Сегодня многие психологи в РФ предпочитают опираться на зарубежный опыт, однако исследования, проведённые авторами, доказывают, что в зарубежной практике стал преобладать индульгенционный и франшизный метод.
Что означают эти понятия?
Как известно, в Средние века Католическая церковь практиковала сбор средств от продажи индульгенций, которые бы гарантировали так называемое «отпущение грехов» за взнос определённой платы за приобретаемую индульгенцию. Существовало два порядка так называемой погашаемости грехов. Либо клиент писал перечень своих грехов, опуская требуемую, согласно тарифам, сумму в копилку сборщика церковных податей, либо он покупал одну или две индульгенции, где, как в страховом обязательстве, был расписан самый обычный, трафаретный набор услуг.
Почему же индульгенции ушли в прошлое? В религиозном понимании? Католические священники пришли к выводу, что человеку необходимо «проговорить» перечень своих проблем, а затем получить не трафаретный ответ, выполненный типографским способом, а устный. Кстати, католический тип исповедания отличается от православного тем, что ни исповедующийся, ни священник не видят друг друга. Общение происходит через решётчатое окошко в стене.
Если сегодня некоторые психологи ошибочно заявляют, что у нас в стране отсутствовала психологическая помощь, а в зарубежных странах она была развита, то это вовсе не так. В России всегда существовали формы психологической разгрузки, как официальные – монастыри, церковные приходы, известные церковные иерархи – Игнатий Брянчанинов, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий и т.д., так и неофициальные – гадалки, старейшины родов, знахарки, шаманы и т.д.. Такая же ситуация сложилась и сегодня.
В чём порочность современных зарубежных методик, применяющихся в психологических практиках? Во-первых, начиная с так называемых «методик» Зигмунда Фрейда, которого многие считают основоположником «психоанализа», была изначально неправильно сформулирована научная постановка. На что обратили внимание авторы при исследовании методики того же Фрейда? Он не использовал такое принципиальное условие любой научной работы, как ГЛУБИНА РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ВЫБОРКИ. Второе требование научности, которое он игнорировал, это социальная представленность сословных категорий. Третий фактор, касающийся научной парадигмы, подразумевает геополитическая составляющая исследуемых данных. То есть? Если сегодня мы говорим, что на территории Ленинградской Области можно было бы разместить пять государств, таких как Австрия, то мы не можем сегодня распространять на весь мир данные, полученные Фрейдом при исследовании узкой категории населения из Вены и её окрестностей.
Существует ещё и пятое нарушение, допущенное Фрейдом, на которое современные психологи не хотят обращать внимания, хотя оно достаточно существенное. Кстати, когда сегодня говорят, что наша отечественная психология отстаёт на 50-60 лет от западной психологии, то это принципиальная ошибка. В советское время проводились сугубо дифференцированные исследования относительно различных производственных групп. Было чётко установлено, что психотип шахтёра, лесоруба, бухгалтера, учителя, музыканта значительно отличается. Поэтому-то был разработан перечень анкет, который принципиально отличался при исследовании указанных групп.
Посетители, а чаще посетительницы Фрейда, редко, вообще, занимали какую-то производственную нишу, а, скорее всего, относились к категории иждивенческого способа существования. Поэтому-то? Проблемы, которые Фрейд предпочитал распространить на всё человечество, что сейчас и пытаются делать последователи Фрейда, могут быть востребованы только узкой прослойкой населения со специфической поведенческой мотивировкой.
То есть, распространяя сегодня по франшизной составляющей то, что выявил Фрейд у относительно низкой (с точки зрения репрезентативной выборки) группы населения, на психологические исследования в целом, это было бы большой ошибкой в оценке реальной фактологии.
Почему же методику Фрейда и его последователей можно назвать индульгенционным методом? Клиенты (клиентки), приходя к Фрейду на приём, делясь своими сновидениями, а, возможно, и домыслами, априори получали от него «отпущение грехов». Он пытался убеждать их, что их сексуальные фантазии – это проявление скрытых внутренних потребностей, забывая опираться на глубокий научный базис российских учёных – Н.И. Пирогова, И.П. Павлова, Ильи Мечникова, П.Ф. Лесгафта и других. Ведь тот же Иван Михайлович Сеченов справедливо утверждал, что «сон – это НЕБЫВАЛОЕ сочетание всего БЫВАЛОГО».
То есть в Научных лабораториях Военно-Медицинской Академии, изучая сновидения пациентов, а также их эпикризы, приходили к научно обоснованным выводам, что сон всё-таки является основой переработки увиденного, услышанного, прочитанного, пережитого.
Если мы сегодня будем анализировать сны, исходя из внутренних посылов пациента, отбросив влияние СМИ, включая телевидение, интернет, то мы не получим научного и правильно сформулированного ответа. Почему наши психологи предпочитают игнорировать докторскую диссертацию И.М. Сеченова «Материалы для общей физиологии алкогольного опьянения».
Не надо забывать, что Сеченов был выпускником Военного-Инженерного училища, закончил Московский Медицинский институт, объездил лучшие зарубежные клиники, преподавал медицину в Новороссийске, затем стал заниматься экспериментальной медициной в Санкт-Петербурге, ведя занятия на Высших Женских Бестужевских курсах. Его лекции на тему психологических исследований сегодня остаются, как правило, за скобками современных отечественных исследователей.
Фрейд и его последователи, увлекаясь рассказами посетителей, не утруждали себя исследованием окружающей среды этих пациентов. Априори считалось, что круг их чтения ограничен благопристойной литературой, как и круг общения. И здесь мы сталкиваемся с ещё более важными проблемами. Ведь сегодняшние борцы за легализацию наркотиков ссылаются на то, что Михаил Булгаков – автор экзальтированных произведений, как и Фрейд были почитателями наркотиков. Немало сегодня и проповедников легализации проституции, как важной отрасли экономического благосостояния. Но при этом забывается то, что наркомания не может быть ЛИЧНЫМ выбором каждого, потому что другим представителям общества не комфортно общаться с наркоманами, так и проституция опасна не только ростом внешних факторов негативного распространения венерических заболеваний, включая и СПИД, но и глубоких внутренних процессов деградации личности.
Ведь легализация заведомых пороков предполагает, что общество согласилось на условия психологической индульгенизации социальных процессов.
Если наркотики имеют высокую экономическую составляющую, как и проституция, то они могут претендовать на некое всепрощение, а, следовательно, и дальнейшее распространение в обществе.
Какие еще происходят не менее опасные процессы? Распространены группы лечения анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов. В чём опасность этого метода? Об этом говорил Гёте в «Фаусте», где за деньги продаётся совесть. Человек, собираясь в группе анонимно, теряет своё имя, получая индульгенцию на отпущение его прежних пагубных привычек. Но что удручает, при анализе многочисленных бесед с такими вылечившимися, они считают себя покорителями порока, забывая о том, что в мире есть совсем другие ценности. Авторы беседовали с такими последователями анонимного лечения, задавая им вопрос:
- Зачем Вам собираться вместе на Праздники? Ведь для того, чтобы выпить, нужна компания собутыльников, а трезвость не подразумевает совместного празднования своей трезвости?
Выяснилось, что эти группы «вылечившихся» алкоголиков остаются очень социально уязвимыми. Они не могут находиться в компании людей, которые, хоть и немного, но употребляют алкогольные напитки, например, шампанское на том же фуршете. Ведь никто не обязывает их (бывших анонимных алкоголиков) на тех же приёмах непременно пробовать сухое вино. Можно ограничиться тем же соком, бутулированной водой. Однако само присутствие в той атмосфере, где можно беспрепятственно выбрать себе либо бокал вина, либо стакан сока, становится для этой категории «пролеченных» невозможным.
Так можно ли говорить о ценности данных зарубежных методик практической психологии, если конкретного результата не достигнуто? Ведь и в царское время посетители трактира могли заказать себе стакан водки или стакан чая. Выбор каждый делал сам, в соответствии со своими потребностями. Купцы и ямщики предпочитали заказать себе не менее 10 стаканов чая, интуитивно чувствуя, что организму требуется большой объём воды, чтобы иметь хорошее самочувствие.
Авторы исследовали зарубежные методики, направленные на устранение стрессов, пережитых пациентами. Здесь тоже имеется целый ряд антинаучных методик, о чём авторы намерены поговорить в отдельной статье.
Томановская Валентина Владимировна |