Бесспорно, что самое лучшее произведение Артура Хейли – «Вечерние новости» было во многом навеяно образом Игоря Фесуненко в лице главного героя Гарри Патриджа и? А вот с кого пытался скопировать Великий американский писатель Слоуна?
Как удалось выяснить у коллег - юристов из США, маститого писателя заинтересовала связка молодых политиков из нашей страны – Ивана Блокова и Сергея Цыпляева. Один казался непримиримым борцом с коррупцией, другой представлял новый тип научной элиты. Но так получилось, что, выдвигаясь в Верховный Совет СССР, вдумчивый Сергей Цыпляев смог на вираже (кандидатская диссертация по квантовой тематике приучила к прагматическим прогнозам) обойти Ивана Блокова… На последовавших в мае довыборах депутатов в 1989 году в ВС СССР Иван Блоков смог набрать около полупроцента голосов избирателей, потому что за один мандат депутата сражались уже 34 претендента, среди которых были Бэлла Куркова (автор программы «Пятое колесо»), Марина Салье, писатель Михаил Чулаки, который перед выборами снял свою кандидатуру в пользу Салье, которую горячо поддерживали Д. Гранин и Андрей Сахаров… Салье набрала всего 4 процента, потому что более 60% удалось набрать следователю Иванову, получившему известность по расследованию коррупционных дел в Узбекистане.
Следует заметить, что тогда, в мае 1989 года вместе с Ивановым боролись и Алексей Ковалёв (ныне бессменный депутат ЗАКС-а СПб) и Юрий Савельев – ректор Военмех-а, и Сергей Андреев.
Тогда шли самые острые диспуты на ТВ будущих претендентов, забирая рейтинги всех телестудий мира, а писатель за чашкой кофе в дружеском кругу заявил:
- Самым интересным депутатом Верховного Совета можно считать Цыпляева – это репортёр Нового поколения!
Почему он назвал его репортёром? Потому что слово – репоот (доклад), более известный у нас в военной среде от французского слово рапоор (рапорт), предполагает смену управленческой парадигмы…
Обо всём об этом подумалось, когда только что прошла интереснейшая Образовательная конференция в РАНХиГС со скромным названием:
«Города России: соучастие граждан в стратегическом развитии».
Формально мероприятие значилось, как Семинар, но (это можно заявить с полной уверенностью), начавшись в 9 утра, мероприятие продолжалось почти до 19 часов, а участники не хотели расходиться, увлёкшись представленной Повесткой дня. Среди выступавших были такие аксакалы, как Евгений Гонтмахер, Александр Сунгуров и совершенно очаровательные юные волшебницы развития общественных процессов, как Ксения Поминова, Дарья Димке.
Почему роман «Вечерние новости» был всё-таки не столько о США, сколько о будущей России? Многие искусствоведы не смогли разгадать этого замысла тогда, и только помощницы непревзойдённого в мире мэтра юриспруденции – Мишель Обамы смогли расшифровать истинный смысл этого уникального произведения. Что означает имя Кроуфорд Слоун?
Если имя эксцентричного, вечно лохматого Гарри могло ассоциироваться с популярным в конце 80-х годов лозунгом кришнаитов – «Харри, Харри, Харри Кришна, Кришна, Кришна, Харри Рама! Рама Кришна», а фамилия Партридж, словно была компиляцией будущего течения – партисипэйшн (участие) и имидж (образ), то имя второго (или первого героя) Кроуфорд Слоун означало более сложное явление социальных процессов. Имя можно ассоциировать с понятием – Мобилизатор толпы, а фамилия – Молчальник. Мобилизовать, но молча? Без привычной пропаганды и эпатажа? За счёт изменения внутренних процессов, непостижимых как квантовая физика?
Читателю, наверное, полезно снова перечитать и переосмыслить строки Артура Хейли:
«С самого раннего утра и весь день напролёт те, кто там сидел, отбирали и выстраивали материал для «Вечерних новостей на всю страну»: корреспонденции просматривались, обсуждались, передвигались, отклонялись. Корреспонденты и выпускающие, разбросанные по всему миру, предлагали идеи, получали задания и присылали материал. В результате события за день сводились к текстам восьми корреспондентов длительностью от полутора до двух минут, двум комментариям и четырём «пересказам» событий. Комментарий давал ведущий на фоне «картинки», а пересказ делал ведущий без «картинки»».
Почему сегодня многие считают, что, работая над своим романом, который вышел в свет в 1990 году, видится закадровый образ Сергея Цыпляева – Научного секретаря ГОИ имени С.И. Вавилова? Вернёмся к тексту Хейли:
«Комментарии давал ведущий на фоне «картинки», а пересказ делал ведущий без «картинки». И для того и для другого выделялось в среднем двадцать секунд».
Счёт телерепортажей идёт на секунды? Мысль, казалось бы, для культуры США и не новая, ведь режиссёр в известном фильме «Трюкач» от 1980 года заявил оператору, что он не имел права прекращать киносъёмку, когда оставалось 20 метров киноплёнки, потому что это целых одиннадцать секунд работы съёмочной группы. За это время можно ещё трижды убить главного героя. Но тогда речь шла о кинематографе, когда любой фильм, по словам того же Андрея Кончаловского, рождается не на съёмочной площадке, а на монтажном столике.
Новости? Которые, по формальному признаку, идут в прямом эфире? Допустим ли здесь монтаж? Корректировка? В книге Хейли много говорится о спутниковой связи, о быстрых, легкокрылых самолётах, то приносящих неуловимого Гарри в какую-то точку Латинской Америки, то также стремительно исчезающего оттуда. Игорь Фесуненко? Игорь и Гарри? Созвучие имён? Фесуненко работал спецкором «Международной панорамы» ЦТ, имея в активе испанский и португальский языки.
Многие читатели удивлялись, почему сцены террористических преступлений выглядят достаточно схематично? Потому что это был аналитический прогноз Хейли, когда взрыв башен близнецов ещё только замышлялся международным криминалом, как и Победа афроамериканца на Президентских Выборах в США.
Кроуф остаётся на политической арене, оставаясь комментатором. Поразмышляем над словами Хейли:
«Снова раздался громкий голос Инсена. Просмотрев первоначальный план передачи, он сказал одному из трёх старших выпускающих:
- Убирайте Саудовскую Аравию. Снимите пятнадцать секунд с Никарагуа…
Слоуна передёрнуло, когда он услышал решение убрать сюжет о Саудовской Аравии. Это была важная новость о планах, связанных с продажей нефти…»
Сегодня политики в США считают, что Хейли, готовя свой грандиозный памфлет на развитие мировых процессов, предпочёл выбрать стиль О. Генри в книге «Короли и капуста». Там ни разу не упоминается наша страна. А здесь? Не является ли упоминание Саудовской Аравии завуалированным символом Советская Россия?
Не слишком ли много внимания уделялось маоистским организациям, заполонившим джунгли в Перу, где к власти вскоре пришёл «китаец» (как его называли в Перу), а фактически потомок эмигрантов из Японии, окопавшихся в Латинской Америке после Второй Мировой войны.
Почему журналистика и СМИ, в качестве Четвёртой власти, привлекли внимание Хейли?
«Чак Инсен и остальные напряжённо следили за мониторами, спорили, принимали решения, выжимали секунды, резали и перестраивали материал, чтобы освободить время для новостей из Далласа.»
На Конференции, которую проводил Цыпляев и его команда, словно воскресали события романа «Вечерние новости». Я специально сидела почти в самом конце зала, чтобы создавалась иллюзия присутствия в кинотеатре (кстати, удивительно, почему у нас и за рубежом столько снимается откровенного кино мусора, а этот роман Хейли так и остался не востребованным)?
Делая заключительный доклад, Сергей Алексеевич говорил, смотря на экран с презентацией:
- Это я, пожалуй, упущу, это отмечу конспективно!
Да, правы были коллеги из США, что Артура Хейли заинтересовал образ молодого учёного… Попробуем ещё раз перечитать Хейли, чтобы уловить это сходство:
«Похоже было, что сообщение о коррумпированном сенаторе выпадет вообще. Все чувствовали, что работают с максимальной отдачей – в предельно короткий срок пытаются справиться с довольно сложной задачей.
Они быстро перекидывались фразами на понятном им языке:
- Здесь плохая «картинка».
- Подрежь эту копию.
- Аппаратная: мы изымаем шестнадцатый сюжет – «Коррупция». Но он сможет снова влететь, если ничего не получим из Далласа.
- Последние пятнадцать секунд в этом куске – дохлые: говорим то, что люди уже знают.
- А старушка в Омахе не знает.
- Тогда она никогда и не будет знать. Выбрось это.»
Команда Цыпляева на Конференции напоминала студию в романе Хейли. С той лишь принципиальной разницей, что предполагаемой «старушке в Омахе» не было отказано в праве на получение информации. Более того, моим коллегам было дозволено вступать в оживлённую дискуссию, вносить свои предложения. Об этом мы поговорим отдельно, а сейчас хочется поговорить об атмосфере, которую сумел создать Сергей Алексеевич.
Во время кофе-паузы мне удалось сесть так, чтобы слышать, о чём беседовали Александр Сунгуров, Дарья Димке с участниками Конференции. Темы были крайне интересными. Мне удалось познакомиться с замечательной многодетной мамой – Нелли Николаевной Молчановой, которая, как и мои коллеги много лет занимается проблемой трудоустройства инвалидов. Договорились о дальнейших встречах с Галиной из Социологического института РАН.
Меня удивило, что многие тоже задумались, что в теме Инициативное бюджетирование основное место должны занять Балетная студия величайшего балетмейстера – Олега Михайловича Виноградова, имеющего свою Академию балета в Вашингтоне.
Когда Сунгуров рассказывал о своей поездке в Калифорнию, то сразу вспомнился Михаил Кизимов, исколесивший все США в составе Конного балета. В Лос-Анжелесе создана Конная полиция! Поэтому-то, когда Евгений Гонтмахер упомянул о реформировании полиции в Питере, то, безусловно, подумалось, что нужно начать с создания подразделений Конной полиции.
Выступления были яркими, можно сказать феерическими. Пластика танца? Почему не создано балетного сюжета на тему политических дискуссий? Столько образов, ярких музыкальных фраз, о чём снова и снова захотелось переговорить со знаменитым балетмейстером Виноградовым. Искусство 19-ого века и технологии 21-ого века? Об этом невольно приходили на ум сравнения, потому что Конференция проходила в здании Библиотеки РАНХиГС, которая расположилась в здании бывшей Греко-Униатской церкви. Символично, что стол Президиума размещался в бывшей алтарной части, а трибуна выступающих словно символизировала церковный амвон… На стенах сохранились элементы старинных фресок. Выступающие словно обращались к изображению Григория-двоеслова и Николая-Чудотворца со Святым Константином…
Старинный особняк купца Бобкова на целый день стал вместилищем новых экономических и политических теорий…
И снова всплывали фразы любимого мною Хейли:
- Переходим к рекламе. У нас повисло сорок секунд.
- А что у конкурентов из Далласа?
- «Пересказ» события, как и у нас.
- Мне нужен бампер и место для «Всплеска наркотиков».
- Выбрось этот кусок. Он ничего не весит.
Какие вопросы обсуждались на Конференции? Их было много! Об этом мы поговорим ещё отдельно… Всего в нескольких шагах, буквально в шаговой доступности располагалась квартира Олега Виноградова, недавно вернувшегося после очередной творческой поездки из США…
Символика и аура Васильевского острова? За чашкой чая невольно вспоминалось Кулинарное творчества Владимира Леншина. Разговорившись с Владимиром Вагиным в перерыве, отметила для себя, что вот и ещё один Владимир Владимирович в коллекции моих знакомых. Побывав на Встречах с Президентом РФ, мои коллеги стали совершенно невольно запоминать всех, кого зовут Владимир Владимирович…
Хейли много внимания в «Вечерних новостях» уделял описанию всевозможных кафе, закусочных… Жаль, что он не побывал за чашкой чая у Сергея Цыпляева, здесь был более интеллектуальный разговор, чем у персонажей Хейли…
А ещё? Мне удалось услышать разговор Сергея Алексеевича с участниками о спорте. Не хотелось вмешиваться в беседу, но мысленно хотелось спросить профессора юриспруденции, а что он думает о предстоящем Чемпионате Ресторанного спорта, который пройдёт вскоре на Васильевском острове?
До этой идеи Артур не додумался… Будут ли гости из США на этом состязании? А коллеги юристы из США?
Перелистывая свой журналистский блокнот, я подумала невольно о том, что Артур Хейли тяжёлыми мазками публицистического жанра превратил своего Слоуна в старика, когда он узнал некоторые острые новости… А вот Сергей Цыпляев практически и не изменился за прошедшие годы! С каким темпераментом он воспарился о современном волейболе Города на Неве. Мне при этом вспомнился недавний разговор с одним активистом по имени Иван. Внешне он напоминал Ивана Блокова в юности, то есть планов – громадьё, но не всегда знает, как правильно сформировать нужную команду. Он пытался найти среди чиновников заинтересованных в будущем волейбола. Да, таким, как Ивану, переживающему за волейбол, чаще надо перечитывать Артура Хейли и заглядывать в старинные особняки, где размещены раритетные книги, и бывают на редкость увлекательные собеседники.
Валентина Томановская
|