Сегодня в пресс центре одной газеты неподалёку от метро «Чкаловская» развернулась дискуссия по поводу новых воспитательных и образовательных инициатив. Основная схватка предстоит ещё впереди. Для этого, прежде всего, предстоит восстановить Академию Тыла и Транспорта, когда здания на Васильевском острове этого ВУЗ-а росчерком пера пожилой художницы и поэтессы (которая находится под домашним арестом) были переданы под весьма сомнительные цели.
Любое сражение предполагает длительную и тщательную подготовку, направленную на укрепление тылов, совершенствование вооружения, выработки боевой тактики. Да, за молодёжь надо бороться, но для этого должны быть выработаны цели и сформированы критерии нравственных оценок. Накануне участники ОНФ проводили Совещание по капремонту, где эксперты были подобраны значительно более талантливо! Как это можно доказать? Там кипели страсти. Здесь встреча напоминала обычный урок, где представители педагогических коллективов заняли места на кафедре и менторским тоном вещали довольно тривиальные сентенции. Общественного обсуждения как такового не получилось. Потому что от общественности было позволено задать только три вопроса. Напористость Сергея Лисовского позволила ему под занавес задать ещё один крошечный вопрос. Удивительно, что общественности не разрешалось и делать комментарии к задаваемым вопросам. Грустно, что регламент не соблюдался. Какие можно сделать выводы?
Центру Мониторинга ОНФ предстоит провести в ускоренном режиме ту работу, которая до них не проводилась несколько лет. Приведём такой пример. Моими коллегами из газеты: «Поддержка Президентских реформ» («ППР») был задан вопрос о том, как СЕГОДНЯ следует относиться к тому, что Вера Засулич выстрелила в градоначальника Северной Столицы в 1878 году? Она его ранила, но изначально хотела убить, и при этом была оправдана судом, правильно ли это с наших сегодняшних позиций? Вопрос этот был задан потому, что профессор из Педагогического ВУЗ-а представила внушительного размера книгу, объяснив, что в ней рассматриваются уникальные традиции учительства Города на Неве 19 века. А ведь Вера Засулич была учительницей по образованию.
Ещё одна выступающая заметила, что всё-таки в системе воспитания 19 века были недостатки, раз произошёл переворот…
С места моими коллегами был задан вопрос, о каком перевороте идёт речь? Об Октябрьском или Февральском? Ответ был получен, что оба переворота – это плохо! Но тогда от «ППР» последовал вопрос, как можно расценивать революцию 1905 года, последовавшую после Японской войны?
Если собрать воедино мнение тех, кто расположился за кафедрой, то можно резюмировать следующее:
- Нужно опираться на Льва Толстого и Ушинского.
- Октябрьский и Февральский перевороты – это ЗЛО!
- Учительство 19 века – эталон для подражания сегодня.
- Церковные ценности требуют сегодня развития.
А теперь рассмотрим, как консолидируются заявленные аспекты? Студенчество и многие учители 19 века придерживались взглядов, что царизм это зло, от которого надо избавить Россию. Лев Толстой всей душой поддерживал Веру Засулич и других прогрессивных, по его мнению, активистов, которые распространяли запрещённые цензурой некоторые произведения Льва Толстого. Как известно, Лев Толстой был отлучён от официальной церкви тех лет и был предан Анафеме. Так что мы хотим сегодня? Прогрессивных учительниц, которые будут приходить на приём в администрацию, решая вопрос выстрелом из револьвера? Так поступила Вера Засулич.
Безусловно, у писателя Льва Николаевича Толстого много интересных произведений. Но вряд ли позитивное воспитание молодёжи можно построить на том, что у него была большая семья, но он решил всех домочадцев лишить наследства! Почему он это сделал? Возможно, ему следовало меньше увлекаться сюжетами новых произведений, темы которых он узнавал от Анатолия Фёдоровича Кони, а больше озаботится собственными детьми? Произведения того же Кони? Он в качестве прокурора предпочитал считать преступников людьми, которых он постоянно жалел, но при этом он нимало не задумывался о жертвах. Будучи судьёй Санкт-Петербургского Окружного суда, он, задолго до начала процесса Веры Засулич, встал на сторону преступницы, которая под его началом была оправдана. Если мы считаем, что Лев Толстой – это тот воспитательный императив, на котором нужно строить воспитательный базис, то мы сегодня должны признать, что планируемое убийство должностного лица – это то деяние, которое может быть ПОЛНОСТЬЮ оправданным. И такое убийство было предусмотрено учительницей.
Директор школы заявил, что в их Школе много внимания уделяют роли Павла Первого в отечественной истории. Не называю эту школу и выступавшего, чтобы не смущать его. Давайте подумаем о том, можно ли считать УДАЧНЫМ воспитательный опыт того родителя, который погибает от руки собственного сына? Ведь участие Александра Первого в заговоре секретом не является! Можно по дням изучать жизнеописание Павла Первого, но ему, как и Льву Толстому не хватало слов убеждения для собственных детей. Да, мы можем сегодня с политической точки зрения анализировать замысел несостоявшегося похода в Индию Павла Первого, но то, что факт политического убийства состоялся, то этого отрицать нельзя.
Сотрудниками «ППР» был поставлен и такой вопрос, можно ли считать Михаила Васильевича Ломоносова идеалом в совершенствовании воспитания? Да, он был талантливым учёным, бесспорно. Но самовольный уход из дома, необдуманная женитьба и ряд других факторов. Что это означает? Мы сегодня должны брать ЛУЧШЕЕ из биографий наших соотечественников, но не делать из них лакированных портретов.
Удивил и вопрос из зала одного представителя общественной организации, который прозвучал следующим образом:
- Да, если школа связана с императором Павлом Первым или с каким-то историческим лицом, то можно заинтересовать учащихся, привить им интерес к истории! А что если школьник учится в самой обычной школе, например, в Калининском районе?
Ответ от педагогов последовал такой:
- У нас не только дети, но и многие взрослые мало знают…
К сожалению, нам не было позволено с места отпарировать этот вопрос. После окончания Совещания мы подошли к этому молодому человеку и сказали:
- В Калининском районе перед бывшим кинотеатром «Современник», превратившимся сейчас в клуб сомнительного назначения, стоит памятник в виде октаэдра, который установлен в честь того, что здесь был Знаменитый аэродром «Гражданка», игравший огромную роль в годы Великой Отечественной войны!
Тогда молодой человек сказал:
- Я имел в виду, что о Выборгском районе нечего рассказать!
Мы при этих словах просто взорвались. Да о Школе юннатов, которые имели мировые достижения в кролиководстве и растениеводстве столько можно рассказать! А о школе юнг в Озерках? Сколько там сохранилось парковых ансамблей, архитектурных памятников – это же летопись нашего города!
Самыми интересными можно считать два вопроса, прозвучавших от Сергея Лисовского. Он всем присутствующим раздал номер своей газеты, которую мы давно и с интересом читаем. Что можно сказать об этом мероприятии? На нём явно не хватало таланта Груздева Дмитрия Львовича, который накануне режиссировал Совещание на улице Чайковского. Хорошая режиссура позволяет равнозначное участие в мизансценах каждому участнику. Там чувствовалось, что и участники ОНФ и чиновники пытаются найти какие-то прорывные технологии. Здесь происходила ни к чему не ведущая констатация. Например, к нравственному воспитанию педагогическое сообщество подходит как к внедрению в учебный процесс нового предмета, который будет под названием «нравственность»… Сотрудники «ППР» высказали своё мнение о том, что для нравственности необходимо вводить такие предметы, как черчение, астрономия, труд! Потому что мы не можем говорить о нравственных критериях, когда у человека не сформировано пространственное мышление, когда он не изучает звёздное небо, то есть лишён фантазии, и при этом не знает, как держать в руках молоток или иголку. Ведь он не способен в самом себе воспитать уважение и к себе и к окружающим, не заработав первых мозолей…
Сегодня перед ОНФ в полный рост обозначились проблемы по преодолению штампов. Что известно даже специалистам о Подвиге Евгения Петровича Чурова – защитника Ладоги? Вот на его примере надо воспитывать подрастающее поколение! В то время, когда финские части совместно с итальянскими пытались летом 1942 года топить на Ладоге баржи, в которых из города перевозили женщин и детей, молодой, но уже достаточно опытный, капитан Чуров противопоставлял искушённому врагу свои блестящие знания учёного-энциклопедиста! И совсем не случайно, что его сын – Владимир Евгеньевич Чуров закончил знаменитую тридцатку! Вот на таких примерах нужно воспитывать молодёжь. Если говорить о роли матери в семье, то можно рассмотреть и такой пример. Мама Валентины Ивановны Матвиенко рано осталась вдовой, потому что муж её вернулся с войны инвалидом. Но она смогла воспитать троих дочерей. И как? Они не утратили смелости, отзывчивости, способности брать на себя ответственность. Словом, за примерами, возможно, и не следует забираться в исторические дебри, а находить убедительные примеры среди наших современников. Не сомневаемся, что и политический опыт Дмитрия Львовича Груздева тоже требует распространения. Ведь Совещание на такую горячую тему, как ремонт в ЖКХ он смог подготовить без выстрелов и последующих судебных разбирательств. Следовательно, Центр социально-экономического Мониторинга «Общественный контроль» должен заняться и мониторингом образовательных концепций.
На этом совещании педагоги сетовали на то, что «мы не знаем российских литераторов прошлого». Мне уже в который раз подумалось о том, когда на многих конференциях слышишь – «мы не знаем», всё-таки таким ораторам лучше говорить:
- Я не знаю!
Потому что в этот момент вспомнились строки Евгения Баратынского:
Не приобщуся невпопад
Я к мудрецам, чрезмерно важным.
Иди! Воинственный наряд
Приличен юношам отважным.
Эти строки пришли на память, потому что Сергей Лисовский вскочил, как боевой гусар. Он готов был ринуться в бой, демонстрируя юношеский задор и стремление отстаивать правду, и захотелось процитировать снова Баратынского, но оговорюсь, устроители Совещания ограничили возможность выступить:
Люблю я бранные шатры,
Люблю беспечность полковую,
Люблю красивые смотры,
Люблю тревогу боевую,
Люблю я ХРАБРЫХ, воин мой,
Люблю их видеть в битве шумной
Летящих в пламень роковой
Толпой весёлой и безумной!
О чём же задал свой вопрос Сергей Лисовский, который, несомненно, был украшением этого Совещания? Мы ещё обязательно вернёмся к обсуждению позиции Сергея Лисовского, который поднимает принципиальные вопросы о систематизации терминологии. А ведь, как утверждает профессор Николай Вячеславович Зеленевский, всё начинается с терминологии. Какое же революционное предложение внёс главный редактор газеты «Общество и Экология», поднимающей экологические вопросы? Предоставим возможность читателям поразмышлять самостоятельно на эту тему, к которой мы ещё непременно вернёмся, привлекая к обсуждению и такого испытанного бойца – Дмитрия Груздева.
Томановская В.В.
статья по теме:
ОНФ, СРАЖАЯСЬ, ПОБЕЖДАЕТ
(продолжение следует) |