Ещё год назад на одном из молодёжных форумов был поставлен вопрос: «А почему в России не развивается бизнес?» Было высказано много предположений, но основные принципы так за год и не поменялись. По мнению молодёжи, основными проблемами для развития бизнеса являются: 1) незащищённость интеллектуальной собственности; 2) рейдерство бизнеса: силовой захват, или разрушение; 3) отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Точнее, в достижении гипотетического «дна» никто не сомневается, а вот в прогнозируемости развития есть определённые проблемы.
Теперь попробуем проанализировать подробнее некоторые предпосылки для этой статьи.
Бесспорно, что любое предприятие использует в своей работе свои «ноу-хау», такие приёмы и методы, которые делают это предприятие конкурентоспособным. Эти методы бывают разными. У кого-то это просто ликвидация безалаберности, а у кого-то это тонкая научная разработка. И то, и другое обошлось предприятию очень дорого. Чаще всего сами носители технологии и создавали это предприятие … А потом? Технологию такого предприятия украли при помощи промышленного шпионажа, внедрив за рубежом! И предприятие (возможно, уникальное в мире) теряет прибыль, а государство – налоги! Элементарное патентование технологии позволило бы защитить интересы учёных и предприятий. Только у нас в стране не принято патентовать технологии, из-за предельно бюрократизированной структуры патентования.
Рейдерство? В своё время тогдашний Президент РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев хотел ввести особую статью в уголовный кодекс, связанную с рейдерством. Прошли годы, но прекрасный замысел так и канул в лету, зато сегодня на Премьер-министра РФ – Дмитрия Медведева стали осуществляться нападки по рейдерскому принципу.
Итак, что же такое современное рейдерство? Это рейдерство включает в себя: все виды информационной войны, состязания компроматов, документальные подтасовки, коррупционные схемы, а также методы силового (криминального) захвата предприятий. О каждом пункте можно говорить довольно продолжительно. Об этом мы поговорим немного ниже.
В результате незащищённости интеллектуальной собственности и самого бизнеса формируется чувство неуверенности в будущем. Средний срок работы бизнеса не превышает 5 лет, а для строительства долгосрочных жизненных планов нужна уверенность хотя бы на 20-50 лет. Нет у граждан уверенности в том, что полученный ими результат удастся сохранить или что он будет также релевантен, как сегодня.
Можно еще долго меланхолически расписывать бизнес-ситуацию чёрными красками, но приведу пару примеров, возможно, кому-то они покажутся и гипотетическими.
Один бизнесмен (условно назовём его Игорь) решает создать предприятие по переработке сельхоз продукции. Причём его предприятие хочет вместить в себя полный цикл, как написано в книге Игоря: «Путь от колоска до буханки хлеба!»
Игорю приходит в голову гениальная мысль создать кооператив, где вкладчики будут получать свежие продукты ниже их рыночной стоимости. Вскоре кооператив создан, люди приносят свои деньги, а на эти средства выкупается обанкротившийся колхоз, молокозавод, и ещё пара предприятий. Вложенные деньги начинают окупаться. Вкладчики получают проценты. А сам Игорь становится звездой сельхоз рынка. Стоимость концерна превышает несколько миллиардов рублей. И всё вроде благополучно. До тех пор, пока о его фирме не подумал криминал.
Естественно, что убийство Игоря? Да, этого для криминала могло бы показаться мало! Отчего же? Потому что собрание вкладчиков может решить эту проблему, ибо по уставу кооператива вкладчики сами выберут себе нового председателя. Идея при этом с убийством самого руководителя не будет убита! Он станет знаменем развития! А нужно было именно ликвидировать САМО знамя, то есть честное и незапятнанное имя руководителя. Тогда схема рейдерства принимает «план Б», этот план долгосрочный, но более коварный. Развалить бизнес – просто! Достаточно лишить его профильных активов. Сначала наезд на молокозавод в Питере. Всё очень просто: здание в промзоне Питера, кто-то выкупил за тем, чтобы на его месте «построить жильё». Естественно, что арендаторов попросили со двора, хотя Игорь сам хотел выкупить это здание, но владелец, приватизировавший с нарушениями это здание, побоялся его продавать Игорю. В результате потери молокозавода 500 миллионов сразу на убыль.
Следующим этапом одновременно, словно стихийно, осуществляются набеги на офисы, и другие предприятия. Где-то откровенно орудуют бандиты, грабя и разоряя, как саранча всё на своём пути. Где-то госорганы превышают свои полномочия настолько, что сами не отличаются от бандитов. И это не случайно, ведь криминал успел разместить своих визави почти во всех структурах.
Естественно, что ни одно предприятие в таких условиях работать не может! Но, именно в таких условиях Игорь продавал два года молоко и другие продукты, не повышая изначальной цены. Но набеги рейдеров сопоставимы с реальными боевыми действиями, только с той лишь разницей, что «воевать» можно только честным именем и законом. Предприятия стали терпеть убытки, ведь работники не самоубийцы, просто работники перестали ходить на работу. Убыль предприятий сразу повлекла за собой убыль денег в кооперативе.
И тут начинается самое интересное! Люди, без определённого места заработка понесли деньги в кооператив (деньги немалые), чтобы потом подать в Суд иск о возврате этих средств. Причём сумма иска от «потерпевшего» многократно превышает сумму, внесённую на счёт. Естественно, что деньги никому не могут быть возвращены, пока не будут восстановлены активы. Поэтому Следственные Органы заводят уголовное дело «о мошенничестве», хотя по фактам попыток рейдерства ни одного дела не было заведено! Вскоре Игоря сажают в СИЗО, кооператив сыпется окончательно, а в СМИ можно прочитать: «Наконец-то сел организатор пирамиды!» И ещё в контекстной рекламе под статьёй можно прочесть: «Вернём деньги от пирамиды, составим иск!»
В результате заманчивая цель рейдеров достигнута! Тот, кто сам боролся за права людей – сам же назван преступником!
Вот, какая схема! Пожал бы я руку её идейному вдохновителю, некому современному Рокамболю! Если бы при этом пожатии удалось бы захлопнуть наручники на руках таких вот Рокамболей.
Читатели могут мне возразить, дескать, что журналисты – много фантазируют! А не по этой ли схеме было разбито объединение «Семейный Капитал» Игоря Белоусова? Хотя схема-то она типовая! Можно взять не кооператив, а банк; вместо молокозавода – лесопилку! Увы, схема будет везде одна.
В начале 2000х была популярна ТВ-передача «Слабое звено», там противная тётка в чёрном восклицала: «Выберете слабое звено!» И люди писали имена менее приятных им членов команды. За кого больше всех голосуют, тот и выпадает из игры. Многие люди с облегчением выходили «из круга», несмотря на возможность выигрыша денег.
Ах да, извинюсь за лирическое отступление. Тема нашей статьи посвящена рейдерству и его последствиям.
Кто же – «слабое звено» на любом предприятии? Об этом хорошо на своих семинарах рассказывает – Артём Дорожков (бизнес-тренер, Муниципальный Депутат). Вспомним слова Генри Форда:
- Если у меня отобрать завод, но оставить людей, то я построю новый завод! А, если у меня забрать людей, но оставить завод, то я ничего не смогу сделать!
Эти слова – классика бизнеса, поэтому основная задача в любом рейдерстве скрыта в работе с людьми этого «завода». Большое государство это – по сути, большой завод, где каждый рабочий выполняет свои функции, или не выполняет таковые. На захватываемые заводы внедряются штрейкбрехеры, которые через пару дней после своего прихода устроят забастовку. Эта схема была отработана ещё в 30-х, во время великой депрессии в США, когда криминал воевал за передел предприятий.
Можно ли считать крупным рейдерством оранжевую революцию? А почему нет? Ведь все признаки на лицо: информационная война, завладение активами, и коррупция. Замечу, что если бы рейдеры знали, что они получат отпор от ВСЕХ служащих конкретного завода, то не было бы рейдерств.
Также замечу, что бессмысленно было организовывать революцию в Блокадном городе, когда город ощетинился против агрессора, хотя были и отдельные забрасываемые в город провокаторы, но которые моментально разоблачались при помощи населения…
Сегодня никакой законопослушный работодатель не защищен от саботажа «своих» сотрудников, которые, не работая, будут себе ещё и требовать зарплату. По подобному принципу осуществлялась Октябрьская революция, когда пролетариат решил «выйти из-под царского гнёта». Разумный встаёт вопрос: «Не нравится работать? Не работай! Создай свой завод!»
Перекидывая мостик между «невыплатой причитающегося» и «виной государства» происходит умелое манипулирование «слабым звеном» - общественным мнением!
Вспоминается сюжет фильма «Чистыми Руками», где бандиты грабили государственные склады, а потом раздавали вещи деревенским жителям… Естественно, что, когда приходил комиссар забирать похищенное, то люди были враждебно настроены к милиции и государству. У банды была беспроигрышная игра: с одной стороны, проседает экономика государства, а с другой стороны, люди настроены враждебно. Ничего не напоминает? Увы, со времён документальных событий этого фильма прошло более 70-ти лет, но психология людей так и не поменялась.
Два года назад Антон Александрович Гетта (ныне Депутат ГД ФС РФ) презентовал книгу, которая содержала 28 коррупционных схем по госзакупкам. Эта книга предназначалась общественникам, которые выявляли «серые схемы». Тогда оппоненты говорили, что после выхода этой ценной книги возрастет коррупция, ибо больше людей узнает об этих схемах увода бюджетных денег…
Замечу, когда все «серые схемы» элементарно выявляются, то нет смысла их и применять! Разумно ведь? Так и произошло, когда волонтёры проекта ОНФ стали возвращать сотни миллиардов бюджетных рублей.
Наверное, стоит написать новую книгу - «Чёрные Схемы»! И посвятить её рейдерству? Чтобы бизнесмены знали, что может произойти, и были бы готовы ко всему, и не ловились на удочку рейдеров.
Степан Кузнецов |