Недавно нам представилась замечательная возможность сравнить двух журналистов. И мы столкнулись с тем, что критериев для сравнения журналистов в мировой практике не существует!
Приходят на память известные стихи:
Многие парни плечисты и крепки,
Многие носят футболки и кепки…
И снова, уже в который раз сотрудникам «ППР» пришлось проявить чудеса изобретательности, чтобы провести этот увлекательнейший эксперимент. Например, сегодня мы открываем интернет и смотрим, ЧЕМ нас порадовали два издания, где (по невероятной случайности) должности Главных редакторов занимают как раз-таки Племянник и Дядя. Что нас удивило у Племянника? Мы столкнулись с новым, интересным материалом, который может стать началом увлекательной экспозиции по этнографии, а Дяденька преподнёс историю с залежалым анекдотом из нашего дипведомства, причём этот анекдот и в свежем варианте (почти годичной давности) напоминал уже тогда плесневелые сухари, которые пытались выдать за редкое пирожное с экзотическими фруктами.
Итак, о ком же идёт речь? В детской считалке говорится:
Где мы были, мы не скажем,
А что делали, покажем.
Только что завершился Международный Книжный салон в Северной Столице… Так получилось, что Племянник там занимал лидирующее положение. Его останавливали, мнением его непрестанно интересовались! А где-то в унылом запустении стоял стенд Дядюшки, около которого редко останавливались зазевавшиеся посетители, да и только с той целью, чтобы разложить на столе, где никто никогда не интересовался витриной этого СМИ, приобретённые у других экспонентов книги. Мы спрашивали многих посетителей Книжного салона, что они думают о СМИ, которое возглавляет Дядя. И мы получали неизменный ответ:
- Ничего не думаем, скучно, читать не хочется!
Собрав информацию такого рода, мы стали размышлять, почему так происходит? Казалось бы, федеральное СМИ, имеющее филиалы в других регионах, а читательский интерес отсутствует, отчего? Газета Дяди напоминает хамелеона, приспосабливающегося к изменчивой среде. Это СМИ нацелено на сецессию России, когда «местные» новости формируются отдельно от общенациональных интересов. Считается, что газосварщику неинтересно читать про балет или кино. Принцип тот же, когда «региональные» новости формируются на уровне затянувшегося визита сантехника, который пришёл без запасных деталей, и жители коммунальной квартиры остались без раковины на кухне. Порядок такой же. Вот эта-то «сортировка» новостей, с обозначением ярлыка для жителей разных регионов, и делает газету Дяди фальшивой и не читаемой. Поэтому-то и читательские комментарии отсутствуют. Так что же заставило читателей в прямом смысле хватать Племянника за рукав, стараясь вместе с ним сфотографироваться? Люди всегда остро ощущают ложь. А ещё не прикрытый карьеризм. Если журналист совмещает в себе эти два качества, то он обречён на равнодушие. Читательское равнодушие. И это в лучшем случае. А фактически руководителей таких СМИ ждёт полное игнорирование и презрение. И не помогает ничто! Ни рекламодатели-толстосумы, ни циничная интерпретация истории, ни плохо маскируемая желтизна основных текстов.
Но, определившись с тем, что порождает негативную реакцию читателей, нам захотелось выяснить, а в чём же заключается симптоматика успеха? Во-первых, искренность. Во-вторых, эрудированность. А в-третьих? Огромное желание поделиться своей радостью с другими. Приведём несколько характерных примеров. Вот Племянник подходит к очаровательным носительницам песенного искусства Грузии, делится своими впечатлениями, которые у него возникли от соприкосновения с талантом замечательных исполнительниц, и они попросили сделать снимок на память… Потому что позитивные эмоции, проявленные журналистом, им захотелось оставить в своём сердце.
А вот он договаривается с писателем Борисом Орловым о том, чтобы писатели из Дагестана и Северной Столицы приехали в его родной Хабаровск, где сейчас пытаются насадить «традиции» японского реваншизма. И мы видим, что, слушая стихи поэта из Дагестана, вникая в горячие комментарии Орлова, он сердцем остаётся в родном городе! То есть у Племянника остро развито чувство Родины. И она (Родина) для него является не Малой, а Великой, и об этом Величии он ни на секунду не забывает!
Иногда даже доходило до курьёза. Просматривая Программу праздничных мероприятий, а их было свыше ста пятидесяти во время Дня рождения Санкт-Петербурга, он вдруг с сожалением восклицает:
- Ой, а карнавал-то мы пропустили!
Мы удивляемся, интересуясь, о каком же карнавале идёт речь? И он нам с досадой пятилетнего ребёнка отвечает:
- Да вот же, вчера на Васильевском проходил Парад такс!
Мы в недоумении спрашиваем:
- А разве Вас ещё и таксы интересуют?
- А как же! У меня их целых три!
И он, не задумываясь, что в Питере с Хабаровском 7 часов разница во времени, набирает домашний телефон и говорит супруге:
- Ты представляешь, Вера, а вчера здесь был Парад такс, представляешь? Да нет, не смог побывать мы в это время были на Бале Национальностей! Но подумай, ведь мы такой Парад такс могли бы и у себя в Хабаровске провести!
И тут мы понимаем, что для настоящего журналиста нужно сохранить способность УДИВЛЯТЬСЯ! Находить что-то радостное, необычное, и стараться тиражировать эту радость. И тут мы понимаем, почему Племянник столь блистательно победил своего Дядю. Он старается поделиться радостью, а Дядя – «сенсацией». И ему (Дяде) не важно, насколько эта «сенсация» принесёт позитивные или негативные эмоции у читателей. И этот недостаток присущ многим федеральным СМИ! Почему так происходит? Они НЕ ЗНАЮТ своих читателей! Они выбрасывают на своих читателей корзину камней. Если проанализировать смысл материалов подавляющего числа федеральных СМИ, то мы заметим, что они скомпонованы так, что порадоваться от такого прочтения будет нечему.
И даже дело не в том, что новостной контент подбирается из негативных фактов, а читателей удручает то, какая даётся циничная оценка опубликованным фактам. Мы раньше удивлялись, какие продолжительные и темпераментные дискуссии велись на сайте Племянника. Как ожесточённо спорили с ним лукавые оппоненты, которые никак не могли угомониться. А ведь, казалось бы? Им (оппонентам) проще было бы разместить льстивые реляции в СМИ Дядюшки. Почему же они этого не делают? Потому что и тем, кто привык выступать в роли записного (заказного) комментатора, вдруг хочется хоть иногда почувствовать себя Десантниками, то есть Смелыми и Решительными. Время услужливых Дядюшек, пытающихся превратить Журналистику в конъюнктурное поле, уходит.
Пётр Савватеев
|