«Гражданских смут горючая стихия
Развеется... Расставит новый век
В житейских заводях иные мрежи…»
Максимилиан Волошин
25 декабря 1926
Так писал о Крыме поэт почти сотню лет тому назад… Что изменилось сегодня? Кому-то и у нас в стране, и далеко, даже слишком далеко за её пределами хочется возродить обстановку «горячей стихии», то есть ввергнуть страну в Гражданскую войну, где Крым бы стал разменной монетой. А что этому можно противопоставить? На недавно прошедшем МедиаФоруме ОНФ нам посчастливилось побеседовать с создателем фильма «Крым. Путь на Родину».
Почему встречу с Андреем Кондрашовым можно считать настоящим СЧАСТЬЕМ? Потому что слово счастье означает «быть с частью». Общение с ним участников Форума доказывает, что каждый приобрёл ту ЧАСТЬ, которой всем нам не хватало длительное время. Мы почувствовали единение идей, переживаний, планов на будущее. И эти планы обрели новую высоту!
Когда-то М.Волошин скорбно подметил:
Я иду дорогой в мой безрадостный Коктебель…
По нагорьям тёрн узорный
и кустарники в серебре.
Казалось бы, и кустарники в серебре и тёрн-то узорный, а поэт находит повод для уныния!
Потому что эгоцентризм, замешанный на пессимизме, делал Крым многие десятилетия местом пребывания явных и скрытых оппонентов.
Здравствуй, ты, в весне распятый,
мой торжественный Коктебель!
Поэт не утруждает себя уразумением того, что «распятость» подразумевает, если не мгновенную смерть, то мучения. А страдания плохо консолидируются с понятием здоровья… Обращение к Крыму на «ты» звучит крайне фамильярно, а называть его «моим», подчёркивая «торжество» … Но только торжество чего? Слово «торжество» происходит от слова «торг», а в поэзии торговля неуместна!
До сегодняшних событий Крым, увы, в отечественной поэзии ассоциировался с чем-то печальным. Причём эта печаль была явно надуманной. Приведём строки Валерия Брюсова, который обычно отличается динамичностью стиля:
Роза моя, джан, джан,
Цветик мой, джан, джан.
Так пишет Брюсов о мечтаниях армянской девушки на Кавказе, а какими красками он рисует Крым?
Чайки летят и кричат, как в тревоге,
Много столетий близ отмели дикой
Дремлют в развалинах римские стены,
Слушают чаек протяжные крики,
Сморят на белое кружево пены.
1899 год
Слушаем с восторгом Кондрашова и вдруг понимаем, что, хоть он и говорит в прозе, но по духу очень близок к романтизму Лермонтова. Как Михаил Юрьевич отображал Кавказ? Грозный и таинственный, этот суровый горный край очаровал поэта, и он проникся искренней любовью к непостижимому величию Кавказа… Около которого международный криминал тоже пытался разыграть грязные инсинуации сначала в годы Великой Отечественной войны, потом уже в наше время, но дух двух Великих поэтов – Лермонтова и Расула Гамзатова помог сохранить для России этот сверкающий бриллиант, а как же Крым?
А Крым во многом сегодня отстаивает Кондрашов, как и Евгений Халдей оставил нам свои бессмертные кадры Крыма. И что при этом вспомнилось нам?
В рамках Третьего Культурного форума, проходившего в 2014 году в Северной Столице, удалось послушать доклады о Крымских экспедициях, организованных Эрмитажем в разные годы. Археология убедительно доказывает, что задолго до римлян в Крыму обосновались скифы, что, видимо, было известно и Брюсову, но он старался об этом не вспоминать… Почему? Наверное, Брюсову немного не хватило Лермонтовской привязанности к этому краю и ещё? А ещё Брюсову не повезло как нам, потому что он не встретился с Кондрашовым, не увидел его сверкающих глаз, искрящихся неизбывной радостью и затаённой улыбкой, когда он рассказывает о нашей САМОЙ Главной Победе в Крыму!
Воспринимая слова Кондрашова, мы слышим, как один коллега тихо произносит:
- И Пушкину повезло тоже мало! Послушал бы он сейчас Кондрашова!
Как выяснилось позже, эти слова принадлежали Дмитрию Кизянову. Это заставило нас о многом задуматься…
После встречи с Андреем Олеговичем мы обложились книгами с головы до ног, чтобы понять, ошибочным ли было наше впечатление, произведённое Андреем Кондрашовым, что он ЗАНОВО для всех россиян открывает Крым? Нет, мы не ошиблись тогда. Наша ошеломлённость имеет своё подтверждение. Вот зарисовки Александра Пушкина во время его Южной ссылки:
Погасло дневное светило…
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Откуда такой мрачный настрой? Ведь Пушкин подарил нам достаточно весьма улыбчивых строк. Здесь он говорит по-другому:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей.
Александр Пушкин, который не раз пленял нас своей ироничностью и мягким юмором, здесь в Крыму нам говорит о «грозной прихоти», об «обманчивости морей». У него «брега печальные», «туманная родина». И Родина у него обозначена с маленькой буквы, а не с заглавной! И Пушкин желал бы покинуть Отечество? Большие поэты, какими мы по праву считаем Брюсова, Волошина, Пушкина, всегда передают ту ауру, которая витала в их эпоху, оставляя нам скульптурный слепок настроений их времён… Так в чём же состоит нравственный Подвиг Кондрашова? Создав свой фильм, Кондрашов проделал многовековой путь по культурным пластам нашей истории, чтобы доказать каждому россиянину, что Крым – это не «угрюмые волны», а Родное море! Как ему это удалось сделать? Фильм могут посмотреть сегодня в интернете многие, а мы поговорим сегодня о его встрече в «Прибалтийской», на которой и Цицерону было бы интересно побывать, мы в этом ни секунды не сомневаемся. Кондрашов раскрыл таинство диалога!
Мысленно вспоминаются встречи Ираклия Луарсабовича Андронникова, которые мы не раз просматривали в записи, читали его мемуары. Его талант копировать чужие голоса был уникальным, он встречался со знаменитыми людьми, сохраняя их облик для потомков. Но все его встречи в переполненных залах были сольным выступлением одного исполнителя! Это был талантливый «Театр одного актёра». В чём заключалось принципиальное отличие Кондрашова?
На этой встрече, на наш взгляд, основной талант Андрея Кондрашова заключался в том, что он смог по-новому раскрыть участников этой встречи. Такими открытиями стали Максим Румянцев и Сергей Лисовский. Этих два ярких журналиста открылись новыми гранями своего дарования. А таким открывателем стал Кондрашов. Он был не только Открывателем Крыма для всех нас в тот вечер, он стал Открывателем нас самих! Мы жили ЭТИМ вечером, его значением, заново раскрыв для себя давно нам известные стихи того же поэта о Крыме:
Поэтому живи ТЕКУЩИМ днём.
Благослови свой синий окоём.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
И песню волг, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
Всё-таки Волошин в глубине души надеялся, что когда-нибудь появится ТАКОЙ Кондрашов, который сможет воплотить «весь трепет жизни всех веков и рас». Такой певец Крыма появился в лице Кондрашова. Вспомним эпическое полотно художника Иванова «Явление Христа народу», которое заняло своё почётное место в Русском музее? А в зале Айвазовского нас изумляет глубиной замысла и достоверностью «Девятый вал». На этой встрече Кондрашов смог связать воедино художественное наследие лучших работ Русского музея с Золотыми Кладовыми Эрмитажа, где экспонируется Скифское золото.
Порой, слушая Кондрашова, казалось, что он мчится на лихом коне скифов, врезаясь в гущу вражеских рядов. Скифская тактика. Стремительно ворваться в ряды неприятеля, разрушить их «стройность», а потом молниеносно развернуться и на крейсерской скорости поскакать назад. Враг пытается настигнуть, думая, что сейчас проучит горстку этих дерзких летунов, не ведая, что смелый авангард неумолимо ведёт вражеские оголтелые редуты к заранее подготовленной засаде! Так действовали скифы почти за тысячу лет до нашей эры… Вернув себе Крым, мы возвращаем себе нашу историю. А Кондрашов нам поведал, КАК мы возвращали себе эту Победу, которая складывалась здесь десантным способом 3 тысячи лет тому назад!
Ни царскому режиму, особенно последние триста лет, ни в советский период не выгодно было вспоминать об исторических корнях. Иван Грозный, будучи потомком греков, считал себя поборником Греческой истории. Были разные периоды в истории нашей страны. Сегодня кто-то мечтает о возвращении «на царствие» немецких принцесс, кто-то приписывает «заслуги» нашей стране влиянию шведов, и никто не говорит о коневодах, земледельцах, мореходах.
Состав Скифского государства был полиэтническим, как и современной России. Объединяющим началом были смелость и совесть.
Сразу оговоримся. Прежде, чем подготовить эту статью, ещё раз пересмотрели в интернете этот знаменитый фильм. О чём нам подумалось? Если бы создать фильм о той Встрече, которую провёл Кондрашов в «Прибалтийской», то, не сомневаемся, что он был бы не менее интересным. Отчего мы так утверждаем? Внимательно просмотрев заставки художников-дизайнеров, поняли, что они выглядят слабовато. В фильме Кондрашову отводилась роль интервьюера, а он способен, как знаменитый Баян, приложившись к струнам, петь историческую песнь… И его устное творчество восходило бы к былине «Слово о полку Игореве»… Ведь фактически до Андрея Кондрашова о Крыме не было ничего эпического и правдивого! К сожалению, в фильм, в связи с ограничением объёма, вошло не всё… Далеко не всё, что накопилось в душе Андрея Кондрашова во время съёмки, и поэтому-то самая лучшая часть глубоко выстраданной Кодрашовской правды прозвучала на этой встрече… По сравнению с теми откровениями, с которыми он познакомил нас на Встрече, уже и сам фильм отошёл на второй план! Отчего так произошло?
Несмотря на то, что многие коллеги-журналисты частенько критикуют сотрудников газеты «Поддержка Президентских реформ» за излишнее обращение к стихам, но мы, используя их, пытаемся показать эмоциональный настрой... Обратимся к Пушкину:
Я вас бежал, отечески края;
Само название фильма глубоко символично «Крым. Путь на Родину». Если у молодого Пушкина грезилось желание, хоть ради развлечения, покинуть Родину, то фильм, созданный Кондрашовым, по своему подъёму можно сравнить только с объединением Волховского и Ленинградского фронтов, когда 18 января 1943 года был совершён Прорыв Блокады! Андрей Олегович всем сердцем прочувствовал Крымскую Блокаду, растянувшуюся на долгие десятилетия! Поэтому, когда мы предложили ему поставить фильм о Блокаде Города на Неве, он живо откликнулся…Вопрос о Блокаде был задан уже под занавес, но превратил Встречу в фейерверк новых тем, мыслей, обсуждений, по-новому высветив поэтические дарования Кондрашова. Ведь талант Настоящего поэта заключается вовсе не в том, чтобы передавать свои собственные наблюдения: «Я бежал», «живёт в тебе», «волнуйся подо мной» и т.д.. Разные поэты в различные эпохи стремились поставить своё мнение во главу угла, считая это эталоном для общественного мнения. Кондрашов в доли секунды уловил наше стремление рассказать Правду о Блокаде, о Великом подвиге тех Героев, о которых слишком мало известно сегодня, к сожалению.
И тогда, как талантливый режиссёр Кондрашов смог разбудить бушующий океан эмоций в душе Сергея Лисовского, который вскочив с места, закричал во весь голос:
- Андрей! Андрей! Николай прав! О Блокадниках надо снимать фильм!
Об этом предложении Лисовского нами была подготовлена статья «Блокадники – Золотой Фонд Народной Души».
Какое влияние эта встреча оказала на ход Культурного развития России?
О том, что эта встреча имела колоссальное значение можно было понять по-настоящему только через несколько дней! По откликам оппонентов, сообщения которых запестрели в СМИ.
Особенно этот «настрой» оппонентов был заметен именно через несколько дней после прошедшей встречи. Как это можно было обнаружить? Некий «корреспондент» из одного коммерческого издания «задал тон». Очевидно, не пообщавшийся с участниками этой встречи, он решил высказать определённый негатив, заказанный ему заранее… Жаль этого неумёху, потому что делать материал даже не с чужих слов (потому что он ни с кем не беседовал), и при этом когда он сам отсутствовал на мероприятии, - это пародия на достоверность. И эта неуклюжая пародийность очевидна даже для выпускника детского садика! О таких, как этот корреспондент одного издания, ориентированного на продажности, о чём свидетельствует и название газеты, уже было сказано почти сто лет назад:
Я не изгой, а пасынок России.
Я в эти дни её немой укор.
Я сам избрал пустынный сей затвор
Землёю добровольного изгнанья.
Не упоминаем автора этих строк, т.к. надеемся, что наши оппоненты, хоть изредка, но заглядывают в библиотеки. Да, сегодня в России есть немало «терра инкогнито», то есть таких изданий, которые избрали для себя тактику низкопоклонства перед западной идеологией. Они внушают обывателю:
Пойми простой урок земли:
Как Греция и Генуя прошли,
Так минет всё – Европа и Россия.
Что же происходило на этой встрече? И как происходило?
Встреча с Андреем Кондрашовым началась необычно. К концу третьего дня МедиаФорума ОНФ зал немного опустел. Связано это было в первую очередь с крайне насыщенной деловой программой мероприятий. Напомним, что перед творческим вечером создателя фильма «Крым. Путь на Родину», была очень серьёзная дискуссия на тему «Вызовы современной журналистике» под руководством Евгения Попова с участием зарубежных коллег.
После этой активной дискуссии-диспута, к которой мы ещё обязательно вернёмся, у некоторых участников не осталось не только моральных сил, но и физических. Потому-то Андрей Олегович Кондрашов, окинув зал взглядом полководца, с улыбкой и без тени иронии, начал так:
-Почти полный зал!… Начнём?…
И Кондрашов начал… При этом он добавил, что в зале остались самые стойкие… Сразу оговоримся, изначально встреча была запланирована на полтора часа. Но время летело со скоростью кавалерийской атаки! И вот, когда Кондрашов мельком взглянув на часы, обратился к залу:
- Мы уже перебрали целый час отведённого нам времени, не устали?
И мы при этом все, действительно почувствовали себя бойцами одного полка! Из зала стали раздаваться голоса наших морских пехотинцев:
- Нет! Нет!!! Мы не устали!
Оборачиваемся к Лисовскому, он, перекрывая все голоса, громогласно спрашивает:
- Мы – нет! Андрей Олегович, но Вы? Вы-то не устали?
Кондрашов отшучивается:
- А разве я могу уставать? Значит, продолжим?
Встреча затянулась до самого позднего вечера… Но вернёмся к началу Встречи, до которой нам так и не добраться.
Неожиданно перед нами стремительно разворачивалось громадное полковое Знамя, потому что на экране развёртывались кадры фильма, ставшего уже Легендой мирового кинематографа… И вот перед нами возникли эпизоды этого Фильма! Фильма с большой буквы! Зал замирает… И вдруг к нам в зал входит Президент РФ! Все невольно оборачиваются назад. Так талантливо был выставлен звук, что создавалось впечатление, что Президент РФ с серьёзной сосредоточенностью смотрит на нас с экрана, а сам сидит вместе с нами в зале и произносит слова, облетевшие все информационные агентства мира:
- Наша задача была спасти Президента Украины (Януковича)… Там были поставлены крупнокалиберные пулемёты, чтобы долго с ним не церемониться…
Внимание всех приковано к экрану. Взорам открывается захватывающая панорама Крыма! В сердце радостно бьётся мысль:
- Крым теперь НАШ!
И эта радость переполняет восторгом. Оглядываемся по сторонам! И понимаем. Одно дело, когда смотришь фильм у телевизора, в интернете, пусть даже в кругу друзей, а совсем другое, когда рядом с тобой бойцы из ОНФ, и что можно задать ЛЮБОЙ вопрос создателю фильма…
А красоты Крыма продолжают восхищать! Но не менее восхищают кадры, демонстрирующие военную технику. Понимаешь её оправданное предназначение. Предназначение Защиты!
Но всё-таки самые волнующие эпизоды были с Президентом РФ, в них заключалась смысловая задача фильма. О смысловой компоновке каждого кадра можно говорить отдельно и обстоятельно… Вспыхивает свет в зале, раздаются аплодисменты, и перед нами появляется Кондрашов. Освещение падает таким образом, словно известный режиссёр предстаёт перед нами в ореоле своей Славы большого киномастера. Андрей Олегович, словно чувствуя затаённое изумление зала, отвечает предельно просто.
И хотя Кондрашову задавались самые разнообразные вопросы, он с подкупающей открытостью отвечал на них. И ещё с обескураживающей скромностью. О том, что рейтинг Фильма был зашкаливающим, он соглашается… Но при этом с завораживающей улыбкой поясняет, что успех фильма обязан не ему… А связано это с тем, что у Главного Героя Фильма (Владимира Путина) рейтинг приближается к 80% в России.
А нам подумалось о том, что и не только в России рейтинг Президента РФ достаточно высокий! Ведь и в США опросы доказывают, что наш Президент значительно обогнал по популярности своего коллегу в США. С этим фактом обязаны мириться все в мире. И многие в зале начинают понимать, что снимать документальную ленту, где участвует столь известный политический деятель, ох, как не просто!
Все с волнением замирают, когда Кондрашов поясняет. Главной задачей для себя определил Кондрашов при создании Фильма это – не испортить. Мы понимающе переглядываемся с Лисовским. И он в эту минуту подумал, как и мы:
- Не простая задача стояла перед Кондрашовым, совсем не простая!
А вопросы сыплются градом, и со всех сторон! Кто-то, не дожидаясь, когда дойдёт до него очередь у микрофона, полагаясь на мощь своего голоса, пытается огласить вопрос с места, перекрывая других. Кондрашов поднимает руку кверху, в зале на секунду воцаряется полная тишина, режиссёр с улыбкой замечает:
- Не все сразу, Друзья! Я понимаю, что Вы все рвётесь в бой, но…
В этот момент из зала кто-то задорно выкрикивает:
- А мы привыкли в атаку ходить строем!
Зал взрывается от смеха. На секунду задумываемся, кому принадлежит эта шутка. А, впрочем, может быть, и не шутка. Догадываемся, что, видимо, это Максим Румянцев. Нас не мог не заинтересовать вопрос, что было сделано с неиспользованными материалами. Андрей Олегович пояснил, что надёжно «укрыл» в сейфе объём порядка 400 терабайт…
Сейф… мы невольно вспоминаем, как у нас в «ППР» наши оппоненты, умудряясь применять напалм, сначала уносили сейф, а потом делали так, что и силикатный кирпич, и железобетон начинали гореть... Было и это. Только бы фильм о Крыме, то что не вошло в открытую часть, смогло сохраниться для потомков.
Если бы встреча состоялась снова, то хотелось бы спросить, ЧТО таится в сейфе? Читатель не может не согласиться с нами, что в фильме талантливо показаны бесчинства майдановцев в Киеве. Но какая сложная задача стояла перед Кондрашовым:
Чтоб в годы лжи, паденья и разрух
В уединеньи выплавить свой дух
И выстрадать великое познанье…
Нужно было не только отобразить разруху, творящуюся на современной Украине, нужно было «выплавить свой дух», который бы указал единственно правильный Путь. – «Путь на Родину».
Утихла буря. Догорел пожар.
Я принял жизнь и этот дом как дар.
Нешуточные страсти могли разбушеваться в Крыму, если бы вовремя не охладили пыл провокаторов из «Правого сектора» и им подобных организаций, устремившихся на «экскурсию» сюда.
Также Андрей Олегович заострил внимание на роли Севастополя в присоединении Крыма. А роль Севастополя была грандиозной. Нам вспомнились «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, а также наши материалы, хранящиеся в архиве «ППР». Да, вне всякого сомнения, это был Исторический триумф! И Кондрашов подтвердил то, о чём мы только догадывались. Потому что именно в Севастополе разворачивались самые горячие действия, а в СМИ об этом недостаточно рассмотрено. И снова мы понимающе переглядываемся с Лисовским! Приятно было сознавать, что в зале столько единомышленников.
А ведь Лисовский служил в военном флоте, ему многое понятно и без слов. Мысленно представили нашего Военкома ВМФ Виктора Чиркова, который прилетел туда эдаким бесстрашным Фракийским Крылатым Львом! Когда-нибудь мы опубликуем переписку «ППР» с Главкомом ВМФ, хранящуюся в архиве «ППР». И мы решили отдельно выразить это в статье, у которой сразу появилось несколько названий – «Севастопольская элегия Кондрашова», «Современная Феодосийская сказка», «Мы – из Кронштадта!». О Севастополе нам многое известно и от Александра Ивановича Шнейдера, получившего здесь Морское крещение… Находясь на государственной службе в Смольном, он душой оставался в этой колыбели скифского мореходства! Но об этом – отдельный рассказ, а пока можно только прибегнуть к поэтическим образам прошлых лет и веков:
Взметнулись вихри древних сил –
Там в буре складок, в свисте крыл,
В водоворотах снов и бреда,
Прорвавшись сквозь угар веков,
Клубится мрамор ВСЕХ веков –
САМОФРАКИЙСКАЯ Победа!
В этот момент подумалось, что на этой встрече не хватает нашего Знаменитого Фракийского Льва – Василия Николаевича Кичеджи! Его предки тоже отметились в Крыму. И в сегодняшней Победе есть и его заслуга… Его визиты в Грецию, где сегодня тоже частенько бушуют политические штормы, его стремление возродить духовность. Достаточно вспомнить, какую роль Василий Николаевич Кичеджи предпринял, чтобы был освобождён настоятель Ватопедского монастыря на Новом Афоне. Тогда Кичеджи обратился к Владимиру Владимировичу Путину, который назвал сегодня Крым Духовной сокровищницей России! Вспомним, как начинается фильм?
Как воздымающийся храм,
Встаёт из сизого тумана.
Так говорили о Крыме поэты. Это предсказание сбылось. Когда слушаешь рассказ Кондрашова, то понимаешь, что мечты стали реальностью:
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива…
«Каменная грива…» Будь то грива боевых коней или непреклонных Фракийских Львов, это в одинаковой степени роднит Крым и Северную Столицу, в которой и проходила эта знаменитая встреча. Несколько раз Кондрашов за время творческого вечера с содроганием в голосе повторял одну фразу, о которой мы, наверное, напишем целую повесть, взяв её в качестве заголовка, но сегодня об этом для массового читателя говорить пока преждевременно.
А на память приходили строки Ивана Бунина о горных потоках Крыма, где неумолимо чувствуется влияние фонтанов Петергофа:
Как тонкий флёр, сквозит огнём,
Скользит со скал фатой венчальной
И вдруг и пеной и дождём
Свергаясь в чёрный водоём,
Бушует влагою хрустальной…
Речь Кондрашова о Крыме напоминала этот сверкающий на солнце поток. По той интонационной окраске в голосе, с которой он произносил эти не праздные слова, было ясно, как сам Андрей Олегович переживает не только за судьбу Крыма и города-героя Севастополя, но и за судьбу России и Мира в целом.
А вот о чём следует напомнить читателю, так это о том, что нередко, не без гордости за сегодняшнее время в стране, Кондрашов добавлял:
- На наших глазах творится история!
Когда мы просматривали свои рабочие блокноты, чтобы включить задаваемые ему участниками вопросы в статью, то старались компоновать их по разной эмоциональной нагрузке. Например, последовал такой вопрос:
- А зачем нам такой проблемный регион?
Понятно, что такой вопрос задаётся в некоторых регионах, и посланцы, присутствовавшие со всех уголков нашей громадной Родины, хотели передать своим читателям вопрос и ответ автора столь известного фильма. Кондрашов дипломатично ответил:
- Согласен проблем много... Один (если можно назвать бизнесмен) беспрепятственно вывозит из Крыма на Украину редкоземельные металлы, пользуясь налоговыми послаблениями для нового субъекта федерации... Крым на сегодня разграблен.
Другой вопрос касался темы: почему в фильме присутствуют постановочные кадры вместо использования кинохроники? На что Андрей Олегович стал приводить неожиданные данные. Ответ был настолько остроумным, что захотелось привести строки Владимира Вишневского:
В Мисхоре, в июне, у моря
Дышалось, и зло не брало.
С большой впечатляющей силой
Я в море купался, как мог.
С женою чужой, но красивой
Я плавал за красный буёк.
Если в советский период некоторые рассматривали Крым в качестве удобного места незатейливых флиртов, то сегодня – это стало Нравственным Мерилом каждого!
Поэтому-то ответ Кондрашова показался нам предельно остроумным. Почему мы не передаём ответ? Сегодня, в век интернета, когда можно посмотреть в записи любую встречу, на наш взгляд, журналистика должна перестраиваться. Ушла в прошлое роль хроникёра. Сегодня нужно, по возможности, воссоздавать картину, рисующую связь эпох.. Например, сегодняшнему настрою соответствуют строки Виссариона Петербургского:
Покоен утром Новый свет.
Над морем медленный рассвет.
В амфитеатре скал и гор,
Ночной грозе наперекор.
Ещё раз поясним, зачем мы приводим столько поэтических строк? Потому что поэты передают атмосферу, царящую в их время, и надежды поэтов на лучшее. В данном случае поэт предвещает Новый свет, вопреки «ночной грозе». А фашизм и современный неофашизм – это символ ночной тьмы, нравственного грабежа, духовного разбоя. Очевидно, Андрей Олегович своим фильмом и этой Встречей деловито пояснял, что «украинский» период Крыма был всё-таки временем мрака. Сегодняшний Новый свет дарит возрожденье не только Крыму, но и всей России. Мир обновляется! Потому-то так неистово возмущаются возвращением Крыма в Россию финские, заокеанские коллеги, что смещаются нравственные императивы, которые они давно хотели присвоить себе! Вернёмся к аналогии стихотворных строк с сегодняшним днём. Да, кому-то этот рассвет может показаться слишком «медленным», но это не так. А поэт бы прав, утверждая:
Тонка эпох связующая нить –
Её дано нам сохранить,
Как очагов погасших дым
Вдоль троп, пересекавших Крым.
Такими «пересекающими тропами» хотели означиться и натовцы. Не получилось. Своё раздражение они не могут дипломатически скрыть…
А вот Иосиф Бродский, которому в мае этого года исполнилось бы 75 лет, дал отличную картинку, которая характеризует Украинский период Крыма.
Январь в Крыму. На черноморский брег
Зима приходит как бы для забавы.
Не в состоянье удержаться снег
На лезвиях и остриях агавы.
Иосиф Бродский, со свойственной ему ироничностью отмечал тот дух застоя, который, увы, был присущ Крыму после глупейшего росчерка пера одного любителя кукурузы:
Пустуют ресторации. Дымят
Ихтиозавры грязные на рейде.
И прелых листьев слышен аромат.
«Налить вам этой мерзости?» - «Налейте».
Атмосфера «мерзости запустения», которая создавалась для того, чтобы эту «пустоту» заняли потом представители западного военного блока. Иосиф охарактеризовал этих «ихтиозавров на рейде». Поэт выступил блестящим хроникёром. Считается, что Иосиф мечтал стать американцем… Возможно, он бы расстроился, узнав, какое фиаско потерпели США в Крыму. Но это поражение было спрограммировано ими же. Навязывая через своих адептов в нашей стране запустение Крыма в виде «ихтиозавров грязных», они подготовили стремление к Чистоте! А сегодняшняя Россия ратует за чистоту помыслов, вопреки статейкам тех корреспондишек, которые продажность ставят себе в основную заслугу.
Так в чём всё-таки принципиальное отличие Кондрашова от тех, кто давно стал выполнять роль информационных Птеродактилей? Слушая его, мы подумали о том, что он общается с аудиторией, словно прослушал курс С.Я. Бейлина «Обаяние гениальности». Приведём такой пример. Как всё-таки ответил Кондрашов на вопрос о применении в Фильме кадров реконструкций вместо хроники? Вот его остроумное пояснение:
- Почему-то самыми большими хроникёрами являлись, как ни странно, именно Португальские журналисты... Другой вопрос, что они там делали?... Приведу пример, взятие аэропорта было снято на мобильник и качество записи очень плохое... Там хоть плохая запись, но она есть... А если мы возьмем похищение генерала, которое организовали "Ночные Волки"? Там было 475 свидетелей, и никто даже на мобильник ничего не снял! Что сказать? Что этого не было? А если бы даже и снял кто-нибудь на мобильник, пришлось бы переснимать! Потому, что не все исторические факты хорошо задокументированы на "плёнке"...
Конечно, ОТКРОВЕНИЯ Кондрашова были подчас настолько откровенными, что мы их не помещаем! Почему? Потому что они требуют отдельной пояснительной статьи. Смотрим пристально на Кондрашова… Кого он напоминает? Нет, не внешне, по манере исторического обобщения? И мы понимаем, что его стиль очень близок к повествовательной манере Плутарха. Ведь когда мы читаем о Ликурге, мало знакомом современникам, мы видим способность Плутарха воссоздавать исторические эпохи. Мы умышленно не озвучиваем фамилию того украинского генерала, которого называл Кондрашов. Он далеко не Ликург, чтобы его фамилия была на слуху у наших современников. Он был одним из тех, кто является приверженцем неофашизма, поэтому его имя подлежит забвению, оставив напоминание только, как о представителе международного криминала.
Одним из самых запоминающихся ответов был ответ на вопрос о затраченных на Фильм ресурсах:
- У нас над фильмом работали 8 художников, которые и проходили кадр за кадром!
И со свойственным Кондрашову юмором, он поясняет, что единственная была сложность, так это найти массовку, которая бы играла роль украинских силовиков.
- Из 260-ти человек массовки невозможно было найти 17 человек, кого можно было бы одеть в украинскую форму.
Причиной тому Андрей Олегович назвал нежелание Крымчан приписывать себя, хоть и на экране, к хунте. Потому что большинство из участников массовки были участниками реальных событий. Забегая вперёд, мысленно мы подумали, что Андрей Кондрашов мог бы стать Звездой Экономического форума, поучив наших «светил», как надо организовывать производственный процесс. Ведь съёмка фильма – это всегда слаженный процесс. Ещё подумалось о том, как собственную неспособность мастерски организовывать съёмки фильмов некоторые кино мэтры ставят себе в заслугу многолетний процесс киносъёмки. На выходе мы имеем жёваную резину, проглотить которую не один кинозритель не в состоянии, потому что там уже процесс гниения духовной пищи. И такие постановщики безапелляционно заявляют:
- Зритель пошёл не тот! Зритель не дорос!
А то, что этому зрителю они преподнесли нравственные отбросы, которые давно прогнили, об этом они даже и не догадываются! И вот мы понимаем, какая НРАВСТВЕННАЯ атмосфера царила на съёмочной площадке Кондрашова:
- Массовка (украинских силовиков - ред.) – артисты с киностудии "Ленфильм". Форму тоже пришлось брать с киностудии. Наверное, все помнят, как украинские гаишники в Крыму, после событий на Украине, у себя во дворе сжигали свою форму (хотя они её носили и в ней работали) из-за нежелания хоть на сколько-нибудь приписывать себя к сегодняшней украинской власти.
Андрей Олегович также рассказал об огромном воодушевлении тех, кто чувствовал себя будущими зрителями Фильма:
- Мне для снятия Фильма предлагали, вместо у нас использованных 8-ми "Камазов" - 16-ть. А ещё 1500 морпехов предлагали... Я ответил, что в кадр не войдет столько людей (смеётся - ред.). Было отснято 400 часов - 70 терабайт!..
Также Андрей Олегович пояснил, что при съёмках Фильма использовалось 3 вертолёта, а предложено было ему 8 вертолётов.
Но вернёмся к самым ярким участникам беседы. Первый свой вопрос Андрею Кондрашову задал Сергей Лисовский. Сергей Анатольевич был на МедиаФоруме самым активным участником дискуссий, и на этот раз Сергей Лисовский поставил вопрос о связи майдана, который хотел затмить собой Сочинскую олимпиаду. Также Сергей Анатольевич посетовал на отсутствие в РФ единой стратегии информационного продвижения. Свой вопрос Кондрашову Сергей Анатольевич закончил так:
- Сочи им клёв портит?... И как-то же надо бороться с клеветой?...
На что Андрей Олегович со свойственной ему серьёзно-ироничной манерой ответил:
- Согласен, что не существует единой стратегии. Всё остальное - политика и фантазёрство, не будем им мешать, пусть клевещут (при этом Кондрашов с улыбкой соответствующе махнул рукой).
- Фильм переведён на 36 языков далее на очереди: Турция; Франция; и, как не странно, вы сейчас удивитесь – Англия!
При этом нам вспомнилось, как британцы снимали «исторический» фильм в Доме учёных Северной Столицы. (см. статью в «ППР» «УЧЁНЫЕ РАСКРЫВАЮТ БРИТАНСКИЕ ИНТРИГИ»). Это бывший Дворец одного из великих князей. Но в кабинете современного директора Дома учёных стояла скульптура сегодняшнего деятеля. Фильм снят о событиях 19 века, а при этом вошёл в кадр деятель конца ХХ века… Конечно, британское информационное агентство грешит явной недостоверностью. Поэтому-то, не сомневаемся, что они попытаются копировать стиль Кондрашова, до которого им пока не дотянуться.
На вопрос о дальнейших планах Андрей Олегович ответил:
- Хочу снять Фильм 10 лет спустя!...
О том, что не вошло в Фильм:
- Захожу в комнату личного состава Крымского "Беркута". Там висит фотография Владимира Путина. Мне пояснили, что она здесь последние 10 лет. А когда сюда приезжали проверяющие из Киева, то их в это помещение не пускали, встречая их в актовом зале. Если бы это было бы в Фильме, то это был бы перебор!
А нам подумалось о том, насколько и Голливуд отстаёт от Кондрашова. Ведь ни в одном фильме США нет не придуманных диалогов, а, значит, нет и правды! А здесь были рассказы тех, кто пытался прорваться в Киев, чтобы противостоять майдану, как с ними расправлялись на дороге… Кадры с нашими моряками на кораблях! Это уже «не угрюмое ветрило», это мощь нашего Военного флота!
Уже на следующее утро после творческого вечера с Андреем Кондрашовым нам опять посчасливилось с ним вновь встретиться. Было это за несколько минут до встречи с Президентом РФ. Андрей Олегович проходил мимо в нескольких метрах от меня и я с ним поздоровался. Андрей Олегович, с неожиданной для меня порывистостью, подскочил, и крепко пожал мне руку, и с искренней улыбкой тоже как и я произнёс:
- Здравствуйте!
Меня удивила в нем та черта, которая свойственна очень немногим людям, а газете: "Поддержка Президентских реформ" есть с чем сравнивать (см. статью "Ночной Звонок в Редакцию" или "Птеродактили атакуют..."). Эта искренняя доброжелательность подтвердила во мне уверенность в том, что вчера мы для себя открыли Высокий авторитет журналиста, на которого надо равняться. Именно "равнение" и было ключевым словом на МедиаФоруме ОНФ. Далее происходило следующее. Через несколько минут должна начаться встреча с Президентом РФ. Скоропалительно вспоминаем кадры из вчерашних событий: встреча с Андреем Кондрашовым; разряженный мобильник; звонок Андрея Олеговича на выключившийся телефон; пришедшая SMS-ка, когда был поставлен телефон на зарядку, говорившая, что "вам звонил абонент";. И тогда мы решаем немедленно позвонить, пока ещё не началась встреча с Президентом РФ, прямо в зале заседания Андрею Олеговичу Кондрашову, которого мы успели потерять из виду. Предупредив куратора – Марию Владимировну Сивакову (см. статьи: «Триста Спартанцев против…», «ПОКОРЯЯ БАЛТИЙСКИЕ ВОЛНЫ», «Блокадники – Золотой Фонд Народной Души» и т.д.) набрали номер из SMS-ки, но абонент был занят. Эту операцию мы проделали раз пять, но абонент по-прежнему был занят. Тогда мы с разочарованием отложили телефон. Но не прошло и минуты, как нам пришла SMS-ка с почтой Андрея Олеговича. Радости нашей не было предела. Потому, что мы в очередной раз убедились в объединяющей силе ОНФ, о которой мы ещё непременно расскажем. В этой присланной электронке на мобильник заключалась подлинная откровенность Кондрашова! Его доступность, его желание сотрудничать с молодыми коллегами чувствовалась неукоснительно…
Принцев Николай Владимирович,
Томановская Валентина Владимировна
|