Концерт в Большом зале филармонии, состоявшийся 8 декабря 2014 года, заставил зазвенеть хрустальные люстры! Сначала от восхитительной по силе эмоционального воздействия музыки, а потом от оглушительных оваций! Что же происходило? Наверное, за последние годы в музыкальной жизни Санкт-Петербурга происходили только два типа ВЫДАЮЩИХСЯ событий. Оба они связаны с Василием Николаевичем Кичеджи! Первое событие - Это Хоры на Исаакиевской площади, популярность которого затмевала Экономический форум… Потому что Президент РФ – Владимир Владимирович Путин, чтобы послушать выступление хора на Исаакиевской площади, решил сделать перерыв в заседаниях с главами иностранных государств. Значит, музыка победила!
А вторым событием, равнозначным по величине исторической важности, следует считать выступления коллектива Сергея Стадлера! Даже, правильнее сказать, не выступления, а НАСТУПЛЕНИЯ! А если ещё точнее выразиться, то это был штурм…
Когда-то наши войска прорывались с ожесточёнными боями к Берлину. Несомненно, если бы была принята точка зрения маршала Константина Рокоссовского, то победить бы удалось с гораздо меньшими потерями и в более короткие сроки. Но тогда настоял на своём персонаж басни Самуила Маршака – «Кот-скорняк» (см. статью в «ППР» «СКОРНЯЖНЫМ ТЁПЛЫМ РЕМЕСЛОМ» или МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОЭТА стр.23 Одиннадцатый номер).
Вот и сегодня, если была бы сразу безоговорочно принята военная доктрина полководца Кичеджи, о том, что армейским подразделением будет командовать Стадлер, то потери, по времени, переживаниям, были бы значительно меньшими…Мои коллеги в статье об открытии Третьего Международного Культурного форума отметили о Победе Валентины Матвиенко и Николая Цискаридзе, забыв сказать, хотя бы несколько слов о Стадлере, впрочем?
Впрочем, Сергей Валентинович, которого однажды академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв назвал Русским Паганини, далеко не Паганини! Его даже нельзя сравнить ни с Давидом Ойстрахом, ни с Игорем Ойстрахом. Более того, его даже отдалённо нельзя поставить рядом с Евгением Мравинским, ПОТОМУ что? Потому что он ПРЕВЗОШЁЛ их всех, вместе взятых!
Единственно, справедливости ради, следует сказать, что с Давидом Ойстрахом его объединяет то, что оба они стали заниматься игре на скрипке с пяти лет. С Игорем Ойстрахом связывает то, что оба родились в музыкальных семьях. Маленький Сергей РОДИЛСЯ последователем Адмирала Апраксина, и в этом его принципиальное отличие от перечисленных музыкантов! Сергей Валентинович прирождённый морской пехотинец!!!
Невозможно передать ту атмосферу левитации, которую создал в филармонии в этот памятный день Стадлер! Он парил! Он не только вставал стремительно на цыпочки, словно призывая ВСЕХ, и музыкантов, и слушателей, взлететь в заоблачные дали, он подпрыгивал, и словно замирал в полёте… Каким ничтожным намёком на жалкий эстетизм может показаться «лунная походка» некоего зарубежного визави. По сравнению с вдохновенным полётом Сергея Стадлера этот представитель эстрадного «музицирования» может показаться шаркающим неудачником!
Музыкальная культура? Три часа пролетело как одно прекрасное мгновенье! Весь коллектив, а это – внушительный хор, симфонический оркестр и солисты, были маневренны, уверенны в своих движениях и мастерски владели своим оружием. Потому что они обладали инструментами, голосом, которые СРАЖАЛИ наповал! Эта продуманная наступательная тактика, когда выверено всё до доли секунды, можно сравнить только с блистательной военной операцией… Вот мы слышим еле уловимый голос арфы, потом вторят альты, и вот уже в бой вступают другие отважные участники сраженья за зрительские сердца! А в зале столько гостей Культурного форума… И нет права на ошибку! Другой битвы не будет. Надо СЕГОДНЯ, сейчас и посланцам из других регионов и ценителям из зарубежных стран ДОКАЗАТЬ, что Россия занимает по-прежнему недосягаемое ПЕРВОЕ место на музыкальном Олимпе! Как в начале года наши олимпийцы, превозмогая себя прорывались к наивысшим достижениям в спорте, так и наши мужественные музыканты изумляли своей слаженностью и проявлением воли к победе!
Мои коллеги не переставали менять фотообъективы, стремясь запечатлеть КАЖДОЕ движение маэстро… А я погрузился в мир своих детских воспоминаний, когда тоже участвовал в концертах оркестра. Впрочем, о том, чем стала музыка в моей судьбе, мы поговорим позже. Потому что на этом концерте было немало режиссёров, которые, в прямом смысле этого слова, «не находили себе места», то есть переходили то на одно место в зале, то на другое, стараясь найти лучшую точку обзорности. Потом они стали посылать по залу своих «хроникёров» с целью «наилучшей фиксации». Но и это, на мой взгляд, было напрасно!
Ведь секрет Стадлера кроется в другом! И об этом мы поговорим в следующий раз…
Челышев Б.В.
продолжение следует |