Сегодня, когда медиа рынок стремительно меняет свои конфигурации, нужно определиться с теми параметрами, которые и являются дифференциалами этих изменений. И здесь важно определиться с направлениями и потенциалами динамических процессов традиционной журналистики? Да, это сделать необходимо, измерив глубину информационного поля и структурированную преобразованность параметрического ряда. Итак, главное, как говорит профессор Николай Вячеславович Зеленевский, определиться с правильно выбранной терминологией.
Что же мы подразумеваем под понятием «приостановочная» журналистика? Это тот комплекс мер журналистских возможностей, которые могут, если не полностью устранить какое-то негативное социальное явление, то, по крайней мере, приостановить его. Почему это важно делать, наверное, пояснять не надо, хотя при сегодняшней поляризации общества само понятие позитивизма может восприниматься по-разному. И здесь-то мы должны исходить из тех постулатов, что точкой отсчёта мы всё-таки будем считать ту точку опору, о которой так страстно мечтал Архимед, который говорил:
- Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!
Видимо, Архимед был счастливей современных журналистов, полагая, что надёжные рычаги для такого переворота у него имеются. Однако мы считаем, что журналисты, если и могут чего-то добиться, то правильно сделав выбор в поиске определённых рычагов. Сейчас не будем подробно останавливаться на поиске наиболее эффективных рычагов. У каждого СМИ они могут быть сугубо свои.
А теперь коротко отметим, что мы подразумеваем под термином «приставочная» журналистика, подразумевая, что ударение мы ставим на первом слоге этого слова. Сам термин возник от слова «пристав», а не приставка, как некоторые читатели могли предположить. Более того, мы поговорим о таком, достаточно молодом явлении в современной России, как «судебные приставы». Эффективна ли эта структура сегодня? Или она приносит негативное влияние на развитие социальных процессов, как в России, так и в мире?
Сначала поговорим о том, как была сформирована Служба Судебных приставов? А попутно и тут информационный фон, который сопровождал и сопровождает эту структуру. Проанализировав значительную часть публикаций в СМИ, можно обнаружить неоправданно бравурный тембр статей, где зачастую, в упоении восторгом нарушены самые элементарные правовые нормы. Изучив ряд конкретных системных нарушений, сотрудники «ППР» попытались выяснить основу этих нарушений. А выяснив? Пришли к выводу, что эта структура должна быть ликвидирована, вернувшись либо к тому виду, в каком она существовала в советское время, либо в царское, когда и была затеяна Судебная реформа.
Как это частенько бывает в современной России, когда хотят искусственно удлинить срок реального функционирования той или иной структуры, то стараются приписать себе несуществующие десятки лет. Так «возникают» газеты, которые себя называют «преемниками» тех изданий, которые были закрыты многие десятки лет, но вдруг обретают себе новых обладателей, которые совершенно не понимают об изначальном замысле основателей того или иного издания. И это так же «законно», с точки зрения международного права, если бы наркодиллер со стажем объявил бы себя Благотворителем, унаследовав предыдущие заслуги основателя Благотворительного фонда, причём назвавшись его именем, то есть именем этого Благотворителя.
Какая система исполнения судебных решений существовала в советское время? Она практически (с учётом того, что были использованы юристы царского времени) копировала царскую систему, изменившись только в терминах (за некоторыми исключениями). Если в царский период судебные приставы состояли на службе в полиции, то в советский период, хотя не было понятия «судебный пристав» (оно было устранено), как и название «полиция» было изменено на «милицию», но существовала та, достаточно разумная градация, которая сложилась в царский период. А именно.
В период царской судебной реформы, 150-летие которой отмечалось несколько лет назад, исполнением решений по административным делам, гражданскими делам занимались судебные исполнители, которые подчинялись судам и были ГРАЖДАНСКИМИ чиновниками. Судебные приставы, которые формировались из числа казачьих урядников, относились к полицейскому ведомству, считаясь военнообязанными, и занимались ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО уголовными делами.
Какую непонятную смесь мы имеем сегодня? Устранив имеющуюся с царских времён и оставшуюся в советскую бытность должность Судебного исполнителя, сегодня судебные приставы, ГРОМОГЛАСНО объявляют, что (совместно с полицией, куда же без неё родимой) они задержали на автотрассах АЛИМЕНТЩИКОВ! А ведь в советское время с этими функциями ОТЛИЧНО справлялись судебные исполнители. И не было ГРОМКИХ акций, подхваченных на Ура СМИ, о том, что алиментщиков (фотографии и фамилии) будут высвечивать на электронных табло в крупных городах…
Едва появилась эта «блестящая» инициатива, как сотрудники «ППР» обратились с разъяснением в соответствующие инстанции о том, что сама работа электронного табло будет превышать сумму собираемых алиментов. И это первое условие экономического порядка. А второе, что будут нарушаться права самих детей, которые невольно стали бы объектом насмешек со стороны своих сверстников, потому что брошенные дети попадают в число неудачников, как сейчас говорят «лузеров». Ну а третье? Недавний приказ (к счастью, ликвидированного ведомства) позволял, по собственному усмотрению, менять произвольно своё имя, отчество, фамилию, разрешал фотографироваться на новый паспорт в парике, очках, головном уборе. Не будем забывать, что пластику лица сегодня никто не запрещает, поэтому такое изобретательство в среде судебных приставов не привело бы ни к какому действенному результату.
А вот и второе «изобретение». Никто не должен покинуть пределы Российской Федерации, если у него остались неоплаченные «долги». И не важно? Да, и не важно, КОМУ и на КАКУЮ сумму.
А могут ли возникнуть чисто виртуальные долги? Возникшие только в воображении самих судебных приставов? Увы, такие случаи нам приходилось выявлять и не раз! Отчего же возникали такие ситуации? А потому что коррупция среди судебных приставов развивалась гигантскими темпами, но об этом журналистика предпочитает скромно умалчивать.
И здесь мы подошли к таким лозунгам советской власти, которые при всей своей изначальной примитивности не утратили некоторой актуальности. Во времена разрухи появился лозунг:
- Техника решает ВСЁ!
Однако вскоре стало понятно, что сама по себе техника – это груда дорогостоящего, но бездействующего хлама, до тех пор? До тех пор, пока? Пока не найдутся те, кто будет в совершенстве владеть навыками пользования этой техникой. И тогда стремительно появился другой лозунг, логически подкорректированный:
- Люди, владеющие техникой, РЕШАЮТ ВСЁ!
Так вот вернёмся к судебным приставам царского времени. Что из себя представлял казачий урядник? Классическая литература даёт нам немало примеров всевозможных нарушений в царском судопроизводстве, не оставляя в стороне ни судебных поверенных, ни стряпчих, однако мирская молва и произведения писателей обошли стороной казачьих урядников, наградив их только устрашающими эпитетами об их свирепости, неустрашимости, непоколебимости, что и преступникам внушало определённый страх.
Существенным недостатком царского судопроизводства (как и советского в этой части) можно считать, что так называемые «политические» дела, причём на уровне хранения дома философских произведений, считались уголовно наказуемыми делами. Более бы мягкие административные наказания, выполнение общественно-полезного труда по благоустройству территорий принесло бы гораздо больше пользы, чем ореол «великомученика», которым награждали каждого, кто рассмеялся над анекдотом, который можно было счесть политическим.
Но вернёмся к формированию кадрового состава. В советское время в милицию не брали, как сейчас говорят, «людей с улицы». Рядовой состав набирался по рекомендациям после прохождения службы в воинских частях, либо по рекомендациям с предприятий, когда партком, профком, дирекция и комсомол несли ответственность за будущего кандидата в сотрудники милиции. И это было важно. В милицию подбирали людей, которые были во власти ореола романтизма борьбы с преступностью.
Казачьи формирования в царское время предполагали потомственную военную службу, когда с конём и ружьём не расставались столетьями. Здесь была высокая дисциплина. А что мы имеем сегодня?
Изучив целый ряд объявлений, можно понять, что единственным требованием к несению службы судебного пристава является 10-классное образование. Ни о каких-то нормативах ГТО, возрасте, дополнительном образовательном цензе и речи не идёт! И вот что любопытно? ФССП – Федеральная Служба Судебных Приставов сформироваться-то сформировалась, но ответственностью на государственном уровне эта служба так и не озаботилась! Если в царское время доставкой подсудимых на судебное заседание занимались судебные приставы (в советское время это делали сотрудники милиции), то сегодня? Эти функции возложены? Да, на полицейских!
Наверное, многим приходилось наблюдать, как в районном суде сотрудник полиции объявляет:
- Освободите коридор, сейчас будет осуществляться конвоирование подсудимого на судебное заседание.
Услышав такое объявление, первым боязливо спешат упрятаться судебные приставы. Так в чём состоят их функции? Судебные приставы уютно располагаются при входе в суд, переписывая паспортные данные всех входящих, устраивая невообразимые очереди. Они с воодушевлением кладоискателя выворачивают карманы посетителей, исследуют их сумки. И это не важно, что посетителю нужно только сдать справку или получить справку из канцелярии. А затем? На судебном заседании по гражданским делам присутствует судебный пристав глубокого пенсионного возраста.
Приведём два известных примера, которые почему-то не вызвали особого интереса в СМИ. А совершенно напрасно. Хотя суммы этих должников существенно отличались, но абсолютно закономерным выглядит безответственность судебных приставов. Случай первый. Один мошенник, который покинул тюремное заключение по Помилованию, где он сослался на желание увидеть маму, едва покинул тюремные стены, где он получал бюджетное содержание в течение 10 лет, так отправился на частном самолёте за пределы нашей необъятной Родины. А что же глава ведомства судебных приставов, который клялся и божился, что за пределы РФ не выскочит НИКТО, имея даже долг в 500 рублей? Любой ЧАСТНЫЙ самолёт должен получить разрешение на вылет, которое фиксируется ФСБ. Можно было предположить, что узник, который так и остался крупным бюджетным должником, захочет покинуть пределы нашей страны? И в царское время и в советское об этом бы (о мерах к недопущению побега из страны) побеспокоились бы. Но здесь? ФССП предпочитает пребывать в атмосфере безмятежного благоденствия…
Но вот бывший «политический узник», забыв, что хотел побыть с мамой, устремляется в длительные политические вояжи, зарезервировав за собой шикарную виллу в Швейцарии, получив там вид на жительство. Что же ФССП?
Именно в этот момент руководитель этой службы счёл для себя самым СВРЕВРЕМЕННЫМ (???) и необходимым дать обширное интервью тому журналу, который публикует обладателей самых громадных состояний. И красной нитью этого интервью (что в обязанности российского чиновника совершенно не входит) прозвучала мысль о том, что вверенное ему ведомство НЕ БУДЕТ заниматься поиском имущества этого мошенника, который «забыл» заплатить в казну РФ доходы от выкаченных им из недр РФ нефти в размере 380 миллионов тонн.
А что же последовало дальше? Вдохновлённый авантюрист решил подать «ответные» Иски к РФ, из которых один достигал суммы 50 миллиардов долларов. Не будем сейчас пояснять, как посредством титанического труда и громадной смелости таких юристов, как Мишель Обама – Первая леди США и Лоретты Элизабет Линч – Генерального прокурора США удалось отозвать Иск на 50 миллиардов долларов, который этот мошенник направил в Судебное ведомство США…
Рассмотрим и второй пример. Пока один аферист фланировал по Украине, желая найти себе союзников в лице неофашистов, другой его сподвижник занимался аналогичной разрушительной работой в Санкт-Петербурге. Так называемый «художник новой волны», акционист решил 23 февраля 2014 года поджечь автомобильные покрышки, столь полюбившиеся майдановцам. Поджог он устроил близ Дворцовой площади, объяснив это тем, что он проявляет протест в День торжественного закрытия Олимпиады в Сочи, а также в честь солидарности с Украиной! Напомним, тогда ещё не было ни Крыма, ни Донбасса, ни расстрела беркутовцев в Киеве. Всё это началось чуть позже, потому что поджог был в ночь с 22 февраля на 23 февраля. Надо ли говорить, что за этот вандализм этот прохиндей не заплатил городу ни копейки? Хотя судебное решение по факту хулиганства имелось, но возмещать ущерб художник отказался, назвав себя «политической жертвой». Именно такое устное объяснение и стало убедительным для тех, кто ОБЯЗАН доводить судебное решение до логического завершения…
Но на этом «чудачества» акциониста не закончились, и он решил поджечь двери ведомства ФСБ в Москве, успел на этом фоне сделать снимок, назвав это «произведением искусства». Он просил привлечь его к уголовной ответственности по статье за терроризм (ему хотелось казаться «ужасным» - терро – ужас дословно), однако его осудили по статье за вандализм, посчитав, что старинная дверь является произведением искусства. Ему был назначено минимальное наказание, которое и потом было предельно смягчено, и предъявлен к оплате штраф в размере 500 тысяч рублей. И что же? С назначенным штрафом опять произошла та же самая метаморфоза. Акционист заявил приставам, что «не согласен с предъявленным ему штрафом», назвав себя политической жертвой. И приставы сочли такое объяснение весьма убедительным.
А что же сегодня? А сегодня «задымитель» фасадов старинных зданий в Северной Столице, недавно отреставрированных, а также устроившего фейерверк из парадной двери ФСБ, не возместив ущерб, имея подписку о невыезде по новому уголовному делу по сексуальным извращениям, отправился со своей сожительницей и двумя детьми во Францию, где он объявил себя «политической жертвой». Что можно сказать?
Судебные исполнители в советское время, по собственной инициативе, лишили бы для начала таких родителей родительских прав. Потому что родитель, который пожертвовал своими детородными органами, запечатлив их в морозный день 10 ноября (День сотрудника МВД РФ) на брусчатке Красной площади, вряд ли будет нормально воспитывать детей. Забравшись на крышу института имени Сербского, этот акционист решил укоротить себе ухо, почувствовав себя Ван Гогом… Конечно, наши медики признали этого акциониста «общественным активистом», но судебные-то приставы могли бы обратиться в органы социального надзора, чтобы обезопасить детей от такого папаши.
Но здесь-то сработал чисто формальный принцип невмешательства.
Однако всегда ли столь индифферентно судебные приставы относятся н неплательщикам? А, главное, к тем, кто и не является неплательщиком? К нам не раз обращались возмущённые люди, которые пострадали от судебных приставов. Вот несколько таких «безобидных» вариантов. С пенсии инвалидов (???) был взыскан транспортный налог! И это притом? И это притом, что инвалиды освобождены от транспортного налога! А «сумма долга» в десятки тысяч рублей была взыскана с тех инвалидов, у которых, вообще, не было транспортных средств. Что же выяснилось? Налоговая служба ошиблась, перепутав адрес. Бывает. Но судебные-то приставы ОБЯЗАНЫ были уведомить клиента и о наличии мнимого штрафа, и о судебном решении и о том, что начато судебное делопроизводство. А что было в действительности? Инвалид, приходя на почту получить пенсию за летние месяцы, узнаёт, что ему полагается получить ровно ноль!
Мы обратились в налоговую службу, там долго извинялись, выдали письмо на имя судебных приставов, что деньги в адрес налоговой были переведены ОШИБОЧНО! Их нужно списать и перевести инвалиду. Что же произошло дальше? Пришло подтверждение, что с налоговой службы эта сумма списана! Получил ли инвалид свои утраченные средства? Нет, они остались у судебных приставов! Довелось ли это дело довести до логической победы? И в этом случае уместно привести выражение детектива из одного фильма США, когда несчастный отец, у которого похитили дочь, спрашивает, что, возможно, следует выплатить бандитам запрашиваемую ими сумму? Детектив сказал предельно чётко:
- Нет, положитесь на нас! Передайте им «куклы»! Когда эти ребята увидят НАСТОЯЩИЕ деньги, то они будут драться насмерть! Когда они поймут, что их нагрели, они бросят Вашу дочь и попытаются скрыться…
Не будем сейчас рассказывать, чем закончился этот фильм США, важно, что есть люди, которые сражаются за деньги, попавшие им в руки, именно так, как предупреждал детектив в США…
Резюмируя приведённые сентенции, можно с уверенностью сказать, что служба судебных приставов должна быть не только приостановлена, но и ликвидирована. Сегодня она и внутри страны и за её пределами создаёт отрицательный имидж государственной системе современной России. И в этой приостановочной, а затем и ликвидационной деятельности журналистика может выполнить лидирующую роль. Ведь удалось вернуть в лоно МВД РФ абсолютно ненужную ФМС (Федеральную Миграционную Службу), когда-то выросшую из недр Паспортного стола МВД РФ. Посчастливилось сегодня в России создать Национальную гвардию, которая подчиняется напрямую Президенту РФ. Ушли в небытие ФСКН, потому что в единой подчинённости МВД РФ бороться с наркопреступниками на порядок эффективнее. Такая же судьба ожидает и службу судебных приставов, которой мы коснулись лишь конспективно. Задача журналистов эту тему освещать более профессионально, добиваясь при рассмотрении вопросов научной периодизации анализируемых событий.
Томановская Валентина Владимировна
|