Давно занимаясь пристальным изучением творчества Оноре де Бальзака, мы всегда прислушивались к интерпретации его произведений Великим скульптором современности – Вячеславом Павловичем Чеботарём, День рождения которого мы отмечали 17 февраля (см. статьи в «ППР»).
Как известно, учёный в области лингволаконики – Георгий Фёдорович Ершов часто сравнивал дерзкие политические зарисовки французского писателя со скульптурным рисунком танца, классически проработанным Чеботарём… Незадолго до своей кончины 7 ноября 2014 года, Георгий Фёдорович поделился с нами своими творческими озарениями фольклорного жанра, взяв за основу методику знаменитого писателя Иерусалима – Эфраима Севеллы!
Итак, какое это имеет отношение к танцевальной студии «Лето» в Северной Столице? Читатели, наверное, помнят в предыдущих статьях об этом танцевальном коллективе, как по-новому мы смогли увидеть тенденции, разработанные в искусстве хореографии Борисом Петровичем Бельграем, которые воплотились Алексеевым Сергеем Сергеевичем в новом видении старинных танцев. И теперь, разбирая бесценные записи архивов учёного, мы обнаружили его зарисовки, обозначенные ВАЛЕРО. Посетив Музей – квартиру Фёдора Ивановича Шаляпина, мы, исследовав обширное наследие экспонатов, смогли расшифровать наследие гениального учёного. Знаменитый Росинант назывался начинающим певцом – ВАЛЕРО. То есть «оживающим», вопреки логике событий. Современники удивлялись, ЗАЧЕМ новый оперный певец сам гримирует лошадь перед выступлением? Многие ошибочно предполагали, что таким образом Шаляпин хочет достигнуть большей измождённости коня, что в значительной степени соответствовало замыслу Сервантеса.
Однако Георгий Фёдорович был убеждён, что загадка Мигеля де Сервантеса Сааведры заключалась в другом. Каким образом проходит связующая нить между политическими воззрениями Бальзака, Сервантеса и современного хореографа Валерия Кацира?
Ершов, в совершенстве владевший техникой кибернетического анализа и психологического прогноза, выстроил интереснейшую иерархическую закономерность. Согласно его исследованиям, отнюдь не случайно Майя Плисецкая сначала отправилась в Латинскую Америку, где была поставлена балетная сюита «Кармен» на музыку Бизе и Родиона Щедрина, а потом долгие годы стала заниматься изучением танцевального наследия в Испании… В этот ряд он поставил кинематографический опыт геронтолога Бельграя Бориса Петровича и скульптуры Вячеслава Чеботаря, выразительно передающие экспрессию танца. Георгий Фёдорович выстроил свою символическую ось, куда включил троих носителей наследия Валахии. Борис Петрович Бельграй, Вячеслав Павлович Чеботарь и Валерий Кацир, будучи уроженцами этой Древней земли, являются нативными носителями старинных традиций. Этот стиль ВАЛЕРО – жизненный принцип сохранить лучезарное начало оптимизма. Великим людям свойственны великие предсказания. Георгий Фёдорович предположил, исходя из всех этих принципов, что на занятиях Валерия непременно покажется своя «Брунхильда», как учёный называл героиню Клару Бургундскую из повести «Покинутая женщина».
Так что же означает история танца бачата? Почему некоторые современные «исследователи» умышленно уменьшают возраст этого танца? При этом присутствуют неуместные разговоры, что танец о «горькой любви»? Откуда появились эти сентенции?
Чтобы разобраться в этом, мы пришли накануне 23 февраля этого года в студию «Лето». Время было выбрано в соответствии с предсказанием ЧУДА исследователем Ершовым! Ведь Именины Валентины Кесарийской приходятся на 23 февраля… Мы ещё вернёмся к танцевальной интерпретации событий, произошедших в 308 году при наместнике Фирмилиане, а сейчас поговорим о том, что же происходило в студии?
К нашему удивлению, в танцевальный зал со свойственной ему стремительностью вбежал «Дима», как мы мысленно называли в двух предыдущих статьях молодого человека, которого мы наблюдали на занятиях по Хастлу и Вальсу. Кстати, подходя к студии, мы радостно заметили, что Дима пришёл на занятия, потому что его автомашина, из-за которой мы тогда все переживали, безмятежно стояла и терпеливо ждала своего хозяина, как Росинант Дон Кихота…
Почему мы обрадовались? Герои наших очерков стали нам близки, ведь если обычно писатель «изобретает» свои персонажи, то мы берём их из жизни, и нам интересно наблюдать, как складывается их творческая судьба… А ведь танец – это всегда творчество! И вот Дима стремительно вбегает в зал, также молниеносно бросает реплику:
- Партнёрш нет?
И также стремительно покидает авансцену спектакля, смотреть который мы расположились, уютно разместившись в креслах у окна. Конечно, первой мыслью было встать и бежать за ним. Чтобы спросить, читал ли он наши статьи? Но это был уже далеко не тот застенчивый юноша, которого мы видели на Открытом уроке вальса. Теперь это был молодой человек с задатками светского Льва, который БЕСКОНЕЧНО ценит каждое мгновенье своей жизни. То есть он перешёл на «Павловский отсчёт». Балерина Анна Павлова, у которой болели ноги от невыносимого напряжения в её зарубежных гастролях, когда отдыхала на кушетке за кулисами, говорила:
- Я ещё могу отдохнуть 32 такта!
Жизнь, построенная на тактах! Отсюда чисто Питерское понятие – «очень тактичный человек» или «человек с чувством такта». Почему же выбежал Дима? На занятиях в студии «Лето» существует много приятных парадоксов, одним из которых являлся тот, что кавалеров было больше, чем дам. А в это время занятия уже начались, и Валерий своим вкрадчивым голосом вещал:
- Раз, два, три, четыре… пять, шесть, семь… восемь…
И пары медленно следовали за своим предводителем. Если быть более точными, то сначала, отрабатывая шаг, каждый двигался по отдельности. Пары были сформированы чуть позже! Именно поэтому нам показалось удивительным, что Дима, войдя в зал, моментально окинул оценочным взглядом будущих участников танцевального спектакля, высказал свою сакраментальную фразу:
- Партнёрш нет?
И он пошёл на репетицию Шоу, которую проводил Сергей Сергеевич в соседнем танцевальном зале. Конечно, сразу захотелось пойти туда. Мы, посовещавшись на месте, решили не разделять нашу редакционную бригаду. Почему? Потому что всегда очень важно на одно и то же событие посмотреть с ракурса разного мировоззренческого постамента. Потому что один из нас более нацелился на изучение музыкальной партитуры танца, а второй – на фиксирование психотипа преодоления трудностей такого сложного танца, как бачата. Сразу заметили наших постоянных героев, знакомых нам по предыдущим занятиям. Но о них мы поговорим чуть позже. А вот, кто привлёк наше пристальное внимание, так это персонаж из произведения Лопе де Вега – «Учитель танцев»:
Без танцев что за торжество?
Так требует закон приличий.
И таким носителем закона приличий предстал перед нами один участник, который и внешне и ментально напоминал Учителя танцев из знаменитой пьесы испанского драматурга. По возрасту он более подходил к Альбериго – отцу двух очаровательных сеньорит, но по исполнительскому мастерству, несомненно, напоминал Альдемаро, который претендовал ослепить своими танцами избранницу, обретённую им во время торжества.
Но вернёмся к политическому памфлету Бальзака. Изучая историю литературоведения, и, узнав, что «детская» книга Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» - это острый политический памфлет, писатель решил испытать себя в этом жанре. Он решил замаскировать под «обычную» светскую незатейливую интригу исторические события, развернувшиеся в Санто-Доминго. В далёкой стране одновременно скрестились интересы Испании, Франции, Британии, а также аборигенов. Кто победит?
Именно так расшифровывал он историю танца Бачата, уходящего корнями в глубокую древность… Отсюда такое экзотическое имя героини – Клара Бургундская… Когда-то Бальзак втайне надеялся, что его произведение приобретёт известность, как «Джон – Ячменное зерно», найдя своего поэтического последователя с талантом Роберта Бёрнса. Увы, этого не произошло. И вовсе не потому, что эта повесть не отмечена искрой таланта писателя, а как раз потому, что здесь он гораздо более глубок, чем могли это вообразить современные ему читатели и критики.
Чтобы понять скрытый смысл «Покинутой женщины», нужно обратиться к осмыслению его отдельных цитат. Образ Франции с красным колпачком? К этому привыкли французы со времён Великой Французской революции, а Бальзак хотел предложить свою трактовку Колониальных завоеваний Франции, противопоставляя взаимоотношения с местным населением на территории Тринадцати Колоний (США) и Канады. Особенно его волновали события в Санто-Доминго. Отсюда и рассказ о Швейцарии. Георгий Фёдорович считал, что значение Бачаты заключается в интерпретации взаимоотношений Метрополии и Колонии. А если несколько стран претендуют одновременно на роль Метрополии? Вмешательство какой страны можно считать БОЛЕЕ законным?
И вот мы находимся в танцевальном зале и, вооружившись методикой Ершова, мы должны найти ту, единственную НОСИТЕЛЬНИЦУ символики Бачаты, которая ДОЛЖНА появиться перед нами в образе, предсказанным Бальзаком… Мы всматриваемся в лица исполнительниц танца, вслушиваемся в музыку, вспоминая бессмертные строки Александра Блока:
И каждый вечер, в час означенный,
Иль это только снится мне:
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
И мы понимаем, почему важно наблюдать за событиями, происходящими в танцевальной студии «Лето», одновременно нескольким сотрудникам «ППР». Чтобы была максимально объективная картина, ведь галлюцинации, зрительные и слуховые, никогда не возникают одновременно у нескольких человек. Мы безошибочно определили свою Принцессу, как мы её для себя обозначили. Так получилось, что после занятий она сама подошла к нам и спросила, почему мы постоянно что-то записывали в блокнот. Мы познакомились, оказалось, что её зовут Ольга, и она является художником по профессии. Мы поняли, что опять выстраивается эта стройная цепочка, предсказанная Георгием Фёдоровичем:
- Бельграй, Чеботарь, Кацир, замыкается треугольник на Валахии.
- Плисецкая, Чеботарь, исполнительница бачаты – Ольга.
- Валентина Кесарийская, Валентина Томановская, Ольга.
Ключевое имя Ольга – супруга князя Игоря, бабушка Святого Владимира. И наша новая знакомая тоже носила имя Ольга. Удивительно, что внешность Ольги напоминала героиню французской книги:
«Виконтесса де Босеан была блондинкой с темными глазами и ослепительно белой кожей, какая бывает только у блондинок. Она смело являла миру своё чело… Этот венец золотых кос воображение отождествляло с короной бургундских герцогов, а в сверкающих глазах этой знатной дамы чувствовалась смелость женщины…»
Мы знаем, что госпожа де Босеан была старше Гастона. Так получалось, что показывая определённые фигуры танца, Валерий приглашал Ольгу, чтобы показать остальным участникам новое движение. Это нам напомнило текст из произведения Бальзака:
«Госпожа де Босеан, польщённая произведённым впечатлением, приветливо, но властно протянула ему руку, а затем, как бы повинуясь женской природе, призвала улыбку на бледные свои уста…»
Да, сходство было налицо, но совпадение, на наш взгляд, было чисто внешнее… Французский писатель переносит действие в Швейцарию, потом снова возвращает героев в Нормандию, но?
Внимательно всматриваясь в исполнительскую танцевальную манеру Ольги, мы быстро убедились, что она ЗНАЧИТЕЛЬНО опережает Клару Бургундскую. Почему Франция утратила свои позиции и в Санто-Доминго и в других регионах? События повести начинались в символическом 1822 году, а заканчивались через десять лет. Но что такое 10 лет, однообразно описанных Бальзаком, по сравнению с тем, что стремительно происходило на танцевальной площадке за полтора часа? Перед нами разворачивалась галерея судеб участников танцевального действа, где центральной фигурой был Гастон…
Впрочем, и Ольга и Валерий МЕНТАЛЬНО намного опередили героев французской повести, раскрыв перед нами НОВЫЕ литературные страницы, возрождая богатые исторические ассоциации, о чём мы обязательно ещё поговорим, ведь вечно юная Бачата, пришедшая к нам из глубокой древности, только начинает нам показывать свою увлекательную историю жизнерадостного ВАЛЕРО!
Томановская В.В.
Принцев Н.В.
(продолжение следует)
Статьи по теме:
СВЕТ МАЯКА В ЛЕТНЕЙ НОЧИ
ВДОХНОВЕНЬЕ ПОБЕДИТ РЕКЛАМУ или О ЛЕТНЕМ ТАНЦЕВАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ БЕЛЬГРАЯ
Танцевальное Наследие Бельграя или залог Алексеевского Успеха
Алексеевский УСПЕХ!
Политех покоряет танцевальные вершины
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
|