Самой влиятельной Общественной Организацией в мире по праву можно считать Общество Блокадников! Ведь здесь поддерживаются нерушимые связи с Блокадниками, проживающими в 45 странах мира. И не просто формально поддерживаются? Да, Блокадники в различных уголках планеты становятся очагами культуры. Вчера в Питере удалось побеседовать с профессором из США, который специально приехал в Город на Неве, чтобы посмотреть кинофильм «Блокадная кровь», увидеть тех, кто многое знает о Блокаде…
После окончания фильма мы с коллегами долго ещё просидели с ним за столиком в фойе, обмениваясь впечатлениями. А нам было, что рассказать. Фильм был подготовлен прекрасно, но после окончания я подошла к одному из участников фильма и спросила:
- А почему же ничего не сказано о Губернаторе Санкт-Петербурга, ведь у него мама тоже была Блокадницей!
- Надо же! Я этого не знал…
Да, понятно, что фильм не может охватить судьбы ВСЕХ Блокадников. Сегодня в Городе на Неве проживает Нина Васильевна Дуева, которая в Блокадном городе познакомилась с офицером Медицинской службы, когда их брак регистрировали в ЗАГС-е в январе 1942 года, то работницы ЗАГС-а, которые выписывали похоронные свидетельства, просто заплакали от счастья, воскликнув:
- Значит, жизнь продолжается в Блокадном городе! Создана Новая семья!
Конечно, можно было бы рассказать и о видном учёном – сыне академика Натальи Петровны Бехтеревой, которая не только пережила девчонкой Блокаду, но и посвятила всю жизнь проблемам мозга…
Наверное, фильм «Блокадная кровь» будет иметь продолжение. Потому что зрителям будет интересно ознакомиться с «генами стойкости» Людмилы Алексеевны Вербицкой, которая пережила Блокаду, а после Блокады лишилась самых близких людей – Отца и его брата, которые самоотверженно трудились в Блокадном городе, но были жестоко расстреляны по беспрецедентному Ленинградскому делу… Месть завистников была столь беспредельной, что даже Людмиле не дали закончить школу в родном Ленинграде, где она пережила все долгие 900 дней, её отправили в Детский дом в город Львов, где ещё в окрестностях разгуливали банды националистов, а Блокадников страшно ненавидели. Но она смогла, имея Блокадную закваску, как однажды о Питерцах сказал Сибиряк – Василий Кичеджи, вернуться в родной город, поступить в университет, где она потом станет ректором. Сегодня Людмила Вербицкая Президент Академии Образования РФ и, конечно, член Блокадного Общества. Она смогла найти в себе силы пережить незаконную казнь родных, потерянных ею в мирное время. Ученый, образец аристократического вкуса, она поднимает вопросы Правильности речи. Она-то понимает, что невежество порой опаснее бомб. От вражеской бомбёжки можно укрыться в надёжном бомбоубежище, но куда можно спрятаться от воинствующей и всепроникающей зависти невежества?
Блокадная тематика? Мне кажется, что я родилась с мыслями о Блокаде, не забывая об этом ни на один день, сравнивая каждый свой шаг с поступками тех, кто сражался в Блокадном городе. В Блокадном городе у меня жила прабабушка, трудились обе бабушки, мама, забыв про свои балетные надежды, пошла в 15 лет санитаркой в госпиталь, который был организован в Школе… Сколько было таких Школ, оборудованных в госпиталь? Потом мне довелось учиться в Школе, которая тоже служила таким госпиталем в годы войны, а Школьный сад помогал выздоравливать раненым. Огороды на подоконниках. Для меня это было реальностью уже в послевоенные годы.
На Невском пятачке в Морской пехоте сражался мой отец, ушедший на фронт в 17 лет, как и мамин старший брат. Им пришлось заканчивать школу, получать учёные степени уже после окончания Великой Отечественной войны, когда помимо военных наград были у них и инвалидные удостоверения…
Дедушка и бабушкина сестра встретили Победу в Берлине, а бабушкиной сестре пришлось вернуться в Город на Неве гораздо позже, она, как военный медик была отправлена на Дальний Восток, чтобы разгромить японский милитаризм…
Сколько замечательных историй? Питерская поэтесса, автор учебников для вузов до сих пор меня увлекает своей разносторонностью. Элеонора Вилисовна Маскал, зная иностранные языки, владея вокалом, она в семьдесят лет решила заняться живописью, теперь, отметив своё 90-летие, она имеет прекрасную коллекцию собственных пейзажей.
Величие духа, которое передаётся по наследству? В фильме был поставлен вопрос о том, что по наследству, как считают многие нувориши, можно передать недвижимость, акции, деньги, но вот в мире начинают понимать, что самое ценное, чем может обладать человек, это способностью передавать по наследству свои смелость, дерзкую мечтательность, великодушие!
В фильме ничего не было сказано и о Владимире Евгеньевиче Чурове, возглавлявшем недавно ЦИК РФ, отец которого командовал Гидрослужбой Военной Ладожской флотилии на Ладожском озере. Это именно Евгений Петрович Чуров со своими отважными бойцами смог ликвидировать подразделение Бьянкини из Италии, которые на мини подводных лодках пытались топить баржи с женщинами и детьми, которых вывозили летом 1942 года из Блокадного города. Финны помогали итальянцам в их грязных замыслах охоты на Питерских детей.
Мне много приходилось бывать за рубежом… В то время, когда наши 278 подводных лодок бороздили океанские просторы, и когда ты говорила, что ты приехала из СССР, то собеседники невольно вздрагивали, но стоило упомянуть, что мои родственники пережили Блокаду, сражаясь с фашизмом, то у собеседников наворачивались слёзы на глаза…
Сила Народной дипломатии? В фильме отлично показаны документальные кадры, когда генерал Паулюс под Сталинградом удивлённо спрашивает:
- Но откуда раненые русские солдаты получают кровь, чтобы иметь силы снова сражаться?
И ему ответили, после чего фашистский генерал утерял чувство реальности:
- Из Блокадного Ленинграда!
А это было действительно так. За годы Блокады осаждённый город дал фронту 144 тонны бесценной крови, которая спасала жизнь бойцам. Блокадную кровь получили 500 тысяч бойцов. Медики научились разбавлять кровь, полученную из Блокадного города в соотношении к физиологическому раствору 1/20! Десять граммов энергетического потенциала разбавляли 200 миллилитрами физраствора, выводя раненых из болевого шока. Когда раненым говорили, что они получили кровь из Блокадного города, то бойцы оживали на глазах… Об этом свидетельствуют данные медицинских архивов.
На Западе давно озаботились такой уникальной ситуацией выживаемости Блокадников, которую обозначили – Блокадный феномен. Сегодня это стали изучать и в России. Но появились и противники этих исследований. Скептицизм хапуг, которые хотят казаться «интеллектуалами» при этом понятен. Принцип сусликов и кротов, укрывающихся в норах, вполне объясним. Но на зданиях в Городе на Неве мы видим встающих на дыбы коней, бесчисленное изображение львов, орлов, мужественные фигуры Гераклов и удивительные по красоте женские лица – Вечный символ аристократизма Северной Столицы. Аристократизм духа? Художники и скульпторы не сочли нужным увековечить сусликов и кротов? Хотя саркастические маски Мефистофелей имеются на некоторых зданиях, но они меркнут на фоне целых легионов отважных львов и рыцарей Высокой нравственности.
Сегодня учёные решили подойти к разгадке этих высоких помыслов Блокадников на научной основе.
В фильме говорится о том, что в Блокадном городе отчётливо понимали, какое значение для всего мира представляет Блокадная стойкость!
Мы смотрели фильм в кинотеатре «Аврора». В том кинотеатре, который не закрывался ни на один день в Блокаду! Сюда приходили зрители, которые смотрели фильмы, в том числе и документальные. «Блокадная кровь», безусловно, лучший фильм, который был снят за многие годы.
Зрители могут узнать, что в Прибалтике было только одних двадцать детских концлагерей, откуда фашисты выкачивали кровь от детей, включая и годовалых. Один такой Концлагерь действовал и на территории Ленинградской области в Вырице…
В зале сидели Блокадники, которые были участниками этого документального фильма. Работники Станций переливания крови, трудовой стаж которых превышает 60 лет? Врачу, трудившейся в годы Блокады, сегодня исполнилось 96 лет… Неудобно было спрашивать этих удивительных людей об их возрасте, с каким блеском в глазах они говорили:
- Приходите ко мне в рабочий кабинет в Общество Блокадников, мы подробно побеседуем!
Показательно, что когда мы обменивались телефонами, то они и городские телефоны и мобильные безошибочно называли по памяти. Светлая, восхитительная память, а сколько творческих планов. Они готовы обсуждать новый фильм на тему «Блокадный футбол», «Блокадная кулинария».
Нина Викторовна Сазонова, Валентин Евгеньевич Пентюков… Сколько этих имён?
Но отрадно, что эстафета передаётся молодым! Только на Торжественном показе удалось узнать, что Станислав Давыдов, который был нам известен, как талантливый политолог, оказывается ещё и Почётный донор РФ, о чём он никогда не говорил до этого…
Игорь Борисович Кульбин, который сегодня принял эстафету Блокадной крови, возглавляя Медицинскую службу. И хотя в фильме не прозвучало фамилии Светланы Владимировны Медведевой – дочери Морского офицера из Кронштадта, но мысленно мы были с нею…
Сергей Михайлович Миронов выступил перед началом фильма. В зале были и Марина Шишкина, и Елена Драпеко. Накануне Великого Праздника удалось увидеть столько дорогих лиц, познакомиться с новыми героями, которые сразу же стали нашими надёжными друзьями.
Устремлённость в будущее? В прошлом году 3 апреля был устроен террористический акт в метро, а через месяц по улицам Северной Столицы прошёл самый мощный в мире Бессмертный полк. Более миллиона человек прошли с портретами своих близких, они прошагали гвардейским чеканным шагом по Блокадному городу! Многие шли целыми семьями, порой объединяя три поколения.
Сергей Михайлович отметил, что некоторые СМИ отрицательно высказались о фильме «Блокадная кровь», но они бессильны бороться с Правдой.
Многие социологи удивляются, почему в Санкт-Петербурге проживают люди 136 национальностей, но горожане ощущают себя единым целым? Потому что здесь читают стихи Ольги Берггольц, Михаила Дудина, Вячеслава Кузнецова, Мусы Джалиля, Ризы Халида, понимая, что они защищали Город на Неве, оставив всем нам свою генетическую Память непобедимой стойкости.
И мы постоянно общаемся с Алексеем Савоськиным из Тюмени, бабушка которого служила в Штабе Ленинградского фронта! А сегодня ей уже исполнилось 93 года, но она работает в своём огороде, дарит радость своим многочисленным внукам, ведь Алексей не только ответственный руководитель, но и многодетный отец, воспитывающий пятерых детей, которым он тоже передал Блокадную стойкость. У Алексея Леонидовича Даутова из Москвы дедушка был шофёром Легендарной Дороги жизни, значит? Блокадная память живёт сегодня и в Москве. Родственники Веры Соловьёвой из Хабаровска тоже были в Блокадном городе, она воспитала с мужем, служившем в Штурмовой Бригаде ВДВ, сына, который тоже отслужил в ВДВ! Общество Блокадников, как и Россия, по метким словам Президента РФ, не имеет границ! Бессмертный полк Великих традиций.
Томановская Надежда Яковлевна
|