать зрителей музыкальным фоном, который воспринимался, как шумовой эффект. Голос был плохо различим.

Коротко о репертуаре? Одна исполнительница взялась исполнить песню из коллекции Людмилы Зыкиной. Подражание не выдерживало никакой критики. Другая решила состязаться с исполнительницами Алябьева знаменитой песни «Соловей». Что тоже ей успеха закономерно принести не смогло. Названия двух других коллективов просто удивило более, чем странной символикой. Они выступали в майках, кепках и ковбойских шляпах. Рисунок на футболках, в сочетании с расшифровкой названия, явно навевал символику новой османской риторики…

После концерта, а также в антракте поговорили со многими зрителями. Одна девушка просто захлёбывалась от рок-исполнителей. На вопрос, не кажется ли ей, что тексты слабые, мелодический рисунок размытый, а голоса исполнителей крайне неубедительные, она ответила так:

 

- Да я об этом так ГЛУБОКО и не задумывалась! Но? Они мне НРАВЯТСЯ давно! Они – молодцы!

 

Удалось выяснить, что девушка работает музыковедом, она выпускница Академии Культуры. О чём подумалось? Сегодня ощущается ОСТРЕЙШИЙ дефецит музыкальной журналистики, смелой до дерзости! Ведь карьеризм может проявляться по-разному. Кто-то мог петь на праздничных концертах:

 

И Ленин такой молодой

И юный Октябрь – впереди!

 

Время изменилось. К сожалению, ушли Художественные Советы, а жаль, всё-таки это был фильтр против заведомой серости! Недавно пересмотрели фильм «Шофёр поневоле». Там БЛИСТАТЕЛЬНО сыграла Мария Миронова. Умная, обаятельная, восхитительная. А ведь на тех же Эстрадных конкурсах, так случалось, что Первые премии, вообще, не присуждались! Хотя участникаи были Миронова со своим супругом или Аркадий Райкин со своими сногсшибательными миниатюрами. И наши труженики эстрады продолжали оттачивать своё мастерство, доводя его до подлинного совершенства.

Прослушали в записи «Степь да степь кругом» в исполнении Людмилы Зыкиной. Стали внимательно изучать её другие песни. Да, диапазон голоса громадный, а выразительность? Увы, проскальзывают штампы. И вот почему-то удивил нами ранее не слышанный романс «Я люблю Вас столь безумно». С первых же слов становится понятным, что романс переделан на женский вариант, а должен был звучать от имени мужчины…

Фальшь! Та фальшь, из-за которой развалилась сначала советская эстрада (когда ушли с неё Миронова и Райкин), а затем и Советский Союз. Мало знакомые широкой аудитории исполнители малоизвестный романс «Я люблю Вас столь безумно» превратили в подлинный шедевр проникновенности.

Время уже неумолимо приближалось к пяти утра. А вот и удача! Известный мэтр в день своего 70-летия исполняет этот романс… Но как? Как говорится, «хоть Святых выноси». На сцене крупная фотография его супруги вместе с ним. Камера оператора скользит по залу, вот лицо известного модельера, который наградил наши вооружённые силы неудобной, непрактичной, некрасивой формой. А вот и мэр, супруга которого имеет крупный бизнес в зарубежных странах. Само исполнение в стиле речитатива, с иронией, что жизнь ему удалась… То есть пронзительная боль романса была сведена к нулю, если не с минусом. Однако статусность Народного артиста позволяет ему интерпретировать трактовку романса. Зал был переполнен, но? Не с этого ли момента начался закат карьеры мэра?

Музыкальная культура предполагает наличие определённых знаний. А если этих знаний нет? Ведущий сказал:

 

- У меня много друзей на Украине! Надеюсь, что ВСЁ решится мирным путём.

 

Одна певица исполнила песню на украинском языке. Ведущий представил другого артиста (по его словам) украинско-карельского происхождения. Сам он родом из Грузии, выступила исполнительница из Армении, и вот его резюме:

 

- Мы – Империя, у нас подобрались разные представители империи!

 

Вспомнились слова Якова из Еврейского Центра на Васильевском:

 

- Питер – Имперский город!

 

Можно ли считать «империей» страну, где уроженец Грузии ведёт концерт, не изучив традиции этого Имперского города? Санкт-Петербург – это Гвардейская столица, где Полковые священники определяли Церковные реалии. Ведь тот же Исаакиевский Собор был в Морском ведомстве.

Наверное, если бы сюда были приглашены не те бывшие неудачливые рок-музыканты, которые так и не утратили желания обрести славу среди молодёжи в качестве рок-исполнителей, а НАСТОЯЩИЕ музыканты, певцы (а их в Культурной Столице великое множество), то концерт не был бы таким скучным.

В зале фланировали операторы с громоздкой аппаратурой. Концерт «для галочки» был записан, а вот диалога с аудиторией не получилось Перед нами на двух рядах сидели девушки, о которых в юности мечтал Анатолий Кашпировский, они копировали выступающих, начинали раскачивать руки в обе стороны, не понимая, что они мешают другим зрителям, закрывая сцену… Что это, проявляемая гипнотабельность, о которой так мечтал Кашпировский? Или полное отсутствие собственного мнения?

Несколько раз представители сегодняшнего церковного мира ссылались на бесспорный (???) авторитет Юрия Шевчука, вспоминая своё знакомство с ним в Питерском рок-клубе, говоря о его стремлении к православию. И опять-таки? Вспоминается, когда Путин Владимир Владимирович встретился с представителями культуры, среди которых был и Юрий Юлианович. Там разговор был о митингах. Позиция Шевчука относительно хамоватых особ, устроивших провокацию в Москве в Храме, тоже не бесспорна.

Но речь о другом. Повторимся, в Северной Столице есть немало театральных династий, которые пострадали в годы репресиий. Наверное, присутствие Михаила Боярского на сцене было бы более уместным. За ним – ТРАДИЦИИ! И уровень ВЫСОЧАЙШЕЙ культуры.

Об этом должны задуматься журналисты, освещающие музыкальные вопросы. Иначе мы в очередной раз потеряем страну. Потому что власть невежества, претендующего на тендендиозное управление культурой, очень опасное явление. Уходит процесс состязательности, на смену которой приходит кулуарность, с претензией на мегафонный диктат.

 

Челышев Борис Владимирович,

Томановская Валентина Владимировна

 

Просмотров: 604 | Добавил: Лозовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • газета: Поддержка Президентских реформ 

    (Свидетельство о регистрации средства массовой информации выданное: управлением Федеральной
    службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

     по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИ№ТУ78-01288 от 13 февраля 2013г.)

    Яндекс.Метрика